Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Прошлую передачу мы посвятили очень интересной теме: говорили о современных семейных психологах. В конце программы Вы сказали о том, что лучший выход – найти духовника. И сразу же вопрос: как его найти? И как понять, что этот священник – твой? Я знаю очень много хороших священников, хороших духовников, у которых так много духовных чад! И порой человек не может подойти к своему духовнику с каким-то вопросом, потому что их огромное количество...
– Я сейчас нахожусь в таком возрасте, когда начинаешь понимать, что говорение – серебро, а молчание – золото. Например, зять ляпнул что-то по отношению к теще. Теща отправила восвояси, и пришлось снимать квартиру. Тогда зять понял, что молчание – золото.
Возьмем в пример стоматологию. Услуги стоматологов сейчас стоят очень дорого, но необязательно сразу попадать к кандидату медицинских наук, если у тебя просто проблемы с пломбой... В одной стоматологической клинике я увидел потрясающую надпись в кабинете, где делаются снимки: «Прибыль превыше всего. Честь превыше прибыли». Вот какой подход к делу!
Когда у тебя просто проблемы с пломбой и речь не идет об имплантах, например, или коронках, зачем тебе кандидат медицинских наук? Сначала просто вылечи кариес, который может привести к каким-то сложным проблемам, вплоть до потери зуба.
Относительно духовника... Любой священник на приходе – как стоматолог. Надо сначала залечить то, что лечится легко. Если врач не справится, тогда посылают к заведующему, а тот посылает в какой-то диагностический центр, если проблема сложная. Любой священник на приходе может стать врачом вашей души в меру своих сил и возможностей и в меру той благодати, которую он получил в таинстве священства. Поэтому не надо ничего мудрить.
Кстати, нашу жизнь сейчас надо не усложнять, а упрощать. Мы всё простое обычно усложняем, а надо все сложное упрощать.
– Я бы с Вами согласилась, если бы человек свою болячку не считал самой главной.
– Да, ему подавай только доктора медицинских наук. Пусть это будет только отец Илий или отец Власий... Не надо ничего мудрить и не надо свою проблему делать мировой. Любой священник, к которому вы обращаетесь с верой, уважением и доверием, обязательно окажет вам духовную пользу.
Кстати, про зубы. Вот я сейчас занимаюсь лечением, и мне предлагают какой угодно день и называют конкретное время. И ты под это время подстраиваешься, берешь выходной. Так же и в храме. Люди говорят: «Ой, как много людей в субботу и воскресенье! В праздничные дни не протолкнуться». А вы в стоматологию ходите только в воскресные дни рано утром? Ищите варианты, ищите возможности, как ищете их для лечения зубов.
Часто слышишь: «Батюшка, я проспала». На всенощную опоздала, на литургию проспала. В аэропорт мы приезжаем за полтора-два часа. А вдруг пробки? Если вы опоздаете, то никуда не улетите. На самолет никто не опаздывает, а на службу или исповедь опаздывают.
Надо заниматься своей душой так же, как мы занимаемся своим здоровьем: ответственно, целенаправленно, серьезно и пунктуально. Мало того, никто не занимается самолечением, и мы врачу доверяем. У нас люди разбираются в чем угодно: в политике, духовничестве... Только я что-то не слышал, чтобы кто-то поправлял сантехника, например, или электрика.
– Пальцы в розетку никто не сует.
– Не лезут туда, в чем не разбираются. Насколько священник серьезнее электрика! Но у нас начинают переспрашивать, переиначивать. Все это потому, что нет уважения, доверия. Священник только этим и занимается – духовничеством. Поэтому подходите с верой, любовью и уважением к своему приходскому священнику. И еще один совет: необязательно приходить в субботу и воскресенье, ищите время в будние дни. Каждый день есть утренние, вечерние службы. Душа – слишком серьезная структура.
– Перейдем от сложного к простому. Вопрос: «Обязательно ли людям венчаться в праздничных одеждах? Можно ли жене быть в сером скромном платье, а мужу – в рубашке и джинсах?» Угадайте, как я к этому вопросу отнеслась?
– Вполне понятно. Для Бога – самое лучшее. Даже не говоря про свадьбу, на любой праздник, в воскресный день в храм надеваем лучшее. Отучаемся от джинсов, маек. Брюки, рубашка, пиджак. Для Бога – лучшее.
Когда строился Покровский храм, я имел возможность быть в Италии. Мы были в храме, где покоятся мощи Алексия, человека Божия, покровителя семьи. Я увидел момент свадьбы. Была тридцатиградусная жара. Я был в белом подряснике весь мокрый. Мужчины на свадьбе были в белых рубашках, черных пиджаках. Можете себе представить: пиджаки надеты на рубашки в такую жару! А женщины – в фиолетовых или черных платьях. Я спросил, почему в черных, ответили, что это у них самый торжественный цвет. Кто-то в шляпках. И я не скажу, что они так были одеты из-за финансовых возможностей. Нет; это такой стиль, такое отношение к таинству. И в храмах такое же благоговейное отношение. А у нас у людей вид, будто с дачи заскочили в храм.
Есть такой прокимен: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Вот так надо относиться к храму. У нас сейчас и на свадьбу могут прийти в кроссовках, джинсах.
– Я бы мужчин в джинсах вообще в храм не пускала.
– У нас и так их мало, еще и последних не пускать?.. Это кропотливая работа, которой надо заниматься.
– Следующий вопрос: «Подскажите, пожалуйста, правильное толкование: и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Что имел в виду Господь? Кого Он имел в виду под мертвецами?»
– Когда люди начинают иметь свои убеждения, они не ищут истину, а ищут самоутверждения, они втемяшили себе в голову ту или иную идеологию. Самое главное и самое страшное – это атеизм; или сейчас – прагматизм. Человек живет на этой волне и ничего не хочет слушать; или, наоборот, начинает спорить ради того, ради другого, чтобы в своем мнении утвердиться. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: увидишь погибающего человека – подай ему конец палки, конец жезла твоего; если он схватился и пытается из болота вытянуться – начинай его тянуть; если он тебя начинает тянуть, оставь палку, отпусти жезл. Предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Это те люди, которые уже не откликаются, не хотят слышать, не хотят искать духовного смысла в жизни, пути к вере, к Богу, к Церкви, не только не интересуются этим, но еще и противопоставляют себя этому, пытаются нас в чем-то убедить. Тут надо отойти в сторонку, потому что такой человек – мертвый душой. «Старого учить, что мертвого лечить». Попытки должны быть, но вот мы убедились, что это реанимации не подлежит…
– Здравомысленно подходить к этому.
– Конечно, только молиться об этом человеке. К сожалению, таких много среди родных и близких. Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. К сожалению, и в семьях такое есть. Спорить не надо, лбом стену пробивать не надо. Сугубо молитва и личный пример.
– Следующий вопрос: «Хочу покаяться в грехе. Шесть лет назад я пыталась приворожить мужчину. Слава Богу, ничего не вышло; видимо, попалось плохое гадание. Помогите советом, нужно ли исповедоваться еще раз?»
До сих пор такие вещи процветают у нас. Муж ушел, женщина исповедовалась, но думает, что грех на ней остался.
– Надо про это забыть. Один из советов старца Амвросия: на исповеди старайтесь не округлять ничего. Человек говорит: «Я своровал». У государства своровал пять миллионов или в супермаркете тысячу рублей? Это большая разница. «Батюшка, я с женщиной согрешил». Но не поясняет, что это была не одна женщина, а несколько. И Амвросий говорит: не округляйте. Более-менее нужно рассказать, в чем состоял грех. Говорит: «Я ворожила». Что такое ворожила? Как это? Разница есть. Батюшке надо сказать так, чтобы он понял, о чем идет речь, надо, чтобы Вы сказали то, что было на самом деле, этого будет достаточно. Мало того, Вы к этому больше не возвращаетесь, с этим покончено? Покончено, вот и все. Что такое покаяние? Покаяние – это сожаление о грехе и оставление греха. Если есть сожаление, но грех не оставлен, это не покаяние. За сожалением должно быть и оставление греха, тогда это настоящее покаяние.
– Следующий вопрос: «Я читала, что благословлять, перекрещивать человека крестным знамением можно и мысленно, не руками, чтобы его не смущать, если он крещен, но не верит в Бога».
– Можно, конечно. Патриарх Грузинский Илия говорит (не знаю, насколько этот обычай существует, это его слова были): «У нас все всех благословляют: дети – родителей, бабушки – внуков, внуки – бабушек. Старайтесь, чтобы у вас все было с благословением, мысленным, явным, чтоб все друг друга благословляли». Ведь и проклятия действуют. Старец Паисий Афонский говорил, что когда мы чего-то плохого желаем человеку, это волей-неволей иногда сбывается. Поэтому и всякое благословение тоже действенно. Мы через это сообщаем другому какую-то энергию, потому что мы с вами сообщающиеся сосуды: то, что творится в одном сердце, переходит в другое. Благожелательность вызывает благожелательные эмоции, ненависть вызывает ненависть, даже если она только мысленная. Это все равно видно, это чувствуется. Преподобный Иоанн Лествичник дает совет: говори о врагах твоих хорошо, когда-нибудь это до них дойдет, и когда-нибудь переменится твое отношение к ним; и, наоборот, если о них говорить то, что, может быть, они объективно заслуживают, выхода из положения никакого не будет, враги так и останутся врагами. Конечно, речь идет не о врагах Церкви, не о врагах Отечества, а о врагах личных, которых дай Бог, чтоб у нас не было, чтобы их было как можно меньше, чтобы мир был среди нас. В этом весь смысл нашей христианской жизни. Мир имейте между собой, «с миром изыдем», «мир всем». Столько призывов в одной литургии мы слышим о мире, то есть о душевном благоденствии и спокойствии, мирности духа! Это и является стержнем нашей христианской жизни.
Помните, Христа не приняли, Он имел вид путешествующего в Иерусалим? Ученики сказали: «Господи, мы помолимся, огонь сойдет на них». А Господь сказал: «Вы не знаете, какого вы духа. Я есть любовь. Вы Мои ученики, вы должны быть в духе любви». Взявший меч от меча и погибнет… Весь дом должен быть пропитан благословением.
– Вопрос: «Когда я была маленькой, была достаточно жестоким ребенком, была жестока с животными. Сейчас я взрослая, но этот грех помню, понимаю, каким ужасным созданием была. Мучает совесть. Я каялась об этом, но на исповеди батюшка как-то не особо заострил на этом внимание. Очень стыдно. Как мне быть?»
– Надо с этим поставить точку. В каком смысле? Еще раз на исповеди конкретно назвать, что беспокоит, и сказать: «Я другой человек, я понимаю, что произошло в тот момент, об этом жалею и не имею больше к этому никакого отношения»…
– Вопрос: «Не могу побороть лень утром, чтобы пойти в храм. Что делать?»
– Мы все такие. Вставай и иди. Другого выхода нет. С чего начинается подвижничество? Как только пробудились, тотчас вставать. Как бабушка советовала: «Выскакивай из кровати, а лень останется под одеялом». Кстати, на одной из воскресных бесед с бабушками на эту тему беседовали. Говорят: «Как только просыпаешься, надо первым делом ногу высунуть из-под одеяла». Тоже практический совет: какое-то уже охлаждение, соприкосновение с внешним миром…
– Вопрос: «Как часто причащать младенца. Сыну скоро 4 месяца, причащаем через неделю, иногда каждую. Можно ли так часто?»
– Есть разная практика. Это зависит от того, как сами родители причащаются. Как сами причащаетесь, так пусть причащается и младенец. Вообще раз в месяц для ребенка – это достаточно, и это зависит от веры родителей, от их благоговейного отношения и их духовной жизни. Давайте делать так, чтобы всё соотносилось.
– Спасибо, отец Мелхиседек. Мне всегда приятно с Вами беседовать.
– Будем стараться. А телезрителям пожелаем:
Пускай на всем, что совершаешь ты,
Проступит свет душевной чистоты,
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
Всем побольше человечности в нашей жизни – начиная с семьи и кончая теми людьми, которые нас окружают.
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!