Вторая половина. Матушка Марина Поплавская

23 января 2024 г.

«Бог создал красоту, чтобы помочь нам понять Его» – это слова русского христианского философа Петра Чаадаева. Божья красота во всем – в природе и  творчестве, в микроклетке и макрокосмосе, в чувствах, отношениях, в каждом дне жизни, когда человек принимает ее как Божий дар. Когда человек прочувствует всю радость жизни с Богом, то будет ее беречь и другой радости уже не захочет.

Село Нововаршавское относительно молодое по сравнению с некоторыми другими в Омской области. Ему немногим больше ста лет. Развитие села пришлось на советские годы, поэтому храма здесь, по понятным причинам, никогда не было. Только в начале 90-х верующим разрешили оборудовать под храм здание художественной школы. В конце декабря 1995 года архиепископ Феодосий, в то время глава Омской и Тарской епархии, собрался освятить его малым чином и позвал с собой семью только что рукоположенного иерея Сергия Поплавского.

Матушка Марина:

– «Владыка, я приболела». – «Нет, нет, собирайся, с отцом Сергием поедешь; едем, служим все соборно». Ничего больше не сказал. В конце службы владыка говорит: «Дорогие нововаршавцы, поздравляю вас с освящением храма, мы к вам привезли батюшку Сергия, который будет служить у вас на Рождество».

Протоиерей Сергий:

– Матушка сначала не поняла, какой батюшка Сергий. Там были другие батюшки, владыка нас тоже взял. Ни одного Сергия нет. Потом мы сообразили, что он про нас говорит.

Матушка Марина:

– До меня начинает доходить, что речь про нас, в то время как я ни разу не стояла на клиросе, мы не знаем ночную Рождественскую службу толком, потому что батюшка только рукоположен. Мы хотим в Тару, а тут какая-то Нововаршавка. Не знаю ни певчих, никого. И служить здесь на Рождество? У меня было такое состояние… думала, что подо мной пол провалится.

Протоиерей Сергий:

– Мы приехали в чем были, да так и остались в Нововаршавке. Теперь здесь, слава Богу, радуемся.

Назначение владыки Феодосия стало неожиданностью, ведь и отец Сергий, и матушка Марина мечтали о другом месте служения – Спасском храме города Тара Омской области, родном и близком для обоих. В Таре прошло детство отца Сергия. Семья матушки Марины со временем переехала в поселок Любинский, поближе к областному центру. Там девушка оканчивала среднюю школу. После школы – Новосибирский государственный университет. Престижный вуз дал не только знания по микробиологии.

Матушка Марина:

– У нас был преподаватель по физике – Юрий Иванович Кулаков. Мы к нему (человек десять) ходили ночью (это были восьмидесятые годы) тайком. Он жил один, без семьи.  Юрий Иванович показывал слайды, которые снимал по храмам, ставил диски с колокольными звонами, церковными песнопениями, потихоньку, чтобы никто не слышал. Но, как научным работникам, нам все-таки нужны были доказательства, что Христос на самом деле ходил по земле. Для меня было самым простым и последним доказательством то, что Юрий Иванович рассказал про Туринскую плащаницу. Как только он это сказал, все сомнения отпали.

С дипломом университета Марина Витальевна вернулась на родину, устроилась на работу в селе Васисс.

Матушка Марина:

– Меня взяли в среднюю школу, где не хватало учителей. Мне дали преподавать мировую художественную культуру, историю, математику, что-то еще, сделали классным руководителем.

После занятий молодая учительница оставалась в школе с учениками: играли на музыкальных инструментах, пели, разговаривали по душам.

Матушка Марина:

– «Марина Витальевна, Вы нам про Боженьку что-нибудь расскажете?» А я мало знала. У меня почему-то дома оказался один томик «Закона Божьего». Я что-то оттуда взяла и начала им понемногу рассказывать. Они задавали много вопросов. Я говорю: «Детки, потише (это 80-е годы), меня с работы уволят». У нас урок музыки (дети первого-третьего класса): «Марина Витальевна, мы с Вами под аккордеон пол-урока громко поем, завучу это слышно, а потом у нас должна быть теория и практика – и Вы должны рассказывать вроде бы про музыку, а Вы про Боженьку рассказывайте».

 У детей вопросов было все больше и больше, а у молодой учительницы знаний не хватало. Тогда она поехала в Тару, к настоятелю Спасского кафедрального собора.

Матушка Марина:

– Подхожу к отцу Роману, задаю ему эти вопросы, он мне просто на них ответил. Смотрит на меня и говорит: «А ты не хочешь у меня в храме работать?» Я говорю: «Хочу». Он меня видит первый раз – доверие священника незнакомому человеку. Говорит: «Знаешь, у меня уезжает бабушка дежурная далеко, в Тверь, нет никого дежурных, ты вроде в Бога верующая, подежурь». Я с Васиссом распрощалась в один момент.

Так началась ее церковная жизнь, которая отодвинула и перекрыла все мирское, чем она жила раньше. И с будущим мужем Марина тоже познакомилась в церкви.

Протоиерей Сергий:

– Я окончил политехнический институт, работал на производстве в Таре. Помню, пришел, расписание не посмотрел, отец Иоанн Гармаш тогда служил (теперь он служит где-то в Краснодарском крае). У него уже закончилось крещение на этот день. Он с пониманием отнесся, даже не укорил, что я опоздал, а, наоборот, остался еще, вновь совершил таинство Крещения (я был один).

Сергей и Марина трудились в храме, долгое время общались на «вы», но все больше понимали, что их встреча не случайна. Итоговую черту подвел духовник.

Матушка Марина:

– «Ты что, не понимаешь? Пока я вас не повенчаю, он не может стать священником». У нас с ним даже разговора не было никакого. Буквально к стенке нас прижал. Я говорю: «Батюшка, а можно как-то не то что тайно, а чтобы в храме никого не было?» Я была ужасно стеснительной. Он ответил: «Можно, можно. Литургию отслужим, причаститесь, переоденетесь, придете, в храме никого не будет». Мы ушли, через полчасика приходим – полный храм народу. Его все знали. Меня почти никто не знал. «Сережа венчается». Его любили все прихожане.

Вскоре после венчания настоятель храма поехал к владыке и взял с собой Сергея. Вернулся без него.

Матушка Марина:

– Появляется его борода над клиросом, он на меня смотрит: «Матушка». Тут я думала, что провалюсь под землю: он ко мне обращается, меня называет матушкой. У меня все оборвалось. Получилось, что он тайком Сергея увез в Омск, и владыка совершил дьяконскую хиротонию в своей домовой церкви.

Через неделю иерейская хиротония, а еще через неделю – то самое неожиданное назначение в Нововаршавское.

Матушка Марина:

– Прихожане очень тепло встретили, носили буквально на руках, радовались, что у них появился батюшка. Был такой прием, что мы до сих пор вспоминаем это как счастливое время.

Первая служба на Рождество прошла светло и радостно. Прихожане всегда были рядом. И на клиросе помогали, и по храму, и в быту. Отец Сергий и матушка Марина заселились в большой дом, который подготовили специально для них и в котором они живут по сей день.

Матушка Марина:

– Немножко батюшку искусила: «Хочу в Тару». Здесь леса нет. Вот так матушки батюшек искушают. Смирения еще не было никакого. Уехала в Тару. Отец Роман обрадовался: «Давай-давай, оставайся. Владыка поймет, что жена хочет быть в Таре, и за тобой отпустит». Неделю живу, а батюшка один служит, вторую неделю, а он служит. К Вербному воскресенью не едет, говорю: «Отец Роман, наверно, все-таки надо мне ехать». Говорит: «Езжай». Приезжаю – батюшка ни словом не упрекнул, как будто я съездила куда-то в командировку. С тех пор вот уже тридцать лет нашему приходу, старому храму – тридцать лет.

Новый красавец-храм строили всем миром. Теперь там проходит богослужение, проходят таинства, а в милом старом храме оборудовали крестильню. По заказу батюшки сварили купель; правда, грузчики не смогли ее занести в узкие двери, оставили на улице.

Матушка Марина:

– Мужички-прихожане пришли, разобрали в притворе полстены (это было зимой, 2 декабря), окошко вытащили – не входит, разобрали полстены, кирпичи вытащили, занесли, поставили и в тот же день заложили кирпичами стенку, окошко вставили, кирпичи забелили. Благо было минус два градуса. Прихожане на службу приходят: «Батюшка, как Вы ее занесли?»

Куда только правящий архиерей не думал перевести исполнительного и смиренного отца Сергия! И повышение предлагалось, и крупные приходы в Омске, но батюшка с матушкой только молились, чтобы остаться в Нововаршавке. Здесь дом, здесь появился на свет их единственный сын Федор, здесь большая и дружная семья, которой стал приход. Радость и любовь, царящие в ней, покрывают все трудности, скорби, потери.

Матушка Марина:

– В миру смерть – это запретная тема, табу. В Церкви она самая любимая. У нас среди прихожан самая любимая тема. На день рождения тебе скажут не в шутку, а серьезно: «Царства Небесного тебе». Пожелай человеку мирскому на день рождения Царства Небесного, он скажет: «Что это такое? Смерти мне желаешь, что ли?» У нас так поздравляют, все нормально. Царство Небесное – самое лучшее пожелание. Просфорница, ей было 72 года, пекла у нас просфоры пятнадцать лет. У человека давление двести двадцать – она печет просфоры. На Успение Божией Матери она выпекает много просфор, батюшка ей платит зарплату, она уходит домой, ложится, засыпает и умирает. Мы ее отпевали – у нее была блаженная улыбка на лице. Мы у них учимся радости жизни до последнего часа, потому что они Божьи. Я про кого-то из наших записывала, чтобы не забыть.

Удивительно, как люди через все безбожные годы пронесли истинную веру и своим примером рассказали о Боге детям и внукам. Возможно, говорит матушка Марина, кто-то из родных молится на Небесах, а возможно, местночтимые святые, которые при жизни служили в соседних селах и пали от рук советской власти. Одна из прихожанок рассказывала матушке, как издевались над храмом святителя Иоанна Богослова в селе Дробышево: и клуб из него делали, и зернохранилище.

Матушка Марина:

– «Мы заходим утром на работу, чтобы зерно перелопачивать, только дверь закрыли, от стен поднимается гул, как от реактивного самолета. Мы все в ужасе выбегаем, друг друга не слышим, не можем работать – на улице тишина. Заходим опять». Господь не дал поработать ни дня. Храм доломали до конца – осталось пустое место. Прихожане рассказывали, что на апостола Иоанна Богослова, в честь которого был храм, несколько лет в воздухе появлялся светящийся крестик, в день его памяти. Когда начинаешь немного понимать Божье, удивляешься, как у Бога все красиво. От этой красоты (она душу полностью захватила) – чувство до сих пор не проходит. Господи, как у Тебя все здорово!  

За тридцать лет в стенах Свято-Покровского храма приняли крещение больше 8 000 человек, но в храме остались далеко не все. Поэтому по благословению владыки Феодосия, правящего архиерея Иссык-Кульской епархии, подготовка к крещению в приходах епархии теперь основательная и строгая.

Протоиерей Сергий:

– Чтобы человек конечной целью имел не само по себе крещение, хотя и с верою, но дальше жил как крещеный, по-настоящему, начинал ставить церковное, Божье на первое место.

В этом году отцу Сергию исполнилось 60 лет. Всем приходом славили настоятеля сначала в храме после службы, потом за праздничным чаепитием, а в подарок – любимая песня любимого батюшки:

Заберу с собой я землицы горсть,

Пусть она в чужой стране меня спасет.

В Божьем храме помолюсь, зажгу свечу

За Россию за мою.

Награда отцу Сергию за труды во славу Церкви – патриарший знак к 700-летию преподобного Сергия Радонежского. На епархиальном торжестве, посвященном празднованию Рождества Христова, владыка Феодосий вручил еще одну награду – медаль царского фонда «Тако да просветится свет ваш пред человеки».

Протоиерей Сергий:

– Дай Бог, чтобы то, что Церковь дает нам здесь, было неким отражением того, что будет там. От нашей жизни это зависит, потому что мнить о себе нельзя ни в коем случае.

Они вместе больше тридцати лет. Сын Федор, пройдя собственные искушения и Божьи уроки, сейчас учится на заочном отделении Омской духовной семинарии. Тридцать с лишним лет отец Сергий и матушка Марина вместе служат Богу и людям, не переставая благодарить Господа за радость этого служения.

Матушка Марина:

– Когда удалось немножко узнать о Церкви и понял, как у Господа все устроено, то радость этого узнавания боишься потерять.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.

Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Пятница, 19 апреля: 23:30
  • Суббота, 20 апреля: 00:40
  • Суббота, 20 апреля: 22:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать