Таинства Церкви. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

12 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает свои беседы.

– Батюшка, когда мы начинали эту серьезную тему, думали, насколько она будет интересна зрителям. Оказалось, что очень интересна. Большинство православных людей хотят не просто верить, но верить осознанно; хотят разбираться и в Ветхом Завете, и в Новом. И все очень благодарны Вам за эти программы. Я Вас сердечно благодарю за то, что Вы привлекли внимание зрителей не только Москвы, не только России, но и других стран. Люди смотрят передачу, благодарят и просят продолжать беседы на эти важные и серьезные темы.

– Благодарю за эти слова. Мы встречались до Пасхи. Я хочу поздравить всех с пасхальными днями, которые заканчиваются 10 июня. Произносимое нами приветствие «Христос воскресе!» по уставу Церкви не должно произноситься после праздника Вознесения Господня. Хотя есть исключения. Допустим, преподобный Серафим Саровский обращался с таким призывом всегда, потому что для него действительно Христос воскрес. Он обращался ко всем людям, желающим с ним побеседовать: «Христос воскресе, радость моя!» Удивительное приветствие! Не знаю, насколько мы осознаем это. Вернее, разумом мы понимаем, а вот чувство отстает от разума; благодатное воскресение Христово не каждый из нас восчувствовал и чувствует.

Очень жалко, что пасхальные дни закончились, и придется ждать следующего года, следующей Пасхи, следующего Великого поста. Надеюсь, мы пронесем эту пасхальную радость до следующей Пасхи. Хочется пожелать, чтобы Благодатный огонь (я говорю сейчас образно), сходящий на Гроб Господень в Великую Субботу, не угасал в нас, чтобы елей добрых дел, которым питается огонь, принесение любви Богу и людям не оскудевали в нас и пламя этой лампады сохранилось до следующего года, до следующей Пасхи.

Перед тем как перейти к нашей основной теме, я хочу сказать о том, насколько все в Церкви выстроено благодатью Святого Духа! Первая неделя после Пасхи называется Антипасха, Фомина неделя. «Антипасха» – в переводе с греческого языка означает «вместо Пасхи». Апостол Фома увидел воскресшего Христа и уверовал, что Он умер и воскрес. Он вложил свои персты в Его язвы от гвоздей, свою руку в ребра Его и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – и утвердился в воскресении Христа. Вот эта Неделя называется «вместо Пасхи». Пасха прошла, но все равно всегда для кого-то остается неясным вопрос о воскресении Христовом. Фому называют неверующим. Но кто-то сказал: блаженно неверие Фомы. Это потому, что он вместе с апостолами, но чуть позже засвидетельствовал о воскресении Христовом. Блаженны невидевшие и уверовавшие. Это говорится уже о нас. Апостол Фома увидел Христа, воскресшего из мертвых.

Следующая Неделя – жен-мироносиц. Это жены, которые возгласили и пронесли среди людей весть о том, что Христос воскрес, что настает новая эпоха, новое время для мира и человечества. Потому что Христос искупил первородный грех. Воскресение Христово засвидетельствовало миру о том, что первородный грех был прощен, пригвожден к кресту и врата в Царствие Божие вновь открыты (они откроются после вознесения Христова, в сороковой день). Жены-мироносицы засвидетельствовали о мире, который Господь Иисус Христос вновь заключил с человечеством. Потому что когда врата в Царствие Божие были закрыты, несмотря на то, что Господь везде и всюду, святые люди, праведники не могли стать гражданами Царствия Божия. И этот мир дал нам Господь Иисус Христос. «Приблизилось Царствие Божие» – одни из первых слов Христа, сказанные Им, когда Он вышел на проповедь.

Я долгое время недоумевал, что значат эти слова: «приблизилось Царствие Божие». Да потому, что через три года после Его проповеди, после Его распятия и воскресения снова откроются врата в Царствие Божие, до той поры со времени Адама и Евы закрытые. Поэтому Господь и говорит, что Царствие Божие приблизилось, вот-вот оно откроется для всех желающих в него войти.

Далее следует Неделя о расслабленном. Здесь заключается существо нашей веры. Расслабленный лежал при купели и не мог сойти первым, когда ангел возмущал воду для того, чтобы исцелиться. И Господь исцелил его, сказав: «Встань, возьми одр свой и иди в дом свой». Сначала спросил его: «Хочешь ли ты исцелиться?» Кто бы ответил, что не хочет?

Допустим, я переношу болезни с благодарностью, но всегда радуюсь, когда Господь освобождает меня от болезни, и благодарю Бога еще больше, чем за болезнь.

– Таково человеческое естество.

– Но я знаю одного человека, который не просто благодарит за болезнь, но радуется болезни. И когда болезнь отступает, он ходит потерянный и думает, чем же он так согрешил, что болезнь оставляет его. Вот такой удивительный человек.

Потом идет Неделя о самаряныне, учение о Святом Духе. Господь Иисус Христос говорит сокровенно о Духе Святом, Которого Он должен послать в мир. И Дух Святой действительно был послан на учеников в виде огненных языков. Именно благодатью Духа Святого люди попадают в Царствие Божие.

Потом – Неделя о слепом. Событие, может быть, с другим подтекстом и немножко с другим смыслом, но идентичное по исцелению. Как Господь исцелил расслабленного, так Господь исцелил слепорожденного. О чем же свидетельствует Церковь через эти воскресные дни? Она напоминает и утверждает, что только с помощью Божией мы можем исцелиться и избавиться от страстей. Только с помощью Божией мы можем стать праведными людьми. Церковь напоминает нам слова Господа: «Без Меня ничего не можете совершить».

Поэтому, дорогие братья и сестры, когда нас одолевают страсти, надо молиться Господу, чтобы Господь  исторг, выкорчевал доминирующую страсть (всегда какая-то страсть доминирует в нас) из нашей души. А когда она исчезнет, останется только воспоминание о ней, но желание возврата к ней не будет. Потому что благодатью Духа Святого по милости Божией мы избавляемся от страстей.

Мы тоже ведь слепые, только в духовном смысле: мы не зрим Христа, не зрим Бога. А как хорошо было бы, если бы зрели – тогда, глядишь, и жизнь стала бы другой. Нам не хватает воли идти по этому узкому пути. Но с помощью Божией все возможно.

Возвращаемся к нашей замечательной теме о ветхозаветных пророчествах, связанных со Христом. Я надеюсь завершить сегодня эту тему, но не знаю, уложимся ли мы в рамки передачи. Мы уже достаточно сказали о пророчествах, и сейчас я упомяну еще несколько пророчеств. Если бы мы продолжали беседовать о пророчествах...

– Я думаю, это тема отдельной программы.

– Эти пророчества замечательны, и каждое из них содержит глубинный духовный смысл, тем не менее того, что уже было сказано в предыдущих беседах, достаточно, чтобы все поняли, что жизнь Иисуса Христа была предсказана ветхозаветными пророками. Еще раз повторю, ни о ком из основоположников главных религиозных направлений в мире никто так не говорил, но они почитаются пророками. А наша вера – в Господа Иисуса Христа, Сына Божьего и Сына Человеческого, Который пришел спасти мир. Пророки не спасали мир. Пророки навязывали (и навязывают) свое учение о Боге, о нравственной жизни, о пути в этом мире. А эти пути являются ложными, потому что только свет Христов просвещает всех.

– Спасибо, батюшка. Думаю, Вы не оставите идею о написании книги об этих пророчествах. У Вас такая идея была, и мне хотелось бы, чтобы Вы ее осуществили. Это многих интересует, и это будет очень интересно к прочтению.

– Попробую. Дай Бог, чтобы хватило времени и возможностей.

Итак, переходим к пророчествам. Каждое пророчество нуждается в пояснении. Господь Иисус Христос воскрес. Пророчества о вечном царстве Израиля понимаются как возглавление Христом, пребывающим после вознесения в вечности, Церкви в земной истории, а также как предсказание о Втором Пришествии.

В день Пятидесятницы апостол Петр в первой проповеди христианской Церкви говорил о пророчествах в псалмах Давида:

Иисуса Назорея... вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян. 2, 22–24).

Насколько глубоко, сильно, точно и лаконично сказано!

Ибо Давид говорит о Нем: …ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления ( Деян. 2, 25–27).

О ком говорит Давид? Конечно, о грядущем Мессии. Это Сам Господь говорит о Себе устами Давида. Исторические события, связанные с погребением Иисуса Христа, Его воскресением, указывают нам на то, что Господь действительно не оставил души Его во аде. Хотя Господь Иисус Христос сошел во ад. Для чего? Для того, чтобы извлечь из ада Адама и Еву и многих других праведников, которые ждали пришествия Христа.

«И не дашь святому Твоему увидеть тления». Ведь каждый умирающий человек подвержен тлению. Тление настает почти сразу после смерти. Люди, которые находятся рядом с мертвецами, сразу чувствуют некие запахи. Казалось бы, только что человек умер – а сразу какие-то запахи тления, которые усугубляются с каждым часом, с каждым днем. А Господь не увидел тления: Он пролежал во гробе три дня, на третий день воскрес, и тело Его не было подвержено тлению.

События ветхозаветной пасхи являются прообразом новозаветной Пасхи. Что значит «пасха»? «Пасха» – «проходить мимо». Мы знаем, что слово Божие было дано Моисею о последней казни: А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас (Исх. 12, 12–13).

Кровь тельцов, которой обмазывали евреи окна, косяки дверей, останавливала ангела смерти, и он проходил мимо израильтян и уничтожал первенцев египетских. События ветхозаветной пасхи, исхода евреев из Египта представляют емкие прообразы воскресения Христа.

Мы не уложились по времени, закончим в следующей программе.

– Спасибо, батюшка! В следующей программе продолжим рассказ о ветхозаветных пророчествах.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 09:30
  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать