Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня с архимандритом Мелхиседеком мы говорим на очень серьезную и интересную тему: кто же такой ближний?
Знаете, с чего бы я хотела начать? Не секрет, что наши программы мы записываем. И сегодняшнюю нашу программу мы записываем в день памяти, наверное, первого новомученика Российского – митрополита Владимира (Богоявленского). Очень интересная личность. Вообще, он мне духовно близок. С ним была очень трагическая история, я даже не имею в виду его кончину, которая, конечно, не поддается никакому объяснению. Ведь в числе тех, кто его расстреливал, был его ближайший воспитанник – его келейник. Самое удивительное, что настоятель Чудова монастыря старец Герасим предвидел это и говорил владыке (я это сама читала): «Ты прогони Пашку, он тебя убьет». Это был 1910 год, если не ошибаюсь.
– В смысле это пророчество было в 1910 году?
– Да. А владыка говорил: «Что Вы! Как же? Я его воспитываю, поил, кормил, я ему дал образование». И так и получилось: едва ли не самый ближний к владыке человек оказался в числе его убийц. Почему так вообще могло произойти, отец Мелхиседек, если разбираться и с духовной точки зрения, и с нашей земной?
– Дело в том, что явление в нашей жизни предательства, несоответствия интересов, взглядов встречается очень часто. Благородно было бы отойти в сторону. Когда не твой человек, не твой образ мыслей, не твои интересы, не твое сердце, не твоя душа, не твои мысли – просто отойди в сторону, и все. А получается так, что пользуются до какого-то момента (это касается повседневной жизни любого человека, не только жизни новомученика Владимира), а когда наступает момент «Х», когда всё получили, вот тогда уже человек не нужен.
Самое страшное – это, конечно, предательство в семье. Раньше тяжело было представить, когда в браке вдруг говорят: «Ну, разлюбил…А почему я должен тянуть лямку?» Есть такая поговорка: седина в бороду, бес в ребро. Мы же знаем и по исповеди, и по средствам массовой информации, и по нашей современной жизни, как страшно на сегодняшний момент вот это предательство внутри семьи.
Недавно я листал энциклопедию Брокгауза и Ефрона, где говорится о том, что на 1903 год в России на тысячу браков было три развода. У нас сейчас на тысячу браков семьсот разводов. Можете себе представить?
– Ужасная статистика.
– А половина из них, то есть триста пятьдесят, в первый год совместной жизни. Почему? А это бесконечный эгоизм, неготовность уступать. Семья состоит не только из мужа и жены. Если сын и мать – это семья, отец и сын – это семья (может быть, только они и остались). То есть там, где два человека, – это уже семья. И если ты воспринимаешь семью как наслаждение, а не служение, тогда это глубокая ошибка. И когда ты в брак идешь ради отдыха, а не ради подвига – это тоже ошибка, ты никогда этого не найдешь.
Я вспоминаю наши советские времена, когда к дефицитным товарам, например к колбасе «салями», в довесок была перловка.
– Да, обязательно что-нибудь невостребованное.
– Так распродавались, с одной стороны, дефицитные товары, а с другой стороны, все то, что идет в довесок.
– К хорошим театральным билетам в довесок какой-нибудь малопопулярный театр.
– Совершенно верно. Так и в нашей жизни. Как рыба не бывает без костей, так и человек не бывает без недостатков. Она терпит твои недостатки, а ты потерпи ее. У нее есть достоинства? Есть. У нее есть прекрасные положительные моменты? Есть. Вот и надо заострять внимание на этом. Конечно, самое страшное в жизни – это предательство. Почему? Потому что человек посвятил тебе жизнь…
– Да. Получается, был твоим ближним.
– Не только ближним, вы проросли друг в друга, особенно муж и жена. Когда дети бросают родителей и родители детей – это большая редкость. Но самое страшное событие сегодняшнего XXI века – это когда совершается предательство в семье. На сегодняшний день это трагедия. Потому что на чужом горе своего счастья не построишь. Особенно это касается женщин, которых оставляют мужчины. Он говорит: «Да она стала какая-то не такая». Конечно, не такая. Она родила тебе двоих (троих) детей. Раньше она была 90-60-90, а сейчас располнела, но она же в этом не виновата. Антоний Сурожский однажды сказал: когда вы женитесь, понимайте, что вы женитесь на девушке, на женщине и на будущей старушке. Предполагайте, что невозможно никакой перемены, никакого запасного парашюта. И вот так человек должен настраиваться на всю жизнь.
А что сейчас? Если бы у нас были только каналы «Союз», «Спас» и «Радость моя», а у нас других каналов около пятисот, а может, и больше.
– Больше тысячи уже. Потому что спутниковые тарелки берут огромное число каналов со всех стран.
– А что там? Полюбил, значит, имеешь право разлюбить. То есть чувство долга, чувство верности, а не предательства, потихонечку «вымылось» из мозгов. Сейчас даже у школьников заранее есть вариант выбора, вариант иной возможности. Это, конечно, не приведет ни к чему, кроме горя. Потому что неверный в малом неверен и во многом.
Поэтому чрезвычайно важно иметь внутренний потенциал и внутренний настрой на то, что наша жизнь не место отдыха, а место подвига. Гладко ничего в жизни не бывает, что-то придется в жизни потерпеть.
– А вот православных упрекают: «Всё у вас в подвиге. Почему вы просто не можете жить, наслаждаться жизнью, солнышком? Почему не можете наслаждаться пением птиц, собиранием грибов? Вас, православных, все тянет на подвиги, какие-то вы все время мрачные».
Увидеть православного человека радостным, улыбающимся – это проблема, и Вы, батюшка, это знаете лучше, чем я.
– Есть еще одна потрясающая мысль: как мне надоела эта свобода, хотелось бы сменить ее на счастье. Поэтому, пожалуйста, без Бога широкая дорога: туда, сюда... Но когда речь заходит о счастье, это уже более существенно. Кто-то из мудрых людей сказал: главные вещи в жизни – это не вещи. Если человек думает, что это вещи и внешняя обстановка, то когда эта обстановка сложилась, упаковалась, оказалось, что все равно что-то не то. Если человеку дать все, он скажет: это еще не все.
– Но как же наши старцы умудрялись быть радостными?
– А потому что весь мир христианина, вся его внутренняя энергия и цель в том, чтобы как раз быть независимым от внешних обстоятельств жизни: от здоровья, возраста, денег, от погоды, сердечного давления и прочего, прочего. Вот когда человек получил эту свободу во Христе, она и делает его радостным, счастливым и независимым. Независимым от чего? Независимым от греха.
Иудеи подошли к Спасителю, и Он им сказал: «Если Сын освободит вас, то воистину станете свободными». Они отвечают: «Мы – дети Авраама и не были рабами никому никогда». Господь им говорит: «Всякий творящий грех есть раб греха, но если Сын освободит вас, воистину будете свободными». О какой свободе Он здесь говорит? О каком внутреннем мире? О свободе от греха, от зависимости.
Посмотрите сейчас: каких только зависимостей нет у людей! А Христос пришел ради того, чтобы нас избавить от них, чтобы мы на самом деле были людьми свободными и счастливыми. У Исаака Сирина есть потрясающие и страшные слова: «Дьявол скоро даст людям такую свободу, которая будет хуже всякого рабства». Ты свободен? Да. И можешь делать что хочешь? Да. А толк в том, что ты делаешь все, что хочешь, есть? Нет.
Ты в семье делаешь что хочешь – у тебя нет семьи. Ты с супругой вел себя как хочешь – ты потерял супругу. Ты с детьми вел себя как хочешь – ты потерял детей, которые перестали тебя уважать, любить и прочее. Ты с начальником вел себя как хочешь – ты остался без работы. Ты с друзьями вел себя как хочешь – и остался без друзей. Ты с телефоном делал что хочешь, а теперь ты без него не можешь прожить и пяти минут. То же самое алкоголь, наркотики, плотская страсть. Свобода – но она превратилась в рабство.
Поэтому всегда должна быть грань, всегда выбор, всегда контроль, всегда надо включать мозги. Вот именно что все время подвиг между добром и злом. Потому что только мертвая рыба плывет по течению, и только живая плывет против течения. В этом, собственно, и жизнь человека: ты всегда борешься внутри себя за самого себя, за свою человечность. А потерять человечность можно в одну секунду. Как вот этот Пашка-келейник, который убил митрополита Владимира, – он потерял человечность в одну секунду. Почему? Потому что, наверное (я не знаю подробностей), в тот момент это было ему нужно, выгодно, ему так хотелось. Может быть, чтобы сохранить свою жизнь: ты своими руками убил святителя, зато красноармейцы, матросы оставили тебя в покое. Тут есть масса всяких вопросов, потому что предательство вырастает не на голой почве.
– Поэтому мы и рассуждаем сегодня о том, кто ближний. Недаром я привела пример, когда, казалось бы, ближний человек...
– Да, это самое страшное.
– И сейчас мы тоже путаемся, не понимаем, кто ближний. Посмотрите, детские дома по-прежнему переполнены, дома престарелых по-прежнему переполнены. Это свидетельство чего? Казалось бы, дети и родители – вот они, ближние. Что происходит? Родители оставляют детей, дети оставляют родителей. Нормальна ли эта ситуация в нашей православной христианской стране?
– Естественно, ненормальна. Но если провести статистику: сколько православных оставляют детей и сколько православных сдают родителей? Сейчас, кстати, отношение к этому немножко изменилось.
– Меняется в лучшую сторону. Но тем не менее.
– Например, мы окормляем дом престарелых (пансионат для ветеранов труда № 6) на улице Островитянова. Там четырехразовое питание и иногда такой уход, который не могут предоставить своим родителям работающие дети. Там есть и платные отделения, и на дом престарелых дети тратят денег больше, чем тратили бы у себя дома. То есть они идут на какую-то жертву ради ухода. Тут тоже есть момент не совсем безнравственный.
– Я не могу этого понять, честно скажу. Какой бы уход ни был. Можно взять сиделку на дом, в конце концов. Все-таки какой-то элемент отделаться от престарелого человека здесь есть. Я помню, как умирала моя покойная мама, ей было тяжело, и мне тоже сказали: «Она после инсульта, Вы не справитесь». Но я сказала: «Нет. Ну как я отдам ее в дом престарелых?..»
– И такая сторона жизни тоже есть. Вот сейчас у нас ухаживают за бабушкой, которой девяносто пять лет. Ее отправили в больницу (то ли с отеком легких, то ли с пневмонией) на семь дней, а из больницы привезли с пролежнями, которых не было за пять лет, с исколотыми венами и прочее… И женщина, которая за ней ухаживала, сказала: лучше бы я в больницу ее не отдавала…
– Осуждать мы, конечно, не будем, потому что ситуации у всех абсолютно разные, мы их не знаем, а как говорится, чужую беду руками разведу. Но то, что даже детей оставляют. Скажем, взрослый человек что-то может понять, а дети не могут понять этих обстоятельств и не хотят их понимать.
– Дело в том, что сейчас за всю страну мы на все эти вопросы не ответим. Поэтому есть такая правильная установка в духовной жизни: внимай себе. Надо все время требовать только от самого себя. Не у всех есть престарелые родители, никто, за редким исключением, не оставил ребенка в роддоме. Но сколько мы в повседневной жизни проходим мимо друг друга. Вот вчера близкий человек мне сказал: «Иду по улице в храм, а он со мной не поздоровался, как будто меня нет. Что это такое?» То есть элементарное внимание между нами – это как раз и есть то малое, с чего начинается плохое, и то большое, что начинается с малого. Всё начинается с внимания: ты будь внимателен даже в мелочах. Если ты внимателен в мелочах и понимаешь, что жизнь не место отдыха, а место подвига, то заставить свой язык на какое-то доброжелательное…
– Это самый большой подвиг.
– Вот именно. Но если человек приучает себя с малого, тогда он не дойдет до большого, когда вдруг что-то случилось с родными, с мамой, папой, женой.
Мужчина попал в аварию, лежит, жена за ним ухаживает. Так прошло сколько-то времени, и потом она его спросила: «А если бы такое случилось со мной?» И он несколько минут думал.
– Но откровенно, честно, да?
– Да. Поэтому вот геройство нашего времени, вот подвиг нашей жизни, вот внутреннее устроение. А что было бы, если бы она бросила инвалида, потому что где-то там устроенная жизнь? На самом деле это предательство, которое, мне кажется, человеку вернется.
И наоборот, любое служение (памперсы, «утки», пролежни) потом вернется человеку совершенно другим настроением, устроением и совершенно другим везением. Потому что везение от Бога. И это вернется долголетием. Почему? Однажды мне один оптинский игумен сказал: «Знаешь, почему люди долго живут? Потому что они кому-то нужны». Поэтому я говорю, что лучше в дом престарелых ходить и служить, чем в нем лежать. Тот, кто служит кому бы то ни было – в семье или друзьям, приходу, работе, общему делу, – тот будет долго жить. Почему? Потому что люди хотят, чтобы этот человек пожил подольше, потому что он просто хороший человек.
Кто-то из мудрых людей сказал: если православному христианину, доброму человеку, не повезло с деньгами, ему уже очень повезло, что он просто добрый человек. Вот к этой внутренней доброте и надо стремиться, это самый главный стержень, фундамент и опора нашей жизни.
– Деньги – это вообще отдельная тема разговора. Кстати, может быть, мы с Вами действительно выберем эту тему для разговора?
– Однажды один губернатор сказал: деньги – это зло, но когда их больше – зла меньше. А я его поправил: когда они в нужных руках.
– Давайте поговорим на эту тему. Сейчас и в Интернете, и священники уделяют много внимания этой теме. И есть знаменитые высказывания афонских старцев на эту тему. Давайте поговорим об этом.
– Давайте мы сделаем эпиграф к нашей будущей беседе: надо есть деньги, но чтобы деньги не ели нас.
– Очень мудро, интересно.
– Мы за деньги все покупаем и это едим, но чтобы деньги не ели нас.
– Но давайте вернемся к нашей теме. Сколько сейчас семей священников берут детей из детского дома. Кстати, скоро я буду снимать фильм об одном храме, где очень примечательный батюшка, который уже столько детей взял в свою семью! И не богатый. Это не Москва, это Подмосковье, там жизнь уже немножко другая. А сколько там любви, добра, милосердия… Удивительно!
– Знаете, наверное, к христианину приходит какое-то открытие, какое-то внутреннее понимание жизни, устройства этого мира. И, наверное, вспоминают одного из греческих философов – Сократа. Мне почему-то запомнилась эта его мысль: «Истинная жизнь – жизнь не только для себя». Смотрите, какая тонкость! Себя-то он не забыл, но в то же время пришел к мысли, что истинная жизнь – не только для себя. Вот если бы мы все это понимали.
– Любите других, как самого себя.
– В том-то и дело. Мы же понимаем, что такое хорошо по отношению к себе. Я все время говорю: мы любой свой проступок (опоздание, невыученные уроки, подгорелые картошку или овсяную кашу на завтрак, что не поздоровались, обиделись, даже то, что предали) обоснуем, подведем какую-то базу и выйдем чистыми, хорошими. По отношению к себе мы всегдашний адвокат, по отношению к ближнему – всегдашний прокурор. Вот это надо поменять местами. В этом и есть человеческая мудрость, секрет счастливой жизни друг с другом, с ближними: когда ты по отношению к другому человеку стараешься быть адвокатом.
Я всегда советую нашим прихожанам, и сейчас, пользуясь тем, что нас смотрят многие люди, посоветую телезрителям написать на компьютере или рукой следующую мысль и прикрепить на холодильник. Потому что холодильник – это наш «друг», к которому мы часто обращаемся, когда у нас стресс, плохое настроение; мы с ним «беседуем», а он молчит, но что-то нам все время выдает. Так вот, надо прикрепить на холодильник такую надпись: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо».
Когда я собирался на передачу, то нашел одно стихотворение:
И в радости, и в горе,
Какой бы ни был стресс,
Держите под контролем
Мозги, язык и вес.
Поэтому прежде всего с ближними, особенно в семейной жизни, надо контролировать свои мысли и, конечно, язык, чтобы только доброе, светлое, назидательное, ласковое исходило от нас. Старец Амвросий говорил: «У людей от ласки бывают другие глазки».
– И слова отца Алексия Мечева еще приведите в пример. Я очень люблю это выражение.
– «Будьте друг для друга солнышками». А это и в эмоциях, и в поступках, и в улыбке, и в словах в том числе.
– Спасибо, отец Мелхиседек, я всегда очень рада с Вами беседовать. Мы говорим на простые, казалось бы, темы...
– …а из них состоит вся наша жизнь.
– А выливается это всегда в глубокую тему, в глубокие, серьезные размышления. Действительно, это наша жизнь. Спасибо Вам!
– Всего доброго! И будьте внимательны к людям, которые окружают вас.
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 10 мая 2024 года
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!