– Батюшка, наша программа выходит в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Я прошу Вас поздравить наших зрителей.
– Дорогие телезрители, мы с вами на пороге великого праздника – Входа Господня в Иерусалим. Это один из 12 важнейших церковных праздников. Очень серьезный, глубокий праздник, наполненный скорбью, печалью. Тем не менее за этой скорбью и печалью видится, как сейчас говорят, свет в конце тоннеля; видится свет Христова Воскресения. Так Господь Иисус Христос завершает Свой подвиг.
Сегодня мы вспоминаем, как Господь воскресил четверодневного Лазаря. Напомню это событие. Когда Христу сказали, что Лазарь очень болен и находится на пороге смерти, Он сразу же пошел к нему, потому что очень хорошо относился к Лазарю. Но Лазарь умер. Когда они пришли к пещере, где находился Лазарь, Марфа ответила, что тело его уже смердит. Израиль – жаркая страна, в таких жарких странах хоронят в день смерти, потому что тело человеческое подвержено тлению, и умерший человек часто источает своеобразный, очень неприятный запах тления.
Христос велел отвалить камень от гроба и несколькими словами воскресил Лазаря. Он сказал приказом, который мог дать только Господь, Начальник всей твари: «Лазарь, иди вон!» И Лазарь, опутанный погребальными пеленами, вышел из могилы. Люди, которые стояли рядом с пещерой, были поражены, ведь Господь сотворил величайшее чудо – воскрешение из мертвых.
Я часто говорю о том, что люди, которые занимаются волшебством, магией, колдовством и связаны с духами злобы поднебесной, могут сотворить (и творят) очень много чудес. Они исцеляют людей. Вы спросите: почему? Потому, что источниками наших болезней являются духи злобы поднебесной. К человеку приставляется этот дух как палач его тела, его жизни. Как же эти люди, подчиненные сатане, могут творить такие чудеса? Ведь они, как и их покровитель – дьявол, ни на что животворное не способны (животворит только Господь), несут в себе смерть, разложение, пустоту, скорбь, уничтожение. Каким же образом они вдруг совершают исцеление? А они совершают исцеление.
Они управляют духами злобы поднебесной. В иерархическом стане духов злобы поднебесной есть старшие, младшие, более сильные, менее сильные и так далее. По магическим формулам слабый дух изгоняется более сильным духом, которого призывают к больному человеку эти люди, творящие чудеса и связанные с духами злобы поднебесной. Слабый дух, давший человеку болезнь, отходит, и к человеку приставляется более сильный дух, который отогнал слабого духа. И бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 45).
Я слышал, что люди, исцеленные такими приспешниками сатанинской силы, заканчивают жизнь очень плохо (происходит какая-то катастрофа, еще что-то). И лишь очень немногие (и это, безусловно, для нас тайна) доживают до пожилого, старческого возраста.
Духи злобы поднебесной воскрешать не умеют. А Христос сотворил три чуда воскрешения из мертвых. Они не могут повторить и другое чудо, которое совершил Христос, – накормить людей. Мы знаем из Евангелия, что в одном случае Христос накормил 5 тысяч человек (кроме женщин и детей), в другом случае – 4 тысячи человек и еще остались остатки пищи, которые были переложены в корзины, короба.
Все остальные чудеса эти люди могут совершать. И это не ловкость рук, не какое-то мошенничество (только фокусники так поступают); здесь совершается чудо на глазах. Некоторые люди, обратившись к ним, становятся их приверженцами именно потому, что они могут человека исцелить. Дескать, куда же обращаться, если врачи не помогают?
К Богу надо обращаться. У нас есть таинство Покаяния. Надо сказать, что из-за грехов наших нам посылаются болезни. Поэтому нужно очистить свою душу, потом причаститься Святых Христовых и Животворящих Таин. Очень многие люди исцелялись после этих двух таинств. А если присовокупить еще и таинство Елеосвящения (Соборования), то такая благодать Божия дается человеку, что порой не понимаешь, почему же исцеление не совершилось. Но, видно, на то воля Божия; Господь дает жизнь и отнимает ее, когда Он этого хочет.
Люди, которые видели воскрешение Лазаря, прославили Бога. Они поняли, что перед ними не просто пророк, а Сам Господь.
На основе этих воскрешений можно представить картину всеобщего воскресения из мертвых, когда Господь придет судить живых и мертвых в день Своего Второго Пришествия.
Господь совершает чудо воскрешения Лазаря накануне Своего вхождения в Иерусалим. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – праздник, который мы завтра будем праздновать. Вербы являются предвестниками того, что скоро на деревьях распустятся листья, появится завязь, то есть скоро природе даруется жизнь.
Господь въезжает в Иерусалим на ослике, сопровождаемый учениками и народом. Перед этим Он обращается к Иерусалиму со словами, которые врезаются в сердце, мурашки бегут по телу. Что Он говорит, обращаясь к Иерусалиму? Он же пришел к евреям, не к нам. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что тайна распространения христианства по земле заключается в том, что Израиль отпал от Бога. Иудеи не приняли Христа. А если бы приняли, что было бы? У святителя Иоанна Златоуста есть замечательный том проповедей «Против иудеев», где он говорит, что если бы иудеи приняли Христа, они не дали бы распространиться христианству по всему миру. Так бы мы и остались, наверное, язычниками.
– А почему они не дали бы распространиться христианству?
– Они свою веру иудейскую охраняли, ограждали от мира, не давали людям соприкоснуться с их учением. Так же было бы и с христианством.
Поэтому, несмотря на скорбь от того, что иудеи отпали от Бога, для нас это оказывается великой радостью, которая оживотворила языческие народы, и огромная часть людей пришла ко Христу.
Надо помнить, что христианство – самая высоконравственная религия на Земле. У нас есть заповеди, которые были даны Моисею на горе Синай; заповеди блаженств, которые Господь дал Своим ученикам и всему миру. Ни в какой другой религии подобного не явлено.
Благодаря исполнению заповедей Божиих, на основе исповеди, на основе Евхаристии, которую установил Господь Иисус Христос перед Своим распятием, мы можем надеяться, что, по милости Божией, наследуем спасение, как многие христиане в течение двух тысячелетий.
– Вы сказали, что христианство – самая высоконравственная религия. Мы помним, что в XIX веке Федор Михайлович Достоевский устами князя Мышкина говорил о том, что католичество он христианством не считает. Как Вы полагаете, насколько верно это утверждение Достоевского, сказанное в романе «Идиот»? И что сейчас мы могли бы сказать?
– Мы знаем, что Западная Церковь, которая потом стала именоваться Католической Церковью, основана, как и Восточная Православная Церковь, на Священном Писании, Священном Предании, постановлениях семи Вселенских Соборов, постановлениях десяти Поместных Соборов. На Первом и Втором Вселенских Соборах разработали догматы о троичности, о Божестве Иисуса Христа, о Божестве Духа Святого и был составлен Символ христианской веры, который мы каждый день читаем во время утреннего правила и поем во время Божественной литургии. Третьим Вселенским Собором, который принял Символ христианской веры, было постановлено, что никто не смеет ни прибавить, ни убавить ни одного слова из этого Символа веры. И было сказано, что тому, кто это совершит, – анафема. Это слово звучит очень страшно, конечно; то есть человек будет отлучен от животворящей Церкви. А Церковь – это корабль, который ведет нас сквозь бурные волны житейского моря к берегу спасения.
Так вот, как мы знаем, Западная Церковь прибавила слово к Символу веры. Это произошло в V веке в Испании. Мы читаем: «И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго». А Западная Церковь прибавила об исхождении Святого Духа не только от Отца, но «от Отца и Сына исходящего». Таким образом Западная Церковь попала под анафему.
С тех пор, как это произошло, и многие православные богословы, и святые считают, что таинства там не совершаются, потому что они отлучены от благодати Божией. Быть отлученным от благодати Божией означает, что сколько бы ни читали молитв во время хиротонии в священный сан, это не прибавит Духа Святого. То есть даже священства они лишены. Значит, таинства в Западной Церкви не совершаются. Они могут совершать только таинство Крещения в воде. Но и каждый крещеный мирянин может совершить таинство Крещения в воде в особых случаях (когда человек при смерти, может умереть и его надо срочно крестить)...
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
У книжной полки. Путь православия
Божественная литургия 26 января 2025 года
Божественная литургия 26 января 2025 года
Православная Брянщина. 25 января 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!