Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы. Батюшка, сегодняшнюю программу я хочу начать с предложения, которое становится уже традиционным, и это очень хорошая традиция. Во-первых, Вы едва не сорвали мне съемки в Калужской Тихоновой пустыни...
– Да? Каким образом?
– Я снимала там очередной фильм. Батюшка дает интервью, и во время съемок, не обращая внимания на камеры, свет и прочее, сестры, паломники бегут ко мне: «Любовь Сергеевна, да как же мы рады Вас видеть! Как же нам нравятся беседы с архимандритом Мелхиседеком! Пожалуйста, передайте ему большой поклон».
– Есть такая поговорка: сам себя не похвалишь, никто не похвалит.
– Я обещала им передать поклон.
– От калужан?
– Да, от калужан, они очень довольны. И второй Вам поклон – Вы даже представить себе не можете откуда. Я была, признаться, настолько обескуражена, удивлена и обрадована! Вам поклон из Тбилиси.
– Да? А я был там.
– Я была там совсем недавно, провела три замечательных паломнических дня в конце июля. Утром на день памяти святой равноапостольной Ольги мы пошли в русский храм (там служат и на русском языке, и на грузинском)...
– Храм Александра Невского?
– Нет-нет, храм святителя Николая с чудотворной Иверской иконой Пресвятой Богородицы. Храм находится рядом с гостиницей, и мы туда пошли. Там очень много грузин, которые говорят по-русски, и я думаю, что им просто нравится литургия и на русском тоже. И какова же была моя радость, когда они ко мне подошли, узнав меня. Естественно, кавказцы люди горячие, я думала, как бы литургия не сорвалась, потому что они начали меня обнимать, целовать. Говорили: «Знаете, нам так нравится батюшка архимандрит Мелхиседек!» Еще имя запомнили!
– В шестидесятые годы у них был грузинский патриарх Мелхиседек. Поэтому для них это имя знакомо.
– Я очень рада, что в Грузии смотрят телеканал «Союз», смотрят нашу программу. Видите, такая неожиданность. Кавказское гостеприимство, кавказское благородство, кавказские традиции, отношение к детям, старикам – все это сохраняется.
– Слава Богу!.. Кстати, Вы сейчас произнесли слово, чрезвычайно важное и почему-то в нашей жизни довольно редко встречающееся – благородство.
– Согласна, увы.
– Я хотел бы чуть-чуть с нашими дорогими братьями и сестрами поделиться. Я был в Оптиной пустыни 22 июля, в день представления нашего нового игумена – епископа Можайского Леонида. Представляете, как раз в этот день исполнилось полгода со дня смерти прежнего наместника, архимандрита Венедикта (Царство ему Небесное, он почил 22 января), и ровно через полгода у нас появился новый наместник. В воскресенье он служил Божественную литургию. После литургии у меня было свободное время, я читал книгу старца Паисия о добродетелях, и меня затронула потрясающая тема благородства. На греческом языке старец называет это любочестием. У нас такого словосочетания нет –любовь к чести.
– Такой вольный перевод на русский язык.
– Когда старца Паисия спросили, что это за добродетель такая, он сказал – жертвенное благородство. У нас и благородства нет, а тут еще и жертвенное благородство. Это для нас понятия запредельные, но они очень важны. Когда старца Паисия спросили, что это такое, он привел в пример такую историю. Он по делам и по болезни выехал с Афона на материк (Афон – это полуостров, добираться только кораблем) в столицу Фессалоники, был у врача, а потом при каком-то храме беседовал с народом. Все шли по очереди, он не знал людей, которые стояли в очереди, потому что беседовал в часовенке один на один.
Из Афин в Фессалоники на самолете с каким-то очень важным вопросом к отцу Паисию прилетела медсестра, молодая девушка. (Фессалоники и Афины – это две столицы, как у нас Москва и Санкт-Петербург, расстояние между ними почти такое же, семьсот-восемьсот километров.) Она стояла в очереди, и у нее уже был обратный билет. Подошел какой-то мужчина и сказал ей: «Знаете, мне на пять минут к старцу». И она его пропустила. У этого человека тоже были проблемы, и старец Паисий проговорил с ним час. Человек попросился на пять минут, а проговорил час! Потом к старцу Паисию зашла медсестра и говорит: «Отче, у меня был очень важный вопрос, но я уже не успеваю поговорить – у меня обратный самолет. Благословите только меня в дорогу, помолитесь обо мне (называет свое имя Христина), чтобы Господь управил мою ситуацию, а я как-нибудь еще приеду. Видно, нет воли Божией». Старец Паисий ничего не понял, благословил ее в дорогу, сказал: «Детка, Бог тебя благословит! Чтобы все у тебя в жизни устроилось». И увидел на ее лице очень светлый, умиротворенный взгляд.
Когда люди из толпы рассказали старцу, что произошла такая ситуация, что она пропустила мужчину вперед, он про себя подумал: «Какая благородная душа!» Она не сказала: «Попросился на пять минут, а что он там с ним делает? Почему одним все, а другим ничего? Он разве не знает, что у меня самолет? Я потратила такие деньги...» Она не высказала ни одного упрека. Она сказала: «Отче, наверное, я спросить ничего не успею, только благослови меня в дорогу». И старец Паисий говорит: «Думаю, что Бог ее всем благословит. И разрешится ее вопрос, ее ситуация за благородство ее души».
И тут же старец вспоминает другой пример – антиблагородства. Несколько лет назад к нему на Афон в келью приехал отец с сыном. Сыну было пятнадцать лет. Отец в слезах сказал: «Отче, сын молодой, полон сил, учился в гимназии и сейчас теряет зрение. Врачи прогнозируют, что он вообще не сможет видеть. Требуется срочная операция, но никакой гарантии не дают. Помолись о нас, очень тебя просим». Отец так убивался, что старец сказал: «Я бы ему свой глаз отдал, если бы была в этом польза и необходимость, чтобы облегчить вашу скорбь». Конечно, это была метафора, образное выражение. А может быть, и не образное. Но он так сказал: «Я бы отдал свой глаз, если бы в этом была необходимость». Через год они возвратились. Сын идет сам, ему уже шестнадцать. Говорят: «Отче, благодарим, операция прошла благополучно. Было очень длительное лечение». Старец говорит: «Слава Богу, что все так обошлось. Господь милостив». И сын произносит: «Отче, а ты мне обещал свой глаз». – «Так ты же видишь!» – «А мне в благословение»... Старец мысленно схватился за голову, не подавая виду, потом перевел разговор на другую тему, а про себя подумал, что одной достаточно было пяти минут, благословения, и она едет с радостным сердцем, а другой возвращается за обещанным глазом в благословение, чтобы как сувенир у него это было. Какой-то чрезвычайный случай, но, оказывается, такое тоже в жизни бывает.
Так вот, благородство, жертвенная любовь... Я сразу начал вспоминать наши очереди: что делается на исповеди, во время причастия, как себя люди ведут. Не всегда, правда, но на большие двунадесятые праздники, когда в храм приходят не прихожане, а «захожане». Редко когда увидишь, что пропускают вперед. Особенно на исповеди, когда нет общей очереди, а стоит неоформленная толпа – и каждый думает, что он первый. Хоть номера какие-то вводи, как в очереди, чтобы только не волновались.
– И ведь всех причастят.
– И всех исповедуют. Кстати, о Грузии. Почему-то Грузия нас подвигла на эту тему. Когда мы были в Батуми, я сослужил в храме (прекрасные отцы были в этом храме, прекрасное гостеприимство), а наша паломническая группа мне потом рассказала, как во время причастия местные прихожане храма, увидев, что мы приезжие, отступили и пропускали нас к причастию первыми. Наши паломники были потрясены. Почему в наших храмах такого нет? Я сестрам и братьям говорю: «Друзья, а почему вы так не делаете? Такой пример не берете?» Они говорят: «Батюшка, а мы такого примера даже не видели».
Я тоже видел и знаю некоторые обычаи Грузии, мне рассказывали. У них такой взгляд на жизнь, что гость – от Бога. Когда мы побывали в горных монастырях (сейчас там уже есть дороги, а тогда не было, люди ходили пешочком), мне рассказывали грузины, какой был обычай. Приходит человек – он твой гость, три дня он может жить, и по этикету ты даже не должен спрашивать, откуда он идет и куда идет. И на стол подают лучшее. Почему? Потому что в такой же ситуации можешь оказаться ты. Кстати, мы попали в непогоду, и я тогда только понял, что такое горы.
– Мы тоже застали грозу в горах.
– Если ливень идет, то ты в конце концов в этих горах можешь и остаться. Поэтому гостеприимство – это всеобщий принцип выживания: мы можем выжить, только помогая друг другу. Как помогая? Безусловно, то есть без всяких условий: надо тебе – живи. Через три дня могли начать спрашивать – как бы и честь надо знать. Кстати, я читал оптинские архивы, в монастырях то же самое: три дня паломники могли жить (если ты сам не захочешь) без трудового послушания, как бы в гостях. Тебя монастырь бесплатно кормит. Проходят три дня...
– Все, брат, трудись...
– Почему три дня? Человек в эти дни должен был найти священника, подготовиться к исповеди, к Святому Причастию, поговеть, то есть за эти три дня решить свои духовные вопросы. Из-за духовного монастырского благородства гостя не дергали и не просили относительно монастырской помощи. Как нам говорил игумен Никон (покойный): «Любовь должна быть взаимной». Если монастырь тебя кормит первые три дня и ты хочешь остаться, тогда тоже трудись.
И еще про духовное благородство. Однажды в Оптиной пустыни в гостинице (а гостиница первого разряда) жили барин с барчонком. День живут, два живут, три живут, четыре живут. Служка монастырский их обслуживает, обслуживает. Каким образом обслуживает? С монастырской трапезы несет завтрак, обед, ужин, как-то вокруг них крутится, чтобы они съездили и на Пафнутьевский источник, и на Серафимовский... Потом, отъезжая, барин спрашивает послушника: «Слушай, а у вас проживание в гостинице хоть что-то стоит? Какие у вас тут порядки-то?» Послушник говорит: «Нет, наш отец игумен Моисей говорит: мы оказали гостеприимство, оказали любовь. В конце коридора у нас стоит кружка, и кто сколько желает, может туда пожертвовать». Тогда барин говорит: «Экие вы, монахи, болваны. А если никто не положит?» Это он говорил от своего купеческого практицизма.
– Да, со своей колокольни.
– Тогда послушник ему отвечает: «Наш отец игумен Моисей (Путилов; он был, кстати, выдающимся игуменом, наместником монастыря) говорит: если сто человек не пожертвуют, сто первый за всех пожертвует». Тут барин задумался и, обращаясь к сыну своему, сказал: «Ванька, это, наверное, мы с тобой», – и полбумажника оставил в этой кружке.
Вот что такое благородство. Не надо жить по принципу: ты мне, я тебе. Кстати, этим отличается и Афон – там тебе всё дадут, и нет никакого «купи-продай»: сколько стоит переночевать в гостинице, сколько стоит покушать... Сначала всё дают. Но ты мозгами-то прикинь: это же хозяйство надо вести, надо белье за каждым перестирать... Все это требует внимания.
– И всё мужские руки, женщин там нет.
– Конечно. И когда люди попадают в эту атмосферу афонского или кавказского благородства, когда тебе всё внимание, трапеза, это располагает к чему? К ответности. Кого располагает? Благородных душ. Вот я подумал: а почему бы не завести в нашей жизни круговорот любви в природе? Есть круговорот воды в природе, но если бы был круговорот благородства, думаю, наша жизнь была бы гораздо лучше.
Гость – от Бога. Расскажу, как эта идея практически пропитала одного человека. У нас есть священник, он женат на матушке, отец которой кореец, а мать грузинка. И вот расскажу, как эти грузинско-корейские корни ее пропитали. Этот священник живет в Сергиевом Посаде. Когда он был еще только на первом курсе семинарии, к нему пришли в гости студенты. А студенты, как и новобранцы в армии, всегда голодные. Я в армии был с 1982 по 1984 год и знаю, что всегда хочется есть, особенно в первый год. Когда уже дембель, наоборот – такое переживание «быстрей бы домой», что есть уже не хочется. Поэтому в первый год в армии все полнеют, сильно поправляются, а во второй год опять «сдуваются».
Так вот, приходят голодные семинаристы, батюшка открывает холодильник и достает колбасу, сыр, масло. Супруга увидела, что он достал, и говорит: «Леша, так это же гости! А для гостей – лучшее». В холодильнике лежала докторская колбаса и сервелат, разницу все знают. Она докторскую положила обратно, а сервелат – на стол. Для русского человека – он угостил, все поставил на стол, но не самое лучшее. А она себе не могла представить, как это для гостей – не самое лучшее?
– Это уже забытые русские традиции. У нас тоже такие традиции были. Я была воспитана как раз так, что мы доставали что-то для гостей. Помидоры же было трудно купить в те годы...
– Особенно когда не по сезону.
– А мы их доставали и нарезали для гостей. Меня все спрашивали: «Ты для кого покупаешь?» Я говорила: «Гости придут». Они удивлялись: «Нет чтобы самой съесть втихаря...»
– Любовь Сергеевна, это очень правильно. Почему? Когда мы придем в гости, то мы тоже увидим, что все не простенько, а чуть-чуть поинтереснее. В этом и есть праздник, гости. Кстати, «угощение» на греческом звучит «керазма». Мы бы сказали «угощение», а там другое слово – «утешение».
– Потрясающе!
– Через телесное служение (проявили гостеприимство, человека накормили), оказывается, потом это имеет какое-то влияние на душу. Кстати, недавно задавали вопрос: верите ли вы в психосоматику, во влияние души на тело? Конечно, прямая взаимосвязь. Старец Амвросий говорит: «От ласки у людей бывают другие глазки». Ласка – это проявление жизни души, а наши глазки – это уже телесность: они могут светиться, а могут быть и потухшими.
– Батюшка, я в Грузии задала один вопрос сопровождающим нас грузинам и повергла их в недоумение, они мне не смогли на него ответить. Я спросила, что самое главное для грузин, когда к ним приезжают гости: чтобы они были сыты или чтобы они были пьяны? Вы же понимаете, это Кавказ, Грузия. Значит, вино, обязательно шашлык... И пока мы четыре часа ехали, мне так и не ответили. Правда, потом я еще одному нашему товарищу, который тоже нас встречал, задала этот вопрос, сказав, что никто мне на него так и не ответил. Он думал, думал и сказал: чтобы были сыты – это самое главное.
– Вы же знаете, есть такая русская поговорка: пьянству – бой! Я тоже, когда был в Грузии, интересовался жизнью страны, жизнью народа, даже чисто бытовыми практическими моментами. Они сказали, что на свадьбах пьют только белое вино. Почему? Потому что белое вино не повышает давление и не пьянит так, как красное. Исходя из этого, нет смысла быть пьяным; белое вино пьют, чтобы быть на волне праздника, но не для того, чтобы потом быть под столом. Важно, чтобы было общение, торжество, поэтому пьют белое вино 10-11 градусов. Культура некрепких напитков. В отличие от нас...
– Да, я не видела, чтобы там пили коньяк, чачу (хотя чача крепче водки). В основном там вино пьют.
– И мне кажется, это опять благородство.
– Там не процесс пития, там процесс общения. Для них очень важно посидеть с гостями, что-то рассказывать, общаться. И я, батюшка, почувствовала, что обычный народ, грузины, любят нас, любят Россию.
– Особенно, мне так показалось, среднее и старшее поколение. Старшее поколение (60–70-х годов) вообще по-русски прекрасно говорят. Когда я встретился с таксистом, спросил его, откуда он так прекрасно знает русский. Он ответил: «А я в армии служил». Два года в армии. У него акцент очень маленький...
Поэтому дай Бог нам всем, чтобы мы все-таки о других задумывались. Кто-то сказал: не ищи друзей, будь другом. Не ищи света, сам свети. Не ищи любви, люби. Все внутри нас. Старец Паисий говорил: никогда не требуйте ничего взамен. То, что ты служишь, делаешь, помогаешь, выполняешь свои семейные обязанности, – это просто дело любви. Благородная душа в ответ все вернет, а неблагородной ничего не докажешь; с неблагородных бесполезно что-либо требовать, только себе будет дороже. Старец Паисий говорил: «За самоотверженную любовь, то есть за благородство, Бог дает двойное здоровье». Дорогие братья и сестры, я всем вам желаю двойного здоровья, которое за благородство души будет у каждого из вас.
– Батюшка, сердечно благодарю Вас за очень важные беседы о благородстве, о благом роде, если по-русски перевести. То, что Вы сказали, – это очень серьезно. Я тоже на протяжении нашей программы об этом думала и надеюсь, что нам пора и это слово вводить в обиход; Вы абсолютно правы, оно, к сожалению, исчезло.
– Слово и мысль.
– Да. Слово замечательное, мысль замечательная. Батюшка, я Вас благодарю. Остались без ответа многочисленные вопросы, но я надеюсь, что в следующей программе мы будем на них отвечать. Спасибо!
– Всего доброго, дорогие друзья! И побольше бы благородства в нашей повседневной жизни!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 29 апреля. Претерпевший же до конца спасется
Церковный календарь 29 апреля. Начало Страстной седмицы. Великий Понедельник. Мученицы Агапия, Ирина и Хиония
Читаем Апостол. 29 апреля 2024
День ангела. 29 апреля
Этот день в истории. 29 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!