Программа «По святым местам» отправляется в паломничество по Сербии. В этом выпуске мы посетим монастыри, связанные со святителем Николаем Сербским. Побываем в святых обителях под названием Лелич и Челие. А поможет нам в путешествии священник Душан Михайлович, уроженец Сербии. Итак, мы движемся в сторону города Валево. Неподалеку от него находится село Лелич.
Священник Душан Михайлович:
– Название Лелич довольно интересное. Скорее всего, оно появилось в 1738 году, когда сербов, которые бежали с юга Сербии на север, ожидали турки, они убили много народу. И Лелич от слова «лелек», означающего «громкий жалобный плач женщин».
И вот в этом месте в 1880 году в семье Драгомира и Екатерины Велимировичей родился первенец Николай. Будущий святитель прожил долгую жизнь и после смерти вернулся в родное село.
Священник Душан Михайлович:
– Село Лелич привлекает народ сегодня по одной простой причине: сейчас там находятся мощи святого Николая Сербского, владыки Жичского и Охридского.
Жизнь маленького Николы с детства была связана с храмом, а чтобы обучить ребенка грамоте, родители отправили его в школу, которая располагалась при монастыре Челие. Школа эта была одной из первых в Сербии и возникла в 1830 году.
Священник Душан Михайлович:
– Он был старшим ребенком из девяти детей. И намерение его отца, Драгомира, было такое, чтобы этот ребенок просто научился грамоте и мог читать государственные бумаги. Он пошел в школу в Челие. Там, в монастыре, была одна из первых школ общежительного типа – дети туда приходили и оставались. Родители не платили деньги, как сегодня принято, а просто давали еду детям и помогали, чем могли, этой школе. Вот именно в этой школе учился владыка Николай.
Само название монастыря Челие переводится с сербского как «кельи».
Священник Душан Михайлович:
– Это тоже территория монастыря Челие, тоже подпадает под территорию села Лелич.
С первых дней учебы при монастыре Челие мальчик проявил свое рвение к образованию. Его одаренность была замечена учителем, который рекомендовал юноше продолжить постигать науки в гимназии соседнего города Валево.
Священник Душан Михайлович:
– Кто бы мог подумать, что этот мальчик в свое время станет (сейчас этому много утверждений) вторым просветителем после святого Саввы Сербского… Он окончил вузы в Швейцарии, в Англии. У него две докторские диссертации.
В 1920 году Николай Велимирович был поставлен епископом Охридской епархии.
Священник Душан Михайлович:
– Сегодня это Северная Македония. У него было очень сильное желание, чтобы в родном селе появилась церковь. Народ, конечно, это поддержал, и приходской священник тогда, в 1926 году, написал прошение епископу Шабацкому, чтобы был построен храм. Владыка Николай поддержал эту идею и написал письмо, что он бы хотел, чтобы храм был построен срочно и что он готов отдать свои средства на постройку храма, колокольни и на живопись внутри храма. Землю дал его отец Драгомир, так что получилось как бы семейное благотворительное дело.
За два года возвели храм с колокольней. В 1930 году расписали церковь.
Священник Душан Михайлович:
– Живопись в храме довольно интересная. Она сделана тоже по замыслу владыки Николая. Этот храм был приходским до 1996 года, когда было большое празднество в честь пятилетия переноса мощей из Америки в Лелич и 40 лет упокоения владыки Николая.
В годы Второй мировой войны епископ Николай попал в концлагерь Дахау, после освобождения выехал в Англию, а оттуда в США. Последние свои дни он провел в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где скончался 18 марта 1956 года. В 1991 году мощи святого перевезли в Сербию.
Священник Душан Михайлович:
– Тогда епископ Шабацкий Лаврентий выразил желание превратить это место не просто в приходской храм, а в монастырь. И с этого времени в Леличе находится монастырь, в котором покоятся мощи святого Николая Сербского. Сейчас это место поклонения, куда приезжает каждый день множество паломников-сербов, но уже приезжают и русские паломники, которые знают про владыку Николая и которые его уважают.
Теперь в селе Лелич два монастыря. Новый – в честь святого Николая Сербского и старинный – Челие.
Священник Душан Михайлович:
– Монастырь Челие существует очень давно. Записи о его существовании есть еще с XIII столетия, со времен короля Драгутина. Когда он в 1282 году отдал свою власть Милутину, своему брату, он тогда стал править в Северной Сербии. И вот одна из территорий, которой он владел, была как раз Валевская – территория, на которой он и построил монастырь. Он, как мы знаем, очень много построил храмов и очень помогал православию.
Но более точных и подробных сведений о том периоде жизни монастыря сохранилось очень мало, потому что турки постоянно грабили святую обитель. Даже постройки тех лет не сохранились.
Священник Душан Михайлович:
– Мы фактически не имеем никаких построек этого времени. Но мы точно знаем: в 1560 году было упоминание о том, что в монастыре была живая православная жизнь. Особенно это все проявилось в XVIII столетии. XVIII столетие – время, когда власть переходила из рук австро-венгров к туркам, и все это – время турецкого ига. Деятельность наших духовных лиц была связана не только с проповедью слова Божия, они принимали самое живое участие в деле освобождения православного народа от турецкого ига. Поэтому, к сожалению, приходилось страдать.
Священники, архимандриты участвовали в организации восстаний. После этого обычно турки мстили. Поэтому монастырь пережил много нашествий, ограблений, поджогов. Был такой турок Махмуд-паша Бушатлия, который не подчинялся султану и постоянно нападал на народ в Черногории. Но в 1791 году он умудрился доехать до Сербии. До этих мест он уничтожил около 13 монастырей и храмов, и не осталось ни книг, ни другого имущества. После этого, в 1804 году, началось сербское восстание Карагеоргия, которое продолжалось до 1813 года. В этот период внутри монастыря находился военный госпиталь. И снова в одно из нашествий в 1810 году пострадал монастырь. Но после 1813 года и особенно с 1816 года XIX столетия уже началось возрождение этого монастыря.
Но с 1837 года монастырь был упразднен, а храм Архангелов Михаила и Гавриила стал приходским. Так продолжалось до XX века.
Священник Душан Михайлович:
– И вот тот самый приходской священник, который просил владыку Николая построить храм в Леличе, стал священником этого нового храма, а храм, в котором он служил в Челие, снова стал монастырем.
Один из важных периодов в истории монастыря Челие – 1948 год. Тогда игумения Сара пригласила сюда духовником святого Иустина (Поповича).
Священник Душан Михайлович:
– Монахиня Сара, игумения, была по делам в Белграде, встретилась с Иустином, будущим святым, который у нас был видным богословом, хорошим другом святого Николая, который тоже имел докторские диссертации, говорил на нескольких языках. Но была проблема: мы знаем, что после окончания Второй мировой войны владыка Николай из концлагеря Дахау так и не вернулся в Югославию, он не хотел жить с коммунистами, он знал, что там его ожидает, потому что они были очень ярые его противники.
С Иустином получилось то же самое. Он во время войны был преподавателем богословской академии, но после войны его сняли со всех постов, он фактически не имел места проживания. Во время разговора с игуменией он сказал: «Если вы мне дадите возможность служить каждый день литургию и дадите возможность спокойно работать, писать и переводить, я могу поселиться в вашем монастыре». Она, конечно, согласилась, и с этого момента до 1979 года, 31 год, он там жил и практически никуда из этого монастыря не двигался. По сути, он был в домашнем затворе – то есть ему не давали никуда ехать, но зато к нему ездили богословы и греки, и русские, и американцы, и много ученых – Челие стало центром духовной жизни в Сербии.
Сейчас в монастырь Челие приезжают поклониться мощам святого. В этой обители Иустин (Попович) перевел «Жития святых» – всего 12 томов, а также написал много других богословских трудов.
Священник Душан Михайлович:
– Буквально 10 дней назад, на Благовещение, был праздник (я там лично присутствовал, служил Патриарх Сербский). Было празднество 130-летия со дня рождения святого Иустина и 45 лет его упокоения, потому что он, как ни странно, родился на Благовещение и упокоился на Благовещение.
По словам святого аввы Иустина Чилийского, Лелич с уверенностью можно назвать второй духовной колыбелью сербского народа. Первая – где родился святой Савва Сербский, а вторая – где родился величайший серб после святого Саввы святой владыка Николай (Велимирович).
Священник Душан Михайлович:
– Мое главное миссионерское дело я провел в Чили (семь лет). Наша община была под покровительством святого Николая Сербского – название было в честь этого святого. Поэтому я его молитвенную помощь все время чувствовал. И, как ни странно, буквально два года назад, пока я служил в Екатеринбурге, вдруг привезли мощи святого Николая Сербского и поместили их в Вознесенский храм. То есть обычно мощи ставят или в Храм-на-Крови, или в Троицкий, а тут владыка почему-то решил оставить его мощи именно в нашем Вознесенском храме. Так что довольно долгое время я имел возможность чувствовать присутствие святого Николая.
Что касается святого Иустина (Поповича), он жил как раз в то время, когда трудился и святой Николай. Мы знаем, что святой Николай в Сербии основал движение богомольцев. Это было такое народное движение, в котором участвовали только крестьяне, верующие, которые на своих собраниях проповедовали слово Божие. Естественно, под его руководством, под его контролем это было очень важное движение. И надо сказать, что мой дедушка был членом этого движения и в свое время принимал в своем доме Иустина (Поповича). Так что у меня есть такие личные связи с этими святыми.
А теперь и у нас, телевизионных паломников, появилась возможность побывать в местах, ставших важными точками на пути двух святых угодников Божиих. А наше путешествие по Балканам мы обязательно продолжим.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Побываем в гостях у Троицкого прихода Тольятти. Храм Живоначальной Троицы - это первое здание, которое построили в городе еще в XVIII веке. Тогда это место называлось Ставрополь на Волге, но в 1955 году населенный пункт затопили, ушел под воду и храм. Сейчас в Тольятти строят новую Троицкую церковь, а богослужения ведут в небольшом храме в честь апостола Иоанна Богослова.
У книжной полки. Старец Порфирий Кавсокаливит. Цветник чудес
Этот день в истории. 12 февраля
День ангела. 12 февраля
Церковный календарь 12 февраля. Мученик Феофил Новый
Евангелие 12 февраля. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!