Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Батюшка, я рада, что сегодня наши телезрители могут воочию убедиться в красоте этого храма. Мы об этом с Вами говорили в одной из наших программ, но вскользь. Я говорила, что было великое освящение, о том, какое это было радостное, замечательное событие, а теперь есть возможность увидеть, каков же на самом деле этот замечательный храм, каково его замечательное внутреннее убранство и как красив он внешне. Отец Владимир, я уже сказала, что храм с достаточно редким посвящением… Знаете, я много фильмов сняла о храмах Москвы и Московской области – где-то около трехсот – и не помню ни одного храма с посвящением в честь трех святителей. Но иногда бывают приделы. Ваш храм посвящен трем святителям. Почему?
– Ну, я раскрою эти тайны. В 1999 году я встретился с директором Дома отдыха «Архангельское» (Царство ему Небесное, он умер) Василием Александровичем Малышевым.
Потом он был членом попечительского совета и первым старостой этого храма. Он был крепким хозяином – примерно с 24 лет занимал директорские, высокие должности. Когда был здесь, ему было около 60 лет. Я говорю: «Василий Александрович, у Вас всё есть на этих дачах. Это же государственные дачи, в которых проживают люди высокого чиновничьего ранга: правительства, Администрации президента и других направлений в правительстве и в управлении государством». Он говорит: «А чего недостает?» – «Недостает храма». 1999 год. Ну и, надо сказать, несмотря на то, что прошло уже восемь лет…
– Кризисный год.
– Да. И восемь лет прошло с выхода закона о совести и вероисповедании, но психология наших соотечественников так резко никогда не меняется. Здесь мы встречали разных лиц, и все-таки государство выбрало несколько иное направление, во всяком случае – не уничтожать Церковь, а, наоборот, как-то помогать ей возродиться, но немногие успели перестроиться, немногие задумались о смысле жизни и почему это происходит в нашем Российском государстве. Ведь национальную идею не надо искать – она в православии…
– Безусловно…
– Поэтому люди немножко как-то растерялись, наверное. Тем не менее этот человек выразил искреннее и ревностное желание построить здесь храм. И мы стали с ним продумывать эту идею, как построить. В частности, я подумал каким-то образом увековечить имя его святого... Мне показалось, что не очень правильно и мудро было бы назвать храм только в честь Василия Великого, тогда как есть три святителя. И, надо сказать, три святителя (дерзаю так говорить) принимали и принимают участие в моей жизни. В частности, святитель Иоанн Златоуст тоже. Почему я так говорю? Потому что меня рукоположил в Курской епархии в диаконское служение и через неделю в священнический сан архиепископ Хризостом, ныне митрополит, здравствующий, но находящийся на покое. Его последняя кафедра была Виленская и Литовская.
Благодарю Бога за то, что Господь послал такого епископа, который дерзновенно смог рукоположить нас в то непростое советское время, когда уполномоченные это запрещали. Но он рукоположил и очень заботился о таких священниках, как я. Мы празднуем его именины в день святителя Иоанна Златоуста. Я подумал: «Как бы хорошо назвать храм не в честь Василия Великого, а в честь трех святителей. Почему? Это вселенские учители, они проповедовали Евангелие и имели свое святительское служение в столетия, когда ереси потрясали Церковь. Они были высокообразованными людьми, и их проповедь обрела вселенские масштабы в Церкви.
Я подумал: как хорошо было бы назвать храм в честь трех святителей. Кстати говоря, когда владыка Хризостом меня рукоположил во священники, то направил меня в храм (это был первый храм под моим настоятельством) Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Я подумал, что сейчас Россия находится именно в таком положении, когда нуждается во вселенской проповеди. И в честь таких святых было бы хорошо утвердить и учредить храм. Уже само название могло бы располагать людей к изучению их жизни, а в конечном итоге, может быть, к обращению к их глубокомысленным проповедям и словам, которые прославили Православную Церковь, православие во всем мире. И на этом мы утвердились. Директору Василию Александровичу понравилась эта идея, он согласился и предложил: «Давайте мы построим „храм-часовню”». Я спросил: «А почему Вы так хотите?» – «Ну, когда мы говорим “храм”, “церковь”, то представляем себе более-менее существенное строительство, а храм-часовня – это как бы храм, но маленький, для того чтобы не отпугнуть людей».
И стали разрабатывать план. Я помню, праздновалось 80-летие (я, может быть, очень длинно рассказываю, но это история храма) Дома отдыха «Архангельское». Был один высокопоставленный человек уже из Администрации президента (во-первых, уже были собраны подписи проживающих здесь людей, которые выразили желание, чтобы храм был построен: 70-75% людей выступили за строительство храма), уже патриарху было направлено прошение, уже будущий председатель попечительского совета Дмитрий Анатольевич Медведев (тогда он был первым заместителем в Администрации президента) тоже списался с патриархом. И мы получили благословение на строительство. Этот человек, занимающий высокий пост (не буду говорить его фамилию; в общем-то, приличный человек; наверное, замечательный в своем роде), говорит: «Давайте, отец Владимир, мы организуем попечительский совет, я его возглавлю – и в путь: будем строить храм!»
На радостях я встречаюсь с директором, будущим старостой этого храма… А я же не знаю людей ни в Администрации президента, ни в Управлении делами президента – в этих структурах я совершенно не разбирался и до сих пор не разбираюсь… И называю фамилию… И вдруг с Василием Александровичем происходит что-то невероятное, он говорит: «Нет, только не этого человека! Если он станет председателем попечительского совета, то загубит все дело. А вот обратились бы Вы, Церковь обратилась бы к Дмитрию Анатольевичу Медведеву; может быть, он согласится возглавить попечительский совет».
Знаете, как в воду смотрел: Дмитрий Анатольевич после обращения к нему церковных людей стал председателем попечительского совета. Мы собрали членов попечительского совета, людей, которые согласились участвовать: это министры, заместители министров и так далее. Все они рухнули. В силу определенных обстоятельств нет ничего постоянного в жизни, многие потеряли свои ответственные должности и сейчас занимаются другим, не менее, может быть, ответственным делом в жизни, но уже не на такой, скажем, высоте.
А Дмитрий Анатольевич, по милости Божией, все возрастал, и я хочу выразить, конечно, ему глубочайшие слова признательности, потому что, безусловно, если бы не он был председателем попечительского совета, то храм был бы заморожен. Стоял бы остов храма и остов дома причта – и больше ничего. А Дмитрий Анатольевич проявлял очень большую заботу об этом храме. И поэтому он стоит и так дивно украшен мозаиками.
Какой же построить храм? Нам выделили сербов – в Управлении делами президента сказали, что они могут построить, прекрасно строят и так далее. Я говорю сербам: «Составьте эскизный архитектурный проект; мне предоставьте, пожалуйста». Они приготовили, и у меня заныло сердце – это был крайне неуклюжий, эклектичный тяжеловесный храм, смесь какой-то византийской архитектуры и современной…
– С готикой…
– Да. Я ужаснулся: такой храм здесь, в таком месте – ни в коем случае! И вот я в расстроенных чувствах... Моя дочь в то время училась на греческой филологии – изучала византийскую литературу и искусство; она говорит: «Папа, ну что ты расстраиваешься? Давай посмотрим, ведь нет ничего лучше, чем хорошо забытое старое».
– Согласна.
– Давай, говорит, посмотрим с тобой книжку по архитектуре и выберем какой-нибудь древний храм. Открыли «Историю искусств» и увидели храм ХII века Преображения Господня в Переславле-Залесском, в котором крестили преподобного Александра Невского.
– Дивный храм.
- Да, она говорит: «Может быть, вот этот храм?» Я понял, что он впишется в это место. Это, в общем, золотой век церковной архитектуры. Совершили обмеры храма, чертежи были приготовлены. Единственное, архитектор увеличил барабан в высоту на полтора метра, а так это точная копия. Конечно не в плане строительных материалов...
– Безусловно.
– И вместо луковицы, которая не была свойственна ХII веку, поставили шлем. Таким образом мы вышли из этого трудного положения. И когда я Василию Александровичу показал на этот храм, он испугался.
– Почему?
– Он мне сам признавался, что ходил на попечительский совет и у него колени дрожали. Почему? Потому что выходил не храм-часовня, а храмище – 37 метров на вершине креста. Но, надо сказать, был очень демократичный попечительский совет, они всё приняли, я убедительно сказал в каком-то смысле о том, что это особое место (если хотите, царское место), что князь Юрий Долгорукий проживал тоже в Переславле-Залесском, что Александр Невский крестился в этом храме и так далее.
И все приняли очень спокойно идею освоения такого величественного храма.
Храм построили. Естественно, нужно было украшать стены храма. Мы думали сначала украшать стены живописью. У меня была очень хорошая бригада художников, которые расписывали храмы, работали у нас в области реставрации, в храме Софии Премудрости Божией укрепляли фреску Комаровского. Они работали в престижных древних храмах. Я попросил эскизный проект. Когда они предоставили эскизный проект, я заплакал внутренне и понял для себя одну простую истину, что есть наверняка авторы, художники, которые, может быть, отличаются большим талантом… Да, это красиво, но это мертвечина. Эти фрески, я понял, будут только красивыми, но не будут отображать той внутренней наполненности, духовной экспрессии, что должно нести в себе любое изображение в храме.
Ведь помните (а я, кстати говоря, буду, наверное, сюда присылать людей, потому что все, кто посетил этот храм, в восторге от мозаик)…
– Я в восторге. Это правда: изумительные мозаики.
– Преподобный Иоанн Дамаскин, святой VII–VIII веков, когда его спрашивали, что такое православие, говорил: «Идите в Софию Константинопольскую и увидите, что такое православие». Не случайно делегация, которая была послана в Константинополь равноапостольным князем Владимиром, сказала о том, что они не знали, на небе или на земле присутствовали во время богослужения.
– Батюшка, прошу прощения, я Вас перебью, но мозаики очень сложно передать. С моей точки зрения, более сложно, чем живопись: все-таки внутреннее состояние святых, святых образов… Вы не боялись этого? Все-таки живопись легче, да?
– Да, сейчас я к этому подойду. Мне предоставили этот проект, и я понял, что к живописцам не надо обращаться. Я долгое время находился в переживаниях. Приехала одна моя духовная дочь с Кипра (она вышла замуж за киприота, он искусствовед) и говорит: «Батюшка, не переживайте, я совсем недавно познакомилась с исключительным мастером, он Вам наверняка понравится. Александр Давыдович Корноухов, мозаичист».
– Получается, лучшим он сейчас считается, да?
– Да, он в Равенне стал лауреатом на конкурсе среди мозаичистов – это родина мозаик. Он стал первым лауреатом. Он украшал храмы фрагментарно, в разных частях Европы, в России... Но вот совокупного храма у него не было никогда. Самое удивительное то, что мастерская его находится в десяти минутах ходьбы от храма Софии Премудрости Божией. И когда я пришел и увидел, то обомлел. Я понял, что это тот самый художник, который должен украсить наш храм своими мозаиками. Они жили внутренней какой-то совершенно удивительной, наполненной духовностью, если вообще можно говорить об образах так, как я говорю. И они меня наполняли: мою душу и мое сердце.
Я обратился к нему с этим предложением, он согласился. И вот – храм украшен мозаиками. Когда еще храм не был освящен, еще все в лесах стояло, большинство мозаик было закрыто. Но все равно то, что видел глаз человеческий, удивляло, восхищало, и я понимал, что храм уже живет, несмотря на то, что освящения еще не было. До освящения нужно было дожить. А надо вам сказать, что мы строили храм на протяжении 14 лет – с 2003 года по 2017 год. Храм пережил много бурь, много неприятностей, много нестроений и в связи с зодчими, и в связи со многими разными препятствиями на пути к освящению и завершению строительства, но сейчас сияет благолепием, красотой. И, не побоюсь этого слова (и не нам, а Тебе, Господи, слава!), является памятником архитектуры и искусства.
– Отец Владимир, может быть, Вы определите значение для нас сейчас, для Русской Церкви, трех святителей? Для простых православных людей, которые приходят в церковь?
– Вы знаете, если просто смотреть на трех святителей как на образ, – это одно. Любой иконографический образ несет в себе большую духовную энергию, заряд. И уже сам по себе проповедует Христа. Но если смотреть вне контекста их творений, то тогда непонятно становится. Я считаю, что нужно прочитать этих святителей, прежде всего Иоанна Златоуста. Вот он, Иоанн Златоуст, творил со мной невероятное: благодаря чтению святителя Иоанна Златоуста я стал по-настоящему православным человеком; я понял, что такое православие и как оно отличается от западного христианского мировоззрения.
– Огромное спасибо, отец Владимир. Я просто хочу пожелать долгой жизни вашему храму, чтобы он наполнялся прихожанами. Ну и, я думаю, хорошего духовного развития. Вам огромное спасибо за труды, за этот прекрасный храм, за эту прекрасную мозаику. Я понимаю, что был попечительский совет и было много помощников у Вас, но у меня есть любимая фраза: «роль личности в истории никто не отменял». Конечно, всегда должен быть один человек, который движет всем процессом. Этим человеком, безусловно, были Вы. И Ваша матушка всегда была рядом и несла тяготы по такому очень тяжелому служению, как выдвижение храма. Большое Вам спасибо и многая лета!
– Благодарю Вас! Всем тоже многая лета!
– Спасибо. Сердечно благодарю всех, кто смотрел нашу программу «Таинства Церкви». Я, Любовь Акелина, с вами прощаюсь, желаю вам всего самого доброго и жду вас каждую субботу в 13.00 по московскому времени.
Записала Елена Казакова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!