Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Нет, эта тема плохая…
– Почему же она плохая?
– Если ее решить, то она будет хорошая.
– Но это естество человеческое! А вы представьте, что все вокруг святые, никто ни на кого не раздражается, не обижается, и Вам не пришлось бы там мирить людей. Жизнь нам, наверное, показалась бы пресной и скучной, а?
– Лучше пусть она такой будет, чем…
– Это, конечно, шутка, но действительно, согласна с Вами: нужно жить в мире и покое. Но очень часто бывает, что как раз в храмах наших люди бывают весьма недоброжелательны друг к другу, понимаете? То есть либо это уже когда человек понимает о себе, что он пришел в храм, он православный и уже этим исключителен…
– Да, есть такая мысль.
– …по отношению к людям, которые там несутся мимо храмов на машине в воскресный день. Или новоначальный пришел, ты вообще непосвященный, а я вот уже все, я причащаюсь, исповедуюсь, я исключителен. Мне кажется, вообще в основе ссоры (и не только женской) лежит как раз понимание о себе как о собственной исключительности, некой возвышенности.
– Да, это одна из составляющих.
– И вот как это нам изжить? И нам говорят: а вы знаете, что у вас там, у православных-то, творится? Выставки – да, они противные, не очень хорошие, аморальные, но вы, возомнив себя, наверное, Христом, который в праведном гневе выгонял торгующих из храма, приходите в центр Москвы на выставку и начинаете все крушить.
– Это уже другая тема, это тема из ряда вон выходящая, поскольку…
– Но повторяющаяся.
– …нет, мы уже немного другую тему затронули. Поскольку выставки неординарные, то и реакции неординарные. Не было бы неординарных выставок, не было бы неординарных поступков.
– Но мы должны все же здесь, как по-Вашему, должны молодые себя сдерживать?
– Должны. Нет, должны реагировать на неординарные выставки, чтобы это потом не стало уже…
– Но не крушить. Все-таки как-то по-другому.
– По-другому. Вообще заявить о своем негативном восприятии, о своем неприятии. И заявить так, чтобы это было слышно. Кстати, один из советов мудрых людей: говори громко, чтобы тебя услышали; говори тихо, чтобы тебя послушали. Если люди не слышат, надо сказать громко, чтобы они хотя бы послушали. А между нами, между, так сказать, хорошими людьми, надо говорить тихо. Муж и жена, дети чтобы тебя послушали. Ты можешь наорать, можешь переломить, можешь заставить. Тебя услышат, но это не значит, что послушают. Поэтому это уже дело любви, шепот – это дело любви.
Кстати, интересно. Был недавно в монастыре, в Оптиной пустыни был престольный праздник. Вспоминалось одно событие. Я говорил, что очень мало осталось артефактов от монастыря. Почему-то все куда-то исчезло до революции – ни личных вещей, ни книг, ни икон, какой-то минимум.
– Кто же все это делал?
– Настолько всё развозилось, разграбляли, растаскивали. Но осталось несколько предметов. В скиту братия занималась рукоделием – токарным делом. Вытачивали подсвечники (о котором я в прошлой передаче говорил), солонки, ложки и раздавали или продавали паломникам на благословение. Но не просто так. Не просто чтобы есть, солить и кушать. А каждый из этих предметов был подписан. И было духовное наставление. На ложке осталась надпись: «Ешь кашу с грибами, держи язык за зубами». И то, что мы говорим: поменьше этим языком надо делать дурной работы, держать язык за зубами. Это тоже помогает в наших взаимоотношениях и конфликтах. На солонке была надпись: «Не гневи Бога ропотом, молись Ему шепотом». Замечательные маленькие наставления, но они очень полезны.
Кстати, вспоминаю из своего детства. Мама подарила (мне было 7-8 лет) и надпись была такая: «Сделал дело – гуляй смело». Сделал дело. И мне это тоже очень запомнилось. То есть сначала долг, обязанности, сначала ты, потом тебе, но не наоборот. В таком алгоритме мы все-таки и должны пытаться существовать. Поэтому, конечно же, как отцы все время учили: благоразумие и молчаливость. Она тоже дает возможность неконфликтной ситуации. И правильно Вы сказали относительно недоброжелательности в храме.
– Увы.
– Но это не во всех.
– Нет-нет, конечно.
– Не во всех храмах и не всегда это бывает.
– Согласна, согласна.
– Интересно, когда Вы говорили, я вспомнил личный разговор с отцом Иоанном (Крестьянкиным), псково-печерским старцем. Мы как раз говорили о храмах. И он говорил: сейчас люди в храм не входят, а вваливаются, как бы открывая его ногой. Не входят, а вваливаются. В храм мы должны входить, вспоминая свое первое его посещение, когда мы только переступили порог храма.
Я вспоминаю, как я переступил первый раз порог храма: тише воды, ниже травы. Кто там служит, как поют, кто как одет, какая обстановка – меня не интересовало абсолютно. Я пришел, кающийся грешник, а здесь живет Боженька. Всё. Вот кто рядом стоит, для меня значения не имело. То есть своя личная покаянная молитва, свои слова, свои чувства, своя беседа с Богом. Я вообще даже не понимал, что происходит в храме. Это первые шаги в храме. Нет, там не только это было. Люди сейчас ходят, до сих пор ничего не понимают. Но где это покаянное чувство? Где эта нерассеянность, внимание? Ты пришел к Богу, ты в месте, которое свято. Как, помните: сапоги сними, на коленках ползи к алтарю.
А что происходит потом? А потом человек обвыкает, привыкает и начинает думать, что он становится кем-то. Как фарисей, который стоял и мнил: я не такой, как этот мытарь. Но фарисеем-то он стал постепенно. Потому что стал… Фарисей – это кто? Они же досконально пытались исполнить закон, и в этом плане они были хорошие люди, и стремление было замечательное – досконально исполнить закон. Но это исполнение приводило не к смирению, а почему-то к гордыне. Вот о чем речь. Неплохо, что они жили по закону. Так вот, человек начинает жить по закону, начинает исполнять…
– Ну да, о чем я и говорю, что вроде мы уникальные какие-то.
– …внешне что-то начинает поправлять, год, другой, третий, а потом уже возношение, возношение, возношение. Оно же и в семье. Когда простота, скромность уходят из души…
– Как Сергий Радонежский, да? В какой простоте жил великий старец! Когда приехал известнейший историк, горожанин и думал, что встретит сияющего старца…
– …игумена с посохом.
– …да, с посохом, в золотых облачениях, перед которым все расстилаются ниц. А Сергий встретил его в какой-то заплатанной ряске, возделывая огород.
– Да. То есть ожидал какого-то внешнего величия, но, наоборот, чем скромнее… У Бога всё наоборот. Кстати, вспомнилась тут одна история. Тоже про семью. В одном каком-то горном селе жил большой род, большая семья, целое село – почти одни родичи жили. О нем шла слава, что они очень мирно живут. Владыка решил посетить. Сванети… Вы были в Грузии, я в прошлом году тоже был в Грузии, но до Сванети не доехали, но там тоже говорят об особых людях, которые там живут. Может быть, это было и в Сванети. Приезжает владыка, встречает какого-то градоначальника и спрашивает: правда, что тут такой мир, любовь? Сам он там несколько дней пожил, ничего себе, действительно, все как-то добродушно. И владыка попросил: напиши, как вы в таком мире, любви, согласии живете. Старик взял листок бумаги и начал писать. Писал, писал… Один листок, третий… Показалось владыке, что он все так долго и медленно выводил (а попросил-то владыка рассказать в двух словах). И когда владыка взял в руки его каракули (чувствовалось, что старик был малограмотный, долго выводил, это было в далекие времена), то с удивлением прочитал: «Любовь, терпение и смирение. Любовь, терпение, смирение». И каждое слово было написано сто раз!
– А это Вам не напоминает историю с Антонием Великим? Которому сказали, что живет благочестивая семья абсолютно святой жизни. Он нашел семью, приходит…
– …а, две женщины, да.
– Две женщины, дети. Он спрашивает, как они живут, а те отвечают: мы никогда друг на друга не обижаемся.
– Они вышли за двух братьев…
– Вы помните эту историю с Антонием Великим, да? Секрет абсолютно простой: мы друг другу уступаем и никогда ни на кого не обижаемся.
– Да, мы долго живем вместе, лет пятнадцать, и не сказали друг другу обидного слова. Прямой ответ был такой: не сказали друг другу обидного слова. Для него это было действительно большим удивлением: вот, стяжали…
– То есть это возможно, это реальная история?
– Но это огромная работа. Но мы сейчас говорим о том, что без этого вообще наша нормальная жизнь невозможна. Обязательно надо учиться жить в мире. А с чего начинать? Уступать. Кстати, когда происходит Таинство венчания, я молодым напоминаю. Знаете, старец Амвросий Оптинский говорил: тот, кто уступает, тот приобретает. Не пытайтесь взять верх, сделать так, чтобы вы верховодили. Не пытайтесь играть в шахматы. Сразу начинайте играть в шашки, в поддавки. Вот тогда вы обязательно выиграете.
И кстати, кто-то из мудрых людей сказал: победа в споре над близким человеком – это не победа, это поражение. Потому что вы взаимно проиграли. Ты победил и стал выше близкого человека, который с тобой. Победа над близким человеком – это не победа, а поражение. Поэтому я говорю: не пытайтесь играть в шахматы, то есть смотреть на несколько шагов вперед, чтобы все крутилось только вокруг меня, я так – он так, а если я так, чтобы, не дай Бог, не сел на шею… Чего греха таить, это в нашей жизни есть. Особенно молодые люди, которые не понимают, что жизнь – место не наслаждения, а служения. Жизнь – место не отдыха, а подвига. Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем. Я пришел не для того, чтобы мне послужили, а для того, чтобы мне послужить.
Когда человек идет на служение – в семью, в брак, жену берет не для того, чтобы она тебя осчастливила, а для того, чтобы ты ее осчастливил; не для того, чтобы она тебе подарила любовь, а чтобы ты ей подарил любовь; не для того, чтобы она тебе помогала, а чтобы ты ей помогал. И тогда, что ты хотел, обязательно все исполнится. А когда ты фантазируешь, чтобы поступали вот так по отношению к тебе, эта фантазия почти никогда не исполнится, потому что мы должны научиться быть первыми в этой любви, долготерпении, доброжелательности, и так далее. И тогда будет отдача.
– Батюшка, смотрите, с другой стороны, мы же не можем не сказать о том, что все люди рождаются разными.
– Абсолютно.
– Есть люди, которые рождаются изначально покладистыми и терпеливыми.
– Да, да.
– Тихими, скромными.
– Это большая редкость.
– Но тем не менее. Я их встречала, и Вы наверняка встречали.
– Да, по характеру.
– Да, просто характер у них изначально… Господь просто дал им такой характер. А другие действительно родились бойкими, нетерпеливыми, горделивыми, да?
– Интересно. Иоанн Златоуст говорит: овца не увенчается за то, что она овца. А волк, который стал похож на овцу, увенчается. Это он говорил о человеческих характерах. Овца такой родилась. Но если буйный человек начал себя смирять, молиться, каяться, работать над собой, вот это награда.
– Ну да, о чем мы с Вами и говорили в прошлой программе – понимание, что ты христианин.
– Вот, изначально.
– И вспоминать Заповеди Божии. Мы должны, может быть, каждый день их прочитывать.
– Абсолютно.
– Особенно зная свой характер. Я все-таки знаю, что я человек вспыльчивый, знаю свой характер, недостатки. То есть надо сесть и подумать о собственных…
– Кстати, Вы сказали: ежедневно прочитывать. Кто-то из духовников советовал, если человек хочет стать на путь христианской жизни: перечитывайте Нагорную проповедь. Пятая, шестая, седьмая главы Евангелия от Матфея. Квинтэссенция Евангелия. И тогда ты будешь соотносить свою жизнь с тем, что от тебя хочет Христос. Вот это и будет смотрение в зеркало. Мы же поправляемся. Вы говорили о том, что на передаче нужно быть в правильной картинке. Но мы же смотримся в зеркало, чтобы быть в правильной картинке. Наша жизненная картинка должна быть правильная: одежда, волосы, лицо… Вот так мы должны все время регламентировать свой внутренний мир. Старец Амвросий так и говорил: отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог. Вот когда есть эта память, тогда действительно человек сам себе говорит: ты же христианин, есть Бог, а ты…
– …что же ты себя ведешь не по-христиански.
– Да. Кстати, однажды меня здорово в алтаре так поправили. Я тоже человек вспыльчивый, поэтому, наверное, сейчас сам о себе и говорю, потому что у меня тоже эти проблемы есть. Но эта мысль о том, что ты же батюшка, священник. Ну хорошо, они не знают, как делать, но ты же знаешь как. Поэтому всё, прав, не прав, надо мириться. И однажды я в алтаре на одного батюшку «наехал», говорю, говорю, градус как-то повышается, потому что тема мне казалась довольно серьезной, это касалось богослужения. Мне показалось, что недобросовестно его исполняют. И когда уже тон, наверное, перешел какую-то меру, вдруг мне батюшка говорит: «Тшшш! Нас слышат!» (показывает пальцем вверх).
– Вот это… Нас слышат и видят.
– И я язык прикусил. Я его обнял. Он не только батюшка, он еще и мой друг. Но когда служба, дружба дружбой, а служба службой. И поэтому я ему начал выговаривать.
– Но тихо надо выговаривать. Нас слышат. Золотые слова.
– И всё, я остановился, потому что это было неуместно. То есть, во-первых, достаточно было, что я ему сказал в начале. Не надо было это повторять, он услышал. А я забыл, где нахожусь. Я это забыл. А он мне напомнил, за что я ему стал очень благодарен.
– Я думаю, мы тоже все это примем во внимание.
– И в храме, а мы когда находимся в храме, мы должны понимать: нас слышат. Вот поэтому каждый приходящий… Мы так должны говорить перед лицом Бога. Особенно в храме недопустима недоброжелательность.
– Батюшка, мне в последнее время пришлось несколько раз вести не очень приятные беседы, но беседа должна была состояться, тоже с человеком таким же эмоциональным, как я. И я его попросила: «Вы знаете, начинаем беседу, но я Вас очень попрошу, воспримите ее спокойно, без сердца, как в народе говорят. Вот сейчас попробуйте…»
– Мне кажется, Вы поступили чрезвычайно мудро. Важно показать свою расположенность сначала: слушай, я тебе скажу это по дружбе… Есть же такое выражение. Это преабмула. Потому что замок, ключ когда заржавел, сначала надо капнуть масла, потом уже будешь открывать, или что-то другое. Поэтому эти слова, умягчительные, перед сложной беседой должны быть.
– Да, это тоже, наверное, очень важно.
– Этому тоже надо учиться.
– Показать благорасположение и что эта беседа необходима, но без сердца, чтобы мы все были спокойны.
– А еще лучше, чтобы она была за круглым столом, чтобы сгладить острые углы. За чашкой чая.
– И она должна быть обдуманной. Я была в Угличе, и мне рассказали очень интересную притчу.
– Старинную?
– Старинную. Два человека поссорились насмерть и пришли к третейскому судье, как бы мы сейчас сказали, к князю. Каждый, естественно, кричал, вопил, обвинял другого в неправде. А князь говорит: давайте мы на следующий день перенесем эту беседу. Пришли на следующий день. Он их попросил высказаться об этой истории. Она уже была на градус ниже, как Вы скажете. Послушал князь и говорит: для того чтобы точно узнать все обстоятельства, давайте в следующее утро приходите. А на следующее утро он весьма грозно спросил: ну-ка, давайте рассказывайте обстоятельства, чтобы завтра мне все рассказали! Ну, они, наверное, так поняли, на следующий день…
– …на четвертый, получается?
– Да, рассказывали друг о друге только хорошее. На четвертый день. И принесли дары государю. И он уже их простил. И они так обрадовались, что вообще целы остались, что поцеловались друг с другом, государь отдал дары этим купцам, и они ушли в радости, говорили друг о друге только хорошее, думали: как же хорошо, что мы ушли целые.
– А самое замечательное, что это время протянуло…
– Да, за это время люди остыли. То есть, наверное, никогда нельзя разбираться сразу. Как, помните, в одной из программ Вы сказали: что делать жене, когда муж пришел немножко пьяненький после какого-то события. Вы сказали: наберите-ка святой воды в рот…
– Возьми святую воду, выпей и не глотай.
– Да, подожди, пока первые чувства, эмоции остынут, как и ты сам. Вот это важно.
– Старец Моисей рассказывал, что приходилось беседовать и общаться с рабочими, которые чего-то требуют, некачественно сделали, он на них эмоции взаимные, непонимание... И он говорил: когда чувствовал, что выходил из себя (приемная состояла из двух комнат), он уходил, читал «Отче наш» и возвращался. Вот «Отче наш» на градус уменьшало это кипение. Не всегда мы можем куда-то удалиться, но, во всяком случае, надо не торопиться сразу что-то сказать, а перед этим произнести: «Господи, благослови!» И мне понравилось, я тоже в голове эту мысль не держал: начинать тяжелый разговор надо с преамбулы. Показать, что я тебя очень уважаю, я к тебе очень расположен…
– Не на «взводе».
– Да, то есть обязательно как-то сдобрить эту ситуацию, а не так, чтобы сразу в лоб. И еще: об этом же надо молиться. О мудрости, о долготерпении.
– О милосердии.
– О милосердии. Что сказать, как сказать и какие из этого будут последствия. Конечно, действительно Господь дает иногда какие-то расположения, слова, и я говорю, что среди всех аргументов надо в конфликте искать не аргументов и несправедливостей, а снисходительности и любви. Иногда бывает так, что встретились люди, хотели начать разговор, а кто-то взял на эмоциональном порыве и просто обнял человека, и все, и никакая логика, никакие аргументы уже не потребовались. Вот, расположен, вот любовь, давай все забудем. Поэтому давайте будем учиться с белого листа, все заново. Бог нам много что в жизни прощает, давайте и мы людям прощать до бесконечности, потому что любовь – без аргументов, без логики, она без взаимных упреков. И будем это делать первыми, как отец Алексий (Мечев) говорил: будем друг для друга солнышками. И ты первый это начинай делать.
– Спасибо, батюшка. Еще хотела сделать небольшой анонс. Скоро на телеканале «Союз» покажут два моих фильма. Первый – «Священство на войне», невероятно интересный фильм о полковых священниках, которые до революции были. И что самое главное для нас, священники в годы Великой Отечественной войны, их вклад в победу. Там будут уникальнейшие кадры, уникальный рассказ.
– Это редкие кадры, редкая тема.
– И второй фильм – «Милосердие на войне» – о сестрах милосердия, о начале, о становлении. Когда готовились к этому фильму, снимали, читали, искали иллюстрации… Вы знаете, насколько люди были милосердны в страшнейших условиях! У меня порой мурашки бежали по коже, когда я готовилась, читала. Интереснейшие факты, как медицинские сестры, как священники в страшнейших ситуациях оставались…
– Ну Вы нам все не рассказывайте, мне уже не терпится посмотреть.
– …людьми спокойными, милосердными. Так что это нам, кстати, будет некая наука. Спасибо большое за сегодняшнюю программу!
– Будем учиться в любви, мире и дружбе.
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Маргарита Попова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!