Таинства Церкви. Наши ближние

18 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Сегодня с архимандритом Мелхиседеком мы говорим на очень серьезную и интересную тему: кто же такой ближний?

Знаете, с чего бы я хотела начать? Не секрет, что наши программы мы записываем. И сегодняшнюю нашу программу мы записываем в день памяти, наверное, первого новомученика Российского – митрополита Владимира (Богоявленского). Очень интересная личность. Вообще, он мне духовно близок. С ним была очень трагическая история, я даже не имею в виду его кончину, которая, конечно, не поддается никакому объяснению. Ведь в числе тех, кто его расстреливал, был его ближайший воспитанник – его келейник. Самое удивительное, что настоятель Чудова монастыря старец Герасим предвидел это и говорил владыке (я это сама читала): «Ты прогони Пашку, он тебя убьет». Это был 1910 год, если не ошибаюсь.

– В смысле это пророчество было в 1910 году?

– Да. А владыка говорил: «Что Вы! Как же? Я его воспитываю, поил, кормил, я ему дал образование». И так и получилось: едва ли не самый ближний к владыке человек оказался в числе его убийц. Почему так вообще могло произойти, отец Мелхиседек, если разбираться и с духовной точки зрения, и с нашей земной?

– Дело в том, что явление в нашей жизни предательства, несоответствия интересов, взглядов встречается очень часто. Благородно было бы отойти в сторону. Когда не твой человек, не твой образ мыслей, не твои интересы, не твое сердце, не твоя душа, не твои мысли – просто отойди в сторону, и все. А получается так, что пользуются до какого-то момента (это касается повседневной жизни любого человека, не только жизни новомученика Владимира), а когда наступает момент «Х», когда всё получили, вот тогда уже человек не нужен.

Самое страшное – это, конечно, предательство в семье. Раньше тяжело было представить, когда в браке вдруг говорят: «Ну, разлюбил…А почему я должен тянуть лямку?» Есть такая поговорка: седина в бороду, бес в ребро. Мы же знаем и по исповеди, и по средствам массовой информации, и по нашей современной жизни, как страшно на сегодняшний момент вот это предательство внутри семьи.

Недавно я листал энциклопедию Брокгауза и Ефрона, где говорится о том, что на 1903 год в России на тысячу браков было три развода. У нас сейчас на тысячу браков семьсот разводов. Можете себе представить?

– Ужасная статистика.

– А половина из них, то есть триста пятьдесят, в первый год совместной жизни. Почему? А это бесконечный эгоизм, неготовность уступать. Семья состоит не только из мужа и жены. Если сын и мать – это семья, отец и сын – это семья (может быть, только они и остались). То есть там, где два человека, – это уже семья. И если ты воспринимаешь семью как наслаждение, а не служение, тогда это глубокая ошибка. И когда ты в брак идешь ради отдыха, а не ради подвига – это тоже ошибка, ты никогда этого не найдешь.

Я вспоминаю наши советские времена, когда к дефицитным товарам, например к колбасе «салями», в довесок была перловка.

– Да, обязательно что-нибудь невостребованное.

– Так распродавались, с одной стороны, дефицитные товары, а с другой стороны, все то, что идет в довесок.

– К хорошим театральным билетам в довесок какой-нибудь малопопулярный театр.

– Совершенно верно. Так и в нашей жизни. Как рыба не бывает без костей, так и человек не бывает без недостатков. Она терпит твои недостатки, а ты потерпи ее. У нее есть достоинства? Есть. У нее есть прекрасные положительные моменты? Есть. Вот и надо заострять внимание на этом. Конечно, самое страшное в жизни – это предательство. Почему? Потому что человек посвятил тебе жизнь…

– Да. Получается, был твоим ближним.

– Не только ближним, вы проросли друг в друга, особенно муж и жена. Когда дети бросают родителей и родители детей – это большая редкость. Но самое страшное событие сегодняшнего XXI века – это когда совершается предательство в семье. На сегодняшний день это трагедия. Потому что на чужом горе своего счастья не построишь. Особенно это касается женщин, которых оставляют мужчины. Он говорит: «Да она стала какая-то не такая». Конечно, не такая. Она родила тебе двоих (троих) детей. Раньше она была 90-60-90, а сейчас располнела, но она же в этом не виновата. Антоний Сурожский однажды сказал: когда вы женитесь, понимайте, что вы женитесь на девушке, на женщине и на будущей старушке. Предполагайте, что невозможно никакой перемены, никакого запасного парашюта. И вот так человек должен настраиваться на всю жизнь.

А что сейчас? Если бы у нас были только каналы «Союз», «Спас» и «Радость моя», а у нас других каналов около пятисот, а может, и больше.

– Больше тысячи уже. Потому что спутниковые тарелки берут огромное число каналов со всех стран.

– А что там? Полюбил, значит, имеешь право разлюбить. То есть чувство долга, чувство верности, а не предательства, потихонечку «вымылось» из мозгов. Сейчас даже у школьников заранее есть вариант выбора, вариант иной возможности. Это, конечно, не приведет ни к чему, кроме горя. Потому что неверный в малом неверен и во многом.

Поэтому чрезвычайно важно иметь внутренний потенциал и внутренний настрой на то, что наша жизнь не место отдыха, а место подвига. Гладко ничего в жизни не бывает, что-то придется в жизни потерпеть.

– А вот православных упрекают: «Всё у вас в подвиге. Почему вы просто не можете жить, наслаждаться жизнью, солнышком? Почему не можете наслаждаться пением птиц, собиранием грибов? Вас, православных, все тянет на подвиги, какие-то вы все время мрачные».

Увидеть православного человека радостным, улыбающимся – это проблема, и Вы, батюшка, это знаете лучше, чем я.

– Есть еще одна потрясающая мысль: как мне надоела эта свобода, хотелось бы сменить ее на счастье. Поэтому, пожалуйста, без Бога широкая дорога: туда, сюда... Но когда речь заходит о счастье, это уже более существенно. Кто-то из мудрых людей сказал: главные вещи в жизни – это не вещи. Если человек думает, что это вещи и внешняя обстановка, то когда эта обстановка сложилась, упаковалась, оказалось, что все равно что-то не то. Если человеку дать все, он скажет: это еще не все.

– Но как же наши старцы умудрялись быть радостными?

– А потому что весь мир христианина, вся его внутренняя энергия и цель в том, чтобы как раз быть независимым от внешних обстоятельств жизни: от здоровья, возраста, денег, от погоды, сердечного давления и прочего, прочего. Вот когда человек получил эту свободу во Христе, она и делает его радостным, счастливым и независимым. Независимым от чего? Независимым от греха.

Иудеи подошли к Спасителю, и Он им сказал: «Если Сын освободит вас, то воистину станете свободными». Они отвечают: «Мы – дети Авраама и не были рабами никому никогда». Господь им говорит: «Всякий творящий грех есть раб греха, но если Сын освободит вас, воистину будете свободными». О какой свободе Он здесь говорит? О каком внутреннем мире? О свободе от греха, от зависимости.

Посмотрите сейчас: каких только зависимостей нет у людей! А Христос пришел ради того, чтобы нас избавить от них, чтобы мы на самом деле были людьми свободными и счастливыми. У Исаака Сирина есть потрясающие и страшные слова: «Дьявол скоро даст людям такую свободу, которая будет хуже всякого рабства». Ты свободен? Да. И можешь делать что хочешь? Да. А толк в том, что ты делаешь все, что хочешь, есть? Нет.

Ты в семье делаешь что хочешь – у тебя нет семьи. Ты с супругой вел себя как хочешь – ты потерял супругу. Ты с детьми вел себя как хочешь – ты потерял детей, которые перестали тебя уважать, любить и прочее. Ты с начальником вел себя как хочешь – ты остался без работы. Ты с друзьями вел себя как хочешь – и остался без друзей. Ты с телефоном делал что хочешь, а теперь ты без него не можешь прожить и пяти минут. То же самое алкоголь, наркотики, плотская страсть. Свобода – но она превратилась в рабство.

Поэтому всегда должна быть грань, всегда выбор, всегда контроль, всегда надо включать мозги. Вот именно что все время подвиг между добром и злом. Потому что только мертвая рыба плывет по течению, и только живая плывет против течения. В этом, собственно, и жизнь человека: ты всегда борешься внутри себя за самого себя, за свою человечность. А потерять человечность можно в одну секунду. Как вот этот Пашка-келейник, который убил митрополита Владимира, – он потерял человечность в одну секунду. Почему? Потому что, наверное (я не знаю подробностей), в тот момент это было ему нужно, выгодно, ему так хотелось. Может быть, чтобы сохранить свою жизнь: ты своими руками убил святителя, зато красноармейцы, матросы оставили тебя в покое. Тут есть масса всяких вопросов, потому что предательство вырастает не на голой почве.

– Поэтому мы и рассуждаем сегодня о том, кто ближний. Недаром я привела пример, когда, казалось бы, ближний человек...

– Да, это самое страшное.

– И сейчас мы тоже путаемся, не понимаем, кто ближний. Посмотрите, детские дома по-прежнему переполнены, дома престарелых по-прежнему переполнены. Это свидетельство чего? Казалось бы, дети и родители – вот они, ближние. Что происходит? Родители оставляют детей, дети оставляют родителей. Нормальна ли эта ситуация в нашей православной христианской стране?

– Естественно, ненормальна. Но если провести статистику: сколько православных оставляют детей и сколько православных сдают родителей? Сейчас, кстати, отношение к этому немножко изменилось.

– Меняется в лучшую сторону. Но тем не менее.

– Например, мы окормляем дом престарелых (пансионат для ветеранов труда № 6) на улице Островитянова. Там четырехразовое питание и иногда такой уход, который не могут предоставить своим родителям работающие дети. Там есть и платные отделения, и на дом престарелых дети тратят денег больше, чем тратили бы у себя дома. То есть они идут на какую-то жертву ради ухода. Тут тоже есть момент не совсем безнравственный.

– Я не могу этого понять, честно скажу. Какой бы уход ни был. Можно взять сиделку на дом, в конце концов. Все-таки какой-то элемент отделаться от престарелого человека здесь есть. Я помню, как умирала моя покойная мама, ей было тяжело, и мне тоже сказали: «Она после инсульта, Вы не справитесь». Но я сказала: «Нет. Ну как я отдам ее в дом престарелых?..»

– И такая сторона жизни тоже есть. Вот сейчас у нас ухаживают за бабушкой, которой девяносто пять лет. Ее отправили в больницу (то ли с отеком легких, то ли с пневмонией) на семь дней, а из больницы привезли с пролежнями, которых не было за пять лет, с исколотыми венами и прочее… И женщина, которая за ней ухаживала, сказала: лучше бы я в больницу ее не отдавала…

– Осуждать мы, конечно, не будем, потому что ситуации у всех абсолютно разные, мы их не знаем, а как говорится, чужую беду руками разведу. Но то, что даже детей оставляют. Скажем, взрослый человек что-то может понять, а дети не могут понять этих обстоятельств и не хотят их понимать.

– Дело в том, что сейчас за всю страну мы на все эти вопросы не ответим. Поэтому есть такая правильная установка в духовной жизни: внимай себе. Надо все время требовать только от самого себя. Не у всех есть престарелые родители, никто, за редким исключением, не оставил ребенка в роддоме. Но сколько мы в повседневной жизни проходим мимо друг друга. Вот вчера близкий человек мне сказал: «Иду по улице в храм, а он со мной не поздоровался, как будто меня нет. Что это такое?» То есть элементарное внимание между нами – это как раз и есть то малое, с чего начинается плохое, и то большое, что начинается с малого. Всё начинается с внимания: ты будь внимателен даже в мелочах. Если ты внимателен в мелочах и понимаешь, что жизнь не место отдыха, а место подвига, то заставить свой язык на какое-то доброжелательное…

– Это самый большой подвиг.

– Вот именно. Но если человек приучает себя с малого, тогда он не дойдет до большого, когда вдруг что-то случилось с родными, с мамой, папой, женой.

Мужчина попал в аварию, лежит, жена за ним ухаживает. Так прошло сколько-то времени, и потом она его спросила: «А если бы такое случилось со мной?» И он несколько минут думал.

– Но откровенно, честно, да?

– Да. Поэтому вот геройство нашего времени, вот подвиг нашей жизни, вот внутреннее устроение. А что было бы, если бы она бросила инвалида, потому что где-то там устроенная жизнь? На самом деле это предательство, которое, мне кажется, человеку вернется.

И наоборот, любое служение (памперсы, «утки», пролежни) потом вернется человеку совершенно другим настроением, устроением и совершенно другим везением. Потому что везение от Бога. И это вернется долголетием. Почему? Однажды мне один оптинский игумен сказал: «Знаешь, почему люди долго живут? Потому что они кому-то нужны». Поэтому я говорю, что лучше в дом престарелых ходить и служить, чем в нем лежать. Тот, кто служит кому бы то ни было – в семье или друзьям, приходу, работе, общему делу, – тот будет долго жить. Почему? Потому что люди хотят, чтобы этот человек пожил подольше, потому что он просто хороший человек.

Кто-то из мудрых людей сказал: если православному христианину, доброму человеку, не повезло с деньгами, ему уже очень повезло, что он просто добрый человек. Вот к этой внутренней доброте и надо стремиться, это самый главный стержень, фундамент и опора нашей жизни.

– Деньги – это вообще отдельная тема разговора. Кстати, может быть, мы с Вами действительно выберем эту тему для разговора?

– Однажды один губернатор сказал: деньги – это зло, но когда их больше – зла меньше. А я его поправил: когда они в нужных руках.

– Давайте поговорим на эту тему. Сейчас и в Интернете, и священники уделяют много внимания этой теме. И есть знаменитые высказывания афонских старцев на эту тему. Давайте поговорим об этом.

– Давайте мы сделаем эпиграф к нашей будущей беседе: надо есть деньги, но чтобы деньги не ели нас.

– Очень мудро, интересно.

– Мы за деньги все покупаем и это едим, но чтобы деньги не ели нас.

– Но давайте вернемся к нашей теме. Сколько сейчас семей священников берут детей из детского дома. Кстати, скоро я буду снимать фильм об одном храме, где очень примечательный батюшка, который уже столько детей взял в свою семью! И не богатый. Это не Москва, это Подмосковье, там жизнь уже немножко другая. А сколько там любви, добра, милосердия… Удивительно!

– Знаете, наверное, к христианину приходит какое-то открытие, какое-то внутреннее понимание жизни, устройства этого мира. И, наверное, вспоминают одного из греческих философов – Сократа. Мне почему-то запомнилась эта его мысль: «Истинная жизнь – жизнь не только для себя». Смотрите, какая тонкость! Себя-то он не забыл, но в то же время пришел к мысли, что истинная жизнь – не только для себя. Вот если бы мы все это понимали.

– Любите других, как самого себя.

– В том-то и дело. Мы же понимаем, что такое хорошо по отношению к себе. Я все время говорю: мы любой свой проступок (опоздание, невыученные уроки, подгорелые картошку или овсяную кашу на завтрак, что не поздоровались, обиделись, даже то, что предали) обоснуем, подведем какую-то базу и выйдем чистыми, хорошими. По отношению к себе мы всегдашний адвокат, по отношению к ближнему – всегдашний прокурор. Вот это надо поменять местами. В этом и есть человеческая мудрость, секрет счастливой жизни друг с другом, с ближними: когда ты по отношению к другому человеку стараешься быть адвокатом.

Я всегда советую нашим прихожанам, и сейчас, пользуясь тем, что нас смотрят многие люди, посоветую телезрителям написать на компьютере или рукой следующую мысль и прикрепить на холодильник. Потому что холодильник – это наш «друг», к которому мы часто обращаемся, когда у нас стресс, плохое настроение; мы с ним «беседуем», а он молчит, но что-то нам все время выдает. Так вот, надо прикрепить на холодильник такую надпись: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо».

Когда я собирался на передачу, то нашел одно стихотворение:

И в радости, и в горе,

Какой бы ни был стресс,

Держите под контролем

Мозги, язык и вес.

Поэтому прежде всего с ближними, особенно в семейной жизни, надо контролировать свои мысли и, конечно, язык, чтобы только доброе, светлое, назидательное, ласковое исходило от нас. Старец Амвросий говорил: «У людей от ласки бывают другие глазки».

– И слова отца Алексия Мечева еще приведите в пример. Я очень люблю это выражение.

– «Будьте друг для друга солнышками». А это и в эмоциях, и в поступках, и в улыбке, и в словах в том числе.

– Спасибо, отец Мелхиседек, я всегда очень рада с Вами беседовать. Мы говорим на простые, казалось бы, темы...

– …а из них состоит вся наша жизнь.

– А выливается это всегда в глубокую тему, в глубокие, серьезные размышления. Действительно, это наша жизнь. Спасибо Вам!

– Всего доброго! И будьте внимательны к людям, которые окружают вас.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00
  • Среда, 15 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать