Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

20 января 2024 г.

Сегодня отец Владимир продолжит свои размышления об общественном служении Господа Иисуса Христа.

– В прошлый раз мы остановились на 30-летнем возрасте Христа. Сегодня будем вспоминать вехи служения Христа. Все это нам нужно понимать, знать, чтобы перейти к нашей основной теме. Главная тема – Христос, а основная тема – толкование Священного Писания Нового Завета, Евангелий. Евангельские тексты, несмотря на их доступность для ума, скрывают некие сокровенные смыслы, которые можно познать только благодатью Духа Святого.

Кому-то из святых отцов задавали вопрос, почему иногда толкование одного святого отца на какой-то эпизод Священного Писания не совпадает с толкованием другого святого отца, и он ответил, что, видимо, один святой не помолился, чтобы на него сошла благодать Святого Духа, поэтому своеобразно истолковал какое-то место Священного Писания.

Всегда все нужно начинать с молитвы. Выходим из дома – молимся, благословляем путь; садимся за стол – молимся. Нужно всегда просить у Господа благословения, когда читаем Евангелие или духовные книги, чтобы Он открыл нам ум к разумению Священного Писания или книг святых отцов.

Кстати, вчера мы праздновали Крещение Господне…

– А сегодня – Собор Иоанна Крестителя.

– Поздравляю всех с этими значительными и прекрасными праздниками. Почему праздник Крещения Господня назван Богоявлением? Потому, что явилась полнота Пресвятой Троицы. Господь Иисус Христос, Сын Божий, крестился от руки Иоанна Предтечи, на Него сошел Дух Святой в виде голубя. И это засвидетельствовал Иоанн Креститель, сказав: Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин. 1, 33–34). То есть Иоанн Креститель засвидетельствовал, что крестил Богочеловека. И был глас свыше: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17).

С этого времени Господь выходит на проповедь, на общественное служение. Можно выделить три периода: события до первой пасхи, события до второй пасхи и события до третьей пасхи, перед которой Христа распяли. Какие же были события?

Иоанн Креститель свидетельствует о Господе Иисусе Христе. Потом Господь засвидетельствует о том, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Все пророки, которые были до Иоанна Крестителя, по силе духовной были как бы менее великие, чем Иоанн Креститель.

Иоанн Креститель крестил Христа. Христос, перед тем как выйти на проповедь, удаляется в пустыню, где сорок дней постится, не вкушая никакой пищи (за исключением, наверное, воды, потому что без воды природа человеческая не может прожить долго). В Евангелии от Матфея мы читаем о трех искушениях, которые были даны Иисусу Христу.

Некоторые люди, которые постились по многу дней (по 2–3 недели), говорят, что первые три дня испытываешь состояние голода, а потом как бы привыкаешь и уже не хочется есть. Но Христос постился 40 дней. Я думаю, ощущение голода было очевидным, поэтому дьявол, зная об этом, искушал Его.

Первое искушение. Дьявол говорит: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сделались хлебами». Видно, дьявол хотел, чтобы Господь проявил тщеславие, гордость и засвидетельствовал, что Он – Сын Божий. Но Господь сказал: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Этим ответом Господь нам всем указывает, что должно быть у каждого из нас на первом месте, – Господь.

Как Господь может быть рядом с нами? Через таинства Церкви (исповедь, Причастие), в повседневной жизни – через молитву. Думаю, чистые души всегда ощущают присутствие Бога. Люди, которые находятся в непрестанной молитве, забывают о пище и питье и могут множество дней проводить в молитве, забыв о своем земном существовании, не чувствуя голода.

Второе искушение. Дьявол возносит Господа на вершину храма и говорит: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4, 6). На что Христос отвечает: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7).

Третье искушение. Дьявол берет Его на вершину горы, показывает Ему города, всю красоту мира, благолепие, богатство и говорит: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 9). На что Христос сказал: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10).

Для подражания даны эти искушения, чтобы мы не тщеславились и на первое место ставили Бога и молитву.

Потом Господь Иисус Христос призывает разных учеников; в основном это были рыбаки. Первыми были Андрей Первозванный, апостол Петр. Господь Иисус Христос набрал 12 учеников. Матфей, который был мытарем (позорное служение для иудейского народа, потому что мытари обсчитывали народ), избран учеником Христа немного позже. То есть сначала Христос призвал рыбаков к этому служению, сказав замечательные пророческие слова, что отныне они будут ловцами человеков. Что может быть значительнее этого служения? Ведь улавливаешь человека не в свои сети (допустим, человеческой любви), а в сети Христовой любви, в сети духовного возрастания в Боге для Царствия Божия.

Итак, Господь Иисус Христос набрал 12 учеников, которым дал власть над духами злобы поднебесной.

Потом совершается первое чудо в Кане Галилейской, где Господь был на браке. Не хватило вина – и Господь сотворил первое чудо. По слову Христа шесть сосудов было наполнено водой, и, по Его молитве, вода стала вином. Причем таким прекрасным вином, что сказали хозяину этого пира: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 10).

Что любопытно, до этого Христос говорит Пресвятой Богородице: «Еще не пришел час Мой» (см. Ин. 2, 4), а потом все-таки совершает это чудо. Я читал много толкований святых отцов на Евангелие и скажу, может быть, не в русле святых отцов (хотя, надеюсь, что в русле), но мне кажется, Он таким образом упоминает совершенно о другом вине; я говорю о Тайной Вечере, когда Он претворил вино в Кровь Господню. Может быть, поэтому Он говорит такие слова: «Еще не пришел час Мой»…

Потом – первая пасха. В это время Христос совершает изгнание торгующих из храма. Обращаясь к этим людям, которых  Он изгоняет бичом, говорит: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21, 13). Христа сопровождали ученики, но тех, кто торговал, было, наверное, немало и они могли бы распустить руки. Но, видно, была такая Божественная сила и власть во Христе, что никто не посмел на Него даже голоса возвысить, только спросили: «Какою властью Ты это делаешь?»

Потом – особенная беседа с Никодимом. Когда мы перейдем к толкованию Священного Писания, остановимся на ней более подробно, но главная суть в том, что Господь призывает родиться свыше. Никодим, обладая плотским умом, говорит: «Как это возможно? Неужели человек может войти в утробу матери своей и родиться?» (см. Ин. 3, 4). Но Господь говорил о Духе Святом, Который перерождает человека. В будущем, когда Никодим станет христианином, он, конечно, по-другому воспримет в душе, уме и сердце эту беседу о рождении свыше, которую вел с ним Господь Иисус Христос.

Потом Иоанн Креститель своим ученикам засвидетельствует об Иисусе Христе, сказав, что идет Тот, Которому он недостоин развязать ремень у обуви Его, что это Богочеловек и Им совершаются многие знамения и чудеса. И еще Иоанн Креститель говорит: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). Конечно, лик Христа не мог не затмить лика Иоанна Крестителя; это уже совершенно иной уровень могущества слова, могущества действий и чудес, которые Господь Иисус Христос совершил во время Своего трехлетнего служения.

Как мы помним, Ирод, который сожительствовал с женой своего брата Филиппа при его жизни, был обличаем Иоанном Крестителем. Иоанн не боялся никакой власти, не боялся смерти. В Деяниях апостолов мы читаем, что и апостол Павел смело говорил на суде, что готов предать жизнь свою на смерть; он тоже не боялся смерти. Хотя перед смертью мы испытываем огромный страх, потрясение, что, безусловно, говорит о нашей человеческой природе, боящейся смерти и суда Божьего, который следует за смертью.

Так вот, Иоанн Креститель обличал Ирода. Царь Ирод любил беседовать с Иоанном, потому что чувствовал своим окамененным сердцем благодать Божию, исходящую из уст пророка; он берег Иоанна Крестителя и даже старался исполнить некоторые его наставления. Но так случилось, что в день рождения Ирода дочь Иродиады плясала и угодила царю Ироду... Сразу вспоминается стихотворение Ахматовой:

Дымное исчадье полнолунья,

Белый мрамор в сумраке аллей,

Роковая девочка, плясунья,

Лучшая из всех камей.

От таких и погибали люди,

За такой Чингиз послал посла,

И такая на кровавом блюде

Голову Крестителя несла.

– Удивительные строки! Батюшка, Вы иногда читаете стихи в нашей программе, зрители это заметили и предлагают, чтобы Вы в наших передачах вспоминали духовные стихотворения. Сейчас мало знают поэзию. Может быть, попробуем? То есть зрители просят каждую программу – по духовному стиху от Вас.

– Очень интересное предложение. С удовольствием...

– Отец Владимир, огромное спасибо!.. С нетерпением ждем следующей передачи.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать