Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Батюшка, очень рада Вас видеть. Тем более после моих удачных съемок в Оптиной пустыни.
– Слава Богу, что съездили.
– Да, слава Богу. Знаете, бывает, много о чем-то знаешь, наслышан, рвешься, а как-то не случается. А тут все сложилось, конечно, не без Вашей помощи. Очень хорошо нас принял отец наместник, мы ему очень благодарны. И братия монастыря была к нам очень снисходительна.
– Пока лето и осень, советую всем собраться и поехать в Оптину пустынь. Это место надо всем посетить.
– Место совершенно дивное, уникальное для России. Так что, можно сказать, Вы мне стали ближе в духовном плане.
– Вы поняли, где моя духовная родина.
– Батюшка, как всегда, к Вам очень много вопросов. В их числе вопросы сугубо семейные, на которые даже я, человек светский, не рискнула бы отвечать, потому что не всегда знаешь, какова ситуация изнутри. Но если Вы решите – ответите. Просто я поняла, что у нас в стране очень много людей, которым не с кем поделиться, не у кого найти ответ на свои какие-то вопросы. В любом случае наша передача именно для этого – чтобы помочь людям, у которых нет хорошего советчика.
Первый вопрос: «Как себя вести с лукавыми людьми? Можно ли применять к ним выражение: с лукавыми поступай по лукавству их?»
– Да вы просто запутаетесь в лукавстве! Мы читаем молитву: «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Мы же молимся, чтобы избавиться не только от лукавого, но и от его «друзей», то есть от лукавых людей. Если вы один раз были свидетелем того, что человек слукавил, лучше отходить от такого человека. Если это родственник, родной человек и отойти невозможно, то надо просто держать ухо востро. А с такими сотрудниками или компаньонами уже никаких дел не иметь.
Однажды читал маленькую книжку, которую одна жена издала о своем муже. Он был меценат, предприниматель, был светским человеком, но довольно нравственным. Так вот, он говорит, что доброе имя руководителя и доброе имя фирмы очень многое значат в бизнесе. Доброе имя! То есть ни о каком лукавстве речи даже и быть не может. Еще мне понравилась его позиция: «Не люблю черный пиар, мы предпочитаем говорить, какие мы хорошие, а не какие они плохие». То есть не надо «топить» кого-то, чтобы самим подняться. Это тоже лукавство, когда люди «топят» другого, думая на этом приподняться. А его фирма процветала, потому что они шли честным путем, работали качественно.
Я думаю, это очень правильная позиция в жизни. А лукавство, ложь – это от лукавого. И еще ложь – это дверь, через которую уходит любовь. С близким человеком никогда не нужно лгать, потому что прощается все кроме лжи. Близкий человек тебе все простит, любую ошибку, любой грех, а предательство простить сложно.
Христос есть путь, истина и жизнь. Мы должны стремиться жить в истине, а с лукавством никогда не надо встречаться. Мне вспомнилось одно выражение, оно для нас очень пригодится: «Если нельзя, но очень хочется, все равно нельзя». Здесь, конечно, не о мороженом идет речь и не о пирожке. Имеется в виду – против совести идти нельзя.
– Вы правильно сказали, что в таком случае можно себя перелукавить. Запутаешься, что называется, в показаниях и сделаешь себе хуже.
– Вообще христианская жизнь – это жизнь в истине, в правде. Особенно между родными и близкими. Вспоминаю свою мамочку (Царство ей Небесное). Когда я был еще маленьким, она мне говорила: «Павлик, никогда не обманывай маму – рано или поздно все равно я узнаю». Так и есть по жизни. Я, будучи маленьким, понял, что лучше сразу сказать, если что-то натворил, потому что все равно проходит время – и истина открывается, но не в твою пользу. Ходить с этой тайной не надо, лучше скажи сразу.
– Следующий вопрос, который может задать практически каждая телезрительница: «Как правильно воцерковлять детей? Со старшим ребенком (как она считает) была допущена ошибка, сейчас он категорически отказывается ходить в храм. Можно, конечно, списать все на возраст – ему 18 лет, но выбор за ним. Но сейчас меня интересуют младшие дети: одному четыре года, другому – тринадцать. Пока они не отказываются ходить в храм, но боюсь перегнуть палку».
Помнится, еще патриарх Алексий II (покойный) об этом говорил, что много детей в воскресных школах, а где они потом, после выпуска?..
– Вопрос чрезвычайно сложный. Однозначных советов здесь нет. Во-первых, конечно, собственный пример. Доброта, открытость, доброжелательность, честность, молитва, пост, наблюдение за своими мыслями, словами и поступками – это все от родителей. Воспитание – это собственный пример. Воспитание – это питание. Чем ты должен питать? Добрыми мыслями и светлыми чувствами. Не одной только гречневой кашей, картошкой и сосисками. Поэтому надо смотреть, есть это питание или нет его. Ты даешь что-то детям кроме того, чтобы их накормить, напоить и в школу отправить?..
Кстати, ценная мысль относительно образования: образование может быть и средним, но воспитание должно быть высшим. Высшее и хорошее воспитание – это когда людям с тобой хорошо. Ребенка надо приучать к этому. Когда вы в семье стараетесь, чтобы всем было хорошо: уступили, простили, не заметили, послужили, тогда человек видит вкус доброты.
Я был как-то в одной семье, и чувствуется, что нет вкуса к доброте. Дети общаются между собой примерно так. Один говорит: «Это ты сделай». Второй: «Нет, ты сделай». Или: «А чего таким тоном? А почему я должен?» Вот это вкусно?
– Это от родителей идет.
– Нет.
– А от кого же это?
– Непонятно. Школа, улица, Интернет. Я поразился: родители добрейшей души люди, а дети не в них. Вот я сейчас говорил про собственный пример, в этой семье он есть, а пример не берут. Нет вкуса к доброте почему-то. Есть пример родителей, но дети ничего не взяли.
Старец Паисий говорит: «Надо больше говорить Богу о детях, чем детям о Боге». Поэтому если будет молитвенный подвиг родителей о своих детях, то, конечно, Господь их не оставит.
Однажды мать блаженного Августина пришла к епископу и слезно стала просить его молитв о своем сыне Августине, который тогда еще был вне Церкви. Она сказала: «Мой сын погибает». Епископ, увидев благочестивую мать (ее звали Моника), сказал потрясающие слова: «Плод таких слез погибнуть не может». Он увидел не только слезы физические, он увидел в ней материнскую любовь, горячую веру и сострадание. И кем потом стал блаженный Августин? Отцом Церкви. Мало того, Августин Блаженный пишет: «Моя мать кротким, смиренным примером и молитвой из моего отца, зверя и язычника (как он выразился), сделала христианина через много-много лет».
А сейчас люди говорят: «характерами не сошлись, у нас нет общих интересов, он денег не зарабатывает, ремонт не хочет делать, всё на моей шее». Мать Августина терпела, как сказано, зверя и язычника (если почитать, наверное, там будут какие-то подробности) и под конец жизни сделала его христианином.
А сейчас не сошлись характерами и сразу рушат семью. А потом что? Всякие следующие отношения могут быть еще хуже.
– В Москве в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище есть мощи Августина Блаженного и праведной Моники. Такая редкость! Там как раз есть молебны о благополучии, здравии детей и их правильном воспитании. Потому что Августин и Моника считаются покровителями христианского воспитания детей.
– Тем, кто живет в Москве, можно съездить к этим мощам.
– Следующий вопрос: «Как Церковь относится к перезахоронению усопшего родственника?» Как я поняла из письма, бабушка хотела быть похороненной в России, но этого не случилось, потому что люди когда-то покинули страну. Бабушка там (не написано, какая страна), они в России, ухаживать за могилкой некому. Спрашивают, что делать с останками: кремировать, перезахоронить? Как лучше?
– Лучше всего оставить в покое. Потому что для ее души не имеет никакого значения, где осталось тело. Если любили свою бабушку, раз в год или раз в два года спокойно можно приехать, покосить траву, покрасить ограду. Если есть крест, памятник, оградка, это требует только покраски; и не так часто. Еще можно связаться с родственниками или знакомыми, которые там остались, и за какую-то копеечку попросить покрасить ограду, например.
– Да, так многие делают.
– А для сердечной молитвы нет никакого расстояния и преград. «Господня земля и исполнение ея». Поэтому оставьте бабушку там, где она есть, а потратьте время на сердечные молитвы о ней.
– Тем более перезахоронение будет стоить достаточно дорого. Лучше эти деньги потратить на то, чтобы кто-то следил за могилкой.
Следующий вопрос: «Я не могу часто ходить в церковь из-за больных ног. Даже дома молюсь сидя, когда идет трансляция вечернего и утреннего правила по “Союзу”. Это засчитывается, что я помолилась?»
– Мы молимся не для того, чтобы нам что-то засчиталось. Наша молитва – это беседа с Богом. Молитва – дыхание души, внимание – душа молитвы. Вот мы с Любовью Сергеевной сейчас беседуем с вами не для того, чтобы нам это засчиталось, а ради сердечного, душевного общения, взаимной пользы и духовного обогащения.
Кто-то сказал: «Вы не молитесь, потому что не любите». Ведь когда любишь человека, хочешь с ним общаться; и заставлять себя не надо – общение идет само собой. Поэтому если мы любим Господа, нас заставлять молиться не надо, это все происходит естественно. Это первый момент к вопросу. У любви счета нет.
Второй момент относительно ног. Конечно, все нужно делать по мере своих сил и возможностей. Если нет возможности посещать храм, то любая молитва Господом принимается. Я вспомнил интересную историю относительно данного вопроса. Однажды одного священника перевели в соседнее село. Он отслужил службу в одно воскресенье, во второе воскресенье, в третье воскресенье. После службы, панихиды, молебна подходит к одной бабушке с костылями, которая сидела на скамейке. Он спросил, как ее зовут, откуда она. Она ответила: «Анна Сергеевна. Я из соседней деревни». (Кстати, знаете, чем деревня отличается от села? В деревне нет храма, в селе храм есть.) Он говорит: «Так это ж за четыре километра!» Она говорит: «Да». – «Знаете, Анна Сергеевна, я заметил, что третье воскресенье подряд Вы приходите раньше всех на службу. Вам не тяжело в храм идти?» Она говорит: «Тяжело. Но прежде чем пойти в храм моим ногам, туда идет мое сердце».
Господу нужно наше сердце. Вот если ноги слушаются сердце, это хорошо. Но если ноги не слушаются и не могут пойти в храм, самое главное, чтобы в храме оказалось сердце. Если с помощью «Союза», «Спаса», «Радонежа» или других средств Вы оказались в храме, самое главное, чтобы там оказалось Ваше сердце.
– Вопрос: «Можно ли исповедоваться онлайн? Я нашел такой сайт, где священник исповедует онлайн. Просто я парализован, и это для меня находка».
– Если человеку срочно нужно посоветоваться с духовником и он написал ему (или позвонил), находясь, например, на отдыхе в Турции, – это одно дело. Что может произойти на отдыхе? Блудный бес, бес винопития или обжорства. Ведь завлекают чем? Страстями. Если так, тогда это будет уместно: «Батюшка, прошу срочно Ваших святых молитв». И рассказать ситуацию. Такая чрезвычайная исповедь похвальна и возможна. Это я говорю в общих чертах.
Но когда исповедь предлагается через конкретный сайт, это вызывает подозрение. Кто ее предлагает? Духовник? Он что, знает человека? Сама постановка вопроса очень подозрительна. Поэтому я этого делать не советую. Исповедоваться нужно только тому священнику, которого вы знаете и который знает вас.
– И неизвестно, что это за сайт, насколько он действительно православный. И священник ли там?
– Опытные профессора МГУ говорили, что все знает только невежда. Когда предлагается услуга «всех разрешу, всех исповедую, всем грехи отпущу» – это очень подозрительно. Поэтому пригласите из ближайшего храма священника на дом, и пусть у вас завяжутся духовные отношения.
– Последний небольшой вопрос: «Грех ли играть в лотерею?» Не играть, а покупать лотерейные билеты...
– Ну, если денег не жалко...
– Вообще это грех?
– Сложно сказать. Ну, купил билет за десять рублей в надежде, что вдруг что-то выпадет.
– Да так ли часто мы выигрываем вообще? Мне кажется, главное, чтобы это не превратилось в страсть.
– Знаете, сейчас гораздо больше денег просаживают в каких-то ставках. Лотерея – это уже бабушкин способ.
Есть замечательное стихотворение:
Не надо бояться тяжелой задачи,
А надо бояться дешевой удачи.
Не надо бояться быть честным и битым,
А надо бояться быть лживым и сытым.
– Замечательный ответ! На этой хорошей, оптимистичной, правильной ноте мы и завершим нашу программу. Спасибо Вам огромное!
– До новых встреч!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 38. Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 37. Священник Константин Корепанов
Благая часть. 2 мая 2024
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Православные настольные игры
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!