Таинства Церкви. Церковь и молодежь

11 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым) и проректором Московского финансово-юридического университета С.А. Забелиной.

– Сегодня мы будем говорить на очень важную, актуальную тему – «Церковь и молодежь». И я представлю участников нашей программы: иеромонах Клавдиан, настоятель храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, и Светлана Алексеевна Забелина, проректор Московского финансово-юридического университета, более известного как МФЮА.

Недавно в этом вузе прошла очень интересная выставка, она называется «Крестный путь». Телеканал «Союз» освещал ее. Храм преподобной Евфросинии принимал участие в этой выставке. Отец Клавдиан, первый вопрос к Вам: с Вашей точки зрения, насколько сейчас важно (я понимаю, что важно) взаимодействие Церкви с молодежью – с высшими учебными заведениями, со школами? И с другой стороны, насколько это, может быть, тяжело, насколько сложно?

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Мне трудно ответить, насколько тяжело. В разных сферах по-разному происходит некое сотрудничество или, наоборот, взаимное проникновение различных школ, в том числе духовной школы и светской школы. Но сейчас мы живем в такое время, когда есть все возможности познакомиться с общепринятыми, традиционными школами, кладезями знаний и духовными школами, которые тоже имеют очень глубокую традицию. Потому что Церковь – это, прежде всего, училище благочестия. И Церковь, как сокровищница русской культуры, включает в себя все: и словесность, и музыкальное искусство, и живопись, и иконопись, и богословие.

И конечно, культура и наука всегда взаимодействуют очень близко, имеют тесные связи с духовностью. Поэтому и история, и архитектура, и искусство – все это неотъемлемо от общего накопления человеческих знаний, которые несет в себе и наш народ в частности. Поэтому очень хорошо, что сейчас у нас есть возможность участвовать в таких встречах, и практически во всех вузах сейчас существует доброе сотрудничество между Церковью и светской школой. Поэтому, конечно, свои трудности есть, но обозначить конкретику очень сложно. Все зависит еще и от руководства заведения, и от численности студентов, и от возможности Церкви участвовать в тех или иных проектах.

– Светлана Алексеевна, кто был инициатором проведения выставки «Крестный путь», в подготовке и организации которой храм как раз принимал самое деятельное участие? Что это за выставка? Я еще раз повторюсь, что канал «Союз» показывал очень интересный сюжет, и не один раз. Но все же для тех, кто новости, может быть, не видел, скажите несколько слов о том, что это была за выставка, кто был ее инициатором, что она собой представляла.

Светлана Алексеевна Забелина, проректор Московского финансово-юридического университета:

– Это был первый опыт – и, на мой взгляд, прекрасный опыт. Инициатором создания этой выставки выступили Российская академия художеств и Творческий союз художников России. МФЮА с пониманием отнесся к высокой миссии проекта «Крестный путь» и выступил площадкой для дискуссии и для выставки. Конечно, была конференция...

– Светлана Алексеевна, прощу прощения, перебью. Это была выставка икон. Кто написал эти иконы?

– Их написали современные художники. Организатором этой выставки выступил Николай Чибисов, председатель секции «Религиозное искусство» и вице-президент Творческого союза художников России.

– Светлана Алексеевна, с Вашей точки зрения, студентам вашего вуза выставка понравилась? Я понимаю, что на дискуссию приходили люди, которым это все близко. А студентам, которых у вас немало, светским ребятам, это понравилось? Они же были на этой выставке, смотрели...

– С моей точки зрения это был очень важный момент. Студенты, посетив выставку, увидели, что школа иконописи продолжает развиваться. На выставке были студенты и Московского архитектурно-строительного института (МИТУ-МАСИ). Еще забыла сказать, что этот проект поддерживал Всемирный фонд искусств, соответственно проект международный.

Общение с духовным искусством дает надежду, появляется лучик надежды. Потому что все религиозное искусство направлено на то, чтобы человек видел перспективу, видел надежду, связь с Богом. Мы видим, как в обществе, в искусстве, особенно в современном, насаждается идеология немного безэмоциональная, без образа, пропагандируется некоторое без-образие. А здесь есть образность, образ святого человека.

Все иконы пишутся в молитвенном состоянии духа. И это молитвенное состояние духа, которое переживал иконописец, передается окружающим; энергетику иконы чувствуют все, кто проходит мимо нее. И для молодежи это очень важно, потому что в своем мире они редко сталкиваются с таким. Через интернет такое не прочувствуешь, а когда ты посещаешь выставку, ты соприкасаешься с этим вплотную.

– Отец Клавдиан, молодежь в вузе – обычные светские ребята, которые, может быть, и не ходят в храм, может быть, еще только собираются зайти. Через подобные выставки, которые организует вуз, с Вашей точки зрения, как-то можно слегка «поймать» их, приблизить их хоть чуть-чуть, на шаг к Церкви реальной? Одно дело, к ним пришли: легко спуститься с одного этажа на другой и на перемене посмотреть замечательную, красивую выставку. А можно как-то понудить их (в хорошем смысле этого слова) сделать уже второй, реальный шаг – войти в Церковь самому: сесть на троллейбус или на метро, потратить воскресный день?

Иеромонах Клавдиан (Сафонов):

– Светлана Алексеевна совершенно правильно заметила: сам принцип написания икон, язык икон направлен к сердцу человека, к тому, чтобы раскрыть ему духовные ценности. А икона, конечно, имела свою историю развития, понимания; это богословие в красках. И действительно, люди, которые соприкасаются с образом, с этим языком, цепляются сердцем.

Сколько было случаев, когда какая-то девушка, устроившись, например, смотрительницей в музей и каждый день созерцая лики святых или иконы праздников или Спасителя, Господа нашего, невольно входит в сопереживание, абсолютно несравнимое с земными переживаниями, ощущениями; входит в молитвенное делание. Потому что начинается беседа, появляется связь Бога с человеком. Икона, конечно, на это и рассчитана. Существует принцип иконографии – обратная перспектива, когда сам фокус иконы направлен не куда-то вдаль, в бесконечность, а сосредоточен в сердце человека.

И постепенно, когда молодые люди посещают такие выставки, они начинают понимать язык иконы, приобщаться, и им, конечно, проще прийти в монастырь, увидеть фреску, увидеть икону, понять и соприкоснуться уже с богословием. Конечно, лики святых дают ощутить человеку, прежде всего, добродетель, потому что иконописцы вкладывали только смысл раскрытия образа святого человека – это образ неба. Поэтому сейчас такие выставки помогают проникнуться духовным и мыслить единым языком, осознавать смысл нашей жизни.

И потом, конечно, прекрасно, когда и светские школы, и духовные школы делятся опытом. Люди начинают понимать, что в церковной жизни нет ничего хаотичного, есть развитие, есть очень глубокий смысл во всем, символизм, есть отображение определенных эмоций, определенных духовных переживаний. И конечно, светская аудитория, в том числе молодые люди, которые как раз активны, все впитывают, стремятся к идеалу, к своей мечте, соприкасаясь со святыней, можно сказать, безмолвно, без всякой проповеди, приобщаясь к лицезрению святых образов, тем самым постепенно приобщаются к духовности.

– А иногда, может быть, даже и вопрос какой-то у них возникнет. Например, увидел неизвестное имя святого: сейчас у всех под рукой телефоны с выходом в интернет, можно узнать, кто этот святой. Действительно, иногда даже какое-то необычное имя заинтересует и хочется прочитать, кто это. Ведь никто не знает, как это бывает у человека, правда?

Иеромонах Клавдиан (Сафонов):

– Конечно. Даже само отношение: что такое выставка, что такое музей? Мы знаем, что в университете есть прекрасный музей икон, и это тоже понуждает людей задуматься, что есть вещи, которые нужно беречь, к которым нужно трепетно относиться. Если ты относишься к старинной иконе внимательно, бережно, изучаешь историю ее возникновения, автора, то постепенно ты понимаешь, что нужно беречь свою культуру, нельзя рвать связь с историей, нельзя рвать духовные нити, которые нас связывают с накопленным потенциалом этой силы. Потому что посмотришь на иконы XIV века – это шедевры, каждая икона – это шедевр. Это сейчас люди копируют на ксероксах, что-то рисуют в «фотошопе»; искусство обесценилось.

Сегодня существуют школы иконографии. И профессиональные художники, конечно, должны знать друг о друге и понимать, куда они движутся. Потому что быть художником – это тоже очень ответственная миссия: выражать, изображать и передавать будущим поколениям и свое состояние души, и отношение к Богу, и отношение к человеку, которого изображаешь.

Поэтому сейчас такие конференции очень важны, и даже для Церкви. Потому что мы должны рассчитывать на то, что молодая аудитория будет нас понимать. Не Церковь, как сокровищница духовной мудрости, будет как-то размениваться на определенный язык, более понятный для молодых людей. Это понятно, так и происходит: в процессе диалога происходит взаимное понимание. Поэтому очень хорошо, что молодые люди имеют возможность приобщиться к богословию в красках.

– Светлана Алексеевна, мне было очень отрадно, что в дискуссии принимали участие молодые ребята и выставку готовила молодежь. Потому что иногда говорят, что современная Церковь – это Церковь старушек в белых платочках. А здесь приходишь и видишь молодых ребят, которые организуют выставку, которым это интересно. Во время обсуждения, во время дискуссии тоже были молодые ребята. Мне кажется, что отпевать Русскую Церковь еще рановато, в том смысле, что платочки белые уйдут, кто же останется?

Светлана Алексеевна Забелина:

– Да, ведь молодежь, студенты как раз в том самом возрасте, когда начинается духовный поиск: кто я, зачем я здесь, какова моя миссия? Это самый важный момент, в который надо успеть дать ниточку, показать правильный путь. Ведь люди не зря думали о духовности столько лет. Сколько существовало человечество, столько и развивалась духовность. Это вечные ценности.

И когда святые лики на нас смотрят через образ, мы проникаем в этот образ, и молодые люди подсознательно приобщаются к прекрасному искусству и тому, что хотел вложить автор, который писал икону. Ведь раньше даже автор на иконах не указывался: считалось, что пишет не мастер – пишет Бог через мастера. Это было во многих культурах. В Московском финансово-юридическом университете во многих учебных корпусах есть храмы.

– Это очень отрадно.

– Например, в учебном корпусе, где было открытие конференции, на первом этаже есть храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, там старинные иконы. Поэтому наши студенты, конечно, уже немного знакомы с иконописью, знают и могут отличить образ Святой Троицы...

– ...от Введения во храм Пресвятой Богородицы. (Смеется.)

Мне говорили, что была прямая трансляция конференции и что уже во время обсуждения были отклики.

Светлана Алексеевна Забелина:

– Да, было очень много позитивных откликов. В этом году вместе с открытием выставки проводилась и конференция с участием прекрасных спикеров. Были представители духовенства и художественного творческого сообщества, приезжали из Троице-Сергиевой лавры. Были очень интересные дискуссии, были провокационные высказывания некоторых молодых людей.

– И хорошо, это важно.

– Это оживило нашу дискуссию, и все еще раз воспряли духом.

– Батюшка, нам, по-моему, не надо вопросов сторониться и пугаться.

Иеромонах Клавдиан (Сафонов):

– Безусловно. Сейчас и в церковной среде мы тоже переживаем определенное самоопределение с точки зрения движения церковного искусства. Потому что с открытием, например, больших магазинов продукции «Софрино» мы проводим некую границу между людьми, которые хотят приобрести иконочку или написать иконочку, и той высотой искусства, которую несет в себе Церковь. Все-таки мы более примитивно стали относиться к самой иконе, к образу. Поэтому соприкосновение с конкретными работами очень важно.

Известно, что и в Троице-Сергиевой лавре, и во многих монастырях, и вообще в различных регионах страны есть различные школы иконописания; они существуют с древности. В лавре есть иконописная школа при Московской духовной академии; есть даже целый отдел истории церковного искусства. И конечно, студенты, которые учатся и потом выпускаются, являются продолжателями традиции, им очень важно не потерять ее, научиться с максимальным качеством передавать другим поколениям образ.

Педагоги, бывает, очень сожалеют о том, что не во всех музеях можно договориться с руководством, чтобы студентам разрешили копировать подлинники, это очень важно. Да, сейчас у всех есть планшеты, можно полистать, что-то найти. Но посмотреть вживую и увидеть кисть художника, фактуру, цвет – это очень важно. Поэтому, несмотря на то, что уже развиты все технологические средства для того, чтобы иметь у себя дома любую коллекцию фотографий, до сих пор существует традиция отправлять студентов во все музеи, архивы, где можно на протяжении какого-то времени (недели или двух) копировать. И с точки зрения воспитания это тоже очень важно и для нас.

И конечно, передача традиций, обоснование, рассказы тоже важны. В конференции участвовало духовенство нашего храма. К сожалению, меня не было, я уезжал в командировку, но от нашего прихода было несколько человек, в том числе отец Сергий Вязьмин, наш молодой священник, который преподавал в МФЮА. И мы с удовольствием по его рассказам, по его отчетам поучаствовали в этой конференции, где были и студенты Московской духовной академии. Поэтому мы благодарим руководство за то, что организуются такие встречи, это очень важно. Я считаю, что это нужно поддерживать, в этом надо участвовать. Я думаю, интерес к этому будет только расти.

– Светлана Алексеевна, а какова судьба этой выставки и этой интересной молодежной дискуссии? Меня порадовало, что молодежь действительно принимала участие, значит, она неравнодушна, ей нравится церковное искусство и она хочет обсуждать его. Где дальше будет проходить выставка?

Светлана Алексеевна Забелина:

– Она уже готовится к передвижению; в какой город – нам, к сожалению, пока не сообщили. Но планируется посещение двадцати городов, и по филиалам Московского финансово-юридического университета эта выставка тоже будет путешествовать. Организаторы выставки открыты к сотрудничеству, готовы взаимодействовать с теми, кто хочет принять участие в проекте. Потому что проект на самом деле очень важный, и он предполагает своеобразный крестный путь вокруг всей России. И даже планируется вывезти эту выставку во Францию; а дальше, может быть, и по всему миру. Знаете, очень важно объединять нашу страну сейчас, и духовные скрепы должны появляться. И подобные мероприятия, такие как выставка «Крестный путь», помогут в этом.

– Слава Богу, что у нас есть такая хорошая площадка, как Московский финансово-юридический университет, который всегда готов к сотрудничеству с Церковью, и очень приятно, что сам ректор, Алексей Григорьевич (я, кстати, на открытии говорила об этом), понимает важность нелегкой, но очень важной работы с молодежью.

Потому что все революции делала молодежь, она всегда шагала впереди и была обуреваема страстями, иногда какими-то сомнениями, желанием что-то изменить. А во что выливается это желание изменить? Потом пожинали, увы, не самые лучшие плоды; мы тому свидетели. Сейчас, наверное, важно, чтобы эта молодежная энергия выливалась во что-то положительное именно в христианском изменении мира.

– В изменение себя, в работу над собой.

– Да, а то мы готовы изменять других, как правило, но не готовы изменять себя. Как говорил Серафим Саровский: спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся. Это очень важно.

Мне бы хотелось затронуть еще одну важную тему. Прошел Всемирный Русский Народный Собор, были интересные секции. В частности, одна секция проходила в Новоспасском монастыре и была посвящена воспитанию в семье царя-страстотерпца Николая II. Очень интересные были доклады, и опять-таки студенты Финансово-юридической академии и сам ректор Алексей Григорьевич принимали в этом участие. Знаете, сейчас есть некий миф, как мне кажется, что молодежь не склонна к созданию семьи, что она не ищет какого-то семейного идеала, что, может быть, не хочется и детей, а хочется жить только для себя.

Светлана Алексеевна, Вы к молодежи очень приближены. С Вашей точки зрения, насколько это утверждение соответствует действительности?

Светлана Алексеевна Забелина:

– Мне кажется, что наши молодые люди оказались жертвами того времени, в которое они появились на свет. И конечно, им нужна подсказка, им нужно показать хорошую, правильную модель создания семьи, модель отношений друг с другом. Они оказались жертвами, им надо помогать. Каждый ребенок, каждый молодой человек желает счастья – это естественное чувство, которое есть в каждом. И молодые хотят понять, как сделать так, чтобы быть счастливыми.

А быть счастливым – это, конечно, любить, быть любимым, окружать себя любимыми людьми и чтобы было счастье в семье. Как создать счастливую семью – это то, что тревожит молодых людей. Мне кажется, эта тема всегда актуальна. А семья без духовности, без отношений... Отношения – это тоже духовность. Нужно уметь прощать, уметь поддерживать друг друга в трудную минуту.

– Отец Клавдиан, остается буквально минута до окончания программы. Как говорит отец Мелхиседек, монахам чаще всего задают вопросы о семье, браке, рождении детей. Конечно, потому что к вам приходят молодые люди на исповедь. Каковы сейчас, с Вашей точки зрения, настроения молодежи? Я думаю, что мы продолжим разговор на эту тему и более подробно, но сейчас, как подведение итогов: что все-таки ищет молодежь?

Иеромонах Клавдиан (Сафонов):

– Я не думаю, что все так плохо. Конечно, всегда нужно быть начеку, быть внимательным к тем ценностям, которые мы несем. Наверно, очень правильным было название выставки, оно являет в себе как бы раскрытие пути церковного искусства – «Крестный путь». Мы рушили святыни, мы огульно попирали вообще какое-то воспоминание о духовности, о святости. И вопрос семьи также воспринимался в самосознании народа по-разному. И сейчас секуляризованное общество пытается трансформировать этот образ, увести его куда-то в сторону, навязываются какие-то совершенно нетрадиционные ценности и с Запада.

Но все-таки сейчас, после 1990-х годов, мы ощущаем некий прилив хороших тенденций в укреплении семейности и многодетности. Все-таки храмы омолаживаются, можно сказать. Молодежь приходит в храм, она понимает драгоценность или дар, который Господь дает в раскрытии личности именно в семейной жизни, во взаимном служении друг другу. В этом смысл жертвенной любви друг к другу. И в воспитании детей, как людей нравственных; не просто образованных, не просто культурных, но именно нравственных, чистых, нужных обществу, чтобы окружающие люди ценили человека не по внешним, а по внутренним качествам души.

Поэтому люди сейчас и рожают детей, слава Богу, и очень многих детей причащают, очень интересные имена дают, есть какой-то вкус. Поэтому я думаю, что тенденция хорошая, слава Богу, Церковь сейчас наполняется детворой. И конечно, сотрудничество с институтом только укрепляет такие тенденции и действительно дает надежду, как сказала Светлана Алексеевна, на созидание, в том числе и семейных ценностей.

– Спасибо большое. Увы, программа завершилась, хотя у меня еще очень много вопросов. Мы с вами знаем, какое большое внимание уделяет Святейший Патриарх работе с молодежью, вузами, учебными заведениями, школами. Я благодарю и отца Клавдиана, и храм Евфросинии Московской, и Светлану Алексеевну Забелину.

Давнее сотрудничество храма и вуза развивается, не стоит на месте, и появляется некая симфония (в хорошем смысле этого слова) во взаимодействии Церкви и молодых людей, и, что немаловажно, преподавателей. Сердечно вас благодарю за эту программу. Я думаю, что мы и дальше продолжим небольшие передачи, посвященные работе Церкви и молодежи.

Ведущая и автор программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать