Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

15 мая 2024 г.

– Мы встретили Светлое Христово Воскресение – праздник праздников, торжество из торжеств. Как это событие отражается на жизни каждого человека?

– Христос – Второй Адам. В песнопениях праздника, священных текстах, проповедях, молитвах мы об этом встречаем разнообразные упоминания. Первый Адам является отцом всех нас, он первый из людей, даровавший остальным жизнь. Иисуса Христа зовут Вторым Адамом, потому что Он – Податель новой жизни. Он Своим воплощением, распятием и воскресением спас род человеческий. Нет человека, который не знает, что Пасха – это  Светлое Христово Воскресение. Однако следует знать, что Пасха – это ветхозаветный праздник в память об Исходе евреев из Египта, где они содержались в плену.

Ничего общего с именем Иисуса Христа этот день не имел. Это праздник воспоминания чуда о расступившихся перед евреями водах Красного моря, по которому они (как поется в песнопениях, «яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами») вышли из долгого плена, избавившись от рабства. Этому чуду предшествовали не менее значимые чудесные события: Господь через Моисея и Аарона на египетского фараона и его страну посылал десять страшных казней, чтобы фараон отпустил из плена еврейский народ. После десятой казни, приведшей к смерти первенцев по всей стране Египетской, фараон позволил евреям покинуть Египет. Однако вскоре он пожалел об этом решении и вместе с армией кинулся вдогонку. Настигнуть евреев удалось, но как только нога последнего из них ступила на новый берег, воды Красного моря опустились и погребли в своей пучине всю фараонову армию.

Целая глава Библии посвящена описанию празднования этого события евреями. Эта радость сохранилась с древней поры во всем еврейском народе. Исход из плена был непростым. Перед дорогой ужинали последней трапезой: запеченным непорочным агнцем. Кровь его была использована для помазывания дверных косяков, чтобы избежать гибели и участи египтян. Евреи, не зная времени начала Исхода, были одеты в походные одежды, в руках держали посохи. Этот ритуальный обычай так встречать Пасху сохранился в их традиции.

Прообраз непорочного агнца, по пророчеству, совпадает с историей жизни Господа Иисуса Христа. Своей Божественной кровью Он тоже спасает нас. Эта кровь, стекающая с Его святого лба, рук и ног по деревянному кресту на Голгофе, обагряет человеческий род, спасает его от гибели греха. Внизу на Распятиях мы можем видеть изображение черепа человека и написанные буквы ГА – это иконографическое обозначение: голова Адама.

Существует предание, что первый человек Адам был похоронен именно на том месте, где находилась Голгофа. С точки зрения символизма важно, что капелька крови Иисуса Христа доходит и до самого черепа Адама. Второй Адам, Богочеловек, освобождает Своей Кровью человечество от уз греха, уз смерти. И если пасха в понимании евреев – это переход от жизни рабской к жизни свободной, переход от страданий к радости и свету, то для православных христиан Пасха – Светлое Христово Воскресение, переход от жизни служения греху к жизни служения Богу, от рабства греху к новому свету Правды и Истины.

Люди Ветхого Завета, даже очень праведные, в конце жизненного пути попадали в шеол –  некое подобие ада. Если человек был служителем Бога Живого, его могло там ожидать особое место – лоно Авраамово. Мы помним об этом образе из притчи о богаче и Лазаре, которая нам приводится в Евангелии. Но Господь Иисус Христос, отдавший Свою жизнь за все человечество, спускается в ад, разрушает существующие там законы, побеждает смерть. Он не может находиться в аду, ибо не может в шеоле, торжестве смерти, быть торжество жизни. Христос выходит из ада и выводит всех, кто захотел выйти с Ним. Не только тех, кто заслужил, но и тех, кто имел горячее желание быть с Богом. Христос отверзает рай, доселе закрытый для людей, даруя им возможность вместе с Ним пребывать в вечной радости.

Это и есть истинное значение праздника Пасхи. Каждый из нас, стоит только захотеть, может оказаться  вместе с Богом в Его обителях. Понятно, что одного желания мало, придется поработать, но это желание и является главным инструментом на пути к Истине, которой и является Сам Господь. Пасха предлагает нам задуматься: доколе можно, опутавшись грехами, жить только земными вещами? «Христос бо воста, веселие вечное». В этих дивных словах, которые мы с вами слышали на Пасхальном богослужении и на Светлой седмице, прославляется Спаситель, от ада вошедший в рай, принеся жертву неоценимую. Поэтому связь с этим праздником проявляется в самых элементарных житейских моментах. В одной из стихир Пасхи мы слышим о том, что нам необходимо обнять друг друга и простить всё всем воскресением. Это должно быть главной мыслью в общении: всегда первым идти на примирение, как в день очистительной Пасхи. Христос всего Себя отдал за человечество, и мы должны ради другого человека хоть немного поступиться своей гордыней и самостью и, забыв все обиды, простить его ради Светлого Воскресения Христа. Это и есть конкретная Пасха для каждого человека.

Для многих, увы, Пасха – это пасхальные куличи, пасхи, яйца, красивые свечи и один день праздника. Надо помнить – Пасха не закончилась и не закончится никогда. Наша Пасха вечная. Готовясь к этому празднику, мы сорок дней постились. Святая Церковь очень справедливо поступает, даруя нам и сорок дней попразднства этого удивительного и святого праздника, и православные христиане еще сорок дней приветствуют друг друга удивительными словами: «Христос воскресе!» Христос принес Себя в жертву за весь человеческий род, и мы вместе с Ним должны были на Страстной седмице распяться, чтобы с Ним воскреснуть. Взирая на весну, которая приходит в природе, мы должны озаботиться тем, чтобы весна духовная настала и в нашем сердце, чтобы внутреннее Солнце Правды, Христос, говорящий в нас, дал нам возможность отогреть наше закосневшее и заледеневшее в грехах сердце, чтобы мы вспомнили, что мы православные христиане.

– Вы сказали, что Пасха празднуется сорок дней, а как праздновать, как сохранить эту пасхальную благодать, радость и вообще как жить дальше? 

– Людям тяжело длительно что-то в себе хранить и беречь. Чтобы достичь этой привычки, необходимо перестраивать себя, отказавшись от неких реалий. Человеку трудно менять что-то в себе, и, естественно, после сорокадневного периода поста эта радость Пасхи у многих людей порой остывает уже даже во время ночной службы. Сказывается физическая усталость. Люди, конечно, Пасху встречают дома с вдохновенной радостью. Но в понедельник большинство уже выходят на работу. На работе не все разделяют эту радость праздника. Не во всех коллективах можно сказать приветственно: «Христос воскресе!» Хотя это должен делать каждый христианин. Наша обязанность – проповедовать Христа распятого и воскресшего. Поэтому на работе стоит поприветствовать коллег хотя бы в Светлый понедельник словами «Христос воскресе!» Даже если это кого-то смутит. Но Христос говорит: «Верный в малом и во многом верен». А также: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Не стоит стесняться, лучше лишний раз сказать людям с улыбкой: «Христос воскресе!» Это служит напоминанием об этом удивительном празднике, и вашим этим откровением вы проповедуете Христа.

Христос говорит: Вы – свет мираИ, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Это говорится о нас, православных христианах. Мы своей жизнью должны подавать пример всем окружающим людям. И вот Пасха продолжается в богослужениях Светлой седмицы. Далеко не у каждого человека есть возможность побывать на этих службах, хотя именно они помогают эту радость пасхальную держать. А дальше все зависит от нас самих. Светлая седмица – это замечательный повод встретиться со своими близкими, родными, друзьями, потому что Христос воскрес, и этой новостью и радостью великою мы обязаны поделиться со всеми ими, чтобы праздник оставался в нашем сердце.

После Светлой седмицы наступает праздник Антипасха. Подразумевается, что основной период радости в неделе замыкается: Пасхой начинается и Пасхой заканчивается. В это воскресенье замыкается радость Светлой седмицы: в храмах затворяются царские врата, мы перестаем петь часы Пасхи, возвращаемся к привычным утренним и вечерним правилам; правда, вместо молитвы «Царю Небесный» до Пятидесятницы троекратно читаем тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

И чем дальше мы будем отходить от Светлой седмицы, тем тяжелее вспоминать праздник. Этому способствуют также дела, заботы, попечения. Но и в этом тоже есть мудрость церковная. Как медленно мы входили в пост четыре подготовительные недели, медленно приближаясь к такому вот катарсису, так и из праздника Пасхи, от этой торжественнейшей ночи, удивительнейшей светлой и радостной недели мы потихонечку передвигаемся к окончанию празднования, постепенно отпуская праздник и впуская в свой жизненный ритм много будничного. В этом нет ничего страшного. Мы не можем каждый день плясать от пасхальной радости, но можем помнить об этом, продолжая христосоваться с людьми, молиться перед иконой Воскресения Христова, читать толкования Святого Евангелия, тексты, посвященные Воскресению Христову, а самое главное – нести в душе радость пасхальных дней. Нам никто не мешает, занимаясь домашними делами, петь канон или стихиры Пасхи. «Отверзу уста моя, и наполнятся Духа». Важно уметь молиться не только перед иконами или в храме, но и все время своей жизни, потому что молитва наполняет человека, делает его соучастником Божественной благодати, поднимая его на вершину свободомыслия и добровольного подчинения Вселенскому Великому Разуму, помогая исполнять повеления своего Властелина и Господа, любимого и родного Отца, не пожалевшего Своего Сына Единородного ради всего человечества.

– На Светлой седмице в этом году мы отмечали праздник Великой Победы, но не поминали наших усопших близких. Близится еще один праздник, Радоница, на девятый день после Пасхи. Что нужно делать в этот день?

– Вы правы. В храмах на Светлой седмице панихиды и литии не совершались, а в День Победы был отслужен благодарственный молебен. Дело в том, что праздник Пасхи – торжество победы жизни над смертью. Все богослужения Светлой седмицы совершаются по пасхальному чину. Усопших в эти дни не поминают. В некоторых традициях в храмах убирают панихидные столы. По церковному порядку даже отпевание, которое совершается на Светлой седмице, несколько изменено и на девяносто процентов состоит из радостного чина. В целом помним, что смерть для христианина – это, по слову апостола, «приобретение», поэтому на любом отпевании предписывается не только скорбеть, но и радоваться, что христианин входит в жизнь новую, бесконечную.

Первая возможность посетить кладбище – это не сам день Пасхи, как было распространено в советское время по понятным причинам, а девятый день после Пасхи, во вторник следующей седмицы после Светлой. Этот день называется Радоница, от слова «радость». В этот день люди приходят на места упокоения родных и близких, чтобы поделиться радостью о воскресшем Христе с усопшими сродниками, приносят яички, украшают могилки. Этот день особо в богослужебном уставе не выделяется, но уже давно стал для наших народных масс особо значимым радостно-печальным днем. Мы грустим о наших умерших близких, но пасхальная радость наполняет нас, поэтому совершаемый чин панихиды радостный, с различными пасхальными вставками и постоянным многократным христосованием.

И посещение могилок усопших обусловлено не просто днем их памяти или родительским поминальным днем, а именно необходимостью принести нашу радость о воскресшем Спасителе нашим близким родным. В этот день поминовение усопших сродников следует начать с храма, посетив литургию или хотя бы панихиду, принести какие-то продукты в храм, нуждающимся. Священноначалием Русской Православной Церкви было перенесено поминовение всех усопших православных, погибших во время Великой Отечественной войны, с 9 мая на 14 мая. В этот день всех погибших на поле брани, всех умерших после ранений и всех усопших сродников наших особыми прошениями будем поминать во всех храмах нашей боголюбивой страны.

Записала Татьяна Щербак

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 26 июня: 05:30
  • Суббота, 29 июня: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать