Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 17

6 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным.

– Отец Владимир, я рада, что после некоторого вынужденного перерыва (не совсем по нашей с Вами вине) мы продолжаем разговор о Божественной литургии. Кстати сказать, ко мне в нескольких храмах подходили телезрители и спрашивали: «Где же беседы с отцом Владимиром Волгиным, к которым мы так привыкли, которые мы очень любим и которыми мы назидаемся?»

– Я думаю, что, с одной стороны, мы продолжим, а с другой стороны, мы все время находимся в реверсном состоянии возвращения к этой многосложной теме. Священномученик Серафим (Звездинский) говорил, что эта тема бесконечна, и не хватит ни слов ни книг, чтобы рассказать о Божественной Евхаристии. А мы с вами говорили о ней уже много раз, но все время возвращаемся к ее началу. Потому что это таинство таинств, и глубину этого таинства невозможно измерить, невозможно осязать, невозможно сузить, невозможно вообще сказать достойные слова о Божественной литургии.

Священномученик епископ Серафим (Звездинский) был убежден, что до тех пор, пока будет совершаться Божественная литургия, земля будет приносить хлеб. И он говорил, что он лично не беспокоится о том, будет земля приносить хлеб или не будет, не гадает об этом, потому что земля будет приносить хлеб (пшеницу) ради Божественной литургии, которая совершается в наших храмах. И пока не угаснет совершение Божественной литургии, земля будет приносить и хлеб и виноград (об этом свидетельствует святой, и я в это абсолютно верю). Поэтому, пока в наших храмах будет совершаться Божественная литургия, вряд ли кто-то из нас испытает чувство голода, может быть, только какое-то утеснение. Вот что значит Божественная Евхаристия. Мы, ходящие в храм, этого, может быть, не осознаем. Я пришел к этим словам епископа Серафима (Звездинского) достаточно поздно, веря в богатство этого таинства и в то, что это является сердцем не только православной жизни, а всего мира.

Сейчас у нас храмы умножаются (не так быстро, как хотелось бы), и, к сожалению, мы в некоторых случаях испытываем нехватку священнослужителей, а иногда, даже тогда, когда построены храмы, – нехватку прихожан, но тем не менее, я глубоко убежден, что там, где совершается Божественная литургия, обязательно рано или поздно соберется народ.

Помните святого праведного Алексия Мечёва? Он совершал Божественную литургию на протяжении восьми лет в практически пустом храме (может быть, кто-то и был, но это были единицы). И он сетовал святому праведному Иоанну Кронштадтскому на то, что никто не приходит в его храм. На что святой Иоанн ответил: «Молись, продолжай служить, и Господь обязательно рано или поздно направит к тебе людей». И потом этот храм был переполнен.

– Но он был старец, это был не обыкновенный священник.

– Я думаю, что если бы он не был старцем, он бы не совершал ежедневные Божественные литургии. Он стремился. Я глубоко убежден, что он стал старцем через ежедневное совершение Божественной литургии, насыщаясь той благодатью Божией, которая дается во время Причастия Тела и Крови Господних, потому что Господь вселялся в него. И Алексей Мечёв стал тем праведником, которого прославила Церковь, к которому стал стекаться народ, благодаря Божественной литургии. Я уверен, что святой праведный Алексий Мечёв стал тем святым, которого знает Церковь, благодаря непрестанному совершению Божественной литургии.

Так же и отец Иоанн Кронштадтский совершал ежедневную Божественную литургию. Он никогда ее не пропускал не только живя в Кронштадте, но и находясь в поездках, плаваниях. Потому что его душа насыщалась той Божественной благодатью, которой мы все жаждем в той или иной степени, иные – осознавая (как отец Иоанн Кронштадтский, как святой праведный Алексий Мечёв и как многие другие святые), иные – не осознавая, но чувствуя.

Я удивляюсь: народ Божий стоит в храме, стекается много людей. Почему они приходят в храм? Они многого не понимают в богослужении из-за того, что служба совершается на церковнославянском языке, из-за того, что не нашли или не заинтересовались теми книгами, которые могли бы раскрыть им глубину Божественной литургии, но тем не менее ходят, ходят и ходят. Почему?

– Для благодати не нужно языка.

– Потому что это наркоманы…

– Духовные.

– Только не те наркоманы, которые пользуются искусственными средствами, приводящими к опустошению, а порой и к смерти. А те, которые сидят на «игле» Причастия: они чувствуют Божественную благодать, которая им дается в той или иной степени, и они стремятся к тому, чтобы снова воспроизвести ее в своей душе. Потому что блаженство, которое человек когда-то испытал при принятия Святых Христовых Таин или при других таинствах, незабываемо. Причастие – это ведь не однократное таинство, оно является сердцем нашей Церкви, ради него Церковь существует. Другие таинства, такие как крещение, миропомазание однократны. Таинство исповеди связано с Божественной литургией, поэтому оно также неоднократно. Таинство соборования можно проводить (это я унаследовал как бы в благословение от старцев) четыре раза в году над больными людьми. Таинство венчания в лучшем случае должно совершаться один раз в жизни.

– Но по церковным правилам может совершаться и три раза. Так?

– Может, но мы не советуем своим православным прихожанам трижды венчаться. Лучше один раз и навсегда. Если ты избрал жену или мужа, впрягся – неси свой крест до конца.

– Но, с другой стороны, человек может овдоветь… Три раза не возбраняется венчаться, Церковью это признается. Адюльтер тоже повод.

– Да, но это какие-то исключительные случаи. У нас ведь в современном мире все происходит по-другому: развелся – опять женился. Потом опять развелся – опять женился при живых женах или мужьях. Это уже отступление от канона. Мы все это понимаем и, конечно, руководствуемся правилами иконом и́ и – покрытия людей в их слабостях. И мы думаем, что лучше человек будет иметь одного человека в мужьях или женах, чем пустится во все тяжкие.

Вернемся к этому неизреченному богатству – Божественной литургии. Мне кажется, что когда-то нам нужно было эту передачу начать и сразу закончить, потому что мы так и будем возвращаться и повторяться. Хотя мы можем наложить какой-то регламент…

– Как говорится, повторенье – мать ученья. Вы сказали, что это самая сложная тема, сложнее, наверное, ничего нет в литургике, в Церкви. И потом, все равно слова всегда звучат по-разному, иначе воспринимаются, и эмоции другие…

– Конечно. Мы сегодня тоже совершили таинство Божественной литургии, причастились, я тоже причастился Святых Христовых Таин.

Итак, мы возвращаемся к бесконечной теме Божественной Евхаристии. Мы уже наверняка говорили о каноне. Канон – это правило. Божественная литургия состоит из шести частей – это канон, правило, образец, который никто из людей не может изменить. После святителя Иоанна Златоуста Божественная литургия уже никаким образом не изменяется. Но мы знаем, что литургия апостола Иакова была очень пространной. Я как-то по милости Божией служил эту литургию. Она очень протяженная с очень поэтичными (хотя к Божественной литургии это слово не должно относиться), очень глубокомысленными словами, которые только Духом Святым могли быть в устах апостола Иакова.

Потом литургия сокращалась, потому что люди это не выдерживали, им нужно было заниматься своими делами. Церковь старалась, чтобы прихожане как можно чаще бывали на Божественной литургии, и поэтому не то чтобы шла в угоду людям, но шла в ногу со временем, в ногу с пожеланиями мира, ведь мир влияет на Церковь. Поэтому Василий Великий сократил Божественную литургию, но она минут на десять-пятнадцать длиннее, чем Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Святой Иоанн пошел еще дальше. И сейчас мы в основном опираемся на литургию святителя Иоанна Златоуста, который еще более ее сократил ради народа Божьего, для того, чтобы люди не переживали во время Божественной литургии и Евхаристии о своих делах, а старались сосредоточиться на молитве и с миром уходили из церкви, не сетуя на длительность богослужения.

Церковь идет вместе с миром, и Церковь считается с миром; безусловно, не с нашими страстями, хотя и со страстями считается, учитывая время, в которое мы живем. И если раньше Церковь отлучала людей от причастия на многие годы, то сейчас она старается этого не делать, а вразумлять человека, который совершил тот или иной проступок, грех по отношению к заповедям Божиим. Я помню, что старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) отлучал людей от причастия за смертные грехи всего-навсего на сорок дней.

Итак, возвращаемся к литургии и Евхаристии (что значит «благодарение») святителя Иоанна Златоуста. Священник с воздетыми руками произносит: «Благодарим Господа!» После этих слов поет лик, то есть мы все должны были бы петь, я надеюсь, что когда-нибудь и в нашем храме прозвучит хор прихожан. Ведь лик – это те люди, которые стоят в храме…

– Не все умеют петь, не всем дан слух. Представляете, что может начаться в храме!

– Тем не менее такая практика существует. Это было у святого праведного Алексия Мечёва. Народная литургия существует в Сретенском монастыре города Москвы и в других храмах. Может быть, эти примеры единичны, но они существуют. И если регент профессиональный, он может подсказать народу, выявить тех людей, которые фальшивят, позаниматься с ними.

– Бедные регенты.

– Думаю, что в общем потоке, если народ поет правильно, то обязательно и те, кто поет неправильно, пристроятся к верному звучанию песнопений.

Итак, священник произносит: «Благодарим Господа!» За что? За то благодеяние, которое дал Господь, оставив нам в этой земной жизни таинство Божественной Евхаристии, которой мы живем, движемся, существуем, через которую мы не только прикасаемся к благодати Божией, но более святые люди, чем мы, вмещают в себя Господа, и Господь живет в них. Тем не менее Господь касается и нас, и живет отчасти в нас, хотя бы на протяжении краткого времени. Но эти мгновения бывают ощутимы для нас, и поэтому мы снова и снова стремимся к Божественной литургии.

Священник читает замечательную молитву после того, как произносится благодарность Святой Троице – Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому. Почему-то считается, что эта молитва тайная, – это неправильно. Тайная молитва – это значит молитва, относящаяся к таинству. Я все время сетую на то, что некоторые священники, даже на нашем приходе, к сожалению, не велегласно произносят эти молитвы.

– Я хочу уточнить, то есть это не тайна от прихожан?

– Да. Она не должна быть тайной для прихожан, потому что приход – это то стадо, центром которого является пастырь. И то, что совершает пастырь, не должно происходить втайне, он должен молиться вместе с прихожанами. У нас практика (во всяком случае я практикую сам) велегласно совершать эти молитвы по Уставу Юстиниана I, императора Византийского, который говорил о велегласности чтения молитв для того, чтобы все прихожане, стоящие в храме, слышали эти молитвы. Потому что иначе ход службы воспринимается очень отрывочно, и непонятно, что за чем идет. А эти молитвы являются звеньями, смыслом последующих песнопений, исполняемых в церкви хором, который символизирует лик всех прихожан.

Священник произносит: «Благодарим Господа!» и хор поет: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Мы вступили в Царство Отца и Сына и Святого Духа, и поэтому мы поклоняемся Троице Единосущной и Нераздельной. Что значит «праведно»? Это значит, стараясь вести праведный образ жизни в кодексе заповедей Божиих, кодексе нравственной жизни православного христианина.

Священник читает молитву: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего…» Потому что Бог везде, и мы должны поклоняться Ему везде. Для нас нет никакого места, которое мы могли бы заподозрить в том, что там нет присутствия Божьего.

«… Ты бо еси Бог Неизреченен, Недоведом, Невидим…» Почему «Недоведом»? Потому что каждый человек в меру своей святости постепенно преисполняется ведением Божиим. Но как можно постигнуть бесконечное небесконечным? Поэтому для нас, людей, Господь всегда будет Недоведом. Даже для самых святых и праведных людей Он Недоведом.

«Невидим» Когда мы с людьми, приходящими к Богу, говорим о Господе, у всех сохраняется некая инерция представить себе Бога в виде какого-то образа: человека, животного, как изображали язычники в своих живописных произведениях, и так далее. Но надо не забывать, что христианское понимание Бога совершенно другое. Оно связано со словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что Бог невидим, Бог непостижим, Бог есть дух, Бог есть свет, Бог есть любовь. Ни о каком образе не говорится, только о свойствах Бога.

Продолжение этой молитвы мы постараемся разобрать в следующей передаче. Храни вас всех Господь!

 

Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать