Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– С архимандритом Мелхиседеком, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, мы продолжаем разговор на бытовые житейские темы, а разговор этот, как правило, становится очень интересным, глубоким, серьезным.
– Добрый день, Любовь Сергеевна, дорогие телезрители, братья и сестры, все, кто сейчас смотрит телеканал «Союз».
– Отец Мелхиседек, добавлю по Вашей просьбе, что Вы еще и настоятель подворья Оптиной пустыни – храма Петра и Павла, что тоже в Ясеневе.
Сегодня хотелось бы с Вами поговорить на тему очень сложную, в которой православному человеку не всегда легко разобраться. Мы говорим, что Господь нашу молитву слышит. То есть мы своей молитвой можем что-то выпросить (если возможно так сказать), попросить, исправить свою жизнь, что-то получить, например исцеление, работу и так далее. С другой стороны, нам часто говорят, что «все в руках Божиих, давайте положимся на Бога: как будет, так и будет». Отсюда, вероятно, и знаменитый русский авось. Что такое русский авось? Меня всегда немного смущало, коробило, даже где-то раздражало: что же мы, на русский авось такую великую державу построили? Такого просто быть не может, это произошло действительно по Божьему Промыслу.
Молитва, Божий Промысл: как же нам все это свести? Продолжать ли нам молиться или положиться на волю Божию? Где золотая середина, где это лезвие, по которому надо пройти и не поранить бы ноги?
– Вопрос очень непростой.
– Но он жизненный. Вам наверняка такие вопросы задавали.
– Есть такая мысль: делай возможное, а невозможное сделает Бог. Господь – любовь, Всесовершенство, и нам хочет всякого блага, спасения, добра. Он же и так меня ведет ко спасению, и знает лучше, что мне нужно.
Действительно, здесь надо разнести внешнюю жизнь и внутреннюю. Когда Вы мне вечером позвонили, сказали, что будет такая передача, и задали этот вопрос, я тоже долго не мог найти на него какого-то ответа. И вдруг сейчас вспомнил молитву «Отче наш». Следите внимательно:
«Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…» Все три вещи относятся не к внешним обстоятельствам жизни, а к внутренним. Бог дает в нашей внешней жизни все то, что нам полезно, и обстоятельства в жизни, в которых мы порой тоже не разбираемся, но понимаем: что Бог ни делает – все к лучшему. Это касается внешних обстоятельств жизни. Но наш внутренний мир Бог без нас изменить не может, и в этом плане нужна молитва. Мы доверяем и отдаем Богу внешние обстоятельства жизни: сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
У старца Паисия спрашивали:
– Батюшка, а Вы вот об этом молитесь?
– Нет.
– А об этом молитесь?
– Нет.
– О здоровье, о келье, о деньгах, еще о чем-то, о внешних обстоятельствах жизни молитесь?
– А зачем Богу докучать такими мелочами? Он Сам лучше знает, что мне полезно.
Но о любви, о долготерпении, о всепрощении, о доверии, о надежде мы должны молиться. И мы должны показать свое расположение: «Господи, я так больше жить не хочу. Наоборот, с завтрашнего дня я хочу жить именно так: да святится имя Твое…»
Что значит «да святится имя Твое»? Чтобы мы не забывали имени Божьего, чтобы мы всегда помнили, что Господь над нами и внутри нас. Один священник, отец Алексий, высказал потрясающую мысль: «Нам всем надо помнить, чувствовать и когда-нибудь понять, что Бог смотрит на нас не только сверху, но и изнутри».
– И все видит.
– Так вот, изнутри надо менять мир, чтобы там было имя Божие: в уме, в сердце, в делах, в поступках. Потому что, как говорят святые отцы, все должно освящаться Евангелием. Мысль, слово и поступок: по-Божьему или не по-Божьему, по белому или по черному, по добру или по злу? Всегда должна идти оценка.
Спрашивают: как обычные люди стали святыми? Трезвение. Что такое трезвение? Мысль, что мы под Богом ходим, сделала их святыми. Они не позволяли думать против Бога и ближнего, говорить против Бога и ближнего и делать против Бога и ближнего.
«Да приидет Царствие Твое». О чем мы молимся, говоря «да приидет Царствие Твое»? Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть». Когда внутри спокойствие, мир, всепрощение, не осуждение, не эгоизм, а альтруизм, служение – это Царствие внутри тебя, ты – чадо Божие. Впереди нас ждет вечность, и если ты будешь по-Божьи, по-христиански жить, у тебя уже Царство Божие будет здесь, внутри. В чем хорошее настроение? Ты поднимаешь настроение кому-то – и у тебя хорошее настроение. Ты испортил настроение кому-то – и у тебя испортится настроение стопроцентно.
– Но «хлеб наш насущный даждь нам днесь».
– Совершенно верно. Но только после чего? Только после трех прошений, которые говорят о внутреннем мире. Как раз в этом и необходимость молитвы: чтобы мы показали, что мы желаем, стремимся, хотим быть другими. Падаем – встаем, падаем – встаем, и так ползем, хоть чуть-чуть наступая на свою гордыню, эгоизм, начиная вводить ближнего в свой круг жизни; не себя ставя в центр жизни, а стараясь поставить другого человека. Вот на это может уйти вся жизнь, и уходит вся жизнь. Порой люди так и не добиваются поставленной цели, но в ней есть определенный смысл.
Еще очень важная мысль: молящийся перестает грешить; грешник перестает молиться. Человек в молитве уже не может и не должен врать: «Господи, дай мне мир с этим человеком», а на самом деле Он знает, что ты никакого мира не хочешь, что ты сам к этому не готов, не можешь до конца простить. Поэтому врать не надо, ты сам для этого еще не созрел. Ты молишься о том, чтобы тебя простили, но сам простить не готов. Ты хочешь, чтобы с тобой помирились, но сам еще мириться не хочешь. Ты хочешь, чтобы тебя любили, но сам еще не готов ответить в полноте на эту любовь. Поэтому когда человек встает на молитву, он понимает, что здесь неискренность уже не пройдет.
И наоборот, человек, который совершил тот или иной грех, перестает молиться. Почему? А потому что стыдно. Кто-то из мудрых людей сказал, что многим хотелось бы, и им даже было бы лучше, чтобы Бога не было.
– Так удобнее.
– Так удобнее. Почему сейчас протесты, например, вокруг Исаакиевского собора? Потому что переступили через черту: да пусть не будет… А тогда все оправдано, тогда все можно.
– Причем знаете, с какими интересными лозунгами вышли?
– С какими?
– Не укради. Простите, а Исаакиевский собор-то был построен Петром I в честь своего покровителя Исаакия Далматского, в день которого он родился. Это церковная собственность, которую, извините, украли совершенно незаконно. И люди выходят с лозунгами «Не укради». Ну что такое?
– Все сейчас кричат, стучат: Гаагский суд, Гаагский трибунал, права человека и прочее, и прочее. Если мы говорим о справедливости – церковь построена для молящихся людей, это же не музей. Мало того, если Исаакиевский собор по своему статусу красоты, внутреннего наполнения достоин быть музеем, достоянием всего мира, он и будет достоянием всего мира, только еще наполнится содержанием и смыслом, для которого он и был воздвигнут. «Дом Мой домом молитвы наречется». А из него сотворили вертеп разбойников. Но прежде всего это дом молитвы.
– Так надо же шампанское пить на гульбище храма. А теперь этого не будет.
– Об этом я не знаю.
– Ну как же? Можно было подняться, сфотографировать, выпить шампанское. А теперь: как же без шампанского?.. Мне кажется, что мы здесь должны проявлять, естественно, терпение, любовь, но и некую твердость, постоянно напоминать людям, что все же храм для Бога, и строился для людей. Если сейчас не будут взимать плату за вход в Исаакиевский собор, так кому от этого хуже? Тем более что музею, насколько я знаю, уже отвели новое помещение, то есть губернатор Санкт-Петербурга дал им…
– Не будет все бездумно, не будет по живому. Все будет в разумных рамках и границах, и постепенности, которая должна быть.
Но мы сейчас не об этом, мы сейчас говорим о смысле молитвы. Мы молимся, но Господь же все равно знает, что нам лучше. В чем тогда смысл молитвы? Дело в том, что свои человеческие прошения, свои мысли мы можем и должны выражать, излагать, просить. Почему? Потому что то, что дается даром, то и не ценится. Если бы обстоятельства у человека складывались в его пользу, он бы не понимал прямую взаимосвязь между своей молитвой, прошением, между собой и Небом.
Еще мне понравилась одна мысль: если бы на все наши молитвы были ответы, то это была бы переписка, а не мольба. Все молитвы, безусловно, услышаны, все, безусловно, дошли, но не все мгновенно исполнены и не на все молитвы было отвечено. И все же то, что человек «был на связи», имел собеседование с Тем, Кого он любит, – это уже чрезвычайно важно.
Как можно понять влюбленных людей, которые часами говорят о чем-то? О чем они целый вечер беседовали? Влюбленных понять невозможно, но из-за того, что они любят, они и общаются.
А что такое молитва? Молитва – дыхание души, молитва – собеседование с Богом, общение с Тем, Кого ты любишь. Старец Паисий однажды сказал: «Бог очень хочет, чтобы Его дети беседовали не только друг с другом, но и с Ним». И молитва – это и есть беседа с Богом, которая нужна нам самим. Это примитивно, когда молитва состоит только из прошений. Кстати, Василий Великий дает некий алгоритм, из чего молитва вообще строится. Она может быть любая. Мы не какие-то эзотерики, когда нужны те или иные слова, правильность соблюдения формы. Дух дышит где хочет, и не мерою Бог дает Духа. И в молитве важнее сердце без слов, чем слова без сердца.
– «Даждь Мне сердце твое», да?
– Конечно. Поэтому когда у тебя сердце без слов, когда одни благодарные или покаянные мысли, ты не перечисляешь, а просто говоришь: «Господи, милостив буди мне, грешнику». Недавно была Неделя о мытаре и фарисее. Что там было? Там было сердце без слов: «Господи, милостив буди мне, грешнику». А у фарисея, наоборот, – слова без сердца: «Я пощусь, даю десятину, я не такой, как прочие грешники, прелюбодеи, или этот мытарь».
Однажды ко мне на исповедь пришла маленькая девочка лет семи и говорит по листочку, что разбрасывала игрушки, не слушалась маму, обижала брата, не доела кашу, нагрубила бабушке и обидела кошку. И в скобках: но кошки у меня нет. Я ее спрашиваю: «А как тогда понять этот листочек?» Она тогда говорит: «Да я у Таньки списала». Вот это как раз слова без сердца. А может быть – сердце без слов.
– С Вашей точки зрения, когда детей можно учить молитве? Вы сейчас привели пример, наводящий на мысль, что дети еще не созревают для покаяния? А значит и для молитвы?..
– Так все это сложно...
– А ведь детям восьми, девяти лет надо исповедоваться по канонам.
– Секрет воспитания и научения детей – это, конечно, родители, и ведь как раз когда они могут учить без слов. Потому что «слова назидают, но лишь дела влекут» – сказал один из великих людей. Когда ребенок увидел пример матери или отца в поведении, разговоре, общении: кидает тарелку или не кидает, прерывает разговор или не прерывает, уступает или не уступает… Утреннее, вечернее правило, или просто мать мимо иконки прошла: «Господи, благослови», или отец перекрестился – вся внутренняя жизнь родителей, весь их внутренний мир будут прямой проекцией на детей. Кто-то сказал: не ругайте детей, это полное ваше продолжение, отображение, ваше зеркало. Дети – это или ваша вина, или ваша радость. Поэтому самое действенное воспитание – это, конечно, пример. Лучше не называться и быть, чем называться и не быть.
– У нас родители часто срывают зло на детях. В магазине, метро, или еще где-то, бывает видно, что у матери плохое настроение, – и шлепки, крик… Я была в разных странах, и ни в одной стране не кричат на детей так, как у нас. То ли это от внутреннего накопления проблем, или от чего-то еще?.. И рядом беззащитный ребенок...
Приведу пример. Недавно снимали фильм об одном храме. Потрясающая служба, пели «Единородный Сыне» как гимн. Редко где поют «Единородный Сыне». Это было что-то великолепное. Выхожу из храма, стоят, как всегда, люди, просят копейку. И одна женщина (заметьте, после службы) безобразно кричала на другую за то, что та собирает копейку.
– Это исключение, редчайший случай, просто аномалия. Такого у нас в жизни не бывает, я ни разу не видел.
– Бывает, батюшка.
– Нет, не бывает.
– Поспорю с Вами. То есть как? Это как раз то самое фарисейство?
– На эту тему вообще не надо говорить, это просто сумасшествие, человек перепутал цирк с церковью. Это уже такие аномалии, которых мы касаться не будем. Внимай себе. Мы должны отвечать за нашу внутреннюю жизнь. Единственный человек, за которого мы в ответе, – это мы сами. И как говорил Сент-Экзюпери, за тех, кого мы приручили.
Поэтому, возвращаясь к нашей теме, необходимы и молитва, и доверие Богу. Есть такой совет: мы все выразили, все сказали, обо всем помолились, но обязательно надо поставить большую запятую и добавить: «Но не моя воля, но Твоя да будет». Делай что должен, и будь что будет. А будет то, что Бог даст. Сделай все возможное, а невозможное сделает Бог.
Поэтому ты можешь просить о внешних обстоятельствах жизни (они самые разнообразные), но о времени их исполнения, и вообще исполнения, доверься Богу, Он лучше знает. Мы не чурбаны и не бесчувственные существа, у нас тоже есть свое представление, как лучше, полезнее, необходимее. Мы не можем всегда говорить: пусть течет, как течет. Ты сегодня можешь сделать одно дело, а можешь другое – это зависит от тебя, планы зависят от тебя. Но исполнение – зависит уже и от тебя, и от Господа.
Однажды епископу Василию (Родзянко), с которым я имел счастье общаться, сказали: «Владыка, какой Бог, какой Божий Промысл, какая Божья воля? Это так сложились обстоятельства, человеку просто повезло». Он ответил: «Знаете, я заметил: случайности и совпадения почему-то прекращаются, когда я перестаю молиться». Прямая взаимосвязь между случайностями, совпадениями и прочее. И благодарное сердце в этих событиях после молитвы начинает видеть и усматривать руку Божию, Промысл Божий, тот самый негласный ответ через обстоятельства жизни.
Еще один великий человек сказал, что случай – это псевдоним Бога. Случайность, совпадение – это Божий ответ на нашу молитву. Вот 6 февраля у нас было 20-летие со дня основания подворья Оптиной пустыни. Есть человек, ответственный за молодежное движение в храме Покрова Пресвятой Богородицы, – раба Божия Лия. И не в какой-то другой день, а именно в этот день 20-летия подворья после Литургии Лия едет в роддом и в день памяти блаженной Ксении рождает девочку, которую называют Ксенией.
– Какое чудо! Мы ее поздравляем.
– И помолимся все вместе, потому что со здоровьем у младенца Ксении некоторые проблемы. Но разве это случайность, совпадение? Это Промысл и воля Божия – на день Ксении родиться Ксении.
– Можно добавлю к этой же теме? В храме Евфросинии Московской супружеская пара прихожан пятнадцать лет не могла иметь детей. Жена пришла в храм и начала работать во славу Божию (а семья была обеспеченная), и представляете, на 30 мая, на праздник Евдокии Московской, у них родилась девочка.
– Это Промысл Божий.
– Пятнадцать лет не было детей! И года не проработала в храме во славу Божию – и родилась девочка. Ведь куда только не ездили: и по заграницам, и по врачам. А Врач оказывается рядом, в Москве.
– Вот это и ответ на молитву. Если бы девочка появилась просто так, на четырнадцатый год, никто и не задумался бы, что это Бог подарил ребенка.
– Именно на день Евфросинии.
– Поэтому вот для чего молитва: чтобы мы понимали, что есть Тот, Кто отвечает на молитвы. Вот для чего любовь: чтобы знали, Кто нам дал любовь и от Кого она исходит. Пусть имя Божие святится, хлеб насущный прибавляется, а долги мы оставляем, чтобы и нам долги оставились.
Вот тот небесный, духовный алгоритм, который дал Господь: сначала о внутреннем мире, а потом уже о внешнем. А о внешнем: сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
– Спасибо огромное, отец Мелхиседек. Очень интересная беседа. Одну из следующих программ давайте посвятим внешним вещам, поговорим о том, кто такой богатый человек, что такое деньги в современном мире. Тема интересная, и в Интернете стали много об этом рассуждать. Мы с Вами на многочисленных исторических примерах наших боголюбивых купцов, боголюбивой аристократии поговорим о том, что такое деньги в современном мире.
– Хорошо. До встречи!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!