Таинства Церкви. Храм Пророка Божия Илии на Новгородском подворье г. Москвы. Часть 1

21 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Гости программы - протоиерей Андрей Речицкий, настоятель храма Пророка Божия Илии на Новгородском подворье города Москвы, и Т.Г. Берхина, заведующая церковно-археологическим кабинетом одноименного храма. 

Сегодня я приглашаю вас в один из древнейших храмов Москвы − храм пророка Божия Илии, что на Ильинке. Упоминание о храме, точнее о монастыре, в котором он располагался, относится к XIV веку. Этот храм уникален и с исторической, и с археологической точек зрения. И я с большим удовольствием представляю вам его настоятеля протоиерея Андрея Речицкого и заведующую церковно-археологическим кабинетом храма Татьяну Гемфриевну Берхину. Благодарю, что вы к нам сегодня пришли.

Действительно, храм совершенно уникальный. И мне бывает очень жаль, что многие москвичи даже не знают, что такой храм существует. А если кто-то и слышал, то не знают толком, где он расположен. Я недавно имела счастье снимать фильм о вашем храме. Моя подруга посмотрела его и спросила: «Да  где же он все-таки находится? Я много раз ходила там…» Я объяснила: «Это почти рядом с ГУМом». Так что храм пророка Илии на Ильинке – это сокровищница, жемчужина, к сожалению, пока скрытая от москвичей. Но думаю, что сегодня в нашей программе мы ее раскроем.

Итак, расскажите, правда ли, что первое упоминание об Ильинском храме (этот документ вы нашли совсем недавно) относится к XIV веку и мы можем говорить о том, что этот храм один из древнейших в Москве?

Татьяна Гемфриевна Берхина:

Нашли, конечно, не мы, а археологи. В 2007 году в Кремле проводились раскопки, и в последний день раскопок совершенно неожиданно была найдена очень большая  берестяная грамота. Когда ее расшифровали, оказалось, что это хозяйственный документ ХIV века; в нем перечислялись в основном лошади, которых либо дарили, либо завещали. Для нас же самым ценным в грамоте оказались подписи свидетелей этой сделки: среди них первым значился игумен Ильинского монастыря Федор. Так что теперь мы знаем одного из первых игуменов этого монастыря.

 Отец Андрей, когда я изучала житие Стефана Пермского, нашла утверждение, что святитель Стефан расписывал храм пророка Илии возле Кремля. Думаю, речь идет именно о вашем храме, другого здесь не было, к тому же Стефан Пермский жил именно в XIV веке. Это еще одно доказательство того, что уже в это время существовал Ильинский монастырь. Расскажите немного об этом древнейшем московском монастыре.

Протоиерей Андрей Речицкий:

–  Мне бы хотелось вернуться к Вашим словам о том, что москвичи не знают, что здесь расположен храм, и рассказать свою историю. Когда мне в 1998 году в Патриархии вручили указ, что я назначаюсь настоятелем храма пророка Илии, я пришел к благочинному, отцу  Геннадию Нефедову, и мы с ним стали рассуждать, где же находится этот храм. Потому что на тот момент знать о том, что этот храм хоть как-то сохранился, мы не могли.

В 1995 году храм был передан Православной Церкви, и богослужения были организованы в абсолютно неприспособленных для этого помещениях. На тот момент было очень сложно представить, что это вообще храм. Когда мы пришли сюда в мартовский день под звуки капели, капающей с барабана храма, отец Геннадий отслужил краткий молебен, тем самым напутствовав меня на восстановление храма.

Страшно было, батюшка? Какие Вы испытывали чувства?

Протоиерей Андрей Речицкий:

– Сначала было непонятно, с чего начать, за что взяться. Храм был передан Церкви в таком состоянии, что на пешеходную зону улицы Ильинка выходила стена с трещинами, в которые можно было просунуть руку. Это свидетельствовало о том, что храм находился в тяжелом аварийном состоянии. И вся ответственность лежала на нас.  Мы, находясь внутри, понимали состояние храма, но люди, которые проходили мимо по пешеходной зоне, даже не подозревали о его тяжелейшем состоянии и проблемах, с которыми мы столкнулись. Люди спокойно проходили мимо, а мы через окно с большим беспокойством смотрели на них. Мы должны были решить, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы, с одной стороны, уберечь историческое ядро храма, относящееся к  XVII–XVIII векам, а с другой стороны, сохранить южную стену, которая в прямом смысле выпадала на улицу Ильинка.

Для того чтобы выполнить работы по восстановлению храма, требовался инженер, который смог бы сказать, что надо сделать в первую очередь, каким образом и в какой последовательности. К нам приходило много инженеров, но после того, как они осматривали храм и видели его состояние, больше к нам не возвращались: все понимали, что аварийность здания невероятная.

А в такое аварийное состояние храм пришел после того, как здания Теплых торговых рядов сносили под будущую автомобильную стоянку. Эти работы проводились достаточно варварским способом, как свидетельствуют наши прихожане: сносили ночью,  отрывая стены вместе с инженерными коммуникациями, расшатывая конструкцию здания Ильинского храма. Когда проводились работы по сносу, у нас в храме дежурили прихожане, чтобы рабочие, разрушая Теплые ряды, не зацепили храм. Нам удалось даже отстоять и сохранить небольшую часть Теплых торговых рядов и, самое главное, наше историческое ядро.

Отстоять мы смогли, а что с этим делать, было непонятно: здание из-за проведенных работ по сносу пришло в тяжелейшее аварийное состояние. И каждый раз мы удивляемся тому, как Господь управляет и направляет, в том числе и наши труды по спасению этой святыни. Мы видим и понимаем, что многое из того, что здесь сделано, ‒ это не наша заслуга: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему.

Через какое-то время, когда нас уже одолело чувство безысходности, потому что никто не готов был выполнить работы, неожиданным образом нам рассказали о замечательном инженере Германе Борисовиче Бессонове. Он выполняет уникальные работы. Когда мы познакомились, он уже имел ряд осуществленных сложных проектов, например, по реставрации колокольни в Поярково. Эта уникальная колокольня имеет наклон больше, чем у Пизанской башни, да она и выше известной башни в Пизе. Нам удалось через архитектора пригласить Германа Борисовича, чтобы он посмотрел и сказал, что делать с аварийными проблемами нашего храма.

Прежде чем мы продолжим говорить о восстановлении храма, мне бы хотелось, чтобы мы заглянули во времена его процветания. Что он представлял собой до революции? Какими были улицы Ильинка, Варварка, наши знаменитые переулки центра Москвы? Ведь там был храм на храме – это свидетельство глубокой веры русского народа. Церкви строились рядом друг с другом и не пустовали.

Потом много храмов было разрушено, но Ильинский храм каким-то чудом сохранился. Я бы попросила Вас, Татьяна Гемфриевна, напомнить нашим зрителям, что находилось на Ильинке не только до революции, а может, даже до строительства Теплых торговых рядов.

Татьяна Гемфриевна Берхина:

‒ Действительно, Ильинка в истории Москвы является особой улицей. Дело в том, что она в первую очередь была торговой: здесь располагаются Гостиный двор, Средние и Верхние торговые ряды, всегда велся торг. На этой улице селились купцы. Они были людьми богатыми и ставили благолепные храмы. Но земля в районе Кремля уже тогда была очень дорогая, поэтому, построив здесь храмы, купцы сами же их потом утесняли.

Кроме того, цари, начиная с Иоанна Грозного, стали жаловать в Москве землю для архиерейских и монастырских подворий. Это были своего рода небольшие монастыри, где могли останавливаться архиереи, монастырские власти, когда приезжали в Москву по делам. Таких подворий на Ильинке было несколько. Рядом с храмом пророка Илии еще в конце ХVI века образовалось Новгородское архиерейское подворье. А новгородский архиерей был по старшинству следующий после патриарха, то есть это было очень значимое подворье. На Ильинском крестце располагались подворья Иосифо-Волоцкого монастыря, пожертвованные не царем, а князьями Звенигородскими, подворье Троице-Сергиевой лавры, тогда еще монастыря, пожертвованное знатным купцом. В ХVII веке, чуть дальше от Кремля, при патриархе Никоне возникли подворья Воскресенского Новоиерусалимского  монастыря и недалеко от него Валдайского Иверского монастыря.

На Ильинском крестце стоял древний храм Димитрия Солунского, который, как предполагают, был построен в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом поле. За ним располагался храм Параскевы Пятницы (потом он стал Успенским). Еще дальше от Кремля стояла церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» − знаменитый храм, который в дальнейшем был перестроен купцами Филатьевыми и стал тоже Успенским по главному престолу. Это была жемчужина русского купечества, великолепный барочный храм, который, к сожалению, снесен в 1934 году.

Это только те храмы, которые были вдоль трассы. Много древних и известных храмов находилось в переулках. Храм пророка Илии в этом ряду занимал особое место, потому что пророк Илия был почитаемым русским святым. Ему всегда молились о хорошей погоде и урожае, что было очень важно в нашем климате, и сюда издревле ежегодно ходили крестные ходы во главе с царем и митрополитом Московским, а потом и патриархом. Конечно, на эти крестные ходы собиралась вся Москва.

Этим был славен храм, сначала монастырский, а после Смутного времени, когда монастырь был разорен и сожжен, приходской. В конце ХVII века произошло новое изменение: храм поглотило Новгородское подворье, находящееся рядом. Новгородский архиерей попросил разрушенное после очередного пожара здание и пообещал его восстановить.

 Он выполнил свое обещание, и с этого момента появились два храма: нижний ‒ ХVI века, построенный еще в монастыре, и верхний ‒ ХVII века, который построил митрополит Новгородский Корнилий во время перестройки своего нового подворья на Ильинке.  

 Давайте вдумаемся, о чем свидетельствует такое обилие храмов. Ведь если бы храмы пустовали, их не возводили бы в Москве в таком количестве. Только на одной улице было построено столько храмов. И это не считая домовых...

Я сама выросла на улице Пятницкой, находившейся в окружении храмов. И помню еще девочкой походы в булочную и любимую кондитерскую мимо большого количества храмов. Это не только на Ильинке, но и, например, на Варварке. О чем это свидетельствовало? Плотность населения не была же настолько высокой?

Протоиерей Андрей Речицкий:

‒ Плотность населения была достаточно высокой, все-таки это город. По словам Иоанна Кронштадтского, храм ‒ это рай на земле. Это святое место, где человек всегда находит для себя то, что более всего ищет его сердце и душа. Здесь он находит ответы на вопросы, которые его волнуют. Сюда человек приносит не только радость, но и скорби, горести, беды. Учитывая порядок жизни, особенно московской, а также описания пожаров и бедствий, мы понимаем, что устремленность человеческого сердца к заступничеству Бога присутствовала всегда. И сейчас, говоря про наш храм, я могу сказать, что эта потребность сохранилась. Продолжается сердечное устремление людей к храму, вне зависимости от положения, которое они занимают.

На тот момент, когда нам вернули здание монастыря, было непонятно, кому нужен храм на Ильинке. Во-первых, он находился в тяжелейшем состоянии. Во-вторых, его окружали закрытые организации, имевшие свой строй и порядок и продолжавшие свою деятельность еще с советских времен. Сама по себе Ильинка существовала как спецтрасса, со своими особенностями и ограничениями. Рядом находились восстанавливающиеся Богоявленский монастырь и храмы на Варварке.  

Будет ли храм здесь жить? Будет ли он востребован? Эти вопросы оставались открытыми. Однако со времени начала служения Божественной литургии люди сюда потянулись. Это было свидетельством того, что всегда, во все времена и вне зависимости от обстоятельств, храм для людей является тем местом, куда тянется сердце, желая найти какие-то ответы.

Человеку всегда есть о чем просить. Мы не ожидали такого количества записок, которое стало появляться у нас в храме, когда мы служили литургию. Мы старались служить как можно чаще, потому что пришло понимание, что храм здесь будет жить. И время это подтвердило.

Храм пророка Божия Илии живет. Для нас это большая радость, потому что в этом есть связь всех времен. Стремление человека к храму вне времени, и нет другого места, где человек действительно мог бы найти для себя искомое устроение сердца: радостное, мирное и благостное. Придя в храм, человек может принести сюда все свои горести, освободить сердце и душу от печалей и скорбей, которые смущают его. Здесь человек обретает мир и покой.

Когда я знакомилась с историей вашего монастыря, меня заинтересовал момент приезда Никона в Москву. Он посещал этот храм?

Татьяна Гемфриевна Берхина:

‒  Никон приезжал на Новгородское подворье, в состав которого храм тогда еще не входил. Он посещал свой маленький храм Никиты Новгородского, но, возможно, в этот храм тоже заходил. Во всяком случае, это место связано с интересной историей: когда Никон, уже будучи патриархом, стал выбирать певчих, он поселил их неподалеку, и они стали прихожанами нашего храма.

Вообще патриарх Никон и Ильинка – это отдельная тема. Ильинка – это та улица, по которой он прошел пешком, когда оставил патриарший жезл и сказал: «Я вам больше не патриарх!»  Он шел на свое Воскресенское подворье, откуда поехал в свой монастырь. Вот такая история, связанная с улицей Ильинка.

Верхний храм посвящен пророку Илии, это мы знаем. Расскажите, пожалуйста, о нижнем храме и его посвящении.

Татьяна Гемфриевна Берхина:

− Как раз нижний храм был построен в честь пророка Божия Илии. Когда был построен просторный верхний храм, то главный престол перенесли туда, чтобы принимать крестные ходы. А нижний храм освятили в честь апостола Тимофея, и мы, к сожалению, достоверно не знаем, почему было выбрано именно такое посвящение.

Одна из версий гласит, что здесь неподалеку был храм в честь апостола Тимофея, престол которого был перенесен в нижний храм. По другой версии, в выборе наименования нижнего храма поучаствовал новгородский стряпчий – юридический представитель новгородского архиерея в Москве. Еще одна интересная версия состоит в том, что как раз в год постройки верхнего храма, когда переносили престол, было бракосочетание царя Алексея Михайловича с Нарышкиной, и их венчание происходило как раз в день апостола Тимофея. Возможно, это был подарок царю к свадьбе, однако точно это мы, конечно, сказать не можем.

  История хороша тем, что всегда есть много версий, и каждая из них интереснее другой.

В следующей передаче мы продолжим знакомство с сокровищницей, которой в действительности является храм. Расскажем о восстановлении этого редкого, уникального и древнего храма пророка Божия Илии в Москве.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 04 декабря: 09:05
  • Суббота, 07 декабря: 03:00
  • Суббота, 07 декабря: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X