Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

11 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня архимандрит Мелхиседек, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, продолжает отвечать на ваши вопросы.

В прошлый раз у нас была невероятно интересная программа. Для меня было удовольствие вспомнить о своей поездке в Грузию, о тех святых местах, которые мы посещали. Это, конечно, Бодбийский монастырь, где погребена равноапостольная Нина. Это, безусловно, монастырь старца Гавриила. Кстати, грузины были очень обрадованы и даже удивлены, что мы, оказывается, так почитаем старца Гавриила в России. Это и монастырь Святой Троицы, самый высокий, он расположен на высоте 2500 метров над уровнем моря...

– Сколько?

– 2500 метров.

– Ой-ой!

– Мужской монастырь, семь монахов, и каждый день служат.

– Кстати, Синайский монастырь (монастырь святой Екатерины) расположен на высоте тысяча метров над уровнем моря. А этот – 2500!

– Это, конечно, Мцхета, где старейшие монастыри Грузии со времен равноапостольной Нины.

– Сейчас появилась такая счастливая возможность сообщения с Грузией. Там столько святынь! Христианство с IV века.

– И мы можем без визы посещать Грузию, имея только загранпаспорт.

– Так что, братья и сестры, те, кто думает, что наши корни и много святынь в Греции, – это на самом деле так, но для нас еще ближе, еще роднее, еще понятнее – Иверия, это удел Пресвятой Богородицы. Там знают русский язык, по площади гораздо меньшая страна, чем Греция. Поэтому посетить эти святыни, эти старинные монастыри IV, VI, Х, XII веков, будет очень большим духовным открытием.

Кстати, нам, православным людям, надо вообще про Турцию забыть, а поддерживать только православные христианские страны. И одна из них как раз Грузия. Советую. Останутся самые светлые впечатления, и даже останется время после паломничества немножко отдохнуть. Например, в Батуми (и чуть повыше) найдете дешевые прекрасные места. А самое главное – это родной язык, который знают все. И, конечно, природа. Это не выжженная Греция...

– Да-да. В Грузии такое солнце: оно яркое, но удивительно доброе и ласковое. Мы тоже были удивлены.

– А Батуми – вообще субтропики.

– Едешь по Алазанской долине, или в Мцхете – нет выжженных мест. Жарко, а солнце ласковое, не выжигает...

– И главное – на каждом углу православные кресты.

– Да, очень много храмов.

– Я помню, мы въезжали в один город, и на круговой дорожной развязке в центре клумбы – крест. А в другом месте крест с подсветкой – и даже ночью светится. У нас в России такого нет, как в Грузии.

– Еще буквально несколько минут о Грузии и перейдем к вопросам. Там же сохранилась келья Давида Гареджийского – в Тбилиси, но очень высоко в горах. Мне рассказывали, что вообще была традиция, когда поднимались туда пешком. Сейчас-то поднимаешься на автомобиле и пешком совсем немножко проходишь, а раньше к Давиду Гареджийскому поднимались пешком... Глинские старцы наши тоже в Александро-Невском монастыре, и очень почитаются их могилки.

– Давид Гареджийский... Это же не в Тбилиси?..

– Нет-нет, он же жил в Тбилиси, келья его сохранилась. Там есть чудотворный источник и некрополь. Там же, немножко пониже, могила Грибоедова... А Давид Гареджийский ушел в пустыню после клеветы; все, наверное, знают эту историю...

– Но это отдельная история. Любовь Сергеевна, давайте пожелаем нашим телезрителям, чтобы они обязательно съездили в отпуск на семь дней в паломничество в Грузию.

– Очень важный вопрос, он даже и меня некоторым образом касается через моих друзей. «Я воцерковилась после свадьбы. Муж недоволен еженедельными походами в храм. Если буду пропускать службы, будут ли ко мне относиться слова Господа: “Кто любит отца и мать, сына или дочь более Меня, тот Меня не достоин”?»

Знаете, батюшка, сейчас у многих эта проблема, и началась она не сегодня, а двадцать лет назад. Я еще помню замечательного монаха Наума, который был насельником Боровского монастыря; он говорил женщинам: «Вы тряпочки не забывайте. Вы протрите хорошенько кухню, сварите обед. Это и есть ваша церковь». Как только мы начали воцерковляться, это и началось: женщины бросили мужей, детей и сказали, что самое главное – это храм...

– Может быть, конечно, это совпало так благодатно, но сейчас я перечитываю письма отца Иоанна (Крестьянкина). Я несколько раз общался с ним при жизни, имел такое счастье. Он мне тогда сказал: «Читайте труды и письма оптинских старцев. В них найдете ответы на все вопросы». А я бы сейчас сказал: читайте труды уже современных старцев – отца Иоанна Кронштадтского, отца Иоанна (Крестьянкина) и игумена Никона (Воробьева). Это потрясающие наставления, потому что, во-первых, кратко, а во-вторых, все было пропущено через свое сердце, ум, через многочисленные события и случаи из жизни. К отцу Иоанну (Крестьянкину) в Печоры приезжали тысячи и тысячи людей.

И вот недавно только я читал его письмо такого же содержания, где женщина пишет, что муж нецерковный, а она уже вся церковная и у нее совершенно другие взгляды на жизнь. Он ей отвечает: «Вспомните времена, когда вы были единомысленны в вашем неведении. Как погибали, так вместе, а как спасаться, так одна?.. Будьте терпеливы в несении душевных, телесных, умственных немощей вашего мужа, который не готов еще во всей полноте принять вашей религиозности. Постарайтесь, ничего не меняя во внешнем, все внимание обратить на внутреннюю молитву и исполнение евангельских заповедей любви на деле. Для этого прочитайте 13-ю главу Первого послания апостола Павла к Коринфянам, где говорится о любви: любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, всему верит, всего надеется. Вот такая любовь должна быть у вас». И еще он говорит: «Не забывайте о том, что он женился не на монашке, а на красивой девушке, доброй, приветливой и ласковой. Поэтому (в одном из писем это есть) не забывайте и про тряпочки: и приодеться надо, и причесаться, и марафетик навести (там немножко другими словами), чтобы быть приятной для своего мужа». Вот что советует батюшка.

Два вола в одной упряжке: если один дернул, то или один останется, или поломается упряжка. Поэтому надо иметь чрезвычайную деликатность, чтобы ничего резко не менять во внешнем. И еще отец Иоанн говорит: «У вас будет рваться душа: вы душой в храме, а телом надо и мужу послужить в семейных делах. За это долготерпение вы от Бога получите благодать. А за разрушение семьи будете Богом наказаны».

Батюшка всегда склонялся к миру. Слово «развод» он просил выкинуть из лексикона. Детям нужен отец, а мужу нужна жена; и вам нужен муж. Это только легко сказать «разведусь», а потом сколько горя хлебнете и вы, и ваши дети, которые еще не раз вам вспомянут, как вы оставили их без отца. Поэтому, говорит батюшка, убереги вас Господь от развода, всеми силами старайтесь сохранить семью. И он пишет-то как раз, что легко жить с верующим человеком, легко жить с понимающим человеком. А здесь речь идет не об этих ситуациях...

– Так как же, батюшка, ей быть? Продолжать посещать храм по воскресеньям? Или как? Или обед хороший сделать потом?..

– А вот умудряться. Я сам толком не знаю.

– Может, она приходит из храма не в настроении? Такое тоже бывает, кстати. Или: «я пришла с благодатью, а ты тут сидишь...»

– Есть ранняя литургия, есть поздняя. Ранняя литургия заканчивается в девять часов, и в десять вы уже дома. Но если вы пошли на позднюю литургию, то она закончится к обеденному времени. Надо искать выход. Особенно если бы он увидел, что христианство сделало ее терпимее, добрее, доброжелательнее, ласковее...

Еще Иоанн (Крестьянкин) говорит относительно постов в семейной жизни: да, у вас будет раздвоение, но вы замужняя женщина. И эта тема вошла даже в строки Священного Писания, там есть такие слова: «Муж не властен над своим телом, но жена. И жена не властна над своим телом, но муж. Не разлучайтесь друг от друга, разве только по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве. А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим»... Разлучайтесь по согласию. А если он не согласен? Вы тогда руководствуетесь благословением не то что духовника, а благословением апостола Павла.

– В этих словах Евангелия в большей степени говорится все-таки о духовной любви. То есть надо Бога не переставать любить. Речь идет не о физической же любви?

– То, что я сейчас говорю, как раз речь о физической любви. Есть еще такой замечательный девиз, замечательное отношение к жизни: словом наскучишь, примером научишь. Поэтому жена сама должна подвигнуть и расположить мужа к Церкви. А если никому легче не стало от того, что мы стали верующими и поменялись только в худшую сторону?.. Особенно у женщин есть такая крайность: сразу надевают балахоны, сразу ушел весь марафет, который в некоторой степени допустим. Мужчины после сорока лет сходят с ума; к сожалению, такое бывает. Есть такая поговорка: седина в бороду, бес в ребро. Они начинают заглядываться на молодых. Чего греха таить, этого полно в нашей жизни. Поэтому супруга должна оставаться милой и радовать мужа не только вкусным обедом, но и, насколько возможно, своей внешностью. Конечно, с возрастом мы краше не становимся, но...

– Но мы должны стареть красиво. Благородно.

– Тебе может быть достаточно одной юбки, одной кофты, простенькой прически. Но опять же, как говорил отец Иоанн: «он выходил за добрую и красивую Марию, не превращайся в Машу».

– Спасибо, батюшка, Вы нас всегда утешаете.

– За семью надо бороться.

– Следующий тоже очень интересный вопрос: «Всегда ли нужно брать благословение при встрече с батюшкой? Или достаточно благоговейно поклониться, поздороваться, а благословение брать по конкретному поводу? Я недавно услышала, как учитель воскресной школы отчитывала детей, что они не подошли за благословением. Батюшки из прихода, куда я хожу, всегда охотно здороваются, а когда проблемы – я подхожу за благословением. Я не права?»

– Я тоже с некоторого времени духовник православной гимназии «Радонеж». Там около трехсот человек обучающихся. У нас с ними встречи богослужебные и не богослужебные. Но если даже не все триста человек, а только одна треть будет подходить за благословением, мы так не дойдем до аудитории, до начала службы, а в конце службы не распрощаемся. Поэтому есть такое выражение: все красит мера. Если вы встретились нос к носу, возьмите благословение...

– Если Вы одна, если не сотня человек.

– А если батюшка заходит в храм и много людей, просто поклонитесь.

– Тем более после службы нас же всех благословляют – и мы целуем крест. Мы уже благословение получили.

– Кстати, тоже вспоминается... У нас сегодня такой день памяти отца Иоанна (Крестьянкина)... Я несколько раз видел такую ситуацию: он выходит после службы, уже был в возрасте...

– Могу представить, что там было.

– Осенняя погода. В храме жарко, мокрые, надо быстрее дойти до кельи переодеться. Он идет, и с одной и с другой стороны лестницы стоит народ, ожидая благословения. Батюшка поднимает руку, на ходу осеняет всех крестным знамением. «Скорый экспресс, скорый экспресс». И всех благословляет. Ему было за восемьдесят – и какое чувство юмора! Все это с улыбкой. И люди не чувствовали, что они не получили благословения, они чувствовали, что благословение получили.

– И не надо быть эгоистами, а нужно быть благородными людьми. Мы должны понимать, что батюшка с утра готовился к литургии, он не пил, не ел, ноги больные, а мы начинаем его задерживать. Сахарный диабет – очень распространенное заболевание, к сожалению, среди священников в силу многих обстоятельств. Ему надо поесть, простите...

– И для нас, священников, богослужебный день не закончился литургией. Потом (особенно в воскресенье) будут венчания, крестины, тот или иной молебен. Поэтому священник быстрее перекусил – и продолжает день.

– Конечно. Надо быть сострадательными.

– Поэтому тут общего рецепта не будет. Самое главное, нужно все делать с рассуждением, с любовью и благородством. А благословение вообще поясняется: туда-то, на то... Вот сейчас время отпусков, люди просят благословение в дорогу. Когда ко мне подходят, я читаю краткую молитву, краткий тропарь в дорогу. Это же возможно. Я всегда спрашиваю, куда люди едут. И когда слышу про Таиланд, про все эти страны басурманские, то бываю очень расстроен... Во-первых, у нас есть Крым, который тоже надо поднимать, вдохновлять, в который надо вкладывать. Одно дело, соответствует он или не соответствует...

–... ожиданиям людей и ценам.

– Ну, про это мы не будем говорить...

– Я просто пытаюсь объяснить, почему некоторые люди не едут в Крым: очень дорого.

– Да, вот это неправильно.

– Крым дороже, чем Таиланд и Турция.

– Жадный останется без денег. Вы останетесь со своей гордостью, а люди останутся со своими деньгами и повезут их не туда, куда надо: в Турцию и во всякие непонятные страны.

– Греция тоже дорогая страна. Крым тоже дорогой.

– В деревню.

– Деревня – это потрясающе.

– У нас есть поклонный крест Александру Васильевичу Суворову. Он говорил: «На воды ездят только бездарные певцы, хромые танцоры и всякая нечисть. А я на самом деле больной человек, мне нужен домик в деревне, баня, каша и квас».

– И речка.

– Он там не перечислил. Вот так. Так что иногда и деревня, иногда, может быть, и Финляндия с лесом и рыбалкой на душу более умиротворенно и вдохновительно подействует, чем жара.

– У нас есть Пятигорск прекрасный...

– Что-то мы перешли на тему отдыха.

– Лето идет, и это актуально.

– Не забывайте, ученые сейчас доказали: жариться на солнце чрезвычайно вредно. Есть определенные часы: с 10:00 до 12:00 и вечерние часы с 17:00. Раковые заболевания в том числе и от этого безумного употребления солнца; в том смысле, что люди жарятся как негры; это неправильно.

– Следующий вопрос: «Батюшка, в чем разница и где грань между смирением и человекоугодием? Не превращается ли смирение, когда мы начинаем смиряться перед начальниками, в смирение не перед Богом? Где эта граница? В пятой главе Евангелия от Иоанна Христос говорил: как вы можете веровать, когда вы воздаете почести друг другу, а о почитании Единого Бога забыли?»

Кстати, этот вопрос повторяется в разной, может быть, интерпретации, но суть вопроса одна. Что такое смирение?

– Давайте начнем с самих себя и со своей собственной семьи. Не у всех начальники самодуры, не все мы встречаемся с начальниками, иногда мы их вообще не видим. Но мы видим родных и близких каждый день. И в этом плане у мужа перед женой, у жены перед мужем, у сына перед матерью, у дочери перед отцом и в обратном порядке – переборщить в смирении в семье невозможно, смирения много не бывает. Человекоугодие?.. Да у нас нет никакого человекоугодия вообще! У нас должно быть человекоугодие. В каком смысле? Мы должны всегда думать о том, как бы угодить близкому человеку, чтобы ему было комфортно, приятно, сытно, тепло, не дуло и все было вовремя. Поэтому вопрос относительно человекоугодия нас пока не касается – у нас его нет вообще. А оно должно быть внутри собственной семьи.

Что касается взаимоотношений на работе, пока мы эту проблему не решим, мы не решим вообще никакую; пока мы не научимся вести себя с родными и близкими, мы не научимся вести себя ни с начальниками, ни с сотрудниками, ни с кем. Это опять же внутреннее благородство. Старец Амвросий говорил: «Тот, кто уступает в семье, тот приобретает. А у тех, кто бодается,  обычай бычий, а ум телячий». Поэтому в семье, наоборот, надо только и думать о том, как бы угодить друг другу. Когда у человека есть стержень внутреннего благородства, тогда он научится вести себя и с начальниками.

По поводу начальников... Я слышал в светской обстановке, когда начальник орет, люди, которые имели уважение к себе и не лебезили, говорили: «А я что, глухой?» Они делали акцент: орать-то зачем? Поэтому надо иметь благородство и уважение к себе. Потому что дурные начальники орут с теми, кто позволяет орать. А когда вообще самодурство, тогда надо искать выход из положения, поэтому всегда должен быть запасной парашют. Когда совсем сумасшедший начальник (такие тоже бывают в жизни), это неисправимо; тогда надо искать выход из положения, то есть искать другую работу, насколько это возможно.

А родных и близких мы поменять не можем и должны принимать их такими, какие они есть, и стараться во всем угождать родным и близким, кроме их грехов и каких-то безумных требований, которые расходятся с нравственной и евангельской жизнью.

– У нас немного времени осталось. Краткий вопрос хочу задать: «Поясните, можно ли на проскомидии поминать людей крещеных, но не посещающих храм?»

Я была в одном женском монастыре (не буду уточнять – в каком, не московском), подала записки, и монахиня меня спросила: «Все у вас храм посещают?»

– Любовь Сергеевна, у нас в Церкви нет такого прибора – харизмометра для измерения харизмы, благодати. Мы не можем всех сканировать и поставить духовный диагноз: этот человек церковный, а этот – нецерковный, этот благодатный, а этот – безблагодатный. У нас есть один критерий – человек крещеный и не отпавший своими ересями от Церкви. Мой любимый архиепископ Александр (Тимофеев), который меня рукополагал в священники, будучи ректором Московской духовной семинарии и академии, говорил: «Мы видим грех человека, но мы не видели его покаяния». Поэтому не нам судить, кто как скончался, кто церковно или нецерковно жил. У нас один критерий – крещен человек или нет. И если Церковь и мы, верующие люди, не будем молиться за наших родных и близких, которые своими грехами могли быть далеки от Церкви, то кто их будет вымаливать? Нам дано это право и дана счастливая возможность молиться за крещеных людей. Некрещеных людей, которые нам дороги, мы поминаем дома в домашней молитве.

– Батюшка, огромное спасибо. Наше время удивительным образом подошло к концу...

– Оно имеет свойство исчезать.

– Оно имеет свойство исчезать моментально. Но я надеюсь, что мы с Вами ненадолго расстаемся. Потому что нас смотрят, как выясняется, не только в России, но и в других близких нам странах. Так что еще раз Вам низкий поклон передаю и от калужан, и от жителей Тбилиси, и из других многих мест, где мне довелось быть.

– До новых встреч!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать