Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

24 июня 2023 г.

После небольшого перерыва протоиерей Владимир Волгин продолжает свои беседы. Сегодня его рассказ о рождении Пресвятой Богородицы.

– Батюшка, очень рада Вас видеть. Что ж, начнем.

– Мы посвятим сегодняшнюю передачу жизни Пресвятой Богородицы до рождения Христова. Безусловно, каждый мог бы узнать это самостоятельно, тем более что люди сейчас просвещены, научены, могут пользоваться компьютерами, планшетами. Нажмешь на кнопку – и выйдет любая необходимая информация. Но прелесть и радость наших встреч именно в том, что, по всей видимости, мы нуждаемся в живом общении друг с другом. Так что сегодня мы побеседуем о жизни Пресвятой Богородицы.

Все мы почитаем Пресвятую Богородицу как Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим. Не было человека такого возвышенного и так любящего Бога, как Пресвятая Богородица. Мы знаем о жизни Пресвятой Богородицы в основном из церковных преданий. Углубляясь в эти предания, мы видим, что при описании Ее жизни никто не пишет о том, что Она совершила какое-либо чудо, проявила прозорливость, что по Ее молитвам кто-то воскрес, исцелился от болезни. Ничего подобного мы не встречаем в Ее жизнеописании. Жизнь Пресвятой Богородицы состоит не в чудесах. Хотя сама жизнь Ее, с одной стороны, является чудом. То, что Она явилась Матерью Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа, – это более чем чудо. Она стала вместилищем Невместимого Бога.

Отчасти мы тоже можем стать вместилищем Бога. Напоминаю, что цель христианской жизни состоит в том, чтобы стяжать Дух Святой, стяжать благодать Пресвятой Троицы, благодать Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Это тоже было бы чудом, явленным людям через нас, если бы мы оказались достойными этого стяжания. Достойными – значит исполняющими заповеди Божии, любящими Христа, Пресвятую Троицу больше, чем свою жизнь, своих близких, родных. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37–38). Так свидетельствует Христос.

Внутренне мы должны стремиться не к тому, чтобы разлюбить своих ближних (ни в коем случае!), а к тому, чтобы как можно больше полюбить Господа. Чувство любви к Богу необходимо взращивать в своей душе. Но своими силами это сделать невозможно. Это может сделать только Господь. Он сказал: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).

Как взращивать в себе любовь к Богу, Которого мы не видели, не слышали, но к Которому стремится душа? Мы живем в творении Бога и сами являемся творением Бога. Это, безусловно, вселяет в нас любовь, но не ту любовь, к которой призывает нас Господь, вплоть до самозабвения. Бог есть любовь. Апостол Павел говорит: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1–3).

Самое главное – это любовь. Стяжевайте любовь. Любовь есть Бог. Как мы можем стяжать любовь без ее на это согласия, то есть без Божественного согласия? Значит, мы должны трудиться над тем, чтобы привлечь к себе Господа: молиться, просить, умолять Господа, чтобы Он приблизился, дал Себя почувствовать, ощутить, дал познать Свою любовь. Если мы познаем Божественную любовь, думаю, ничто в мире уже не будет нас привлекать.

Один человек рассказал мне недавно, что в некую ночь он вдруг увидел просеку, а в конце просеки – Царство Божие (как он понял). И его душу наполнила невероятная любовь. Наверное, это была Божественная любовь. Конечно, она коснулась этого человека отчасти, тем не менее это не прошло бесследно, этот человек помнит об этом и старается трудиться над стяжанием благодати Святого Духа, а значит – любви. И это то, к чему мы должны стремиться.

– Наши зрители иногда спрашивают, что такое любовь ко Христу. Есть любовь к жене, любовь к детям, любовь к Отечеству. А что значит любить Христа? Как это должно проявляться? Любовь же должна как-то проявляться...

– Да, конечно. Но до проявления этой любви нас отделяет очень большое духовное расстояние. Мы можем только приближаться к ней. Когда человек приближается ко Христу в той или иной степени, он становится все светлее и светлее.

Кстати, я наблюдал за некоторыми людьми, которые уверовали во Христа. Знаете, до обретения веры их лица были темноватыми...

– В каком смысле? В духовном?

– В духовном. Мы же употребляем выражение «светлый человек». Я не знаю альтернативного термина; наверное, можно сказать, что человек источает мрак.

– Мрачный.

– Примерно так. Так вот, лица людей, которые начинали углубляться в вере, постепенно становились светлыми. Это удивительно! Еще полгода назад они ходили с другими лицами, а сейчас это светлые лица, и иногда мне хочется назвать их ангелами – такими светлыми они являются.

Мы принимаем Божественный свет как бы внешне, но изнутри. Но это еще не вселение Бога в нашу душу. Я не случайно привел пример с этим человеком, который обнаружил в себе великую радость и блаженство от приближения к этому горизонту. Думаю, люди, которые приблизятся к нему, смогут рассказать о том, что такое приблизиться ко Христу, ощущать Его, видеть.

У преподобного старца Софрония есть книга «Видеть Бога как Он есть». Я думаю, каждый из нас, если стяжает Духа Святого, может написать что-то подобное. Может быть, не в той полноте и глубине, как написал старец Софроний, но сможет рассказать о своем опыте. Потому что соприкосновение с Богом – это действительно чудо. Самое большое чудо – когда человек становится богоносцем, носителем Бога внутри себя. Соприкасаясь с таким человеком, невозможно уйти без печати, которую этот светоносный человек обязательно оставит в твоей душе. У иных эта печать быстро размывается, у иных долго сохраняется, а иных приводит к вечности.

Пресвятая Богородица как раз была таким человеком. Кстати, мое обращение к Богу началось с праздника Рождества Пресвятой Богородицы в храме. Тогда, будучи даже некрещеным, я выучил наизусть тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы.

Родители Пресвятой Богородицы – Иоаким и Анна – были праведны по своей жизни, то есть жили в законе Божием, были милосердны, нищелюбивы, смиренны, терпеливы, незлобивы. Иоаким происходил из царского рода (из рода Давида). Когда однажды Иоаким принес жертвоприношение в храм, первосвященник Иссахар сказал ему, что он не имеет права приносить свои дары, потому что у него нет детей.

Сознание современных людей сводится к тому, что и хорошо, что нет детей, а если в семьях и есть дети, то только в ограниченном количестве: один, два, три. А тогда бесплодие, бесчадие считалось грехом. Люди думали, что по каким-то особым грехам семья наказана бездетством.

Согласно преданию, первосвященник Иссахар, обращаясь к Иоакиму, сказал: «Видно, ты имеешь какие-то тайные грехи, за которые Господь не дал тебе детей». Как горько праведному человеку услышать такие слова! Хотя апостол Павел говорит: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе... судия же мне Господь (1 Кор. 4, 3–4). И святые люди как броней были защищены от человеческой молвы о себе.

Иоакиму было очень огорчительно слышать эти слова, он заплакал и ушел в пустыню, где прожил сорок дней. В конце этого времени ему явился ангел Господень и сказал: «Иоаким! Молитвы твои услышаны. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, имя Ей будет Мария. Возвращайся в Иерусалим к храму и там, у золотых ворот, найдешь свою супругу Анну».

Имя Мария означает «госпожа». Надо сказать, что Священное Писание преисполнено разных символов, разных глубинных значений, и даже имя человека несет в себе некий смысл. Золотые ворота, у которых Иоаким должен был встретиться с Анной, – это ворота милосердия, ворота вечности, то есть ведущие человека в вечность. Видите, насколько все преисполнено глубинными смыслами.

В то же время и Анне, которая находилась в лавровой роще и плакала о своей бездетности, явился ангел и сообщил весть о том, что родится у нее дочь с именем Мария.

– Спасибо большое, отец Владимир! Как всегда, очень интересно и познавательно. Чему будет посвящена наша следующая беседа?

– Мы продолжим говорить о событиях, связанных с Пресвятой Богородицей: о Ее рождении, введении во храм и далее, вплоть до рождения Иисуса Христа.

– Наши зрители, которых я встречаю в тех или иных храмах, благодарят Вас за то, что Вы ведете такие замечательные беседы. Они просят их продолжать, кланяются Вам и с нетерпением ждут каждой нашей передачи.

– Храни всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать