Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

20 апреля 2024 г.

Сегодня протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма Трех Святителей в Архангельском (поселение Воскресенское), продолжает свои беседы.

– Хочу поздравить с продолжением поста. Я думаю, что у каждого из нас он проходит благоприятно. Сейчас поститься легко, если не ущемлен финансово: рынки наполнены, и очень легко выбрать для себя подходящий продукт. В советское время было трудно. Помню, я за гречкой стоял два часа, чтобы поститься. Все было более скудно. А может быть, это и правильно; может быть, это и нужно для души. А сейчас что ни стол, то ресторан, хотя и постный.

– Вспомните, как у Шмелева в произведении «Лето Господне» ребенок описывает свои впечатления от постного рынка? Во время Великого поста до революции открывались так называемые постные рынки. Так вот, ребенок шел по рынку, а там огурчики, помидорчики, моченые яблоки, постные пряники, халва и прочее. И он восклицает: «Почему же говорят, что Великий пост – это скучно и тяжело, когда все так вкусно?» У Шмелева просто волшебное описание постного рынка.

– Так что с легким постом всех нас. Даже иногда не хочется выходить из поста – так все вкусно...

Продолжим наши беседы о жизни Иисуса Христа. Мы в прошлый раз остановились на родословии Иисуса Христа. Мы будем говорить о жизни Христа как бы штрихами и, может быть, непоследовательно, но поговорим о центральных событиях Его жизни.

Начнем с темы благовестия Захарии о рождении Иоанна Предтечи. Захарии явился Архангел Гавриил с благовестием о том, что услышана молитва его, у него родится сын, которому надо дать имя Иоанн. Захария вострепетал и испугался этого явления, когда между жертвенником и алтарем явился ангел, который сказал ему: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк. 1, 13).

О чем была молитва? Здесь придется обратиться к толкованию. Захария и Елисавета были уже в преклонных летах. Они не имели детей, и возраст уже подтверждал, что детей никаких не будет. Неужели же архангел говорит Захарии о молитве, намекая о детях? Нет.

Святитель Иоанн Златоуст толкует это место из Евангелия так: Захария молился о мире; с другой стороны, о том, чтобы наконец-то был явлен Тот, о Котором говорили пророчества, – Сын Божий и Сын Человеческий. Мир уже находился в таком безнравственном тупике, что душа Захарии жаждала этого пришествия и молилась, чтобы как можно скорее это свершилось. В особенности это было нужно израильскому богоизбранному народу... Вот в чем заключаются слова архангела, сказавшего: «Услышана молитва твоя, у тебя родится сын, и наречешь ему имя Иоанн».

Но Захария не поверил. Это подтверждение того, что Захария молился не о деторождении. Он удивился: «Как так? Я в таких летах – и у меня родится сын? Не может этого быть». И за то, что он не поверил, он стал нем. Но при этом было дано повеление назвать родившегося сына Иоанном. В традиции иудеев детей нужно было называть именами своих родителей или прародителей, но ни в коем случае не новыми именами. Кстати, в Греции тоже такая традиция существует: обязательно называть своих детей именами своих родителей. Видите, откуда это все исходит? Из Иудеи.

Захария за неверие лишился не только дара речи, но и слуха. В будущем мы еще вернемся к этому событию, связанному с рождением Иоанна Предтечи.

Следующее событие – Благовещение Пресвятой Богородицы. Я ранее поздравлял всех с этим великим праздником. Дай Бог нам в чистоте своей и вере своей уподобиться Пресвятой Богородице. Так вот, тот же Архангел Гаврил благовестил Деве Марии о том, что Она зачнет Сына. При этом Она не устрашилась, не выразила ни одного слова недоверия, как Захария. Она приняла это на веру, только спросила: «Как это произойдет, когда Я мужа не знаю?» Она так и не познала мужа, и мы Ее величаем Приснодевой, то есть «всегда Дева». И до и после Рождества чудесным образом сохранилось девство Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Богородица зачала и с этой радостной вестью направилась к Елисавете, жене Захарии, которая к тому времени уже шесть месяцев была беременной. Пресвятая Богородица была в великой радости от того, что станет Матерью не простого Человека, но Богочеловека.

После того как Пресвятая Богородица побывала у своей двоюродной сестры Елисаветы, Она снова вернулась домой. Через некоторое время рождается Иоанн Предтеча. Когда Елисавета сказала назвать сына Иоанном, ей говорили: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем (Лк. 1, 61). И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему (Лк. 1, 62–63). И отверзлись уста Захарии, и он стал хвалить и прославлять Господа.

Родился пророк. По словам Иисуса Христа, из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11).

Когда Пресвятая Богородица зачала, праведный Иосиф (который был из царского рода) узнал об этом и восскорбел в сердце своем. В Иудее были строгие законы; женщину, которую застали в прелюбодеянии или которая в прелюбодеянии зачала, насмерть побивали камнями. Иосиф был праведником, человеком, который обладал возвышенным чувством любви. Он решил тайно отпустить Марию. И явился ему ангел и сказал: не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 20–21).

Иосиф успокоился и принял жену свою Марию. Она, собственно, не была никогда женой Иосифа; Она была обрученной, но находилась в статусе жены. Иосифу было поручено охранять девство Пресвятой Богородицы, воспитывать рожденного Сына Господа Иисуса Христа и своим сосуществованием с Пресвятой Богородицей защитить Ее от казни иудейской. Повторюсь, Она родила не от Иосифа, а по иудейским законам это было смертным грехом, за который женщин побивали камнями.

Родился Господь наш Иисус Христос. В апокрифических Евангелиях описывается это событие и говорится, что вся природа замерла, животные, которые населяют землю, остановились в своем движении, птицы – в своем полете. И так далее.

В Евангелии это описывается скупо, просто. Сказано, что Иосиф и Мария вынуждены были пойти в Вифлеем, потому что совершалась перепись. Так как царь Давид был из Вифлеема иудейского, Иосифу с Марией пришлось пойти для переписи в Вифлеем. Там Мария родила. За неимением места в гостинице, Мария родила Иисуса Христа в пещере, где собирали скотину для того, чтобы ее накормить, напоить. Мы знаем, что на некоторых иконографических изображениях рядом с Богомладенцем находятся вол и осел.

Когда родился Господь Иисус Христос, пришли волхвы. Волхвы – это мудрецы. Предание сохранило веру в то, что это люди, управляющие своими странами, цари. Поэтому они, наверное, и смогли встретиться с царем Иродом. Волхвы пришли для того, чтобы поклониться Богомладенцу Иисусу Христу и принести Ему дары: ладан – как Богу, золото – как Царю и смирну – как смертному Человеку.

Параллельно и пастухам, совсем простым людям, явился ангел. Если волхвы были мудрецами, образованными людьми, то пастухи – простые люди, которые, наверное, и читать-то не умели, но были тружениками, пасли стада. И им явился ангел Господень и сказал о том, что в Вифлееме родился Сын Божий и надо пойти и поклониться Ему. Если волхвы несли с собой дары, то у этих пастухов не было никаких даров. Единственным их даром была вера, которую они явили после слов ангела: они не усомнились и пошли, чтобы встретить рождение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вот такие события произошли, связанные с рождением Иисуса Христа.

Прошло время, наступил восьмой день, когда по завету, по канону иудейскому каждый младенец мужского пола должен был пройти обрезание (со времен Моисея повелась эта традиция). Святое семейство пришло в храм для этого. Это совершалось в храме Господнем, приносились две горлицы или два голубя. Все происходило в тишине, потому что никто, кроме пастухов и волхвов, не знал о рождении Христа.

На сороковой день необходимо было Младенца посвятить Богу. И здесь происходит удивительное, можно сказать, чудесное событие в истории жизни человеческой и христианства. Некий книжник пришел в это время в храм иудейский и принял Господа на руки. Это был Симеон Богоприимец. Он был одним из семидесяти переводчиков Священного Писания Ветхого Завета. В свое время он переводил место из Книги пророка Исаии: се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14). Он не поверил этому, зачеркнул и написал «Жена» вместо «Дева». Тогда предстал ему ангел и сказал, что он доживет до того времени, когда родится от Девы Господь Иисус Христос.

Симеон прожил, по преданию, 360 лет. Движимый Духом Святым, он пришел в Иерусалимский храм и встретил Святое семейство. Духом Святым он познал, что на руках у Святого семейства именно Тот, Который произошел от Девы, взял Его на руки и произнес слова, которые поются во время всенощного богослужения: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

После этого Симеон удалился, силы оставили его, и он предал душу свою Господу. Исполнилось обещание Господне, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Богомладенца.

С этим событием связан великий праздник Сретения Господня, что значит – встреча Симеона Богоприимца, как бы олицетворяющего человечество, с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Аминь...

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 26 июня: 09:05
  • Суббота, 29 июня: 03:00
  • Суббота, 29 июня: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать