Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

12 августа 2023 г.

Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает свои беседы.

– В прошлый раз Вы говорили о жизни Пресвятой  Богородицы: о введении Ее во храм и жизни в храме. Мы ждем продолжения.

– Есть такая поговорка: повторение – мать учения. Мне хотелось бы снова поговорить о жизни Пресвятой Богородицы. Хотя все знают о Ее жизни, о Ее родителях Иоакиме и Анне, но хочется снова бегло напомнить какие-то моменты всем тем, кто нас слушает.

Мы знаем, что Пресвятая Богородица родилась от бесплодных, можно сказать, Иоакима и Анны; они были престарелыми и уже не могли зачать в таком возрасте. Они очень страдали от того, что не имели детей, хотя вели праведную жизнь. Почему они страдали? В Израиле считалось, что та семья, которая не имеет детей, чем-то особым согрешила перед Господом. Но мы читаем в Евангелии, что Иоаким и Анна были праведными: они соблюдали закон Божий, жили по закону иудейскому, почитали все праздники, благотворили окружающим людям и многое другое делали. Можно сказать, что они жили как христиане. И при этом они не имели детей. Почему они страдали? Потому, что были в поношении у своих собратьев, у людей, которые их окружали.

– Несмотря на праведную жизнь.

– Но ведь человек может сокрыть какие-то грехи. Перед Богом – нет, а перед людьми можно сокрыть даже самые серьезные грехи. Праведная жизнь перед людьми – это, безусловно, велико, но при этом неизвестно, насколько она праведная. Но мы знаем, что у Иоакима и Анны была праведная жизнь. Повторюсь, они не отступали от Божьего закона, были милосердны и стремились к той любви, о которой Господь говорил на горе Синай Моисею: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего своего, как самого себя».

Иоаким и Анна были в поношении не только у своих собратьев и сестер, но и среди священнослужителей. Когда Иоаким принес жертву в храм, священник не захотел принимать его жертву, считая, что он грешник, потому что у него нет детей. Иоаким был очень расстроен. Можно себе представить: человек от искреннего сердца приносит что-то в храм, а священник, который распоряжается жертвами, отрицается от этой жертвы, скорее всего прилюдно.

– С чем можно сравнить этот акт в православии, если провести некую параллель? Может быть, с отказом в Причастии?

– Думаю, что можно сравнить с незаконным отказом в Причастии, когда священник не вникает в жизнь человека и на то, что человек высказывает, вдруг говорит: не причащайся столько-то времени (или: не причащайся сегодня). Безусловно, для человека, который старается вести жизнь во Христе, это пощечина, большое огорчение, смущение.

Я уже неоднократно рассказывал, как когда-то давно, в юности своей, был в Спасо-Преображенской пустыни. Старец архимандрит Таврион всегда устраивал службу очень рано, в 6 часов утра. Я всегда любил поспать, а тогда мой организм еще более нуждался в сне. Я проснулся в 7 часов и, как ошпаренный, побежал в храм. Прибежал, уже пели «Отче наш». А я хотел причаститься. Я понимал свое недостоинство, но очень хотел, жаждал причаститься Святых Христовых Таин. Самое удивительное, что отец Таврион вышел и первым подозвал к Чаше меня. Он накрыл меня епитрахилью, прочитал разрешительную молитву и причастил меня первым. Мне не так важно было это первородство, мне важно было другое: несмотря ни на что, он меня причастил. Я принял Святые Христовы Таины, которых очень жаждал. Я думал, что сердце мое разорвется, если я не причащусь. Вот такая любовь.

– В Вашей священнической практике были случаи, когда Вы отказывали кому-то в Причастии?

– Безусловно, было, но это невероятная редкость. Это было тогда, когда человек, исповедуясь в каком-то грехе отступления от заповеди Божией, оправдывал себя и при этом не хотел исправиться, выправить свою жизнь. Иногда приходилось накладывать епитимью. Будучи духовным сыном отца Иоанна (Крестьянина), знаю, что он накладывал епитимью на людей, совершающих какой-то смертный грех, только на сорок дней. А мы знаем, что по древним канонам людей отлучают от Причастия на 5, 10 и даже 15 лет.

– Страшные цифры!

– Отец Иоанн отлучал только глубоко воцерковленных людей и только на сорок дней. Помню, когда я был еще юношей и не был священником, был на его проповеди, и он говорил, что сейчас особые времена. Пусть не подумают зрители, что я хочу что-то ослабить в их духовной жизни; наоборот, я хочу поддержать их любовью старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Он говорил на проповеди, что раньше за такой-то грех Церковь отлучала на столько-то лет, а мы сейчас сразу допускаем человека к Причастию, радуясь тому, что он осознал свой грех. И мы знаем, что ответим перед Богом за то, что подпустили к Причастию такого человека, но сейчас особое время, когда люди отступили от Бога.

Я могу свидетельствовать о том, что чувствую и в себе то же самое: нет такого пылания духа, которое я хочу получить по благодати Духа Святого и которое привело бы меня к праведной жизни. Там споткнулся, там поскользнулся, там упал – и в результате жизнь оказывается далеко не праведной, отстоящей от христианской, о чем стыдно говорить. Но надеюсь на милосердие Божие и Его любовь. Надеюсь на то, что Господь вменит мне желаемое за действительное.

Иоаким и Анна не знали, в чем они согрешили. Праведного Иоакима гонят из храма Божьего; он уходит в пустыню, где подвизается сорок дней.

Сорок – удивительное число: сорок дней постился Господь Иисус Христос; сорок дней длится Великий пост (к этим дням еще прибавляется Страстная неделя); сорок дней длится Рождественский пост. В общем, сорок – какое-то исключительное число; наверное, это какая-то духовная полнота. Если человек правильно проводит эти сорок дней, то наверняка преисполняется благодатью Божией.

Потом Иоаким получил откровение идти к воротам в Иерусалиме, где он встретит Анну. Анна ангелом Божиим тоже направляется к этим воротам. И они встретились после разлуки. Они любили друг друга, и разлука – это тоже аскетический подвиг; не в плане телесного воздержания, а в плане душевного воздержания. Когда любишь человека, хочешь быть с ним вместе, находиться в общении, видеть его. И если вдруг по какой-то причине разлучаешься с ним, это очень тяжело, это относится к аскетическому подвигу.

Они встретились, и совершилось зачатие Пресвятой Богородицы. Эти чистые, целомудренные, праведные люди, будучи уже престарелыми, зачинают Пресвятую Богородицу.

Хотелось бы, чтобы та чистота, которая была у Иоакима и Анны, была присуща нам, христианам. Часто она нам не присуща. Мы вопрошаем: «Почему у нас такие дети? Мы их так любили…» Да потому, что мы ведем неправильный образ жизни, мы не являемся примером для них, мы в каком-то смысле дискредитируем веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Долгожданный плод любви Иоакима и Анны – Пресвятая Богородица, Матерь Бога нашего, Которую знает весь мир, вне зависимости от вероисповедания. Вот такой плод выносила Анна, такую Деву они воспитали.

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Через Нее радость была возвещена всей вселенной, потому что Она зачала Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Когда-то я спрашивал у отца Иоанна (Крестьянкина), как воспитывать своих детей. И батюшка сказал: «Если не хотите, чтобы ваши дети блудили, – не блудите; не хотите, чтобы курили, – не курите; не хотите, чтобы пили алкоголь, – не пейте. Авторитетом является ваша собственная жизнь».

– Какой легкий и простой совет.

– Спектр грехов, конечно, можно расширить, но это тот фундамент жизни, который мы можем построить для своих детей.

Я знаю некоторые семьи, которые вроде бы родили столько детей, сколько Господь им послал, но все равно происходят какие-то нестроения в семье, с детьми. Я удивляюсь –почему. Оказывается потому, что кто-то отступает от заповедей Божиих либо напрямую, либо еще как-то. Основой для детей является нравственная христианская жизнь, к которой призван каждый христианин.

Иоаким и Анна были праведными, поэтому по особому благословению Божьему, особому избранничеству Бога Пресвятой Богородицы совершилось то, что действительно является радостью для всей вселенной, потому что из Нее «возсия Солнце правды Христос Бог наш», основа нашего спасения и путь, ведущий в Царство Божие.

– Отец Владимир, огромное спасибо! Мы встречаемся в дни Успенского поста – скажите какие-то ободряющие напутственные слова нашим зрителям.

– Ободрить я могу только тем, что этот пост достаточно короткий, хотя строгий и приравнивается Церковью к Великому посту. Во время этого поста мы можем вкушать и овощи, и фрукты, которые в изобилии. Правда, все зависит от материальных финансовых ресурсов. Желаю, чтобы у всех была возможность поститься разнообразно и чтобы пост был не в тягость, а в утешение.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать