По святым местам. Славгородская епархия. Итоговая

8 мая 2024 г.

Мы завершаем наше путешествие по Славгородской епархии. Вспомним дореволюционные храмы, церкви, построенные в советские годы, и современные монастыри и храмы. И еще раз вспомним некоторые вехи истории православия на Алтае.   

Христос воскресе! Радостным звоном с колокольни главного храма Славгорода нас приветствует Михаил Куличенко – один из самых юных звонарей этих мест. В этом выпуске мы завершаем наше путешествие по Славгородской и Каменской епархии. И еще раз хотим вспомнить историю православия этого уголка Алтая.

А началось все еще в 1910 году. Тогда сюда приехал Петр Аркадьевич Столыпин. За несколько лет до этого благодаря его реформе крестьяне стали переселяться в восточные части империи. И вот во время своего визита министр внутренних дел сказал: «Здесь будет славный город!» Так и возник Славгород.

А за год до этого в городе был построен Никольский храм, но та церковь разделила печальную участь храмов Советской России. А примерно с 50-х годов в Славгороде на молитву стали собираться по частным домам.

Протоиерей Николай Земляной, духовник Ксение-Покровского женского монастыря:

– Были у истоков Татьяна Ивановна, Евгения Игнатьевна, одна – белоруска, другая – украинка. Собирались люди в Славгороде Промыслом Божиим. Я мальчишкой был в храме на Тимирязева, а люди собирались в трех местах. Но когда во время учебы в семинарии я приехал (родственников в Славгороде очень много), сказали Евгении Игнатьевне, и меня пригласили туда, где они молились. Бывало, собиралось человек пятьдесят.

И пришло понимание, что людям необходима своя церковь.

Протоиерей Николай Земляной:

– Почему Никольская? Потому, что они в Николин день помолились. И Татьяна Ивановна говорит: «Что мы, женщины, молимся? Люди в церквях молятся, давайте будем писать». Они стали писать. И вот как даже смешно получилось: у них дед Галушка, а в райисполкоме – Клецкин. Это же одно и то же. Клецкин был противником, а дед Галушка – за то, чтобы церковь была. И они писали, требовали, чтобы отдали одно здание. А в том здании библиотека была, потом детский сад. Я говорю: «Что вы просите? Кто вам это здание отдаст? Попросите хоть где-нибудь что-нибудь. Напишите Брежневу (как раз 70 лет ему было), поздравьте». Они написали большое письмо, что надо молиться за погибших в войну: «Вы ходите в театры, а мы не можем даже помолиться, свечку поставить». И вдруг приходит письмо: «Ваше письмо направлено в Барнаул, и вам ответ придет». А председатель райисполкома Василий Васильевич (его теща ходила сюда молиться) шепчет из-за стола: «Вы требуйте регистрацию, требуйте регистрацию». Везде есть люди благочестивые и хорошие.

И в 1979 году был зарегистрирован приход.

Протоиерей Николай Земляной:

– Собирали деньги (Евгения ездила на велосипеде по всему городу), копейки, за девять с лишним тысяч купили дом. Потом еще один дом, пишут мне письмо. А я все время, когда в семинарии учился, как только письмо приходило, бегал на Смоленское кладбище к Ксении Блаженной. И она помогала. Первый храм после хрущевских гонений открылся в Славгороде.

Священник Евгений Шилин, клирик храма святителя Николая Чудотворца:

– Прихожане своими силами – кто по кирпичику, кто доску принес – потихонечку возводили этот храм. Начал постройку и завершил ее ныне покойный протоиерей Иоанн. Прихожане его до сих пор вспоминают, все очень душевно и тепло о нем отзываются.

Наталья Александровна Кеслер, прихожанка храма во имя святителя Николая Чудотворца:

– Мы еще были маленькие, жили с мамой и с бабушкой, отец нас оставил. Нас трое, мы погодки. Мама нас приводила сюда. И мы перед алтарем сидели на ступеньках. Службу вел отец Иоанн. Так нас мама водила до самой школы. Когда пошли в школу, в то время начались гонения. Не разрешали ходить в храм, всех переписывали, а мы одно время с мамой потихоньку все равно ходили.

В то время казалось, что в храм пришел весь город.

Протоиерей Николай Земляной:

– Храм был набит людьми, и пели все. На Псковщине певчих не было, а здесь было очень много певчих.

Но есть на территории епархии и дореволюционные храмы. Мы приехали в Камень-на-Оби. Название города говорящее – сразу понятно, где он находится: на камне и на Оби. Эта река в XIX веке сделала населенный пункт крупным центром торговли. Местные купцы налаживали связи с российскими и европейскими предприятиями, но, получая свою выгоду, не забывали и о Боге. В 1902 году на их средства был построен каменный Богоявленский храм.

Священник Артемий Ощепков, старший священник Богоявленского мужского монастыря:

– Инициатором строительства этого собора был Адриан Ильич Винокуров, купец первой гильдии. Купцы города (тогда еще села Камень) и многие жители села пожертвовали свои деньги, и началось строительство собора.

Строили купцы храм на века. Толщина стен более полутора метров. Купол достигал отметки в 20 метров, и видно было его издалека еще и потому, что стоял он на самой высокой точке города, там, где Салаирский кряж выступает из-под земли.

Священник Артемий Ощепков:

– Очень интересной технологией обладали люди того времени. Даже немыслимо представить, возможно ли сделать так сейчас. Обходили скалу вокруг. Когда вы пройдете вокруг собора, увидите, что в некоторых местах скала исходит из земли. Поверх нее и выстраивался сам собор.

Пришедшим к власти большевикам не нравилось, что дом Божий был так заметен, храм обезглавили, а в его стенах запустили ликеро-водочное производство.

Священник Артемий Ощепков:

– Немыслимо представить, что в святом месте расположили такое производство, которое одурманивает сознание, люди после этого себя не контролируют; и добрых вещей, к сожалению, от этого не происходит.

Но в 1997 году здесь решили устроить женский монастырь.

Священник Артемий Ощепков:

– Правящий архиерей, епископ Антоний, принял решение организовать здесь женский монастырь. Храм еще не был передан, ликеро-водочный завод тогда отдал бывшую сторожку храма под место, где бы могли проводиться богослужения.

Даже это было радостно тогда, ведь можно было находиться рядом с этим святым местом, возносить молитвы о том, чтобы по воле Божией поскорее случился тот момент, когда собор окажется у православных христиан. Организовали женский монастырь, прислали монахинь. Изначально они жили в другом месте, но затем администрация выделила им место для жилья через дорогу от монастыря. Там они жили, трудились.

Но восстанавливать храм было очень сложно, условия жизни были непростыми, поэтому сейчас здесь не женский монастырь, а мужской. А женский находится в городе под названием Яровое. В 1991 году на окраине Ярового отцу Николаю Земляному передали здание бывшего клуба.

Митрофорный протоиерей Николай Земляной:

– В пятницу я пошел в поссовет, а в среду накануне было собрание деревни. В черту города включили Яровое (в то время это был еще поселок). У меня была помощница Анна Трофимовна Захарова, мы поехали смотреть. Конечно, на тот момент здание выглядело неприглядно. Подошли к зрительному залу, а там дверь вместе с косяком совсем рухнула.

На летний праздник в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы здесь совершили первое богослужение, но приход еще тогда не был зарегистрирован.

Митрофорный протоиерей Николай Земляной:

– Владыка Тихон был тогда. Бóльшая часть Западной Сибири (два края и пять областей) – все это было одной епархией. Владыка 13 сентября приехал, и в Славгороде все говорили: «Едет закрывать в Яровом». Я, конечно, дрожал как осиновый лист, потому что уже был зарегистрирован, меня могли запретить. Владыка остановился, вечерню с акафистом у нас отслужил, вышел проповедь говорить: «Вот теперь у вас будет храм. Спрашивайте с батюшки: библиотеку надо открыть. Пусть батюшка вас учит. Вот только что ко мне подошли женщины из Кулунды – и там будет приход».

Двенадцать лет батюшка служил здесь на немецком языке. Дело в том, что тогда здесь жило много немцев, и они обратились к владыке Тихону с просьбой совершать богослужение на родном для них немецком…

В летописи Алтая навсегда остались имена людей, которых еще называют российскими немцами. Еще с петровских времен они приезжали в Россию, а сейчас здесь живут их потомки.

В селе с названием Гальбштадт есть православный храм в честь святого Дионисия Ареопагита. Одна из ценностей прихода – это люди. В 90-е годы часть немецкого населения переехала в Германию, но в наши дни в Гальбштадт, как и столетия назад, приезжают этнические немцы.

Евгения Викторовна Шперленг, прихожанка храма:

– Мы переехали из Казахстана в Германию, прожили там 32 года, но ровно год назад вернулись в Гальбштадт – в свое родное село. Душа всегда звала нас на нашу духовную родину. Для нас было очень важно, радовало то, что мы наконец-то сможем посещать храм совсем недалеко от дома. Приняли нас здесь очень хорошо, душевно, и мы уже чувствуем себя членами общей семьи. Все очень вежливые, помогают друг другу, и находиться здесь очень приятно.

О том, что душа позвала находиться именно здесь и своей любовью, вниманием и заботой делать это место лучше, говорили многие герои нашей программы. В местечках Бурле и Комсомольском, Родино и Завьялово, Патрушихе и Ключах восстанавливают и строят новые храмы и, конечно, встречают праздник Пасхи Христовой.

Епископ Антоний, Славгородский и Каменский:

– Бог всегда присутствует в жизни человека. Как бы нам ни было сложно, какие бы времена ни наступали, Бог всегда присутствует среди нас, Он всегда заботится о Своем мире, о Своем любимом создании – человеке. Для этого Он пришел в этот мир, пострадал на Кресте и умер, для этого Он и воскрес. Желаю вам приступить к Живому Христу, вступить с Ним в общение, прийти в храмы, где он Живой, настоящий. Бог ждет нас и готов вступить с нами в общение, готов протянуть нам руку помощи и поддержать всех нас. С праздником вас, пускай хранит вас, дорогие мои, Господь по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых. Пускай всех вас, ваших близких, сродников, дома наши, Отечество наше, землю нашу Алтайскую хранит и благословляет воскресший из мертвых Господь и Спаситель. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 22 мая: 07:45
  • Четверг, 23 мая: 15:15
  • Пятница, 24 мая: 23:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать