Таинства Церкви. Святой пророк Илия. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

3 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – В сегодняшней программе с иеромонахом Клавдианом мы продолжаем разговор о наших святых; в частности, о пророке Божием Илии.

Пророк Божий Илия очень почитался русскими людьми издавна. Это пророк ветхозаветных времен, и память о нем сохранилась до сих пор.

– Да, это особый святой, любимый на Руси. Он жил за 900 лет до Рождества Христова. Он был первым пророком девственником, как его называют. Он был особо ревностным служителем Бога и, по сути, явился неким символом ревностного богопочитания. Живя среди смешанного народа (иудеев с язычниками) при нечестивом царе Ахаве и его жене Иезавели, пророк Илия очень многое пережил. Для того чтобы убедить нечестивого царя не поклоняться идолу Ваалу, Илия навел засуху на землю израильскую и был вынужден скитаться и прятаться от преследований. Водимый благодатью Святого Духа, Богом, он скрывался в пещере все это время. Его жизнь сопровождалась многими чудесами. Он действительно был ревностным проповедником Истинного Бога. Его кончина особо отмечена в Священном Писании: он был взят живым на небо на огненной колеснице.

Церковь чтит этого святого еще и потому, что в Евангелии (от Матфея и от Луки) пророк Илия упоминается в эпизоде, связанном с преображением Господа нашего Иисуса Христа. Когда Господь на Фаворе перед Своими страданиями преобразился перед учениками, пророки Моисей и Илия беседовали с Господом, и апостолы наблюдали эту беседу. Эти пророки беседовали о предстоящей кончине Господа. Конечно, не случайно эти два пророка были явлены апостолам. Тем самым Господь как бы убедил апостолов в том, что все совершаемое с Господом предначертано и не искажает закона Моисеева и соответствует ревности и вере богопочитателя пророка Божия Илии. Таким образом, Христос подготовил апостолов к восприятию Своего дальнейшего страдания.

Пророк Илия почитается пророком, который будет предтечей Второго Пришествия Спасителя на землю. Такое существует предание. В связи с этим Святая Церковь почитает пророка Илию как особо яркого святого, который является неким мостиком между Ветхим и Новым Заветами и выразителем глубокой и ревностной веры и благочестия по отношению к Господу. Вот такой образ этого пророка.

– Знаете, я однажды купила художественную книгу «Пророк Илия». По оформлению мне показалось, что книга детская, она была красиво оформлена. Когда я ее прочитала, поняла, что она совсем не детская. В книге пророка Илию окружали люди не всегда благочестивые. Автор, конечно, очень грамотный, судя по тому, какие употреблял термины, давая их расшифровку, и события описывал ярко, что в грех язычества впадали многие народы. Пророк Илия описан как очень грозный персонаж, которого страшились язычники, потому что он ходил и сжигал языческие капища. Никто из воинов не мог его побороть, потому что он и их сжигал. Насколько такое художественное восприятие пророка соответствует действительности?

– Конечно, нужно руководствоваться Священным Писанием, Библейской историей прежде всего, а не какими-то художественными произведениями. Пророк Божий Илия в Священном Писании действительно отражается как человек ревностный, но его ревность была мотивирована именно желанием, чтобы избранный народ Божий сохранил свою веру и отклонялся от почитания идолов. Пророк Илия искал правды Божией, и Господь ему показал, что Он действует в этом мире не в какой-то силе катаклизмов, стихий, огня, а в тихом дуновении ветра; как сказано в Священном Писании – в гласе хлада тонка.

Господь Своим Промыслом заботится обо всем мире так, как это необходимо. То есть Он приводит людей к познанию истины посредством разных стихий или действий в мире. Вот пророку Илии пришлось сделать такой вызов языческим жрецам и продемонстрировать Истинного Бога, Его силу. Илия повелел языческим жрецам построить жертвенник и продемонстрировать силу идолов. Когда жрецы не смогли этого сделать, тогда Илия сам сотворил жертвенник из 12 камней, по числу израильских колен, и, помолившись, низвел огонь с неба, который попалил и жертвенник, и жертву, тем самым продемонстрировав Истинного Бога, Его действие, Его правду. Действительно, в Священном Писании описывается, что он уничтожил языческих жрецов в количестве 500 человек. Поэтому автор книги, наверное, читая о таких ревностных делах, которые совершал пророк Илия во имя Господа, этот образ нарисовал таким.

– Нет, в этой книге пророк Илия, безусловно, положительный, никакого отрицательного отношения к пророку не было. Просто он описывался как сверхчеловек для того времени, если так можно выразиться, который неведомой силой мог всех победить, испепелить врага. И все разбегались, услышав о том, что сейчас пророк Илия придет в такую-то деревню наводить порядок, что называется.

– Пророки Божии были ведомы Богом, они исполняли волю Божию. И в каждом жизненном событии они проявляли прежде всего преданность Богу.

– Пророку Божьему Илии, так уж сложилось, молятся во время засухи или когда идут сильные проливные дожди. Существует народное поверье, что если гром и молния на небе, это пророк Илия в колеснице едет. Понятно, что Россия всегда была аграрной страной, и, собственно, народные приметы складывались в помощь тем, кто работал на земле. Как нам к этому относиться, что пророк Божий Илия – повелитель стихий, выражаясь народным языком?

– Трудно сказать, как кому общаться со святым. Я думаю, что пророк Илия явил образ твердой веры, ревности в угождении Богу, сохранении истины. Поэтому нам надо молиться этому святому пророку Божьему, чтобы вера наша укреплялась и чтобы мы были непримиримы с грехом, который нас окружает, старались быть мужественными в преодолении страстей и разных козней дьявольских. Ведь пророк Илия жил в тяжелое время, в окружении язычников, при нечестивом царе. Он вынужден был скитаться. Он наводил даже голод по Промыслу Божьему. При этом Илия сам страдал от голода, хотя Господь его питал посредством воронов...

– Это даже на иконах изображается.

– Вообще святые нам даны для того, чтобы мы с вами шли путем благочестия. Каждый человек может найти в святом что-то особо нужное для себя и, обращаясь к нему молитвенно, получать помощь и поддержку от этого святого. Пророк Божий Илия очень почитаем. В Москве много храмов, посвященных ему.

– Вообще на Руси очень много храмов, посвященных этому пророку. В любом городе обязательно есть храм пророку Божьему Илии.

– Сейчас, может быть, не совсем уместно народные приметы, связанные с сельским хозяйством, сопоставлять с церковным календарем... Сейчас мы должны сосредотачивать свое внимание больше на образе благочестия, чтобы сохранить то, что нам дает Церковь, и передать это своим детям. Поэтому образ пророка Илии яркий, библейский...

– У него была большая ревность по Богу. Он отошел от всего жизненного, как Вы сказали, и скитался, и голодал. Образ очень сильного, мужественного человека. Мне кажется, поэтому его избрали своим покровителем десантники. Мы знаем, что 2 августа проходит интереснейший крестный ход в Москве, когда военнослужащие идут от Ильинского храма, который находится за ГУМом, на Красную площадь. Это производит огромное впечатление.

– Наверное, этот святой им близок.

– Пророк Илия – покровитель воздушно-десантных войск. Наверное, не случайно они избрали этого пророка – защитника людей, веры, олицетворение мужества. Все-таки чтобы спрыгнуть с парашютом, надо быть мужественным человеком.

– Может быть, огненная колесница, которая изображена на иконе, тоже как-то их вдохновляет...

– Так или иначе, не может не радовать, что наши воины берут в покровители русских святых. Федор Ушаков – покровитель Военно-Морского Флота. Александр Невский, великомученица Варвара, Дмитрий Донской – замечательно, что святые присутствуют на штандартах, знаменах. И крестные ходы проходят. Второго августа – известнейший крестный ход в честь пророка Илии. Это возобновление традиций.

– Я думаю, что это уместно в нашей церковной жизни – особо почитать тех святых, что могли бы быть покровителями наших дел, которыми мы занимаемся. Будь то врачи, военные. Но мне кажется, что это все-таки некое сужение. Пророка Божия Илию мы почитаем как святого, который явил крепкую веру в Господа.

– Отец Клавдиан, давайте начнем разговор о предстоящем посте. Скоро наступает Успенский пост, который не уступает по строгости Великому посту. Успенский пост – в честь успения Пресвятой Богородицы. Давайте поговорим о тех праздниках, которые будут во время Успенского поста.

– Успенский пост – это строгий пост,  он посвящен празднику Успения Божией Матери. Прежде чем пережить этот праздник  (переход Божией Матери в небесные обители к Своему Сыну), мы подготавливаемся к этому событию посредством поста. Мы должны изначально понимать высоту и важность этого события. Потому что почитание Божией Матери было изначально среди апостолов, и это событие (успение) особенно трогательно описано. Мы даже в иконографии можем увидеть все детали того, что происходило.

Перед Успенским постом празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, и мы имеем возможность поклониться Кресту Господню. Вообще все это взаимосвязано. Крест – символ страдания и символ того, что мы тоже, подражая Христу, должны нести ради Господа все обстоятельства, события жизни, которые нас окружают, и стараться исполнить волю Божию.

Божия Матерь всецело предалась воле Божией и исполнила Свою миссию. Более того, Господь Ее возвысил выше ангелов, архангелов и сделал Царицей Неба и земли, Царицей, Которая в успении Своем нас не оставляет, как поется в акафисте Пресвятой Богородице. Поэтому выделять какие-то особые праздники, может быть, не совсем уместно, потому что мы готовимся как раз к восприятию праздника Успения Божией Матери.

– Тем не менее они есть, и среди них даже двунадесятый.

– Согласен, праздник Преображения Господня. И круг двунадесятых праздников поставлен так, что в сжатом виде за один год он раскрывает всю Евангельскую историю. Преображение Господне – это событие, которое как бы немножко вырывается из контекста поста. Преображение Господне – это событие, которое Господь Иисус Христос совершил для подготовки апостолов к восприятию тех событий, которые должны были совершиться перед  их глазами, – страданий Господа. Господь, укрепляя их в вере, приоткрыл тайну того Фаворского света, которым Он наполнен. Он приоткрыл Свою Божественную природу, Он преобразился, озарил апостолов Фаворским светом, они созерцали это. Глас с небес, говорящий: «Это Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте», –как бы убеждает апостолов в том, что совершается замысел Пресвятой Троицы, замысел Божий обо всем мире, путь спасения.

Поэтому праздник Преображения Господня связан больше с Евангельской историей, со Страстной седмицей, со страданиями Господа и Его дальнейшим Воскресением. Наверное, больший акцент Успенским постом мы должны придавать подготовке к Успению Божией Матери, поскольку этот пост Успенский. Существуют, конечно, какие-то другие интерпретации праздника Преображения Господня, связанные с народными приметами, но мы об этом не говорим, потому что должны почерпнуть для себя именно богословскую часть в ходе тех праздников, которые мы совершаем в августе.

– Мы готовимся постом к главному празднику – Успению Пресвятой Богородицы. Почему мы говорим «успение», а не кончина? У святых мы отмечаем дни блаженной кончины, а у Пресвятой Богородицы – успение. В чем разница?

– Прежде всего в том, что смерти нет – Господь победил смерть. Успение – это сон. Мы воспринимаем смерть как некое временное явление, которое Христос победил. Поэтому совсем неуместно говорить, что это кончина. Кончина – это конец, завершение земного пути. Слово «успение» – более точная формулировка, которая точно определяет контекст нашей веры. Тело человека разрушается, и человек как бы засыпает до той поры, когда наступит всеобщее воскресение, когда все восстанут ото сна и заживут жизнью нового века, жизнью будущего века в Царствии Небесном.

Поэтому и праздник называется Успением. Это очень сердцу мило, потому что Божия Матерь и в успении нас не оставляет. Известно, что тело Ее не обнаружили апостолы в гробнице после успения. Поэтому мы верим, что Она вместе со Своим Сыном и воскресла, то есть Она уже причастница воскресения. В этом отношении праздник имеет особую отраду. Не случайно во многих городах нашей обширной Родины строили соборы, посвященные именно Успению.

– Да, как правило, главный храм был Успенским. В Москве, во всяком случае.

– Это выражение любви наших предков к Божией Матери как Покровительнице Руси.

– Я рада, что мы начали говорить о значимости Успенского поста. Думаю, продолжим эту тему в нашей следующей беседе. В завершение несколько назидающих слов нашим телезрителям...

– Праздник Успения Божией Матери является праздником особо теплым и праздником надежды. Потому что как Христос воскрес, победив смерть, так и все верующие в Господа тоже обретают жизнь вечную. Пресвятая Богородица последовала за Своим Сыном. Более того, как человек Пресвятая Богородица остается с нами, потому что Она знает наши нужды, и мы верим в то, что Пресвятая Богородица уже в Боге имеет все возможности и силы нам помогать и покровительствовать каждому человеку, идущему к Господу. Этот праздник очень светлый, потому что у Божией Матери раскрылись большие возможности нам помогать после того, как Она оказалась уже вблизи Своего Сына, на Небе.

– Спасибо большое, отец Клавдиан, за очень содержательную и интересную беседу!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать