– Для того чтобы понять всю глубину этого события, нужно знать не только библейскую историю. Обязательным в этом событии является практический момент: надо постараться изыскать возможность посетить храм в этот день. Я говорю не о дневном посещении храма с куличами и пасхами для освящения их. Я имею в виду время пасхального богослужения. И те телезрители, которые не имеют возможности посетить праздничную службу, могут в следующем году по возможности постараться побывать в храме в этот день. Потому что это самая торжественная, самая праздничная и необычная служба в году. Если считать самой торжественной службой пасхальное богослужение, это будет не совсем верно, хотя мы знаем, что Христос воскрес, мы готовимся к этому невероятному излиянию из наших сердец громкого пасхального возгласа, который сразу после крестного хода звучит ночью в каждом храме.
Но не такое богослужение Великой Субботы. Оно начинается с минорного молчания. В пятницу вечером богослужение заканчивается выносом плащаницы с изображением Спасителя, которую обнесли вокруг храма, и именно тогда зазвучал первый отзвук Пасхи, когда в тишине вечернего храма перед плащаницей громко звучит голос чтеца: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». И свет просиял и в храме, и в наших сердцах. И с этой горячей верой мы собираемся в храме и совершаем особую службу – Божественную литургию в соединении с вечерней, на которой читается невообразимое количество паремий.
Паремия – это выдержка из Священного Писания Ветхого Завета. Как правило, на праздники читаются три паремии празднуемому событию или празднуемому святому, а в день Великой Субботы их читается пятнадцать. Происходит отсылка к тому времени, когда именно в этот день, в Великую Субботу, православные христиане принимали крещение. Не было традиции креститься в любой день, когда удобно родственникам и крестным. Подготовка к этому событию шла долгие месяцы, и именно в Великую Субботу в церковную общину вливалось новое семя – люди, которые принимали крещение в реке, потом приходили в белых одеждах со свечами в храм на первую свою литургию.
Это аспект новых людей в Церкви и их новой жизни, торжества обновленного жития, потому что водами крещения омыты их многочисленные грехи, они стали чистыми перед Богом. Они дали обещание сочетаться с Ним. Эта крещальная тематика в богослужении присутствует. Именно поэтому на этой службе вместо «Трисвятого» поется «Елицы во Христа крестистеся».
В паремиях Церковь вспоминает и необыкновенные чудеса, которые происходили с ней, но ни одно из них не может сравниться с тем, которое все пришли встречать в этот день в храм. В середине службы после чтения апостольского послания в алтаре священство переоблачается в белые одежды, продолжая богослужение чтением Евангелия, и это уже гласит о воскресшем Спасителе. Именно поэтому освящение пасхальных яств начинаем в субботу, потому что воскрес Христос, это событие уже свершилось. Просто эта новость не разнеслась еще, о ней знают не все, о ней не знают даже самые близкие и верные ученики Христовы.
Но знаем мы, православные христиане. И хотя тропарь Пасхи не воспевается, поется один из воскресных тропарей «Егда снисшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад сокрушил еси блистание Божества». Поэтому мы уже чувствуем, что Пасха наступает здесь и сейчас. И белые одежды священства, освящение хлеба и вина в подкрепление людям – все это указание на праздничную службу. Хлебы освящаются для того, чтобы люди могли подкрепиться и не уходить из храма до ночной службы. А чтобы они не разговаривали, благословляется чтение Деяний святых апостолов. Читают их обычные прихожане. Все говорит о том, что события воскресения уже есть. Но плащаница лежит еще в храме. Мы не знаем точного момента, когда Христос воскрес, мы кланяемся еще этой плащанице, и унесут ее священнослужители в алтарь лишь на пасхальной полунощнице, на богослужении, которое совершается примерно за полчаса до начала пасхального крестного хода.
Плащаница полагается на престоле и будет лежать там сорок дней до отдания Пасхи. Поэтому значимость этого дня сложно описать. С одной стороны, мы оплакиваем Христа, скорбим, молчит всякий человеческий язык, потому что Богочеловек лежит мертвым во гробе. Тишина. В этой тишине можно услышать только рыдание Матери, плач учеников, скорбь женщин, которые следовали за Христом, и тех, кто слышал Его наставительные слова, но это соприкасается и перемешивается с нашей торжествующей верой. Не знали ученики, но знаем мы, чем закончится эта благословенная Суббота.
И Христос воскресает. Первым делом снисходит во ад. Вместо печали, скорби там раздаются радостные голоса, и оттуда за Христом, сломавшим ворота адовы, выходят все те, кто хочет выйти за Ним. Вот торжество! Поэтому нельзя позволить земному перекрыть то вечное, что особо почитается Церковью. Надо уделить время Христу, постараться суету земную убрать, оставить место для праздника не только телу, но и своей вечной душе, которая вместе со Христом должна распяться и воскреснуть в этот торжественный день.
– В этот день освящается снедь. А какая, для чего это делается, что это за традиция?
– Человек должен приучить себя и своих детей к тому, что все самое ценное и важное, все первое в нашей жизни мы посвящаем Богу. Первый успешно выполненный проект, построенный дом, первую полученную зарплату, первый урожай... После длительного периода воздержания от скоромной пищи Церковь разрешает нам разговение. И все это обилие продуктов для освящения люди и приносят в своих корзинах. Но главные символы праздничных яств – крашеные куриные яйца. Это важный момент. Грустно видеть, что люди с радостью несут эти яйца в храм для освящения, но не целуют плащаницу распятого Христа, не приходят в храм, когда Он воскрес. Получается, что для некоторых разноцветные куриные яйца важнее, чем Христос.
Надо понимать, что яйца освящаются исключительно в память об этом событии. Почему яйцо? Потому что это символ победы жизни над смертью и в то же время неминуемого участия смерти в деле жизни. Очень зримо яйцо представляет нам обиталище для новой жизни. В природе мы сталкиваемся с этим постоянно. Чтобы вырос красивый цветок, взошли ростки пшеницы, нам нужно семечко «похоронить». В земле после смерти этого семени рождается новая жизнь. Вот в чем суть символики яйца. А красят яйца в воспоминание чудесной истории о даре Марии Магдалины римскому императору Тиберию. По дворцовому этикету непозволительно было приходить к правителю без какого-либо подарка, прийти с пустыми руками было большим дерзновением и серьезным нарушением протокола. Мария Магдалина пришла проповедовать воскресшего Спасителя и смогла для подарка найти только лишь вареное яичко. Услышав ее рассказ о воскресении Иисуса из Назарета, император сказал: «Это невозможно так же, как невозможно, если б это белое яйцо стало красным». И в тот же момент в его руках это яйцо приобрело красный цвет. Почему Пасха Красная? Во-первых, «красный» – это «красивый» по-славянски. Во-вторых, это цвет крови, цвет крови Христовой, цвет мученический, потому что эта кровь, обагрившая невинное чело, спасает каждого из нас, и мы должны помнить, какою дорогою ценою, по словам апостола, мы купили себе это воскресение, спасение нашей вечной души. Поэтому в середине торжественного пасхального богослужения внезапно хор в минорных тонах поет: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи». Мы вспоминаем о том, что великая радость воскресения случилась только потому, что Христос умер добровольно, принеся себя в жертву ради всего человеческого рода, его спасения.
– Мы приносим в храм яйца, раскрашенные как угодно, с помощью наших детей. А это допустимо?
– Здорово, когда детки участвуют в этом, но доводится иногда видеть украшение яиц в виде «смешариков», каких-то живых существ, не имеющих близкого отношения к событию Воскресения. Ребенку нужно объяснять, что это праздник церковный, праздник Божий, праздник нашей души, чтобы у ребенка не было смешения культур, чтобы он понимал, для чего это. Кстати, пасха – еще одно замечательное блюдо. Многие называют пасхами куличи, но это отдельное блюдо, которое делается в виде башенки, пирамидки, церквушки.
Но я бы хотел отметить особо главный элемент пасхального стола – кулич. Здесь нужно помнить об артосе. Сразу после пасхального богослужения ночью освящаются особые хлеба с изображением воскресшего Спасителя. Священник читает над ними особую молитву. Этот хлеб имеет название артос. Он стоит на самом главном месте перед изображением иконы Спасителя, перед иконостасом, и этот хлеб почитается святынею. Крестный ход, который совершается ночью на Пасху, будет совершаться и в продолжение всей Светлой седмицы. Все богослужение, которое совершается каждый день на этой седмице, полностью идентично той службе, которая происходит ночью. Так задумано Церковью: всю неделю происходит торжество с крестным ходом. На Пасху несут хоругви, священники несут Евангелие, икону Воскресения, а крестный ход на Светлой седмице совершается уже с артосом.
История этого хлеба очень проста. Ученики привыкли трапезничать вместе, и им очень не хватало Иисуса Христа за столом. Они не садились на место Учителя и вскоре стали класть туда хлеб. Об этом событии толкование богословов отличается. Одни утверждают, что это и есть Сам Христос, другие говорят, что это хлеб для Христа, это напоминало ученикам, что Христос есть и будет посреди них.
Артос – церковный хлеб – дробится, режется на мелкие кусочки в субботу и раздается верующим, которые с благоговением забирают этот хлеб домой и употребляют его в исключительных случаях. Если просфору со святой водой православные употребляют каждый день, то артос употребляется в случаях какой-то болезни, душевной смуты, необходимой особой поддержки Божией, то есть это такая дополнительная Божественная благодать. Отсюда пошла традиция печь дома куличи как подобие артоса. И он должен стоять во главе пасхальной трапезы, чтобы мы вспомнили, что между нами воскресший Христос, Который пришел к ученикам после Своего воскресения и пребывал с ними на земле еще до самого вознесения в течение сорока дней. Так и мы сорок дней празднуем Святую Пасху.
Иногда говоришь человеку: «Христос воскресе!» А он отвечает: «Пасха уже прошла». Пасха вечная во веки веков. Мы каждую неделю в воскресенье вспоминаем малую Пасху, но если говорим о празднике праздников, то сорок дней мы встречаем друг друга приветственными словами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Последние дни мы посвящаем приготовлению к следующим праздникам. Как постепенно к празднику Пасхи готовились, так постепенно из него выходим. Это яркое торжество, которое длится не один день, не одну ночь, на семь дней мы даже оставляем чтение утренних и вечерних молитв, вместо них поем очень короткие и радостные часы Пасхи дома, ходим в гости, дарим друг другу подарки, а потом готовимся выходить из этого переполняющего нас чувством радости праздника.
Поэтому очень хотелось бы пожелать нашим телезрителям, чтобы Пасха для них не ограничивалась вкусным столом, одной свечкой, которая на бегу поставлена в храме. Необходимо выделить время для участия в богослужении, прочитать евангельские слова о воскресении Спасителя, поделиться любовью с другими так, как Христос поделился Своей любовью с нами. Причем здорово, когда мы ходим в гости. Но на Пасху, как говорят слова стихиры, «друг друга обымем, простим вся воскресением». Надо примириться с обидчиками, поделиться с бедным, нуждающимся, посетить того, кто не может разделить радостный праздник Пасхи, кто находится, например, в больнице, на лечении, и это все и делает этот праздник таким важным и торжественным для нас, не внешней атрибутикой, а внутренней весной, которая наступает не только в природе, но и в нашей душе.
– Наверное, нужно не забыть о том, что в полночь во всех храмах начнется главное богослужение этого года – пасхальное.
– Надеемся, что мы явим торжество православия и действительно отложим все свои дела. Я не говорю о людях, имеющих уважительные причины – болезни. Или у них близкие родственники нуждаются в поддержке. Но если это лень или некоторая боязнь, то лучше постараться через это переступить и прийти в храм, иначе мы лишаем себя удивительной красоты. Многие люди с радостью приходят посмотреть на ночной крестный ход и идут домой. Они уверены, что интересное они увидели. Это не так. Самое интересное внутри, и надо постараться зайти внутрь и выдержать хотя бы полчасика, ведь Господь не пожалел ради нас жизни Своей, а нам жалко и нескольких минут ради Него. Эта пасхальная радость так переполняет, что не чувствуется ни духоты, ни толпы, ни какого-то физического стеснения. Наоборот, обилие людей, восторженные возгласы священнослужителей и радостные ответы на них хора и верующих людей наполняют сердце такой невероятной радостью, что хочется оставаться на богослужении дольше. Это богослужение отличается от всех привычных служб, к которым мы привыкли. После него совершается христосование по нашему русскому чину, обмен красивыми яйцами, подарками. И внутренняя радость переполняет наши сердца. Если посетить ночное богослужение нет возможности, можно помолиться самому: встать ночью, зажечь свечку, пропеть тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
А еще лучше участие принять в нашем общем богослужении. У нас традиционно осуществляется прямая трансляция праздничной пасхальной ночной службы из Вознесенского кафедрального собора, главного храма Новосибирской митрополии, где торжества возглавляет высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Новосибирский и Бердский, поет прекраснейший архиерейский хор. Обилие священнослужителей и молящихся делает богослужение отличным от многих других, которые, возможно, видели наши телезрители. Будем помнить: важно, чтобы Христос воскрес прежде всего в наших душах, и если мы встречаем праздник, но делаем это с раздражением, нелюбовью, грустью, то это неправильно. Надо постараться навести порядок внутренний, оставить обиды, простить обидчиков, попросить прощения… Только тогда есть надежда, что праздник Пасхи коснется всех уголков нашей души и у нас будет возможность однажды быть вместе со Спасителем в райских обителях.
Записала Татьяна Щербак
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
У книжной полки. Путь православия
Божественная литургия 26 января 2025 года
Божественная литургия 26 января 2025 года
Православная Брянщина. 25 января 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!