Таинства Церкви. Духовник

21 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

– Сегодня с архимандритом Мелхиседеком, настоятелем Покровского храма в Ясеневе, мы продолжаем разговор на душевные темы. Душа – это таинство.

– Добрый день дорогие телезрители!

– Отец Мелхиседек, я уже говорила, что когда Вы надолго пропадаете с экранов телевизоров и из программы «Таинства Церкви», наши зрители мне всегда делают замечания, поскольку очень любят наши с Вами беседы.

– Постараемся не пропадать.

– Совсем недавно ко мне подошли несколько зрителей и попросили еще раз побеседовать (мы с Вами как-то уже говорили на эту тему) о том, кто такой духовник. Чем он отличается от священника, который принимает у тебя исповедь? Насколько можно быть откровенным не во время исповеди, а даже просто во время беседы со своим духовником, и со всеми ли можно откровенничать? Я думаю, это связано с тем, что в последние годы появилось такое понятие (наверное, оно и раньше было), как младостарчество, и у людей потом было очень много проблем. Они возвращались к своим духовникам, и приходилось разрешать очень серьезные проблемы – семейные, с детьми. Давайте удовлетворим просьбу наших телезрителей и поговорим об этом.

Но сначала я хотела бы поделиться некоторыми своими впечатлениями. Совсем недавно я снимала фильм о Свято-Троицком Александро-Невском женском ставропигиальном монастыре. Удивительно, но о нем мало кто вообще знает.

– А где он находится?

– Он находится под Клином, в абсолютно глухой деревне Акатово. Когда мы приехали туда, для телевизионщиков это был просто рай: воздух звенящий, тишина, покой, даже собаки не лают. Вы же знаете, как часто и много я снимаю, и это единственное место, где звукорежиссер был совершенно спокоен и расслаблен. Удивительный монастырь. Тридцать монахинь, естественно, свое хозяйство: молоко, творог, кефир, картофель, хлеб выпекают невероятно хороший. Но не в этом, конечно, дело. Когда я зашла в сам Александро-Невский храм, то в правом приделе увидела надгробие. Естественно, я сразу же подошла, потому что оно выделяется очень большими размерами.

– Прямо внутри храма?

– Да, внутри храма, в правом приделе великомученика Пантелеимона. Я подошла и прочитала, что здесь похоронен архимандрит Петр, который был игуменом Заиконоспасского монастыря.

– Да, я его знал.

– Вы его знаете, знают очень многие москвичи, и не только москвичи: у него было много духовных чад. Спрашиваю у матушки: «Матушка, а почему здесь?..» И она мне отвечает, что он был духовником сестер. Сначала, до того как монастырь стал монастырем, он был патриаршим подворьем. И архимандриту Петру было поручено Святейшим Патриархом налаживать здесь церковную жизнь. Потом это стал монастырь, он стал духовником сестер. Матушка сказала: «Мы осиротели. Мы, конечно, знаем, что он на небесах молится за нас, что он рядом с нами, но просто мы потеряли отца». Я спрашиваю: «Матушка, а почему же он погребен здесь, если был насельником Заиконоспасского монастыря?» Она говорит: «Это было его желание. Незадолго до кончины он позвал меня к себе и сказал, что “скоро такое произойдет, и я хотел бы быть погребенным здесь”». Его духовные чада собирали деньги на надгробие, и матушка сказала, что они даже копейки не вложили, духовные чада из любви к батюшке захотели все сделать сами. И вот они осиротели. Матушка сразу как-то погрустнела, вообще она такая радостная, оптимистичная, а тут видно, что до сих пор переживает эту утрату. То есть для нее это был не просто духовник. Хотя она говорит, что он был очень строгий, но они восприняли как потерю отца…

Так что же все-таки такое духовник? И различается ли чем-то духовник у монашествующих и духовник у светского человека?

– Нет, сам принцип отечества не отличается. Поэтому здесь духовное рождение, духовная связь, духовное откровение, духовные взаимоотношения, духовная искренность. Дело в том, что духовник – это как врач, как учитель. И если человек обрел такого наставника в христианской жизни, то это счастье. Потому что я вспоминаю свой приход в Церковь и потом уже в монастырь: было бы невозможно без наставника, столько можно было набить шишек, столько можно было сделать «новых» открытий, которые уже давным-давно открыты, изобретать колесо... Смотрите, никто из нас не пытается самостоятельно научиться водить машину. Никто самостоятельно не изучает по учебнику химию. Никто не учится играть самостоятельно на скрипке. Может быть, один из десяти тысяч и научится играть самостоятельно без учителя, без наставника…

– Батюшка, да и картошку учимся варить не сами.

– Если хорошо делать, например, какой-нибудь новый салат, то, пока не объяснят именно на пальцах, все будет довольно неправильно. И в духовной жизни то же самое: обязательно нужен ученик и учительство. Это так же, как дети: у всех детей обязательно есть мама и папа. Кто-то, может быть, живет совершенно отдельной жизнью, но это большая редкость, когда вдруг потеряли родителей. Это же прекрасно, когда родители есть, когда они подсказывают, учат, дают элементарные направления жизни, элементарные навыки: учат говорить, брать ложку, и прочее, и прочее.

Вот так и в духовной жизни. Особенно важен фундамент, особенно важно начало, направление в духовной литературе, первые шаги в храме. Замечательно, когда есть духовный наставник. Станет он духовным отцом или нет – это уже вещи такие…

– То есть это разные вещи?

– Разные, конечно. Потом глубина отношений перерастает... Кто-то сказал: почему сейчас нет старцев, нет духовников-наставников?..

– А они все же есть или нет? Батюшка, Вы нас хоть успокойте. Все-таки народ очень нервничает, что старцев нет. Мы знаем, что, если есть старцы, есть глубокая и сильная молитва за нас и Россию, мы не рухнем окончательно.

– Духовных людей, молитвенников, подвижников, настоящих христиан очень и очень много. А всякому ищущему, жаждущему духовника, духовного отца епископ Игнатий говорит: ищущий с молитвой и слезами обязательно найдет. Но для начала (с чего и начинается духовничество) у каждого христианина должен быть свой приход и там постоянный священник, который принимает у нас исповедь, начинает нас узнавать и вникать в обстоятельства нашей жизни, и которого узнаем мы. Сначала, может быть, поверхностно, потом могут завязываться отношения, а они должны все-таки быть, потому что ученик и учительство. Кто-то из святых отцов сказал: лучше называться учеником ученика, чем собирать злые, невкусные, горькие плоды своеволия. Поэтому приходской священник должен быть постоянным. И святые отцы рекомендуют, и есть такое правило – не менять духовников, даже не менять тех людей, которым мы первоначально исповедуемся.

Иоанн Лествичник говорит, что, перед тем как ввериться, найти тесные духовные отношения, надо сначала испытать, кто перед тобой, то есть смотри, сверяй со Священным Писанием и просто с обыкновенной человеческой жизнью. Потому что сначала надо присмотреться. Ведь когда родители хотят отдать ребенка в школу (у нас в Ясеневе, например, двадцать восемь школ), они начинают разбираться, спрашивать, что за школа, что за учительница, начинают смотреть на сайте ее биографию, стаж, отзывы. И все это очень правильно. Почему? Не хочется отдавать своего ребенка куда попало. Может быть, школа даже неудобно расположена, а об учительнице хорошие отзывы.

Вот так же и мы должны искать: в районе священник, в Москве священник. Кстати, сейчас, благодаря мудрому взгляду на жизнь, Патриарх разделил всю Москву на викариатства, округа. И в каждом округе (он соответствует префектуре) есть духовник священников, то есть человек, который самими священниками признан достойным, авторитетным, опытным в духовной жизни человеком, опытным священником.

– То есть Вы ему исповедуетесь?

– Ему исповедуются священники данного викариатства, данного округа. У нас десять округов, поэтому десять духовников уже есть.

– Прошу прощения, отец Мелхиседек, а по каким качествам выбирается такой достойный священник, что он у всего викариатства принимает исповедь? Какие-то есть критерии?

– Конечно. Прежде всего, рассудительность, духовная жизнь, степенность, мудрость, кротость, рассуждение, смиренномудрие, молитвенность, духовная и мирская опытность.

– То есть даже Вы к нему ездите исповедоваться? У Вас ведь наверняка есть свой духовник в Оптиной пустыни?

– Конечно. Но мы как священники, принадлежащие к конкретному викариатству, имеем своего духовника. Например, у нас протоиерей Димитрий Толкачев, служащий в храме Казанской иконы Божией Матери в Узком. Он прожил многотрудную жизнь, знает святых отцов, сам является примерным семьянином, молитвенником, пастырем, любящим храм, людей. Внешне это тоже все довольно узнаваемо. Многолетнее доверие, многолетнее знание его как священника как раз и ставит его на такое авторитетное и ответственное служение духовника.

Поэтому такие люди есть, и к ним можно приехать за советом на исповедь, когда возникают какие-то серьезные моменты в жизни. Также важно иметь и постоянного священника рядом, потому что не всегда наездишься.

Хорошо, что мы застали людей, которые действительно обладали пророческим даром. Потому что старчество, духовничество – это когда человек читает на небе волю Божию. Через молитву, через духовный опыт ему открывается какое-то видение твоей судьбы, твоей пользы. Как у врача иногда есть опыт, а иногда есть интуиция.

– Безусловно.

– Потому что может быть много-много знаний, но как все это применить к конкретному человеку, конкретной ситуации? Есть вещи, которые связаны не только со знаниями, но и с талантами. Например, все знают, как писать стихи…

– Ну, основы стихосложения, во всяком случае, знают. Рифмы учили в школе: дактиль, амфибрахий…

– То есть теоретическое знание. Но из этого рифмоплетства редко выходит талант действительно глубокого поэта. Так и в духовничестве: с одной стороны, есть знание святых отцов, Священного Писания, а с другой стороны, осенение свыше. Вот таких духовно талантливых людей называют старцами, это уже высшая степень духовной жизни.

– А почему мы всегда так хотим именно старцев? К старцу, к старцу. Что мы у него просим-то? В конце концов, мы не Гоголи, не Достоевские, не братья Хомяковы… Собственно, какая у нас особая духовная жизнь, чтобы мы могли говорить: нет, я только к старцу поеду? Почему сейчас такой поиск? Мне кажется, даже до революции так не искали, сидели на приходах и были счастливы. Или я ошибаюсь?

– Сложно сказать, что сейчас какой-то поиск.

– Нет-нет, очень любят, чтоб обязательно старец. Вот там старец, там старец… Вы же знаете, я очень много езжу, много снимаю, много беседую. «Любовь Сергеевна, а Вы были вот у такого-то?..» – «Нет, не была». – «Ой, знаете, поезжайте, он же старец».

– Я думаю, эти люди большей частью ищут, может быть, такого варианта: старец им скажет что было, что есть, что будет; даст такой «архисовет», который перевернет твою жизнь и сделает из тебя благочестивого святого христианина. Такая у них надежда. Люди элементарно не слушают Евангелие, не проводят его в жизнь. Но никто нового Евангелия не откроет. Если ты не живешь по Евангелию, то за тебя никто этой жизнью жить не будет.

Оптинские старцы говорили: духовник – как верстовой столб, указывающий направление. Какое направление? Направление христианской жизни. Может быть, чуть-чуть переведя его в жизнь, показав какие-то конкретные шаги во исполнение евангельских заповедей. Но если ты не пойдешь по этому пути, то можно так и остаться валяться и сгнить возле этого верстового столба, не продвинувшись дальше ни на шаг.

Мы застали действительно духоносных старцев: отца Кирилла, отца Наума, отца Иоанна (Крестьянкина), отца Николая, отца Христофора из Тулы, старца Зосиму из-под Донецка.

– Отца Иоанна с Валаама.

– Такой духовник был, но он жил гораздо раньше нашего времени. Вот это действительно люди, на которых достаточно было посмотреть, увидеть образ их жизни, поведения, услышать манеру разговора. Например, я написал небольшую книжечку в воспоминание об архимандрите Иоанне (Крестьянкине)…

– Да, мы говорили о ней в нашей передаче. Очень интересная книжечка.

– Там вопрос-ответ и направление жизни давалось людям, потому что они воспринимали как волю Божию то, что говорил отец Иоанн. Но у каждого из нас есть еще и мирской священник, который служит на приходе, и он очень многое может в жизни сделать. Поэтому здесь все зависит от самого человека, от его искренности, чистоты его исповеди. Поэтому здесь важно наладить регулярную исповедь, регулярное причащение. И священника, к которому мы начинаем ходить, менять не надо. Как в школе, где вы один раз выбрали учителя, и этот выбор важен в самом начале. На последнем собрании Патриарх говорил, что в Москве одна тысяча сто пятьдесят священников. Когда он окинул взглядом московское духовенство в Храме Христа Спасителя, сказал: здесь вселенское православие.

– И все-таки, несмотря на такой сонм, бывает тяжело найти священника, который тебе бы подходил даже для исповеди: кто-то хочет, чтобы был построже, кто-то, наоборот, полояльнее. И это понятно, ведь у людей разный возраст, образование, разные социальные слои, это совершенно разные люди, но все они находятся в лоне Церкви.

– Я с Вами полностью согласен. Ну а что делать? Искать надо, надо выходить на связь, если хочешь духовного роста, хочешь на самом деле глубоких духовных отношений. А этого хотеть надо, потому что самостоятельно христианской жизни не научишься. Например, у каждого из Оптинских старцев был духовник. Почему они стали старцами? Потому что сами жили по совету, сами жили по благословению, по духовному направлению. Кстати, епископ Никон говорит, что в наше время сложно найти тех древних духовников и отношений абсолютного послушания, когда человек на самом деле говорит волю Божию и которому открыто ви́дение судьбы того, кто исповедуется. Это большая редкость в наше время и даже почти сведено на нет. Но Никон (Воробьев) пишет: можно найти единодушного брата, единодушного человека, который идет в одном направлении с тобой. И жизнь по совету со свободою выбора сейчас возможна.

Есть такое явление, когда люди очень много берут на себя, когда считают, что знают все про всех и на все вопросы ответят. В Московском университете ходила такая поговорка, аксиома, истина: всё знает только невежда. Вот когда священник берется ответить на все вопросы, когда безапелляционен и знает все наперед, это вызывает очень большое подозрение. А особенно, когда он начинает командовать и требовать исполнения своего совета.

– Батюшка, я Вас перебью. Кстати, телезрители очень любят, когда мы с Вами обмениваемся личными впечатлениями. У меня был такой случай, когда одной супружеской чете был дан совет и, знаете, семья чуть не рухнула. Это было на моих глазах. Уже просто разворачивалась трагедия семьи, где было двое детей, ждали еще ребенка. Хорошо, что вмешался священник с опытом, с большой семьей, и все отрегулировал. А могла произойти действительно трагедия.

– Совет со свободой выбора. Если кто-то начинает требовать исполнения своего совета, это уже опасный симптом, опасный признак неправильного духовного устроения. Мы можем только советовать.

Кстати, интересна переписка Оптинских старцев. Старец Макарий пишет пространный совет, а заканчивает словами «а впрочем, как хотите». Вот деликатность, вот внимательное, осторожное отношение. Я тебе рассказал на пальцах, как может быть и как лучше, но у человека тоже есть момент молитвы, момент вопрошания перед Богом. Поэтому это должно быть ему созвучно, человек должен на это согласиться.

Или, наоборот, после молитвы вдруг что-то не пошло, какое-то смущение, значит, мы или еще раз переспрашиваем, или вымаливаем у Бога волю Божию, потому что не так все просто. В каких-то простых вещах – это одно, а в судьбоносных… В молитве дается откровение от священника, его совет, конечно, дается по молитве вопрошающего. Есть такой совет у старцев и у духовных писателей – перед тем как идти на исповедь, за советом, молись о том, чтобы священнику, к которому ты ходишь или который может стать твоим духовником, духовным наставником, была открыта воля Божия о тебе. И молись о себе, чтобы ты ее услышал и тебе были даны силы, настроение эту волю Божию исполнить. Потому что часто люди ищут, чтобы священник подтвердил уже выбранное ими желание.

– Кстати, да. «Вы мне скажите то, что я хочу».

– И так бывает. Если вдруг это не совпадает, если батюшка сказал вдруг что-то, что не оправдывает твою бестолковую жизнь, не гладит тебя по головке, а подсказывает конкретно, что ты находишься в большой беде… Человек приходит ко мне и говорит: «Я в браке». – «В каком браке?» – «В гражданском».

– Гражданский брак – это, вообще-то, юридически настоящий брак. Просто сейчас неправильно употребляют слово. Это сожительство. «Я сожительствую».

– Совершенно верно. А он называет: это моя гражданская жена. Задаешь конкретный вопрос: «Вы расписаны?» – «Нет, мы не расписаны, но мы любим друг друга…» – и пятое, десятое. Говоришь: «Давай, дорогой, направляй свою жизнь в христианское русло, живи по-христиански». – «Почему все плохое вмешивается в мою жизнь?» Да не вмешивается. Если у тебя аппендицит, то надо срочно его удалять. Если ты не решишься, то все вообще может закончиться трагически.

Поэтому надо обязательно начинать со своего приходского священника, с регулярной исповеди. Если мы только приходим в Церковь и православие, надо советоваться со своими друзьями, близкими, которые уже в Церкви, потому что все проходят через один и тот же опыт в духовной жизни. Поэтому надо молиться о том, чтобы Господь послал духовника, послал нам искренность в этих отношениях, желание учиться и поступать по этим духовным советам, обязательно соотнося их со Священным Писанием, святыми отцами. И, найдя такого учителя, такого врача, мы чему-то в христианской жизни научимся и исцелимся от своих духовных болезней милостью и благодатью Божией.

– Спасибо, дорогой батюшка. Продолжим в следующей программе. А начнем мы ее с таких понятий (которые, думаю, были и раньше), как: старицы и духовные матери.

– Ну, попробуем.

– Давайте для следующей программы мы с Вами такой хороший и очень интересный вопрос и оставим. Сердечно благодарю Вас, батюшка. Я думаю, что наши телезрители рады Вашему появлению в нашей передаче, были рады слышать и видеть Вас. Спасибо Вам!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 15 мая: 09:05
  • Суббота, 18 мая: 03:00
  • Суббота, 18 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать