Таинства Церкви. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

14 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня с иеромонахом Клавдианом, настоятелем храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке города Москвы, мы продолжаем говорить о православных церковных праздниках. Но в нашей сегодняшней программе помимо беседы о праздниках мы также ответим на вопросы, которые отец Клавдиан получил после наших программ.

Батюшка, замечательная следующая неделя у нас наступает. Очень хорошие праздники, замечательные святые, которых мы очень любим. Вторник – это день памяти великомученицы Варвары, святой, которая, мне кажется, вошла в плоть русского народа (как и Николай Чудотворец). И попробуй скажи русскому человеку, что Варвара вообще не русская святая. Я думаю, все удивятся и будут бурно протестовать. То есть к некоторым святым есть некая привязанность. Как Вы думаете, с чем это связано?

– Наверное, с тем, что почитание этой святой на Руси было издревле. Мы знаем, что сами мощи святой великомученицы были перенесены в Киев. Они были подарены в свое время греческим императором.  Конечно, почитание святой происходило от истоков истории российской, поэтому и храмы, и людей называли в честь этой святой.

Ее действительно особо чтили как святую жену, как ту святую, которая дерзновенно молится перед Господом за людей, обращающихся к ней за помощью в своих нуждах. Так, в народе обращались к ней с особым прошением не просто о какой-то помощи, а о помощи в избавлении от внезапной смерти. А память смертная для каждого человека является основой жизни. Мы можем благочестиво выстраивать свою жизнь тогда, когда помним о смерти. И, конечно, за литургией, за всенощным богослужением мы просим, чтобы Господь даровал нам безболезненную кончину, непостыдную и мирную. А внезапная смерть всегда пугает, потому что человек не приготовился к кончине. Мы наблюдаем, как люди уходят безвременно, и, конечно, большое счастье для человека, когда он успевает подготовиться к этой встрече с Господом. Наверное, не случайно на иконе святая великомученица изображается с Чашей Причастия.

– По-моему, она одна из святых женщин так изображена. В основном священники изображаются с Чашей.

– Не встречал больше такого. Но в любом случае это некий символ, образ, ходатайство этой святой перед Господом, чтобы каждый человек, кто ей молится, имел  возможность успеть очистить свою душу покаянием, приготовиться к смерти принятием Святых Христовых Таин.

– Мне кажется, такое влияние было потому, что она была по описанию еще и очень красивой; и родилась в богатой семье. Жизнь ее могла бы сложиться очень удачно при условии ее замужества. А всем этим благам она предпочла смерть. Причем совершенно жуткую. И красоту, и себя, и свою молодость она принесла в жертву Спасителю.

– Действительно, житие этой святой очень яркое. И оно интересно тем, что не просто восхваляет внешнюю красоту этой девицы, но и тем, что она обладала мудростью, красотой внутренней.  Она жила в начале IV века, и отец ее Диоскор рано овдовел, очень сильно был привязан к своей дочери и, видя, насколько она красива, любя ее человеческой любовью, не желал, чтобы она с кем-то знакомилась, дружила, опасаясь, что она уйдет от него или увлечется какой-то другой философией, религией. Ведь Диоскор был очень ревностным язычником. Он запер ее в некоем дворце…

– Да, специально для нее построенном…

– В некоем доме, из которого она не выходила. И ей приходилось из окна наблюдать за внешним миром. Служанки убеждали ее в том, что это все создано языческими богами, которым они поклоняются. Великомученица, имея внутреннюю глубину, разум и рассудительность, пришла к тому, что человеческими руками невозможно создать такую красоту, все богатство мира, которое нас окружает. Поэтому, созерцая ночью звезды, наблюдая за красотой природы, она пришла к выводу, что Творец – Единый  Бог, Создатель всей Вселенной.

И ей, конечно, хотелось в этом уединении, в котором она находилась, выстроить правильное понятие  о Боге. Ей удалось это сделать после того, как она пришла уже в зрелый возраст и отец разрешил ей выходить к людям в надежде, что найдется какой-то жених. А такие уже появлялись. Она познакомилась с христианами, которые вынуждены были скрытно исповедовать свою веру, и они рассказали ей о Боге Истинном, Триедином. Она приняла крещение. После этого святая великомученица не скрывала от отца своей веры и встретилась с жестокостью отца по отношению к ней. Практически до самой смерти она претерпела ужасные мучения.

– Да, совершенно невероятно. Когда читаешь об этом, просто оторопь берет от этих мучений и позора, которому она подвергалась.

– Поэтому ее образ, такой красивый и внешне, и внутренне, конечно, необходим людям для того, чтобы мы понимали: цельность и красота человека заключается в цельности образа. Человек как творение Божие индивидуален и красив, но в то же время является чадом Божиим. И мы должны это понимать и развивать свою внутреннюю красоту.

– Действительно, часто в житиях встречается непонимание родителей. И это не только у великомученицы Варвары. Еще есть ряд образов, когда отцы буквально принимают участие в истязании своих собственных детей, причем любимых, заставляя их отречься от веры, а порою даже участвуют и в казнях своих детей. Ведь это уже за гранью понимания…

– Вообще отношения детей и родителей – это извечная проблема. Даже в Евангелии сказано, Христос нас всех предупреждает, что восстанут дети на родителей и родители на детей в последние времена. Действительно, это будет просто признаком отступления от веры, когда иссякнет любовь среди людей. А нечестие выражается прежде всего в раздражительности,  гневе, злобе. И когда это приводит к смерти, когда отец участвует в убийстве, это яркий пример богоотступничества и ненависти бесовской, что и произошло.

– Это какое-то просто помрачение, человек помрачился разумом. Иного нет объяснения. Это же происходило и потом. Не только в первые века христианства. Давайте вспомним многострадальную историю нашего Отечества. И там подобные истории были.

– Конечно, в этом смысле идет непрекращающаяся брань и борьба между добром и злом. И Господь предупреждал о том, что мы столкнемся с непониманием своих родственников, поэтому и сказано: «и враги человеку домашние его». Господь предупреждает, что, исповедуя веру, стремясь к благочестию, мы столкнемся с непониманием. Вот в те древние времена, когда язычество было распространено и люди были ослеплены в лжеучении, такое сопротивление истине выражалось  даже в казни. Сам отец Диоскор участвовал в убиении своей дочери.

– Москвичи тоже очень любят великомученицу Варвару. И одна из старейших улиц Москвы – улица Варварка. Названа она в честь храма, который стоит недалеко от Покровского собора, или храма Василия Блаженного, на улице Варварка. Построили его купцы, и, кстати, они же считали Варвару своей покровительницей. Честно говоря, не знаю, почему так. Иногда начинаешь читать историю Церкви и понимаешь, что очень многие храмы, которые посвящены святой великомученице Варваре, построены именно русскими православными купцами. Может быть, потому, что им приходилось часто путешествовать, ходить за товаром, за границу или в какие-то дальние города. А это всегда было сопряжено с опасностью неожиданной смерти.

Купцы не знали, что их там ждет: могли отправиться в дальний путь и надолго остаться без Причастия. Поэтому почитали святую великомученицу Варвару. У нас в Москве, слава Богу, возрожден храм великомученицы Варвары, который находится, еще раз повторюсь, на улице Варварка. Во вторник будет престольный праздник этого храма. И я всех москвичей и всех, кто нас слышит и будет в этот день в Москве, всех гостей столицы, по благословению отца настоятеля приглашаю в этот день на престольный праздник, который начнется в 8 часов утра. Храм небольшой, маленький, народу очень много, иногда даже на улице приходится стоять в этот морозный день. Так что прийти надо заранее. А те, кто не может быть на литургии, могут потом приехать в течение дня. Отец Вячеслав сказал, что храм будет открыт целый день и целый день будет доступ к мощам святой великомученицы, которые хранятся в этом храме.

– Телезрители не знают, что я насельник Троице-Сергиевой лавры, и даже там был небольшой храм, посвященный святой великомученице Варваре. К сожалению, в советское время он был разрушен. Он находился прямо в здании братского корпуса. Именно поэтому этот корпус до сих пор носит название Варваринский. Сейчас этот корпус перестроен в общежитие, там живет братия, старцы. Но тогда еще, в дореволюционные годы, на последнем этаже этого корпуса находился больничный храм, как раз связанный тоже с внезапной смертью. Несмотря на то, что монахи тоже должны помнить о смерти всегда и готовиться к этой встрече, все равно боголюбивые наши предки устроили вот такой храм для того, чтобы больные могли молиться и причащаться Святых Христовых Таин. Я был келейником у старца игумена Михея (Тимофеева), который жил на втором этаже Варваринского корпуса.

Даже по полу было видно, что здесь был храм. Не знаю, имеет ли намерение нынешний наместник владыка Парамон восстановить этот храм, поскольку у нас и так мало места для размещения братии. Но, возможно, когда-нибудь в будущем этот храм будет восстановлен. Это то, что касается территории Троице-Сергиевой лавры.

– И это все говорит нам действительно об особом почитании великомученицы Варвары и об особой любви и привязанности русского народа к этой удивительной святой. Мне бы хотелось поздравить наших именинниц с предстоящим днем и пожелать им, конечно, доброго здравия и возможности прийти в храм и поклониться святым мощам, которые, слава Богу, у нас в Москве есть.

Теперь мы перейдем к вопросам, которые не можем оставить без внимания. Первый вопрос, наверное, связан с тем, что Вы иеромонах: «Чем отличается монашеская жизнь, будь то в городе или в самых аскетических уголках планеты, от обычной городской или сельской приходской жизни? На что делается упор в монашеской жизни?» Я надеюсь, что этот вопрос связан не просто с любопытством, мы иногда любим любопытничать. А может быть, для человека это имеет особое значение и у него какие-то намерения впереди при принятии пострига. Исключительно с этой точки зрения.

– Монашество – это такое направление или такой институт жизни христиан, который отличается, конечно, от общехристианской жизни, мирской, но очень немногим. Монахи дают обеты, обещания, они посвящают себя служению Богу во всей целостности своей жизни. Поэтому  дают три обета: нестяжания, целомудрия и послушания. О каждом из них можно говорить много, но в целом это те обеты, которые позволяют человеку минимизировать свои привязанности и свою зависимость от внешнего бытия. Монах как странник. Так и зовется: «монос» – «один». Человек посвящает себя полностью тому, чтобы познать Бога. И чтобы ничто вокруг не отвлекало его от этого. Каким образом он это делает? Прежде всего через покаяние. Он очищает себя целожизненным покаянием. Поэтому мы надеваем черные одежды. Чтобы познать Бога, надо очистить свою душу, свое сердце. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», сказано в Евангелии.

Поэтому всецело отрекаясь от всяких забот, от обязанностей семейных, от земных имений и денег, человек посвящает себя послушанию воле Божьей. То есть он тренирует свою волю в исполнении заповедей Божиих. Поэтому часто монахи собираются в одно место, в монастырь, в сельский или городской, но только с одной целью – максимально, качественно и полноценно исполнить заповеди Божии и достигнуть духовного совершенства. И вот этот путь растягивается на всю жизнь. Человеку надо дать целожизненные обеты для того, чтобы потрудиться над своей душой. И он принимает этот образ.

Конечно, внешняя атрибутика, монашеская одежда не делают человека монахом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что один человек, находясь в рубище и лежа на земле, испытывает одни чувства, а человек, который сидит на золотом троне и с короной, испытывает другие чувства. И порой бывает наоборот. А монашествующие не привязаны к внешнему. Они не просто декларируют миру: посмотрите, мы другие! Это такая школа воспитания души, чтобы человек обрел спасение в Боге и достиг духовного совершенства, отрекаясь от всех забот мира и находясь в одиночестве. Но это одиночество не патологически трагическое, когда, например, человек не может найти свою вторую половину…

– У нас чаще всего так и воспринимают монахов, особенно женщин. Ушла в монастырь – значит, от несчастной любви.

– Это не так. В монашество идут по большой любви. Эта любовь к человеку остается, но она ровная ко всем, божественная. Вот Господь всех любит, и человек, оказывается, может всех любить одинаково. Но Бога – больше всего. И когда в человеке возгорается такая любовь к Господу, такое желание быть с Ним наедине все время, общаться с Ним, познавать Его, тогда человек уже не думает, не колеблется. Он просто своей решимостью преодолевает все эти внешние заботы, прощается с миром и начинает уже жить жизнью монашеской, уединенной, жизнью в Боге. Но для того чтобы преодолеть все эти препятствия внутри себя к общению с Богом, требуется покаяние, жизнь молитвенная, спокойная, безмолвная, внимательная, требуется изучать свою природу, более тонко изучать себя. Для мирян это не требуется. Для мирян требуется поверить Господу и стараться исполнять по мере возможности заповеди Божии, учитывая немощь нашего естества, участвуя в таинствах, очищая себя. Тренироваться в этом исполнении. В той мере, в которой человек может это сделать.

– Но вот спрашивают: жизнь городская, сельская и в разных уголках чем-то отличается? Вот у владыки Парамона я  спрашивала: «Как Вы можете молиться в Лавре, когда вокруг толпа китайцев?» Эта толпа все заполонила, их туда везут, ведь Лавра – объект ЮНЕСКО, туристическая тропа. А он отвечает: «Кому они мешают? В пять часов утра придите, здесь никого нет. Вечером приходите на всенощную, их тоже нет». Так что можно вполне совместить монашескую жизнь с китайцами.

– Видите ли, в Церкви есть все возможности для спасения. Поэтому, так сказать, в нашем монашеском обществе существуют разные места подвигов, в том числе и общежительные монастыри, и большие, и городские, и уединенные, и малые скиты, и какие-то удаленные пустыньки. Слава Богу, сейчас монашество возрождается, насельников много, и человек, который ищет спасения и понимает, где место, которое действительно принесет ему пользу, может это место выбрать. И не только место, но и игумена, и игумению, и братию, и сестер, с которыми собирается жить. С другой стороны, конечно, сейчас многие монастыри стали не только источниками просвещения, но и местом туризма.

– Как наша Лавра.

– Да, и мы с этим вынуждены считаться, потому что существует общая история, в конце концов, почитаемые святыни, которыми интересуются мирские люди, даже туристы; в частности, в Троице-Сергиевой лавре. Конечно, монашеская жизнь становится от этого более сложной в условиях проживания среди огромного количества туристов и монахов. И у людей, у монахов создаются определенные сложности. Но мы все равно учитываем уникальность этого места, любовь к преподобному Сергию; мы должны хранить это место с благоговением, с почтением относиться к этой святыне. Поэтому, конечно же, та благодать, которая присутствует в этом месте, у преподобного Сергия,  все превозмогает и покрывает все условия, которые заставляют нас тревожиться, что так много людей, которые нарушают нашу тишину.

«Священники говорят, что болезнь – благословение Божие. Но в то же время болезни по грехам нашим. Как правильно это понимать?»

– К сожалению, многие люди руководствуются не только Священным Писанием, но и какими-то рассуждениями, слухами, объяснениями, которые живут в простонародье. Конечно, все, что попускается в нашу жизнь (и болезнь, и радость), – все по воле Божьей. Мы должны принимать это как волю Божью. Даже если нам это неприятно. Болезнь имеет и положительные аспекты; они действительно человека ограничивают, не дают ему грешить. А вот причины болезни бывают разные. Нельзя сказать, что все по грехам: они бывают наследственные; бывают такие, которые попущены Богом, при которых человек, терпя болезни, таким образом показывает пример другим. И мы это видим, когда человек мужественно, с радостью терпит те испытания, которые ему даны, он оказывает огромное влияние на окружающих, дает им пример, как нужно вообще преодолевать скорби, в том числе и лечиться, и терпеть болезни. Поэтому нельзя однозначно сказать: это за это, а вот это за то. Конечно, часто бывает, что болезни – это следствие греховной жизни. Но все священники всегда говорят – начните с покаяния, а потом поймете.

– Согласна, батюшка. Потому что, извините, если человек пьет десять лет, странно было бы, чтобы у него не заболела печень.

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать