Таинства Церкви. Ответы на вопросы

20 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Всех вас я сердечно поздравляю с праздником Крещения Господня и, конечно же, желаю здравия душевного и телесного. Сегодня с архимандритом Мелхиседеком мы продолжаем отвечать на ваши вопросы.

В Крещение, как ни странно, много разговоров о здоровье. И конечно же, они связаны с крещенским купанием. И у нас есть вопрос от телезрителя: «Батюшка, расскажите, пожалуйста, что такое купание, обливание водой на Крещение. Это больше благочестивая традиция?»

– Конечно, традиция – окунаться было принято после крещенского водосвятия. Большей частью воду освящали, как сейчас мы освящаем баки в храмах, потом водопроводная вода течет через эти баки, и так удивительно, что вода не меняется, она остается крещенской, потому что и капля освящает. А раньше было хождение «на иордань». Реки были совсем другие: в них текла питьевая вода. Брали воду из колодца, а многие брали и из реки, вот поэтому, естественно, освящали воду в реке и делали ряд прорубей, купель, «иордань». И уже после молебна люди могли там окунаться.

Несколько раз после Крещения сам ездил на источники, но сейчас погружение в воду люди уже не связывают ни с богослужением, ни с праздником Крещения, а это некое усилие воли, чтобы доказать самому себе, друзьям, родным и близким, что я вот такой герой, могу в холодную воду окунуться. А потом еще какое-то поверье: перепутали свое личное крещение с празднеством Крещения, считают, что в Крещение прощаются грехи. Грехи отпускаются, когда мы лично крестимся и происходит таинство Крещения. А люди перепутали с праздником, хотя бы раз в год, но хотят получить индульгенцию – окунаются три раза, и якобы омываются грехи; потом надо обязательно подогреться, набраться смелости. В общем, сейчас это расходится с теми существенными моментами, которые были основаниями.

– Как всегда, содержание подменяется формой, о чем мы с Вами часто говорим.

– Форма и содержание разошлись в разные стороны. Поэтому тот, кто хоть как-то связывает окунание с праздником, пусть связывает. И дай Бог здоровья всем, кто этой традиции придерживается. Самое главное, чтобы все было без балагана, пьянства, чтобы это все было прилично и целомудренно. Сколько мест, где снимали телевизионные новости, а потом смотришь: какой-то крик, визг – человек не может спокойно войти в прорубь. Раньше это было под пение тропаря, кто-то знал величание, кондак, все было с молитвой. А сейчас это уже просто водные процедуры.

– Некое закаливание, моржевание. У меня был такой случай, мы делали программу, связанную с Крещением. И я хотела, естественно, вставить кадры. Вы знаете, я не могла найти приличные кадры. То есть люди ведь и одеты должны быть соответствующе – нужно, чтобы была длинная рубаха, а не бикини.

– Крайне редко бывает, когда человек связывает окунание с православной традицией, – формы, традиции стали не православные. Например, когда люди бывают на Святой Земле, на Иордане, – все в рубахах, приличные (я много раз сам это видел на кадрах и лично участвовал), и там, прежде всего, многие группы со священником. Прочитали Евангелие на Крещение, молитву, скрестили руки, погрузились. Ни крика, ни визга. Поэтому, когда все прилично – Бог в помощь, на здоровье. А все это – правильно или неправильно – зависит от поведения каждого из нас. Поэтому ничего предосудительного в погружении нет, но просто мы должны понимать, что это как в Писании: все будет по чину. Благоговейно, по чину.

– И с разумением. Вы всегда подчеркиваете, что не всем это полезно. Если у людей заболевания, состояние здоровья…

– Не надо никого удивлять. Особенно, например, в компании: «Что, слабо?» У человека дети, возраст за сорок, простатит, потом начнутся всякие воспаления яичников у женщин и пятое-десятое, а человек думает: ну вот, ради исцеления. Что, в ледяную воду? Надо все-таки головой немножко…

– С разумением, как Вы всегда говорите. Батюшка, есть очень интересные вопросы, мы в прошлый раз обещали на них ответить. «Отец Мелхиседек, много песен, клипов и фильмов о Христе, слушая которые, расчувствуешься, и помолиться хочется, можно ли смотреть и слушать их, по мнению Церкви?» В основном, наверное, это касается художественных фильмов, потому что мы знаем песни, которые исполняются в церкви, в монастырях есть очень благочестивые песнопения, касающиеся Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых. А вот фильмы? Давайте о них.

– Я думаю, что фильмов у нас очень мало; это были голливудские фильмы, раньше.

Хорошие, кстати, 1960-х годов.

– Сейчас Голливуд это, наверное, не интересует, кроме фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы». Не надо путать с фильмом «Последнее искушение Христа» Скорсезе. На самом деле их немного. Во всяком случае, я не знаю о настоящих и достойных фильмах, кроме, может быть, фильма Мела Гибсона, а всякие клипы я не видел, об этом ничего не могу сказать. Силуан Афонский говорил: есть люди душевные, и если их песни с духовным и душевным содержанием приводят тебя к умилению, благодарности, располагают к доброте – пожалуйста.

Но надо понимать, что если для одного человека, который находится на какой-то духовной ступеньке, чтобы прийти к молитве, надо сначала что-то посмотреть, послушать, расчувствоваться, растрогаться, то для того, кто и так любит молитвослов, Иисусову молитву, акафисты, Псалтирь, это будет ступенька вниз. А если человек вдруг спел какие-то благочестивые стихи, услышал музыку, а потом это расположило к Евангелию, к молитве – дай Бог: у каждого свой уровень, своя ступенька.

– Помните, мы с Вами Солодовникова цитировали – прекрасные стихи, которые он, кстати, написал на Колыме. Татьяна Гримблит – наша новомученица, потрясающая поэтесса, тоже писала в заключении удивительные стихи, посвященные Спасителю. Я думаю, это хорошо.

– Это хорошо, просто это не должно становиться заменой для человека. То, что нас до конца должно утешать и соединять с Господом, – это лишь наша личная молитва, без всякой замены плеером, радиостанцией или «Давайте помолимся на телеканале “Союз”». С этого надо и можно начинать, но в этом нельзя пребывать и оставаться. В конце концов, за нас должен молиться не телевизор, не компьютер и не приемник.

– Но с другой стороны, у Вас сейчас вышел диск с утренними и вечерними молитвами, который можно приобрести в вашем храме (я Вас, кстати, сердечно благодарю), и бывает, я очень рано выезжаю на съемки слушаю, грешна.

– Вас благословляю, но злоупотреблять этим нельзя.

– Когда я рано выезжаю, с таким удовольствием участвую в молитве.

– Для этого и существует запись. Ничто не должно обладать нами. Исключение не должно становиться правилом. Я и сам иногда, например, когда после «Союза» возвращаюсь вечером в девять часов (а пока домой приедешь, так вообще уже одиннадцать), тоже по дороге вечерние молитвы послушаю.

– Закономерности не должно быть.

– Но когда дома, в келье включается диск или телевизор вместо вечерних молитв – это абсурдно. Пусть кто-то с этого начинает, но тот, кто уже начал, пусть старается на ступеньку ниже не спускаться.

 – Спасибо, батюшка. Очень интересные вопросы. Вот, кстати, вопрос задается не Вам – эта тема вообще сейчас очень активно обсуждается в Интернете и среди православных, она касается Святой Горы Афон. И пишет наш телезритель: «Как относиться сейчас к такому явлению на Афоне, когда некоторые монахи, которые называют себя старцами, в частности Рафаил (Берестов), и его, как пишут, приближенные, заставляют разводиться неподготовленных молодых людей, бросать семьи – венчанных жен с малыми детьми, и хулят Патриарха Кирилла?» Это все очень активно выкладывается в Интернете, это можно увидеть в открытом доступе – нажимаешь, все выскакивает на первой странице Яндекса.

– Мы должны прекрасно понимать, что мы – чада Церкви, и «по делам узнаете их». Можно называться кем угодно, можно жить на Святой Афонской Горе, в Иерусалиме, на Синае, можно жить где угодно, считая, как будто Гора кого-то автоматически сделает святым. Ни Гора, ни Иерусалим, ни Синай, ни Киев, ни Почаев автоматически никого святым не делают. Но когда идет противостояние Церкви, тогда надо понимать, что эти люди против Церкви. Одно дело, если бы они принадлежали Церкви, находились внутри Церкви, и высказывали свои мнения, переживания, боль и какие-то негативные вещи, пытались бы о них молиться или дать выход из положения, как они это видят. Но когда люди вышли из Церкви и со стороны начинают на нее «лаять» – это уже понятно. Но, с другой стороны, я лично знаю отца Рафаила еще по лавре, был замечательный духовник…

– Многие так говорят, отзываются хорошо.

– Но нет такой высоты, с которой нельзя было бы упасть. Поэтому критерием истинности является принадлежность к Церкви. Если спросить тех монахов, которые об этом говорят и живут на Афоне: к какой Церкви они относятся, кого поминают они? Они не с греками, не с Русской Православной Церковью. С кем? Сами по себе. Но если сами по себе, значит, раскольники. А если раскольники, то тогда какая цена всем словам, наставлениям, благословениям? Никакая. Мало того, что можно запутаться окончательно, а тем более апостол Павел сам говорит: «Честен брак и ложе нескверно». Но если сам апостол Павел так благословляет честное и благочестивое супружество, о чем тогда говорить? Когда призывают: «давайте разводиться», какие причины этому? Вообще, Христос за единство, за цельность. Бог соединившихся не разлучает, но брать на себя такую смелость – это как раз и есть желание спасти весь мир, кроме самих себя.

Слава Богу, что женщин это не касается, они на Афоне не бывают, но тем людям, которые будут посещать Гору Афон, советую сначала пойти по монастырям, которые являются конкретными носителями святоотеческого предания, которые действительно находятся в той или иной Поместной Церкви, будь то Греческая, Русская, Сербская и Болгарская. И только один монастырь находится в расколе в отношении всего афонского сообщества – это Эсфигмен, монастырь зилотов «непоминающих». Такое встречается на Афоне. Но просто надо ко всему относиться с рассуждением и быть верными чадами той Церкви, к которой мы принадлежим – Русской Православной Церкви.

– И наверное, внимательно выбирать паломническую службу, которая предлагает поездку на Афон.

– Многие злоупотребляют, я и сам видел на Даниловском кладбище такую надпись: «Посещение такой-то епархии, такого-то села, такого-то старца с ответом на все ваши вопросы». Один из профессоров говорил: «Все знает и на все вопросы может ответить только невежда». К предложению «ответить на все ваши вопросы», получается, надо относиться с осуждением, потому что никто (особенно нормальный духовный человек) сам себя старцем называть не будет. Стариком – да, а старцем – нет. Даже у отца Кирилла спрашиваю: «Вы старцев знаете сейчас, в наше время?» – «Я сам старик и знаю только стариков». Вот так скромно о себе говорил отец Кирилл. Царство Небесное отцу Кириллу, отцу Науму, которых Господь в прошлом году призвал к Себе в вечность.

Еще один серьезный вопрос. Я бы, наверное, не тратила на него время, если бы сама не знала, что, к сожалению, среди православных это встречается. Речь идет о гороскопах, гаданиях, особенно сейчас, в крещенские дни. Мы все прекрасно помним знаменитые строчки: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» Увы, эти крещенские и рождественские гадания, потом еще какие-то пойдут… И как ни странно, среди православных людей встречается увлечение гороскопами, ко мне не раз в храме подходили, узнавали: «Ой, а кто там по знаку Зодиака?» Представляете, в церкви? То есть это, к сожалению, присутствует. Давайте еще раз поговорим и по поводу гаданий, и по поводу гороскопов.

– Любовь Сергеевна, ходите в нормальную церковь. Вот у нас в Покровском храме, храме Петра и Павла никто ни разу не спрашивал у меня такого, ни разу не слышал, чтобы между собой люди говорили: «Кто вы по гороскопу?»

Я снимаю фильмы раз в неделю, просто по долгу службы я обязательно хожу в разные храмы.

– Все мура. У старца Варсонофия спрашивали: «Батюшка, как относиться к приметам?»

Да, вопрос о приметах, о снах тоже есть.

– И он говорил: «Не верь, и сбываться не будут». Лукавый что-то принес во сне, через гадание, и человек верит, что в этот день, 13-го числа (вот, кстати, мама, родительница, живет в 13-м подъезде)…

Я вообще люблю это число.

– Ничего страшного. Не верь, и сбываться не будут. Например, кто-то нагадал женщине, сказал, что 13-го числа должно что-то случиться, и вот человек уже находится в наэлектризованном состоянии, то есть готов к какому-то неприятному моменту, сам уже «накрученный». И на его «накрученность» могут и случиться эти события. Например, человек едет на машине, он уже неспокойный, «накрученный», и что получилось? Вместо того чтобы притормозить, человек газанул и влепился. И влепился не из-за того, что кто-то нагадал, а из-за того, что уже был «накручен». А потом можно сказать: «Ой, вот, слушайте, на самом деле, представляете, все сбылось». Поэтому старец Варсонофий говорит: «Да, эти вещи есть», в том смысле, что «накрутили», рассказали, приснилось что-то, кто-то об этом сказал, кому-то приснилось о тебе – и пошла эта ерунда. Поэтому давайте поступать так, как нам советует старец Варсонофий: не верь приметам – и сбываться не будут.

Вот тоже серьезный вопрос: «Отец Мелхиседек, я хотела бы у Вас спросить, можно ли православным заниматься ушу? (Это боевые искусства, единоборства.) Хотела дочку отдать в эту секцию, но не знаю, можно ли?»

– Мы живем в православной стране, мы русские люди. Есть масса других спортивных вещей. Например, у нас, в Ясеневе, есть «Самбо-70», дзюдо. Я бы вообще советовал отдать в командные игры.

Девочку в ушу?!

– Вот это тоже как-то странно. Вообще-то девочка должна воспитываться девочкой, а мальчик – мальчиком. Мне вспоминается биография епископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского). Он говорил: «Отец все время был занят, и, когда мы жили в нашей усадьбе, мама меня заставляла лазить по деревьям и спускаться со второго этажа усадьбы по водосточной трубе. А когда я это освоил, тогда заставляла спускаться по деревянным конструкциям (столбам). Она во мне тогда воспитывала мужчину и воина». И он стал потом, впоследствии, духовником белого движения. Представляете, чему мама посвящала свою мысль, волю, силы, энергию – в мальчике воспитывать не только мальчика, но мужчину и воина. Это, конечно, удивительно. И удивительно, что спрашивают диаметрально противоположное. Может, еще в бокс отдать или на футбол. У меня все в голове не укладывается.

Я тут узнала, что в древнее время гладиаторами были не только мужчины, но и женщины. Были, оказывается, женские бои. Я подумала: Господи, действительно возвращаемся в какие-то языческие, древние времена, потому что сейчас есть женский бокс, борьба…

– Не только бокс – единоборства, бои без правил. Все, давайте про это больше не будем – ужас. Пусть всех отдают на художественную гимнастику – к Ирине Винер.

«Батюшка, расскажите, пожалуйста, что делать: прихожу домой, особенно после Причастия, а родные, как на грех, начинают ругаться, раздражать, как будто бы специально. Что делать в таком случае православному человеку?» Это правда, домашние так себя часто ведут.

– Авва Дорофей нам говорит: «Видишь надвигающуюся волну – поднырни». Если ты начнешь с волной бороться, она откинет тебя назад. Так и здесь: если вы вдруг заметили, что есть такая закономерность, – тогда придите домой попозже, проведите этот день в храме. Например, утром причастились, а потом можно съездить к какой-то святыне – блаженной Матроне, мощам Даниила Московского, Алексия Московского в Елоховский собор, к чудотворным иконам – или провести день в кругу своих близких единомышленников.

Если вы свободные люди, нет каких-то семейных обязанностей, то воскресный день можете провести свободно. Но если вы вынуждены после службы возвращаться в семью атеистическую, неверующую или агрессивно настроенную, то, как кто-то сказал: мы живем среди злого мира, но зло не должно входить в нас, а тем более исходить из нас. Это и есть момент благоразумного молчания, доброжелательности, и нужно не поддаваться на провокации, зная о том, что они возможны. Но, безусловно, никаких споров, потому что людям нужен не спор, а самоутверждение. И поэтому кроме ссоры в споре ничего не рождается, тем более когда нет платформы доброжелательности.

Поэтому я желаю тем, кто задал этот вопрос и кто сам находится в этом состоянии, рассуждения, мерности, доброжелательности, а самое главное – молчаливости. Есть такие пословицы: «Молчи – за умного сойдешь», «Говорение – серебро, молчание – золото». Знаешь, что сказать, кому сказать, и какие из этого будут последствия. «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь». Поэтому в этот день помолчим, а лучше, чтобы никого не раздражать: пришли, перекусили и дальше по своим делам – друзей навестили.

Увы, наша программа завершается, будем принимать следующие вопросы от наших телезрителей. Постараемся не забывать и прежние, потому что мы не смогли ответить на все вопросы, я думаю, что наши зрители ждут своих ответов. Спасибо Вам большое.

– До новых встреч. И в дни Крещения всем вам пожелаю: не нужно быть важным, важно быть нужным. Постарайтесь такими людьми быть.

Автор и ведущая Любовь Акелина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 15 мая: 09:05
  • Суббота, 18 мая: 03:00
  • Суббота, 18 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать