Таинства Церкви. Ответы на вопросы

5 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным). 

– Отец Мелхиседек, прежде чем приступить к вопросам, я хотела бы выразить искреннюю благодарность нашим зрителям за благодарность Вам (простите за такую тавтологию). Получая вопросы, я обратила внимание, что некоторые не задают вопросы, а просто благодарят Вас за участие в программах, понимая, что это, конечно, требует времени, подготовки и делается во славу Божию – никто здесь не получает какое-то вознаграждение. Телезрители очень благодарят и просят Вас продолжать участвовать в наших программах. Я искренне благодарю этих людей, потому что благодарность в наше время – явление достаточно редкое, к сожалению.

– Как сказал один батюшка, находясь в воинской части, которую окормлял: «Знаете, для чего мы сюда приехали? Мы сюда приехали не за деньгами, мы приехали за Родину. И служим не за деньги, а за Родину». Поэтому мы тоже за Родину, за Русскую Православную Церковь и для пользы тех людей, которые с нами.

– Спасибо Вам, батюшка. Вы знаете, что мне всегда очень радостно и приятно быть с Вами в эфире. Я рассказывала историю, как мне удалось благодаря Вашему имени добраться из одного города в другой: меня узнали прихожане. Не было возможности, а надо было срочно уехать, и прихожане сказали: «Батюшке только привет передайте».

– Хорошо.

– Отец Мелхиседек, мы обещали ответить на такой вопрос, интересный и достаточно сложный: «У меня вопрос, на который не могу получить ответа. Все мы на Пасху слышим радостные слова в приветствии святителя Иоанна Златоуста: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе». Согласно учению Церкви, Христос разрушил ад и вывел всех оттуда. В своих лекциях профессор А.И. Осипов уточняет: “Вы что, думаете, если кто-то умер на следующий день, опоздал? Нет, воскресение Христово разрушило ад”. Как в таком случае понять многие евангельские слова, где говорится, что пойдут грешники в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную?»

– Иоанн Златоуст в беседе с прихожанами однажды спросил: «Скажите мне, где находится ад и где находится рай?» Прихожане начали делать разные предположения: одно, другое, третье. Иоанн Златоуст сказал: «Рай и ад находятся где-то в глубине этого мира. Но нам надо искать не местоположение рая и ада, а надо искать, как сподобиться одного и избежать другого».

Все эти умственные размышления о конечности или неконечности… Например, если ад конечен, тогда что, тебе будет легче и можешь делать все что хочешь? А если бесконечен, разве тогда нет возможности реального покаяния и нет жизни во Христе?

Дело в том, что наша будущая жизнь будет зависеть от нас, поэтому нам надо следовать словам Священного Писания и искать, как быть со Христом. Тогда, естественно, мы избежим того состояния, которого не хотим, будь оно вечно или не вечно. Самое главное, чтобы мы были вечно со Христом, и эта жизнь реально начинается здесь, на земле.

У старца Паисия есть интересная мысль о смысле христианской жизни. Он говорит: «Если праведнику скажут, что в раю все места уже заняты, тот ответит: “Я все равно буду любить моего Господа, все равно буду жить так, как хочет Он”». Потому что праведники, святые люди и вообще христиане живут не ради награды и не ради того, чтобы оказаться в раю; это будет следствием правильной внутренней, благодатной, верной жизни с Богом. Как маму дети любят не за конфетки, а потому, что она мама.

Мы говорим, что ад разрушен и что мы не хотим попасть в ад. Представим такую метафору – человек оказался в том или ином плену где-то на Востоке. Там, чтобы не тратить время и средства на охрану, вырывают яму глубиной в три-четыре метра, сажают туда человека, и охранять его не надо, потому что он все равно не выберется. И представим себе абстрактно, что вдруг приходит наш спецназ выручать своего собрата и кидает в яму канат. Человек, только увидев этот спущенный канат, кричит: «Я спасен!» – но по нему еще надо ползти, надо еще выбраться!

Так вот, Христос всех нас спас. Чем спас? Своей жизнью, Своей смертью и Своим воскресением. То есть этот канат всем нам с неба спущен. Как говорит апостол Павел: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. Поэтому мы спасены в Боге возможностью «ползти по этому канату».

– То есть возможность есть у каждого из нас?

– Конечно. А раньше этого «каната» не было ни у кого, все находились в безблагодатном состоянии, после смерти не имели перспективы вечной жизни. Первенец Христос, потом Христовы. Поэтому нам не надо витийствовать о том, как понимать, а понимать так, как пишет Священное Писание: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Поэтому, как говорит Василий Великий: «Давайте сейчас делать то, что пойдет за нами в вечность». Что пойдет за нами в вечность? Совесть и добрые дела или, наоборот, злые. Так вот, надо злых дел отвращаться, а добрые дела делать, как говорит Писание: Уклонися от зла и сотвори благо.

Часто приходится служить литургию Иоанна Златоуста, и там есть такие слова: «Благодарим Тебя, Господи, что возвел нас на Небо и даровал нам Твое будущее Царство». Как понять «даровал»? «Даровал» – прошедшее время, а «Царство будущее» – еще не наставшее, не исполнившееся время. Как тогда понять? А вот это как раз и есть та самая потенциальная возможность спасения, потенциальная возможность жизни со Христом, потенциальная возможность попрать смерть и ад, которые попрал Христос примером Своей жизни. По этому пути и нам надо следовать. За этот канат каждый из нас должен сам ухватиться и подняться. Господь потихонечку этот канат будет тянуть наверх, но за канат-то надо держаться!

– Да, канат у нас есть.

– Поэтому мы и держимся за Церковь. Без Церкви нет спасения, она и есть тот самый канат, тот самый механизм, который будет нас вытаскивать. Откуда вытаскивать? Из нас же самих. Потому что самая главная победа, как говорил Александр Васильевич Суворов, – это победа над собой.

Кто-то приходит и говорит: «Батюшка, сейчас пасхальные дни, а духовной радости нет. На Пасху, в Светлую неделю был немножко подъем, восторг, а сейчас куда-то это ушло». Кто-то из святых сказал: «Праздник делает не время или место, а чистая совесть». Если у тебя что-то на совести есть, то хоть пасхальные дни, хоть не пасхальные... Как говорил отец Иоанн Кронштадтский в поздравлении с Новым годом: «Год-то новый, а грехи старые».

Поэтому, чтобы была пасхальная радость, чтобы рай был в душе, надо держаться пути Господня, держаться заповедей Божиих. И самое главное – не делать другим того, чего не хочешь себе. Будем жить в этом духе – будем жить в перспективе вечности. Как говорит русская пословица, не бойся никого, кроме Бога одного. Поэтому, с одной стороны, надо иметь страх Божий, а с другой стороны, надо Бога любить и все делать ради Его жизни и ради Его смерти. Потому что Он за нас распялся, чтобы мы стали другими.

Люди говорят: «Вот мы молимся, а у нас ничего в жизни не меняется. Вроде ходим в храм, ставим свечки, исповедуемся, причащаемся регулярно, но жизнь как-то мало меняется в лучшую сторону». Таким людям Иоанн Златоуст отвечал: «Бог хочет, чтобы менялись не обстоятельства нашей жизни, а чтобы менялись мы».

Кто-то сказал, что многих Господь проводит через бурные потоки, но не для того, чтобы утопить, а для того, чтобы отмыть. У всех нас, конечно, есть перспектива вечности. Господь так и сказал: «Всякий верующий в Меня смерти не увидит вовек», «всякий верующий в Меня, если и умрет, оживет». Как понять «смерти не увидит вовек»? Мы же видим, что все верующие люди умирают. Речь идет не о временной смерти, а о смерти вечной. Такой человек смертью вечной не умрет. Наша смерть – это просто переход, дверь от тленного к нетленному, от скорбного к всерадостному, от телесного к духовному.

Кто-то из святых сказал: «Смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет». Но эта жизнь должна начинаться реально уже сейчас. Поэтому мы должны стараться, насколько возможно, быть похожими на Господа (как дети бывают похожи на своих родителей); настолько, насколько это возможно в наше время и в том месте, где мы находимся. Надо жить евангельской жизнью, и тогда эта жизнь будет благословенна, благодатна и всерадостна. И пусть жизнь с Богом будет вечна и бесконечна. И конечно, не дай Бог никому попасть туда, куда неохота...

– Спасибо, батюшка, за очень мудрый ответ. Я думаю, что телезритель будет вполне удовлетворен этим ответом.

Следующий вопрос: «Могут ли миряне без благословения священника келейно пользоваться четками, читая Иисусову молитву или Богородичное правило?» Сейчас много мирских людей ходит с четками.

– А я, наоборот, считаю, что мало. Очень мало, в отличие от православной Греции. Не знаю, насколько они употребимы (четки – просто атрибут одежды в Греции), но думается, наличие четок на руке – это уже напоминание о молитве. Я считаю, что на четки есть благословение у всех.

– Да?

– Конечно. Когда я только пришел к вере, у меня тоже были четки, я их связал из ниток номер десять. Мужчины, может быть, не знают, что такое нитки номер десять, но кто был в армии и подшивался, тот знает, что это достаточно плотные нитки. Я эти нитки скручивал в три и делал узелки с расстоянием в один сантиметр – такие у меня были четки на тридцать узелков, которые помещались на руке. И никто вообще не понимал, что это четки. И я заметил, что, когда читаешь молитву про себя, одну, другую, кажется, что вроде бы помолился, а начинаешь считать – четки показывают, что ты только так думал.

Поэтому четки дисциплинируют. Например, идет всенощное бдение, ты слышишь богослужение, а параллельно можешь умом читать Иисусову молитву. Более того, читая Иисусову молитву, ты будешь вникать и в смысл богослужения. А без внутренней молитвы не будет молитвы и внешней. Святые отцы даже делают акцент на том, что если нет внутренней молитвы, то нет никакой. Поэтому многие заповедали, чтобы было маленькое, но постоянно исполняемое правило. Епископ Игнатий так и говорит: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены».

Например, ты обещал, что в течение дня прочитаешь сто раз Иисусову молитву, – читай. День получилось, два получилось, через месяц прибавь еще десять молитв, через месяц – еще... Как мне говорил мой духовник архимандрит Венедикт (ныне покойный, Царство ему Небесное): «Пусть гайка нашей духовной жизни не раскручивается, а закручивается». Ведь опытные водители все время проходят техосмотр: не дай Бог, гайка колеса раскрутилась, потому что это в конце концов может привести к печальным и трагическим последствиям. Поэтому гайка все время должна подкручиваться, и четки в этом плане помогают следить за собственной дисциплинированностью.

Если есть опыт, то, когда идет всенощное бдение и литургия, вполне можно прочитать триста Иисусовых молитв. Дело не в счете и не в количестве, а в самодисциплине – чтобы, как в пословице говорится, ворон не считать. Поэтому, когда идет внутренняя работа, четки дисциплинируют и показывают, качественно шла эта работа или нет. Например, служба закончилась, а у меня только двести молитв было, а в прошлый раз – четыреста. Значит, что произошло? Произошло какое-то отвлечение, и ни твой ум, ни твоя душа не скажут, отвлекался ты или нет, подскажут только четки. Поэтому четки – это дисциплинирующий инструмент духовной жизни.

Некоторые говорят: да какая разница, какое количество! Нет, все-таки количество невольно перейдет в качество. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит: сначала листья, потом плоды. Не может быть, чтобы у человека, который посвящает много времени молитве, из всего количества молитв, обращенных на Небо, какая-нибудь одна не была от души и со вниманием.

Мы же не можем быть как святые: только помолились – и небо открылось. Нет, мы какое-то время должны быть «на связи». Кстати, старец Паисий говорил: «Бог очень хочет и очень желает, чтобы Его дети говорили не только между собой, а с Ним». И о воспитании старец Паисий говорил: «Надо чаще Богу говорить о детях, чем детям о Боге». То есть детей надо вымаливать. Если все время долдонить: «Не делай того, не делай сего», а сама мать (или отец) продолжает это делать, как ты можешь требовать с детей? Раздраженный учитель не учит, а раздражает. Если ребенок видит раздраженных родителей, которые при этом учат его кротости, любви и смирению, то это будет только пустой звук. А если ты сам такой, так молись Богу, чтобы тебе самому таким не быть.

Поэтому пусть четки будут у всех желающих, потому что в этом нет никакого греха. Кстати, многие не знающие и не любящие молитвы говорят, что от четок можно впасть в прелесть. Афишировать их не надо, не обязательно носить монашеские четки, сейчас есть масса разных четок. Можно сделать четки и из ниток, как я рассказал, чтобы даже никто не догадывался. Потому что внутренний подвиг должен быть сокровенным.

Епископ Игнатий сказал: «Многие говорят, что от Иисусовой молитвы можно впасть в прелесть. Поверьте, кто живет без внутренней молитвы (Иисусовой или любой другой), тот уже в прелести». Поэтому важно это делание, которому и помогают четки, – потихонечку закручивать гайку духовной жизни.

– Спасибо, батюшка.

Великий пост прошел, тем не менее следующий вопрос касается Великого поста: «Насколько часто нужно приступать к таинству Соборования: один раз в год Великим постом или каждый пост? Или как правильно? Раньше соборовали один раз в году в Великий пост, а сейчас в некоторых храмах несколько раз в год проводят это таинство. Хотелось бы уточнить».

– Раньше, до революции, вообще соборовались крайне редко, считалось, что это напутствие перед смертью. Старец Амвросий стал эту практику редкого соборования потихонечку удалять и рекомендовал всякому христианину приступать Великим постом к таинству Соборования. Даже если человек не имеет конкретных телесных недугов, душевные недуги непременно имеют все. А следствием душевных недугов являются недуги телесные.

Сейчас, я думаю, есть некоторые злоупотребления. Я слышал о том, что некоторые священники, особенно в области, к которым едут как к каким-то старцам (некие «туры духовного паломничества») говорят: «Приедете в свой город, пусть вас батюшка семь раз пособорует».

– Как это семь раз?

– Вот такие есть умничанья. А ты возьми и сам пособоруй семь раз, тогда поймешь, что это такое. Просто ухватились за священное число семь и жонглируют этими понятиями, как какими-то игрушками.

У нас есть предание Церкви и благословение Оптинских старцев собороваться один раз Великим постом. Но есть исключения: если у человека тяжкий недуг, конкретная болезнь, операция, онкология, и такая напасть случилась не в период Великого поста, тогда можно соборовать Рождественским постом, Успенским. Но это для тех людей, кто к этому таинству приступает впервые и до Великого поста, может быть, и не доживет. Поэтому идет снисхождение, Церковь все времена делает удобными для людей. Однако это не означает, что если ты соборовался Великим постом, то можно потом собороваться и Петровским, и Успенским, и Рождественским. Но все решается с благословения духовника и приходского священника: если будет такая рекомендация, благословение, какой-то особый случай – пожалуйста, греха в этом нет. Но такого частого соборования в традиции все-таки не было. Поэтому давайте придерживаться того алгоритма духовной жизни, который рекомендован Церковью.

– То есть не надо злоупотреблять таинством Соборования. В любом случае у каждого из нас есть близкий священник, с которым всегда можно посоветоваться.

– Да.

– Интересный вопрос: «Является ли порядочность христианской добродетелью?»

– Порядочность не является христианской добродетелью.

– Почему?

– Эта добродетель всеобъемлющая: и мусульмане должны быть порядочными, и иудеи должны быть порядочными, и буддисты...

– То есть это общечеловеческое качество.

– Это понятие нормальной человеческой жизни. А христиане должны быть сверхпорядочными.

– Вопрос: «Как научиться смирению, не раздражаться, не гневаться?»

– Человеку даны два уха и один язык. Поэтому надо чаще слушать и меньше болтать, меньше осуждать, тогда и будет смирение. Потому что как только мы начинаем злоупотреблять языком, так всякому смирению приходит конец. Помолчи – за умного сойдешь.

– Отец Мелхиседек, здесь спрашивают о раздражительности. Вообще, священники мне иногда говорят, что это один из наиболее часто называемых грехов.

– Повседневный грех, совершаемый и по несколько раз в день.

– ...и что с каждым днем люди становятся все более и более раздражительными.

– Этому есть глобальная причина. Иоанн Лествичник об этом говорит: раздраженный и гневливый человек – это человек гордый, то есть он не может потерпеть, считает себя выше других и позволяет себе раздражаться. Только в этом причина. Поэтому у того, кто борется со своей гордостью, не считает себя лучше других или пупом земли, есть шанс справиться с чрезвычайно вредящим нормальной жизни состоянием раздражения. Все врачи сейчас говорят, что все болезни от нервов. «Психованный» человек – это человек гордый. Скромный человек никогда психовать не будет.

– И в раздражении порой можно сделать то, чего не сделаешь в состоянии мира и покоя.

– Конечно. Поэтому всем желаю терпения, мудрости и сверхпорядочности. И самое главное, чтобы мы держали свои обещания, обеты и те слова, которые даем друг другу.

– Спасибо, батюшка. Думаю, в следующей нашей программе мы продолжим отвечать на вопросы.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 15 мая: 09:05
  • Суббота, 18 мая: 03:00
  • Суббота, 18 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать