Таинства Церкви. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

31 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

 – От имени телезрителей хочу поблагодарить протоиерея Владимира Волгина за то, что он с нами, с нашим телеканалом «Союз» уже очень много лет. Мы с батюшкой более пяти лет говорили о Божественной литургии, всем очень нравилась эта программа. И сейчас отец Владимир специально для зрителей нашего канала рассуждает на очень сложную, серьезную и очень важную для всех нас тему – о Евангелии, о толковании Нового Завета.

– Не все христиане хотят услышать толкование на Священное Писание Нового Завета, и в этом очень большая ошибка. Ошибка заключается в том, что мы собственным умом без благодати Духа Святого не можем толковать Священное Писание Нового Завета: Четвероевангелие и послания апостола Павла, апостола Петра, апостола Иакова, Иоанна Богослова и так далее. Когда люди, не связанные с Православной Церковью, не имеющие Духа Святого, не имеющие в себе Бога, пытаются толковать Писание на основе своего собственного разума, сердца, чувства, то впадают в глубокие заблуждения. На этой основе возникало очень много ересей, осужденных семью Вселенскими Соборами и десятью Соборами Поместных Церквей. Все ереси были досконально разобраны, и все они, к сожалению, основывались на неправильном понимании Евангелия и вообще всего Нового Завета.

Конечно, эта тема очень глубокая, очень широкая, очень возвышенная; страшно к ней прикасаться. Как было страшно прикасаться и к теме о Божественной литургии и таинстве Евхаристии. Не хочется ошибиться. Не хочется быть автором каких-то богословских заблуждений, связанных с Новым Заветом. Но критерием для нас являются святые отцы. Если мы будем опираться на толкования святых отцов, то Господь будет управлять этим кораблем, связанным с толкованием Священного Писания, не даст нам разбиться о какие-то рифы и скалы и выведет наш корабль к правильным размышлениям и толкованиям Священного Писания Нового Завета.

Надеюсь, мы коснемся не только Евангелия от Матфея, но и других Евангелий; невозможно их не коснуться, потому что они связаны друг с другом. Первые три Евангелия называются синоптическими; они связаны с жизнью Христа, Его проповедью, с разными чудесами исцеления, воскрешения. Может быть, они не хронологически изложены некоторыми евангелистами, тем не менее три синоптических Евангелия создают очень рельефную и полную картину проповеди Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В прошлый раз я начал говорить о Благовещении Пресвятой Богородицы и о явлении Архангела Гавриила Захарии, священнику из рода Ааронова, мужу Елисаветы, престарелой женщины, которая была двоюродной сестрой Пресвятой Богородицы. Значит, Пресвятая Богородица тоже была из рода первосвященника Аарона и из рода царя Давида.

Пресвятая Богородица дала Богу малоизвестный обет целомудрия, сохранения девства. Этот обет родился в душе Пресвятой Богородицы в то время, когда Она пребывала в иудейском храме, где Она внимательно и глубоко изучала Священное Писание Ветхого Завета, училась молитве. Она уже тогда стяжала такую высоту, что была допускаема во Святая святых и иногда была питаема ангелами. Она стяжала особую святость. Мы помним, что в 14 лет Она привела в недоумение священников, священнослужителей и первосвященника Церкви Своим обетом. Как благочестивые и верующие люди, они не могли этот обет оставить без внимания, но недоумевали, что делать и как поступить.

Они отдали Пресвятую Богородицу замуж за Иосифа, престарелого человека. Марии было 14 лет, Иосифу – 80 лет. Он уже имел детей и, будучи праведным и престарелым человеком, пришел к такому состоянию, что плотские страсти уже умерли в нем, а если и действовали (о чем не говорится в Евангелии), то в очень слабой степени. Она была отдана праведному Иосифу на сохранение Ее девства.

Напомню о том, что если женщина рождала не от мужа, то как прелюбодейка, по закону Моисееву, должна была быть побитой камнями насмерть. Господь, ведая и предупреждая это, через священников отдает Пресвятую Богородицу в замужество праведному Иосифу, для того чтобы израильтяне, окружавшие Ее, не могли никогда подумать, что Ее беременность, совершившаяся от Духа Святого, произошла от человека. Ведь даже праведный Иосиф смутился. Будучи праведным, не желая никакой крови и смерти Пресвятой Богородицы, он хотел отпустить Ее, думая, что Она зачала от человека. Но потом, вразумленный ангелом, он принял Ее как Деву, зачавшую от Духа Святого.

Вообще загадочна и чудесна история, связанная с зачатием и рождением Господа Иисуса Христа. Но до этого Архангел Гаврил явился Захарии и благовествовал ему о том, что его молитва об израильском народе услышана, поэтому у него и Елисаветы родится сын, которого должны наречь Иоанном. Захария не поверил в это, усомнился, поэтому был нем и глух до рождения Иоанна Предтечи. (В Евангелии акцент ставится на немоте Захарии, говорится, что он вышел немой, но по лицу его было видно, что он удостоился какого-то Господнего посещения.)

Мы знаем из Евангельской истории, что когда Елисавета была уже на шестом месяце беременности, Пресвятая Богородица зачала от Духа Святого и пришла к Своей двоюродной сестре в город Иудин. Это был очень красивый город, находящийся в лощине (то есть в низменной части долины), украшенный садами, приносящими свои плоды. Мы помним, что когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и она воскликнула радостные слова: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

Все чаяли пришествия Мессии. И по пророчествам Господь Иисус Христос действительно оказался Тем, Кого ожидал израильский народ и языческие племена, погрязшие в разврате и чувственных наслаждениях земной жизни. Но некоторые светлые умы, которые возвышались и хотели своими проникновенными мыслями и духом взойти (я говорю образно) на небо, ожидали пришествия Мессии.

«Откуда мне сие, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» – говорит Елисавета. Пресвятая Богородица в ответном слове говорит, что Она будет ублажаема всеми родами, ибо рождаемый от Нее – от Духа Святого. Я, может быть, чуть-чуть изменяю евангельские слова, но главное, что отныне ублажат Ее все роды. И действительно, Пресвятую Богородицу ублажают все народы, которые слышали или знают о Ней.

Потом Пресвятая Богородица родила. Это было чудо рождения. Они с Иосифом, живя в Назарете, по повелению императора Августа, решившего провести перепись иудейского народа, должны были направиться в Вифлеем. Каждая семья должна была пойти в тот город, откуда происходил их род. Так как они были из рода царя Давида, они пошли в Вифлеем. Четыре дня пути отделяли город Назарет от Вифлеема. Четыре дня они шли в Вифлеем.

Пресвятая Богородица была на последнем сроке беременности. И свершилось пророчество Михея, которое гласит: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Христос родился в Вифлееме в пещере (ибо для них не нашлось места в гостинице), в яслях, где кормился скот.

До этого, по пророчеству, рождается Иоанн Пророк в духе и силе истины. По пророчеству он должен был приготовить путь Господу, приготовить народ к восприятию Мессии. И действительно, он приготовил путь Господу своею проповедью, несмотря на то, что она была жесткой. Это удивительный пророк. Он был воспитан в пустыне, отличался глубоким аскетизмом. Он питался акридами и диким медом и одевался в одежды из верблюжьего волоса. Верблюжий волос очень упругий и колол тело человека, который надевал на себя такое одеяние. Иоанн возрастал чудесным образом в пустыне, ибо Захарию убил царь Ирод, когда пришли волхвы и спросили: «Где родившийся Царь Иудейский?»

Напомню, что Ирод Великий по национальности был идумеянином, не иудеем. Было предсказано праотцем Иаковом (именованным Богом Израилем), когда он давал благословение своим двенадцати сыновьям, основоположникам двенадцати колен Израилевых, что до тех пор не отойдет жезл от Иуды, пока не придет Избавитель, Мессия. Когда Иудея находилась под римским владычеством и была провинцией Римского государства, тогда, по пророчеству Иакова (Израиля), действительно родился Господь Иисус Христос в Вифлееме иудейском.

Мы знаем, что ангельский хор наставил простых и безграмотных пастырей, мало знавших Священное Писание, на то, чтобы они пошли и поклонились Младенцу. Ангелы воспели: Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение. «Идите, посмотрите, ибо родился Царь мира» – примерно такие слова говорят ангелы пастырям иудейским. И волхвы-мудрецы, которые шествовали со стороны Востока, мудрые люди, по звездам определяющие многое в событиях мира, шли, ведомые Вифлеемской звездой.

Когда эта звезда исчезла из поля их зрения, они пришли к царю Ироду и оповестили ему благую весть, которая для него была унизительной, оскорбительной. Его жесткая душа, не знавшая Бога, не могла вместить весть о том, что родился Царь Иудейский, то есть соперник, который должен отнять власть у него и его детей, четырех сыновей (потом четвертовластников, которые управляли четвертью государства Иудейского).

После того как волхвы принесли дары Богомладенцу Иисусу Христу (ладан – как Богу, золото – как Царю, смирну – как смертному Человеку) и не вернулись обратно, Ирод посылает воинов на убийство детей от двух лет и младше. Было убито 14 000 младенцев, которые считаются первыми христианскими мучениками и которых Церковь прославляет.

– Отец Владимир, сердечно Вас благодарю. Каждый раз я для себя открываю что-то новое и более глубокое. Кажется, что все знаешь, а оказывается, ничего не знаешь. Благословите наших телезрителей в такое непростое время...

– Бог благословит всех нас на то, чтобы пережить это непростое время. Но с Господом всегда легче и проще, потому что все упование наше – на Бога. Мы знаем, что все, что ни делает Бог в нашей жизни, служит к нашему спасению. Храни всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 09:05
  • Суббота, 11 мая: 03:00
  • Суббота, 11 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать