Таинства Церкви. Беседа с Мариной Николаевной Белогубовой и Ларисой Ивановной Никулиной. Часть 2

6 апреля 2024 г.

Сегодня мы продолжаем интереснейший, очень насущный и важный разговор о влиянии культуры (а именно театра) на нашу с вами жизнь. Я с удовольствием представляю своих собеседниц. Это Лариса Ивановна Никулина, руководитель духовно-просветительского театра «Живая вода», и Марина Николаевна Белогубова, специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга в Москве Александра Дмитриевича Беглова. Мы пришли к выводу, что без театра никуда. Я, кстати, поддерживаю очень интересную фразу Юрия Грымова, который сказал: «Выключайте телевизор идите в театр». Правда, с оговоркой, что в определенный театр и на определенный спектакль, потому что у театров тоже могут быть взлеты и падения. Мы смотрели некоторые спектакли, которые принимаем, есть те, которые мы не можем принять, тем не менее лучше выключить телевизор и идти в театр, тем более в такой, как «Живая вода».

– Лариса Ивановна, сколько лет вы существуете? Я, к своему стыду, совсем недавно узнала о вас.

Лариса Ивановна Никулина:

– Мы существуем, как ни странно, двадцать лет, с 2003 года.

– Вы слышали что-нибудь о театре «Живая вода»?

Марина Николаевна Белогубова:

– Я от Вас услышала вчера, когда Вы сказали, что будет запись.

Лариса Ивановна Никулина:

– В этом смысле я всегда говорю в шутку: «Мы широко известны в узких кругах».

– Как же так получается? Двадцать лет существует театр, который мало кто знает… Вы как-то таились от нас – такие таланты…

За двадцать лет какие спектакли вы поставили, что сейчас предлагаете зрителям?

Лариса Ивановна Никулина:

– Почему мы не занимались широкой рекламой? Так получалось, что к нам приходили люди и предлагали сделать, что называется, раскрутку. Я понимала, что мы можем с этой раскруткой «выплеснуть ребеночка», мне казалось, что нам надо сохранять нашу атмосферу, в какой мы существуем, дух в нашем коллективе. Я понимала, что раскрутка может помешать. Не хотелось бы вдаваться в подробности, но нам это не было близко.

Марина Николаевна Белогубова:

– Я бы тут сделала одно маленькое замечание. Я, например, как театральный зритель, привыкаю к театральному коллективу через театральную площадку. В конечном итоге бывает очень сложно тому театру, который не имеет своей постоянной площадки. Например, я иду в Ленком – я знаю, куда иду, что из себя представляет театр. Поэтому я считаю, что это подвиг в течение двадцати лет держать планку, не имея своей постоянной площадки, сохраняя при этом основу своего репертуара, которая была обозначена с самого начала. Это очень серьезный вопрос.

– Я была на вашем последнем спектакле «Мама Габриэли». Вы арендовали площадку в оперном Центре имени Галины Вишневской – это не маленький зрительный зал (не самый большой, но и не самый маленький), он был полон.

Лариса Ивановна Никулина:

– Иногда бывает популярность и широкая известность, а нам близко признание. Начиная с 2003 года мы расширяли круг своих зрителей, которые нас признали. Они приглашали своих знакомых… И так получилось, что у нас достаточный круг своих зрителей, тех, которые нас понимают. Причем из них выделилось около ста реальных помощников, которые начинают распространять по своим каналам что-то о спектаклях, кого-то приглашать.

Марина Николаевна Белогубова:

– Есть еще один вопрос. Например, я захожу в Интернет, набираю: «Афиша» И есть достаточно большой перечень театров, спектаклей и так далее. Вы попадаете на «Афишу»?

Лариса Ивановна Никулина:

– Мы тоже раньше пытались включиться туда, но там есть свои условия, о которых сейчас долго говорить…

– Как же узнавать о вас? Нас сейчас смотрит достаточно большая аудитория зрителей телеканала «Союз». Ваша аудитория – это целенаправленные православные люди, которые с удовольствием пойдут в ваш театр. Как они узнают?

Лариса Ивановна Никулина:

– На телеканале «Союз» были о нас передачи, рассказы о наших спектаклях. У нас есть свой сайт театра «Живая вода», и есть большое количество людей, которые о нас говорят…

– Народное радио.

Лариса Ивановна Никулина:

– Да, народное, сарафанное радио. Мы удивляемся: в последнее время в оперном Центре, где триста мест, у нас практически полный зал. При этом мы иногда работаем с педагогами, с которыми стали дружны, как и со священниками. Они узнали, что мы занимаемся таким делом – целенаправленно служим своим творчеством. Когда проходят спектакли, у нас есть люди, которые звонят в школы, разные организации: «Входите в наш круг. Если мы граждане России, нас всех волнуют темы, которые мы предлагаем». Люди откликаются – это тоже работа.

 – Есть духовно-просветительский театр «Глас», он тоже этим занимается. У него есть своя аудитория.

Марина Николаевна Белогубова:

– В «Афише» он есть.

При Департаменте культуры правительства Москвы.

Марина Николаевна Белогубова:

– У него есть свое здание, есть место в «Афише». Для вашего развития это серьезный вопрос.

Лариса Ивановна Никулина:

– За эти годы мы обращались во многие организации, и церковные, и государственные, иногда приглашали каких-то представителей, у нас есть грамоты, и нам говорят, что мы большое дело делаем для России.

– Спрос есть действительно. Меня часто спрашивают: «Куда с детьми пойти, на какой спектакль, в какой театр?» Сейчас обязательно надо смотреть и читать отзывы, потому что иногда кажется, что хороший спектакль вроде должен быть, вроде бы классика – приходишь, поднимаешься и уходишь. У меня так часто бывало. Я много хожу в театры. Поднимаешься и думаешь: «Надо бежать отсюда». Хотя, казалось бы, классика.

Лариса Ивановна Никулина:

– У нас были смешные истории с батюшками, которые говорили: «Вас обязаны все знать». Зрители тоже первый раз посмотрят и говорят: «Надо, чтобы вас все знали!» Мы говорим: «Мы стараемся».

– В Голливуде есть сакральная фраза, я с ней согласна. Что хороший фильм – это сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Это абсолютно точно. То же самое для театра: наверное, хороший залог успеха – это пьеса, сценарий, новые произведения. Бояков не побоялся – поставил «Лавра» у себя в театре, хотя произведение достаточно сложное. С какими авторами вы работаете? Откуда берете темы для своих спектаклей, кто помогает их ставить?

Лариса Ивановна Никулина:

– Мы в этом смысле необычная команда. Мы начинаем с того, что у нас в сердце есть горячая боль по какой-то теме. Только тогда за что-то беремся. И поскольку мы автономная некоммерческая организация, берем только те темы, которые понимаем, что больно самим. Сначала складывается каркас, чтобы пробиться к зрителю. А хочется пробиться так, чтобы они выходили – и был катарсис. Какой-то каркас складывается, и этот каркас должен расставить свои какие-то акценты. Я считаю, подарок Божий, что с нами много лет работает Наталья Евгеньевна Сухинина.

– Прекрасная писательница.

Лариса Ивановна Никулина:

– И человек замечательный, и талантливейший писатель. Ольга Клюкина – тоже достаточно известный писатель. Когда мы начинаем работать с сырьем – целый год вынашиваем каждый спектакль. Наша команда очень дружная, и атмосфера, слава Богу, пока держится хорошая, мы что-то привносим, что-то начинаем отсекать: сырье потихоньку ограняется и в результате получаются сценарии.

Марина Николаевна Белогубова:

– Я хочу задать один вопрос – он давно меня беспокоит. Приходишь в театр (мы с Любовью Сергеевной – театралки, часто бываем в самых различных) – спектакль. Сейчас стало принято вкраплять в сценарную часть некие сцены, касающиеся православной тематики. Где-то показывают частичку службы, причастие, где-то венчание, где-то включают один из библейских сюжетов, который имеет в храме некий чин. Насколько это приемлемо для сценического показа произведения? Насколько надо тонко, грамотно к этому подходить? Потому что не все бывают на литургии, на всенощной, подготовленные. Иногда видят то, что абсолютно не соответствует самому чину данного действия. В результате у верующих возникает отторжение этого, у кого-то возникает восхищение: «Надо же, как это всё показали…» Ваша точка зрения? Тем более Вы глубоко в этой теме.

Лариса Ивановна Никулина:

– У нас в спектаклях вы этого вообще не увидите, потому что я считаю так: то, что относится к таинству, – это сакрально и вообще не надо трогать. У нас есть спектакли, посвященные Великой Отечественной войне, сейчас мы сделали премьеру «Теркин жив», где, казалось, в какой-то момент даже можно и покреститься на сцене, но я говорю: «Не надо». Это все равно сакрально. Получается, ты перед всеми накладываешь на себя крест, в этом есть какое-то выпячивание себя.

Марина Николаевна Белогубова:

– Это замечательная позиция, я с Вами абсолютно согласна, потому что есть некие сакральные вещи, которые должны быть либо по чину филигранно сделаны, либо их не нужно включать.

– Захаров, когда ставил «Юнону и Авось» (там показывается венчание), ездил в Троице-Сергиеву лавру, его консультировал священник и сказал: «Смотрите, волей-неволей пойдет чин – и повенчают у вас этих актеров. Это небезобидные вещи».

Марина Николаевна Белогубова:

– Мы достаточно много видели спектаклей, где есть целые сцены, касающиеся неких достаточно сакральных вещей.

Лариса Ивановна Никулина:

– Мы их вообще не включаем в спектакли.

– Отлично. Какие спектакли сейчас у вас идут? Давайте практическую сторону покажем нашим зрителям. Как вас найти – понятно: набираем «Живая вода», попадаем на ваш сайт.

Лариса Ивановна Никулина:

– И соцсети, конечно, у нас тоже есть. В ближайшее время у нас будет ряд спектаклей (три спектакля). Родилась тема – посвящение новомученикам – прежде всего из-за того (мне самой стыдно), что я не так много знаю новомучеников. Я знаю известных, а когда узнаешь о других – становится очень больно, что мы практически их не знаем. К нам приводят педагоги школьников на спектакли (это не значит, что мы только перед школьниками выступаем, пытаемся тоже тут балансировать), и я понимаю, что эти темы для них, темы царской семьи, царственных мучеников, – закрыты. Поэтому спектакль, который будет 21 апреля, посвящен преподобномученице Елизавете Федоровне; называется «Варежки от Варюшки». Второй спектакль посвящен святой мученице Анастасии Гендриковой, которая была преподавателем царской семьи, ее зверски убили. Я о ней раньше вообще не знала. Когда я узнала, как она вернулась к арестованной царской семье (а могла бы не возвращаться), поняла, что мы должны что-то сделать на эту тему. Будет еще посвящение новомученикам… Самое главное хочу сказать – сразу была мысль, когда мы создавались: не просто выступили со спектаклем – и всё. Мне всегда хочется сделать так, чтобы заранее были какие-нибудь встречи. Например, мы часто сотрудничали с Храмовой Надеждой Григорьевной. Она, православный психолог, заранее встречается с молодежью, школьниками, беседует на эти темы – потом смотрится наш спектакль. Это симбиоз. Не просто посмотрели спектакль, а чтобы это было познание, была познавательная часть...

Марина Николаевна Белогубова:

Я иногда поражаюсь: прекрасное произведение не очень транслируется на молодое поколение... Возьмите, например, житие Евфросинии Московской – это же легендарная судьба! Мне попала в руки замечательная книга «Белый ангел России» – о Елизавете Федоровне, ее житие для детей. Книга написана понятным языком и оказалась востребованной. Не приходила ли вам мысль, чтобы сделать спектакль на основе житий таких удивительных святых?

 Лариса Ивановна Никулина:

– Мы поставили спектакль, посвященный маме старца Гавриила Ургебадзе. Я хочу сказать: ни в коем случае не надо, чтобы кто-то играл святых. Не получится, потому что ты должен быть сам святым; тогда, наверно, сможешь прикоснуться к этому образу.

Марина Николаевна Белогубова:

– То есть в литературе это гораздо проще сделать, чем в театральном искусстве.

– Для этого надо обладать колоссальным талантом на уровне гениальности, быть как, например, Солоницын, сыгравший Андрея Рублева, – внутренним чутьем каким-то он сыграл. Не думаю, что он был тогда особо верующим человеком.

Марина Николаевна Белогубова:

– Царские страстотерпцы – они же в лике святых.

Лариса Ивановна Никулина:

– У нас в спектакле их не играют.

Марина Николаевна Белогубова:

– Взять спектакль «Царский венец», который поставил Новый театр Боякова, – там очень деликатно все сделано.

– Между игрой и повествованием, конечно, большая разница.

Лариса Ивановна Никулина:

 – Любовь Сергеевна, если Вы видели этот спектакль, Вы понимаете, что мы постарались о старце Гаврииле Ургебадзе через разные сюжеты рассказать, но никто у нас его не играет.

– Казалось бы, старец грузинский. А что там такого можно сделать, чтобы увлечь? Почему американцы говорят: «сценарий, сценарий, сценарий»? Должно быть интересно. Иногда мы смотрим документальные фильмы, касающиеся нашей православной темы. Посмотрим две минуты и выключаем, потому что неинтересно.

Марина Николаевна Белогубова:

– У нас есть такой шедевр, как фильм про Александра Невского. Это действительно очень тонкая тема, но все-таки у нас есть примеры в искусстве, когда показываются эти уникальные личности, которые являются примером не только в святости и в жизни, а в защите православия.

– Я бы согласилась здесь в большей степени с Мариной Николаевной, наверное, потому что святые на небесах, но они жили в земной жизни, были нашими согражданами, соотечественниками и тоже совершали ошибки. В жизни вряд ли они были святыми.

Лариса Ивановна Никулина:

– Здесь речь идет о том, что к этому нужно прикасаться очень деликатно, тонко.

– С другой стороны, если бы Эйзенштейн не снял фильм «Александр Невский», мы бы не имели его, а он вдохновлял наших воинов в сорок первом. В 1938 году его сняли, после пакта Молотова-Риббентропа запретили, чтобы не будоражить отношения. В 1941-м он был кстати. Как он вдохновлял!..

Лариса Ивановна Никулина:

– Мы поставили премьерный спектакль «Теркин жив». Мы не театрализовали всю поэму Твардовского «Василий Теркин», а постарались сделать такую композицию, чтобы соединить в ней и какие-то истории из специальной военной операции. Очень волновались, потому что тема сейчас жгучая, болевая. Но многие люди, которые к нам приходили, педагоги, разные зрители, говорили, что это очень своевременно. Цель у нас: поднятие духа наших воинов, людей. А Теркин несет в себе такое ободрение. Сейчас у нас цель – стараться выступать на многих площадках. Премьеру мы показывали в оперном Центре Вишневской, где были разные зрители. Мы приглашали из госпиталей раненых воинов, и было важно их мнение. Они как раз подтвердили, что это очень важно, нужно сейчас.

Марина Николаевна Белогубова:

– Театральное искусство – это все-таки наше все, и оно разнообразно. Букет если только из одних цветов – вроде бы красивый, но чего-то не хватает. А когда разнообразное многоцветие, это не только вдохновляет, но дает возможность возрастать на разных театральных традициях, разных школах, поэтому я могу сказать: замечательно, что у нас есть работающий двадцать лет театр.

Марина Николаевна Белогубова:

– Имеющий свою аудиторию, с прекрасным названием «Живая вода». У меня даже возникла ассоциация: «Живая вода» – ваши зрители. Это живая вода. Она привлекает к той удивительной теме, которой вы касаетесь в своих спектаклях. Успеха вам!

Лариса Ивановна Никулина:

– Приглашаем на спектакли.

– Спасибо! Будем приглашать наших зрителей.

Друзья, я очень рада, что мне удалось сегодня познакомить вас с замечательным театром «Живая вода». Театр наш православный, куда можно ходить с детьми, всей семьей, и надо обязательно сходить. Нас смотрят не только москвичи, но и вся Россия. Когда приедете в Москву, обязательно посмотрите, где идут спектакли театра «Живая вода».

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать