Таинства Церкви. Беседа с игуменией Магдалиной (Чекулаевой)

22 июля 2023 г.

Сегодня мы познакомим вас с историей Никитского женского монастыря, который находится в городе Кашира Московской области. Вас ждут два выпуска. В первом выпуске программы мы расскажем об истории монастыря. Второй выпуск мы решили посвятить схимонахине Ольге (Ложкиной). Впервые в нашей программе принимает участие игумения Магдалина, настоятельница Никитского Каширского женского монастыря.

– Матушка, должна поздравить Вас с выходом очень интересной книги. Это серьезный труд. Я познакомилась с этой книгой; не могу сказать, что досконально прочитала, но основательно полистала, кое-что прочитала. Должна сказать, что труд просто титанический. Скажите несколько слов об этой книге, где она продается и что в ней.

– Три года мы работали над этой книгой. Почему мы стали глубоко изучать историю нашего монастыря? Поскольку в 2019 году монастырь открылся, меня назначили сюда настоятельницей; я была одна, сестер не было. По мере того как сестры поступали, мне нужно было знакомить их с историей, корнями этой обители. Мы с моей помощницей Ксенией Александровной приступили к изучению истории обители и к работе над этой книгой.

Когда начинаешь поднимать монастырь, сталкиваешься с определенными трудностями. Изучая жизнеописание тех игумений, которые были до меня, я поняла, что не одна я такая бедная и несчастная. Понимая, какие труды им пришлось понести, восстанавливая этот монастырь, строя храмы, с большим уважением и почтением начинаешь относиться к ним, к истории монастыря. Чувствуешь, что ты не единственная создаешь монастырь, ты – всего лишь частица в истории большого монастыря. И испытываешь колоссальное чувство единства.

Большую благодарность хочу выразить моей помощнице, которая занималась архивными данными. Художественное оформление книги – символичное и отражает то, как мы почувствовали этот монастырь. Дело в том, что в нашем монастыре было много дворянок. Монастырь был очень многочисленным, было 249 человек приукаженных и, как правило, еще на испытании проживали почти столько же. То есть это был довольно многочисленный монастырь. Трапезная была рассчитана на пятьсот человек.

Как я сказала, в монастыре было много дворянок. У меня всегда возникал вопрос, почему столько людей дворянского, купеческого происхождения шли в монастырь. Уже по мере изучения истории монастыря мы узнали, что монастырь окормляли Оптинские старцы. Матушка Макария, игумения монастыря, была духовным чадом старца Макария (Иванова). Матушка Тихона, будучи дворянкой, с 10-летнего возраста воспитывалась в Белевском монастыре, а в 42 года была назначена в этот монастырь игуменией.

Хочется отдельно несколько слов сказать о матушке Тихоне, потому что период моей настоятельской жизни сродни ее. Когда матушка была назначена в этот монастырь игуменией, ей было 42 года, и она взялась за строительство Преображенского собора. Она поехала к священноначалию, к владыке и поделилась своим желанием. Владыка, посмотрев, что она молода, ее только назначили, а она уже хочет взяться за такой большой проект, сказал: «Матушка, соберете вот такую сумму средств, тогда и будем разговаривать». Она собрала средства, приехала к владыке вторично, и тогда уже он дал свое благословение на строительство. Преображенский собор, который сейчас есть, был построен ее трудами.

И мы сейчас тоже приступили к строительству: поскольку в монастыре жить сестрам пока негде, мы с Божией помощью сделали проект и приступили к строительству большого сестринского корпуса. Жизнеописание матушки Тихоны – мне в помощь. Я обращаюсь и к ней, и ко всем матушкам за молитвенной помощью. Матушка Фомаида, основательница монастыря, тоже мне близка, потому что, когда начинаешь поднимать монастырь, сталкиваешься с особенностями именно возрождения монастыря, монашеского устроения.

Матушка Макария – первая игумения нашего монастыря. Она была воспитанницей Белевского монастыря. На ее плечи легло строительство и устроение монашеского богослужения. Она сама по себе была аскетом. В свое время в Белевском монастыре она пострадала за верность старцу, за откровение помыслов. Она была глубоким человеком, именно аскеза в ней господствовала.

При матушке Тихоне в монастыре была большая школа на 120 человек. Девочки воспитывались при монастырской школе, пели на клиросе, помогали в монастырских делах. В архивах мы нашли страничку из дневника одной из воспитанниц, где она описывает, как они ездили всей школой в паломничество к Тихону Задонскому, как матушка их провожала, как их встречали, свои ощущения, чувства. Читаешь и удивляешься, как отроки в то время глубоко мыслили, глубоко все воспринимали, какое благоговение было к святыне.

При матушке Тихоне был устроен скит, в котором тоже была школа и воспитывались дети. Как образовался этот скит? К матушке с челобитной пришли крестьяне из нескольких деревень, чтобы она смилостивилась и построила для их детей школу. Что матушка и сделала. Скит находился на противоположном берегу Оки, так называемая Соколова пустынь. Также там был небольшой храм, в школе училось 60 ребятишек из ближайших деревень. То есть матушка несла просветительское делание.

При матушке Тихоне также был расписан собор. Она довольно мудро поступила, попросив иконописцев, чтобы во время росписи собора они обучали и сестер монастыря. И таким образом при монастыре образовалась иконописная мастерская. Мне удалось увидеть две иконы, обе они принадлежат матушке Ольге (Ложкиной), одна из них с дарственной надписью матушке игуменье Тихоне. Хочу сказать, что здесь была какая-то своя стилистика написания икон. При матушке Тихоне, кстати, в монастырь пришла матушка Ольга (Ложкина).

– О ней мы поговорим отдельно. Я первый раз в вашем монастыре: ошеломляющие виды, красиво невероятно! Белопесоцкий монастырь отсюда видно. Наверное, не случайно это место было выбрано для устроения монастыря. Всегда русские монастыри строились в самых красивых местах. Давайте немного поговорим о том, как возник монастырь и почему такое посвящение. Кому он посвящен?

– Наш монастырь посвящен великомученику Никите Готфскому. Собственно, зарождение обители началось с деревянного храма. На этом месте стоял деревянный храм в честь этого святого, вокруг было кладбище.

– Наверное, строил кто-то, у кого Никита был покровителем. Потому что это не очень известный на Руси святой.

– Здесь был форпост, стояла воинская часть. Великомученик Никита является покровителем воинов.

– В каком веке это было?

– В конце XVIII века здесь был деревянный храм, а в 1815 году образовалась богадельня. То есть возле храма селились желающие благочестивой жизни старушки, женщины, которых объединяло молитвенное устроение, приближенное к монашескому. Потом их стало много. И купец Руднев возымел благочестивое желание построить обитель и возобновить храм. К тому времени деревянный храм обветшал, и он взял на себя труд создать каменный храм. Он очень ревностно взялся за это дело, преодолевая разные трудности. У него был свой кирпичный заводик, он откладывал какие-то средства для строительства, и за двадцать лет был построен кирпичный Никитский храм. Еще он радел о том, чтобы здесь была обитель, обращался к архиерею за помощью.

– Это очень нелегко было тогда. Почему-то считается, что очень легко открыть монастырь. Но я достаточно много занималась историей женских обителей и знаю, насколько это тяжело. Вы сказали, что все начиналось с богадельни. Очень многие женские монастыри начинались именно с богадельни. Как Вы думаете, почему?

– Не задумывалась об этом. Может быть, это самый упрощенный вариант.

– То есть уже были будущие насельницы.

 – Что такое богадельня? Там собираются люди, которые уже в возрасте, а значит, имеют жизненный опыт, уже иные ценности.

– То есть они осознанно принимают такое решение.

– Да, это осознанное, осмысленное желание, жажда благочестивой жизни. И этот путь очень долгий.

– Священноначалие рассматривало абсолютно все: кто будет строить, кто будет благодетелем. Подходили к этому вопросу очень серьезно, и очень долго приходилось испрашивать разрешения. После богадельни давали статус женского общежития.

– Да. В начале возрождения общины сюда была прислана матушка Фомаида. Она была монахиней Горицкого монастыря и несла послушание сборщицы. Поскольку она была в Петербурге и в Москве со сборами для своего монастыря, она имела возможность общения с довольно известными личностями. Ее любили, поскольку она была весьма благочестива и мудра, хотя была из крестьянской семьи. Одна помещица пожелала создать у себя в Тульской области в своем имении монастырь, но не суждено было этому случиться, помещица почила, не успев исполнить задуманное. Митрополит Филарет благословил матушку сюда, поскольку купец Руднев обратился с запросом открыть монастырь. Матушка Фомаида сюда была назначена возглавить общину именно по благословению митрополита Филарета (Дроздова).

– Митрополит Филарет (Дроздов) – удивительная личность в русской истории. Я сняла очень много фильмов о монастырях, храмах, и какой храм или монастырь ни возьми XIX века – владыка благословил, приезжал, освящал. Как у него хватало времени на все? Если учесть, что передвижение в то время было на лошадях, не на нашем современном транспорте. Диву даешься, сколько он успел за свою жизнь!

– Это был человек с глубоким пониманием сути института монашества. Кстати, матушка Фомаида радела об уставе монастыря. У нас историческая связь с Белопесоцким монастырем, поскольку сестры ходили окормляться в Белопесоцкий монастырь. Был однажды такой момент, когда матушке стало совсем тяжело, она сказала своему духовнику: «Батюшка, не могу. Наверное, я оставлю это дело». Он ей сказал: «Ни в коем разе. С креста своего не сбежишь». Матушка смирилась. Она была глубоко смиренным человеком. Ей было восемьдесят с лишним лет, когда она обратилась с просьбой, чтобы с нее сняли крест настоятельства и назначили другую игумению. По ее просьбе владыка отправил ее на покой (она осталась на покое при монастыре), и сюда назначили игуменией матушку Макарию из Белевского монастыря.

Матушка Макария тоже была из дворянского рода. Ее сестра тоже была монахиней, они вдвоем подвизались. И, повторюсь, матушка Макария была очень предана старцу Макарию. Это было время становления старчества на Руси, болезненное его зарождение. Матушка Макария претерпела даже гонения за откровение помыслов и послушание старцу. Но потом все разрешилось. Было даже вмешательство святителя Игнатия (Брянчанинова) в защиту того, что внутреннее делание неизбежно связано с откровениями помыслов... Старец Макарий говорил: «Матушка, потерпи». В скором времени игуменией Белевского монастыря поставили матушку Павлину, которая была верным чадом старца Макария, и матушку Макарию оправдали и вернули в монастырь.

Претерпев такой сложный период и оставшись верной своему устроению, матушка была назначена в этот монастырь игуменией. Сначала она была настоятельницей общины. Она вела аскетический образ жизни, занималась молитвенным деланием. При ней монастырь разрастался, было построено очень много. Число сестер увеличилось многократно. Она 28 лет была игуменией, потом обратилась к архиерею, чтобы ее отпустили на покой. Потому что это неимоверный труд. Сравниваю с собой: я всего четыре года настоятельница, а там 28 лет. И какие трудности претерпевали!

Потом сюда прислали матушку Тихону из Белевского монастыря, и она расширила монастырь, потому что было тесно: на тот момент был всего лишь Никитский храм, а сестер было очень много. Первое, за что взялась матушка, – строительство трапезной, пристрой к Никитскому храму. И она начала строить с нуля еще Преображенский храм. Она была игуменией тридцать лет. Впоследствии будет построен настоятельский корпус, а также прибавятся постройки для сестер. К тому времени была пожертвована земля с восточной стороны, где и началось строительство. При матушке Тихоне, на мой взгляд, был расцвет обители. И окормление сестер было Оптинскими старцами.

Мы готовим следующую книгу: письма Оптинских старцев к нашим сестрам; писем свыше пятисот. В книге будет полное жизнеописание игумений монастыря. Пока рабочее название книги «Женское монашество на Руси». Хочется раскрыть, почему люди шли в монастырь и почему именно дворянки. Я заостряю внимание именно на том, что здесь было очень много дворян.

Матушка Тихона тоже неоднократно просилась уйти на покой, но владыка ее не отпускал, дал ей возможность сначала отдохнуть, с надеждой, что она передумает. Надо сказать, что она несла огромный труд.

После того как матушка Тихона почила, игуменией назначили одну из сестер Никитского монастыря – монахиню Сергию. Она несла послушание регента монастырского хора. Это был известный хор, большой, сестры и воспитанницы прекрасно пели. Матушка Сергия всего лишь пять лет была в настоятельском послушании. Дальше игуменией назначили монахиню Серафиму, которая тоже была воспитанницей этого монастыря. Она из купеческого рода. Матушке Серафиме пришлось пройти тяжелейший путь, время революции 1917 года.

– Продолжим говорить об этом в следующем выпуске программы. Хочу еще раз вернуться к вашей книге. Скажите несколько слов, где она продается. Конечно, лучше приехать в Каширский Никитский монастырь. Здесь просто потрясающие виды, очень красивый монастырь!

– Книга продается у нас в монастыре, также в Троице-Сергиевой лавре. Скоро книга появится в Даниловом монастыре.

– И в Екатеринбурге...

– Да, в Екатеринбурге тоже заказали книгу.

– Матушка, благодарю сердечно за то, что нас принимаете и участвуете в наших передачах. Продолжим разговор в следующей передаче. Спасибо!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать