Аудио |
|
Скачать .mp3 |
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)
– В сегодняшней передаче мы продолжаем беседу с архимандритом Мелхиседеком, который отвечает на вопросы.
Батюшка, очень хороший вопрос. Знаете, он мне так понравился, душу согрел и меня саму напомнил.
– А у нас нет плохих вопросов.
– Есть вопросы, которые навевают воспоминания и чем-то напоминают тебя саму... Подросток четырнадцати лет пишет о том, что он верующий, ходит в храм, постится. А родители не верят и не ходят в храм. Как ему поститься и объяснить им, что он – верующий человек, а не фанатик?
– Ситуация, конечно, уникальная. Обычно родители не могут своих детей привести к Богу. Но чтобы дети, помимо родителей, пришли к вере – это, конечно, уникальная ситуация. Но это напомнило мне мою юность. Получилось так в моей жизни, что Господь к вере, как Павла, развернул в пустыне; и повернул глаза совсем в другую сторону: открылась вечность, смысл, Евангелие, вера. И в семнадцать лет, живя в неверующей семье, я пришел к вере. Кстати, интересно, но в нашей семье всегда был обычай, который пришел, наверное, еще из деревни. Потому что мама из Владимирской области: Муромский район, деревня Новые Котлицы. Там был храм в честь зачатия Иоанна Предтечи. Было сто домов, и на эти всего сто домов был храм.
– Село.
– Село Новые Котлицы. По воскресеньям никогда не работали: не готовили, не убирались, не стирали.
– Это мама помнит?
– Нет, я помню. Мы так жили. В субботу был хозяйственный день, то есть целый день уборка, стирка, готовка, а в воскресенье – ноль. А почему? Хранили заповедь: шесть дней работай, а седьмой – Господу Богу твоему. Куличи на Пасху всегда святили. И помню, где-то в серванте стояла икона (наверное, еще из деревни). В доме икон не было, и только одна стояла в серванте, что напоминало о прошлой вере в нашей семье. Но разговоров, конечно, никаких не было. И я тоже с этой ситуацией столкнулся. И тоже называли фанатиком, и тоже в отношении меня готовились какие-то разные кардинальные меры. Но что получилось? Наступал как раз первый тогда в моей жизни Рождественский пост.
– Сколько Вам лет было?
– Семнадцать. Сразу после школы в руки попалось Евангелие, мне дал почитать мой друг Игорь Лепешинский, теперь он протоиерей, благочинный Рузского района; это мой пожизненный благодетель. Он тогда был верующим человеком, мы с ним вместе учились. Нет ничего в жизни случайного. Он тогда был чадом отца Дмитрия Дудко (покойного, приснопамятного), потом и я стал ездить в Гребнево. И вот так, потихоньку, сложилась судьба.
– Вы в Гребнево ездили к отцу Дмитрию?
– Да, когда он там служил... Так вот, относительно поста. Я тогда сказал, что сам буду готовить: гречка есть, отварю, с луком разжарю. Раз это сделал, два сделал, три – мама посмотрела, что я все-таки буду настаивать на своем, и начала готовить уже сама. То есть неприятие было, но не так, чтобы...
– Немножко, наверное, другая ситуация у молодого человека. Он спрашивает, как же ему поститься. Давайте дадим совет, подумаем.
– Наверное, это сложно будет в такой семье, когда всё наготовили, наварили. Тем более в четырнадцать лет он сам ничего не зарабатывает. Поэтому пусть это будет ограничение пищи в самом количестве. Нести эту ситуацию в доме, когда ты за свет, а люди против, – это уже и есть то самое жало в плоть; хотя бы это перенести. Поэтому упор в посте пусть будет не столько на еду, сколько на то, чтобы не потерять мирность, чтобы твоя вера не разрушала человеческих отношений с ними. Я думаю, что со временем его любовь, его вера, его молитва о родных и близких, о матери с отцом развернет их в сторону веры. Только не идти на какой-то конфликт.
– Батюшка, еще поступают вопросы, касающиеся оптинских новомучеников. Мы в одной из программ уже начали об этом говорить, но все равно продолжают писать. Наверное, людей это очень волнует. Пишут, что к ним в молитвах обращаются, что очень помогают. И спрашивают: что мы, миряне, можем сделать для их канонизации?
– Я хочу сообщить радостную новость о том, что недавно от братии Оптиной пустыни в Комиссию по канонизации были посланы документы и они приняты к рассмотрению. Существует определенный алгоритм, определенный порядок подготовки документов. Один из них (и один из основных) – это свидетельства благодатной молитвенной помощи по молитвам к новомученикам. Есть сайт в Интернете www.optina.ru, где целый раздел посвящен этому. Поэтому ревнующие об этом люди, разбирающиеся в компьютерной технике, присылайте свои воспоминания на электронный адрес Оптиной пустыни. Они будут обрабатываться, накапливаться, осмысливаться, редактироваться. Эти свидетельства тоже будут теми каплями, из которых сложится ручеек, а потом – та река, которая «мельницу» канонизации запустит.
Мы недавно читали житие Марии Египетской. Житие начинается со слов Священного Писания, с притчи: «Тайну царя хранить похвально, а чудеса Божии возвещать достодолжно». Это есть наш долг – не скрывать чудеса Божии. Это вовсе не будет какой-то нескромностью, это не будет рассказ только о вас самих, это будет рассказ о Божием присутствии в нашей жизни; и это обязательно надо делать.
Помните, по притче в Евангелии: десять прокаженных исцелил, а один только возвратился воздать славу Богу... Вот эти воспоминания и рассказы, даже вообще не связанные с той или иной канонизацией, когда что-то чудесное произошло в твоей жизни по помощи Божией, – людям это расскажи, чтобы Бога вместе с тобой поблагодарили. Это должно делать. Случилось что-то – обязательно расскажи: «Знаете, какой милостивый Господь!..» Или: «Знаете, как Матерь Божия помогает!..» Или как помогает Серафим Саровский, Матронушка, Сергий Радонежский...
А многие говорят: «Ой, чтобы не сглазить». Сглазить помощь Божию невозможно; надо благодарить. Кстати, у Исидора Пелусиота есть потрясающие слова: «Благодарность – это протянутая рука к Богу за новыми благодеяниями. Благодарность приемлющего подвигает дающего к новым благодеяниям». То есть в нашей жизни должна быть всеобщая благодарность.
Один из проповедников сказал: «Христианская вера начинается не с того момента, когда отец научит своего сына читать молитву “Отче наш”, а когда он своего сына научит благодарить мать и Бога за вкусно приготовленный обед». То есть сначала человечность, а потом святость. Не может быть никакой святости, никакого христианства там, где нет никакой человечности; все с этого должно начинаться. И главный признак человечности – это благодарность. Поэтому надо благодарить за все. Нам кажется, что это мелочь, но это не мелочь. За звонок, за привет, за эсэмэс, за обед, за ужин, за доброе слово – за все надо благодарить.
– Следующий вопрос. Человек не пишет, сколько ему лет, но подозреваю, что это вопрос молодого человека.
– Жениться собрался?
– Нет. «Можно ли молиться вечерним правилом, слушая молитву в наушниках?»
– В исключительных случаях.
– И для чего это, скажите.
– Давайте так. Можно ли молиться во время работы? Можно и нужно. А можно ли во время молитвы работать?
– Можно?
– Конечно, нет. Если время посвящено молитве, то ни о какой работе речи не может идти. Но когда человек помолился и принялся за работу и пытается во время работы продолжать молиться – это похвально.
Поэтому, может быть, у этого человека были какие-то исключительные обстоятельства, ему срочно нужно было сделать какую-то работу, но он пытается в то же время слушать молитвенное правило. Но вечерние и утренние молитвы – это, конечно, время особое, поэтому в это время никаких наушников и других дел быть не должно. Но когда человек едет в метро и убивает огромное количество времени в дороге, уж пусть лучше слушает в наушниках Псалтирь, Евангелие, святых отцов, любой молитвослов. Это похвально, что человек в этот момент старается заполнить ум, голову, душу, чтобы духовная жизнь все-таки продолжалась.
Кстати, в этом особенность нашего XXI века: кто-то слушает рок или рэп в наушниках, а кто-то – Псалтирь.
– Знаете, у меня однажды был такой забавный случай. Еду я в метро и думаю: «Интересно, что же все-таки народ читает?» В советское время читали хорошие книжки, поверьте. Поворачиваю голову направо – Евангелие человек читает. Поворачиваю голову налево – молитвослов открыт. Думаю: «Ничего себе!»
– Что же это за ветка такая?
– Серая ветка, от станции метро «Чертановская» до станции «Боровицкая». Я не шучу, это правда. Думаю: «Вот это да!» Представляете, как здорово! Значит, не все у нас потеряно.
– А говорят, что у нас не Святая Русь...
– Вернемся к вопросам. Бытовой семейный вопрос. Мы с Вами договорились, что все равно на эти вопросы Вы будете стараться отвечать, поскольку к Вам очень много на исповедь ходит и семейных людей и Вы, в общем-то, хорошо представляете жизненные ситуации. Пишет наша телезрительница, которая уже тридцать лет живет с мужем; и тридцать лет свекровь лезет в ее жизнь, манипулирует, как ей кажется, ее мужем. Что ей делать? Она пишет: «Я уже просто в отчаянии, не знаю, что мне делать».
– Слушайте, ну это святой человек! Тридцать лет с мужем прожили, да еще и со свекровью! Этой женщине памятник надо ставить при жизни. У нас сейчас в России на тысячу браков семьсот разводов, причем половина из них – в первый год жизни. Если у этой женщины хватило ума, сил и душевных качеств тридцать лет прожить со свекровью, то ей осталось совсем немножко потерпеть. У нее хватило и такта...
– Была мудрость. Она пишет, что постом все обострилось... Но постом, мы знаем, все обостряется.
– Тогда вот что я посоветую; я и на проповедях об этом говорю. Возьмите стандартный лист бумаги, три фломастера разного цвета и напишите одно и то же слово: доброжелательность, доброжелательность, доброжелательность. Приклейте этот лист магнитиком на дверь холодильника, и пусть все на это смотрят: вы, свекровь и муж. И когда вдруг возникнут какие-то проблемы – подвести к этой надписи. И самой почаще обращать внимание на эту надпись. Почему? Потому что с доброжелательностью можно решить все, без доброжелательности нельзя решить почти ничего. Поэтому доброжелательности, терпения и мудрости желаю этой замечательной женщине, которая тридцать лет прожила со своим мужем и со своей свекровью.
– Я тоже, знаете, удивлена. Если такая свекровь, как она пишет, то надо действительно большую мудрость иметь.
– А свекрови, конечно, лезли, лезут и будут лезть...
– Да, это старо как мир.
– А еще авва Дорофей говорит (и вообще нам всем полезен этот алгоритм духовных действий): видишь надвигающуюся волну – поднырни. Если начнешь бороться с волной, – она тебя откинет. Поднырни... Вот пусть она подныривает, когда будет надвигающаяся волна. Волна прошла – голову подняла, вздохнула. Волна не идет одна за другой, передых между волнами есть, и вот в этот передых делай вздох поглубже. Потом опять поднырни. А иначе просто снесет назад, на камни.
– С другой стороны, отец Мелхиседек, мы помним слова апостола, когда он обращается к родителям: «Родители, не раздражайте своих детей». То есть родителям надо научиться быть терпимее к собственным детям.
– Конечно, такт надо иметь. Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей. Еще что можно? Пусть она плачется мужу. Есть же такая русская пословица: ночная кукушка всех перекукует. Поэтому, используя свою женскую мудрость и рассудительность, на ушко пусть ему почаще плачется, чтобы в нем найти...
– … сочувствие, жалость.
– Сначала сочувствие, потом поддержку, а потом защиту. Потому что это долг мужа – защищать жену. Поэтому он маме своей тоже может на ушко шепнуть: «Мамуль, давай мы потихонечку разберемся». То есть она должна защищаться с помощью мужа.
Мне рассказал мой родственник, как его воспитывала бабушка. Ему лет двенадцать было, она говорила: «Женька, если захотят тебя обидеть, ты не поддавайся». Вот интересная житейская мудрость. «А ты в нос дай»; «А ты борись»; «А ты ответь». А вот тут интересно: не поддавайся; это гораздо тоньше и гораздо мудрее. Давайте мы об этом совете в своей повседневной жизни задумаемся. То есть война не нужна; чтобы все время смиряли – тоже не нужно. А не поддаваться – это где-то посредине.
Поэтому когда-то надо некую твердость и решительность проявить, чтобы люди понимали свое место; понимали, что муж и жена – это одно целое и не надо сюда вклиниваться, потому что это не по-божьему. Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Поэтому каждый должен знать в этой ситуации свое место. И мать сына должна отпустить, он – не ее: он в первую очередь – муж жены, а уже во вторую очередь – сын матери.
– Отец Мелхиседек, очень просят Вас сказать хотя бы несколько слов о том, что такое богослужение мирским чином. «Планируется ли Церковью издательство богослужебной литературы, по которой можно будет служить, например, обедницу мирянским чином?» Видимо, есть еще такие поселения, где нет храмов, нет священников. Я думаю, поэтому такой вопрос задают.
– Дело в том, что этот чин уже есть. И эта книга уже есть, она именуется «Часослов». Там есть вечерня, полунощница, утреня, час первый, шестой, девятый и изобразительны, которые и называются обедницей. То есть при невозможности посещать богослужение, если какая-то командировка или какое-то поселение, где нет храмов, тогда по молитвослову (у кого есть такое желание) можно читать часы и ту же обедницу. Сокращенный порядок вечерни и утрени есть в Часослове. Так что эта богослужебная книга давным-давно издана. А чтобы специально готовили какую-то богослужебную книгу для мирян, чтобы совершать богослужение мирянским чином, – об этом я никогда не слышал.
– Это не нужно.
– Такая книга уже есть, она именуется «Часослов».
– Можно найти в Интернете.
– Конечно, набрать только одно слово: «Часослов». И на церковнославянском, и на русском языке – пожалуйста, молитесь.
– Может быть, действительно люди имели в виду это для себя, когда нет такой возможности.
– Кстати, у многих святых отцов есть такой совет, когда нет возможности посещать богослужение. Или, например, задержались с престарелыми родителями, ухаживали за ними, потому что они в этом нуждались, и пропустили всенощное бдение. В таком случае всенощное бдение можно заменить Иисусовой молитвой или чтением Псалтири, чтением канонов, акафистов. Как заменить? Очень просто. Всенощное бдение начинается в 17 часов, заканчивается в среднем в 20 часов (чуть раньше или чуть позже), и ты это время посвятил бы богослужению в храме. Такое же время посвяти домашней молитве, и это будет твое участие во всенощном бдении, если у тебя не будет возможности посетить богослужение. А какой молитвой заменить? Любой молитвой от души и сердца. Необязательно это должно быть все то, что было в церкви; мы в этом сами до конца не разберемся. Поэтому можно Иисусовой молитвой заменить, Псалтирью. Самое главное, чтобы время было проведено в молитве такое же. Можно заменить даже чтением Евангелия, лишь бы была посвященность ума Богу; это будет самое главное. Что такое молитва? Это возношение ума к Богу.
– Осталось три минуты. Как быстро время летит! Ощущение, что я только начала вопросы задавать, а уже пора завершать программу. И все же один вопрос очень просят задать, он касается страховки. Везде пишут, что нельзя страховаться. Что же делать: страховаться или не страховаться?
– Что такое страховка? Страховка – это касса взаимопомощи. Заплатил десять рублей, и если что-то случилось – на тысячу вернулось. А если не случилось, то слава Богу, что не случилось.
– Тем не менее возражают. Говорят: «Мы должны надеяться на Бога, а вы страхуетесь; значит, не надеетесь на Бога». С другой стороны, если мы не застрахуем машину (а сейчас есть обязательное страхование), тогда мы просто передвигаться не будем.
– Конечно. Мы живем в правовом поле, поэтому, например, машину мы не можем не застраховать. А вот дом в деревне, например, никто не обязывает страховать: хочешь – страхуй, не хочешь – не страхуй, это твое дело.
– То есть никакого предательства Спасителя здесь нет?
– Греха в этом нет. Почему? Например, страховка дома в деревне – десять тысяч рублей в месяц. Если ничего не случилось, – твои десять тысяч кому-то пригодятся, ты можешь считать это взносом в кассу взаимопомощи. А если случилось, твои десять тысяч превращаются в миллион. Поэтому в чем здесь проблема? Если ничего не случилось, значит, ты эти деньги подарил. Кому подарил? Тем людям, которые этими деньгами когда-то воспользуются. Дай Бог, чтобы ни с кем никогда ничего не случилось. Я думаю, это обыкновенная житейская ситуация.
– Батюшка, очень не хочется с Вами прощаться, расставаться. Замечательные вопросы, замечательные ответы. Я всегда испытываю большое удовольствие от наших программ, от наших встреч. Большое Вам спасибо! Я думаю, что мы встретимся с телезрителями уже после Пасхи.
– Да. И я всем пожелаю великой радости – радости Светлого Христова Воскресения! Как один из наших поэтов сказал: «Бессильно зло; мы вечны, с нами Бог!» С наступающим великим праздником Воскресения Христова, дорогие братья и сестры!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Житие и труды составителей Литургий. Третья огласительная беседа епископа Веневского Феодорита
Житие и труды составителей Литургий. Вторая огласительная беседа епископа Веневского Феодорита
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Попранная справедливость». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Славобесие
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!