Таинства Церкви. Беседа с игуменьей Агнией (Судариковой)

26 августа 2023 г.

Сегодня мы расскажем вам о Белопесоцком женском монастыре. Этот монастырь находится в городе Ступино Московской области; место совершенно изумительное, которое было выбрано в свое время для постройки этого монастыря Владимиром Белопесоцким. Вы точно ощутите живописность подмосковных мест, если поедете в монастырь и на машине, и общественным транспортом, увидите невероятные сосновые леса, огромные живописные луга. Сам монастырь находится на реке Оке. И от этого монастыря, с самой верхней точки, виден расположенный напротив в Кашире Каширский Никитский женский монастырь. Кстати, с Никитского монастыря виден Белопесоцкий. Удивительные места. Монастырь невероятный и со своей удивительной историей. Вообще я очень люблю рассказывать о монастырях, потому что история каждого русского монастыря – это история России. А сегодня  рассказывает вам об этом монастыре его настоятельница игумения Агния.

– Очень рада приветствовать всех и рада, что сейчас придется говорить о нашей обители в столь знаменательный год. В этот год нашей обители исполняется 525 лет со дня основания и 30 лет возрождения монашеской жизни.

– Давайте начнем с основателя этого монастыря Владимира (в миру Василия) Белопесоцкого, который причислен к лику местночтимых святых. Удивительный человек, происходивший из знатного аристократического русского рода. Наверное, не так уж и было распространено, когда знатный человек приходит в монастырь простым монахом или решает вообще принять постриг.

– Преподобный Владимир происходил из знатного боярского рода, родился в 1450 году в городе Ржеве и решил посвятить свою жизнь монашеству, придя в монастырь под Новгородом.  Принял постриг в честь князя Владимира с именем Владимир. Тогда Русь переживала непростые времена. Хотя монголо-татары уже оставляли Русь, все равно нужен был форпост на южных границах. Тогда царь, будучи мудрым военачальником, я думаю, послал преподобного Владимира сюда, чтобы он укрепил границы южных земель.

При Владимире как раз очень много было построено каменных построек, когда еще многие монастыри были деревянные…

– Многие монастыри, кстати, особенно по Оке, строились не только как монашеские обители, они еще действительно служили форпостами, что ли, своего рода охранителями границ. Все-таки была еще Золотая Орда, набеги-то продолжались. И они были долго, потом при Романовых даже все равно были эти набеги.

– Но преподобный Владимир был не только строителем, он был еще мудрым духовным правителем монашеской жизни. Конечно, достоверно неизвестно, сколько было при нем монахов… И уже тогда монастырь существовал предположительно где-то около 20 лет. Игумен Владимир, наверное, обладал строгим нравом, хотя, может быть, где-то был добрым. Мы не знаем о его личных качествах. Это можно только предполагать. При игумене Владимире построилась Троицкая церковь, более ранней постройкой была колокольня над надвратным храмом Николая Чудотворца.

Раньше под колокольней проезжали на конях, и сейчас велись некоторые реставрационные работы. Откопали некоторые комнатки или кельи, но мы предполагаем, что там были бойницы с пушками. Каменный храм во имя преподобного Сергия возводился уже позднее. Сначала все было из дерева, в том числе Троицкий собор, но при игумене Владимире начали строить собор в камне.

Что известно еще о его жизни? Конечно, очень тяжело, когда начинаешь говорить о столь дальних временах, и все же во время нашествий много летописей сгорало… Но известно то, что он был точно из знатного рода… И вот представить, что он уходит в монастырь, где игуменом мог быть вчерашний крестьянин, а может быть, даже отпущенный холоп. И подчиняться, мне кажется, тяжело, наверное, для боярского сына…

– Опять же это Божье призвание. Мы никак не объясняем свое прибытие в монастырь. Только Божий зов, сердечный, внутренний. Бывают, конечно, и какие-то жизненные обстоятельства. Но я думаю, что преподобный Владимир (тогда еще в миру Василий) уже имел определенный взгляд на жизнь, потому что раз воспитание боярское, то, естественно, он много чем владел. И монашество – это уже другая сторона жизни. Я думаю, что он захотел ревностно ее познать.

И он оставался здесь игуменом до какого времени?

– Его кончина – это 1522 год, то есть где-то 50 лет, наверное, он здесь пробыл. Если говорить о том, что монастырь предположительно в 1470 году основан…

– За это время был построен Троицкий собор, Никольский храм…

– Храм во имя преподобного Сергия был еще деревянным, он был построен ранее, после победы на Куликовом поле. Вообще история монастыря гораздо раньше началась, еще со времен преподобного Сергия Радонежского... В 1380 году набеги татар были особенно сильными, и преподобный Сергий вел особо духовную борьбу, чтобы сохранить православие. Он проходил в этих местах по белым пескам на берегу Оки и духовно предвидел, что быть здесь монастырю. Неподалеку находится станция Акри, рядом с монастырем, где-то в трех километрах от него бьет святой источник. Предание говорит, что святой Сергий стукнул посохом и вода забила. Мы в это верим.  

Этот монастырь упоминался уже со времен преподобного Сергия, вернее история монастыря связана с преподобным. Когда Дмитрий Донской шел на Куликовскую битву по благословению Сергия Радонежского, он остановил свои войска в Коломне на берегу Оки. Здесь они заночевали. И, возвращаясь с победой, Дмитрий Донской построил на этом месте обетный деревянный храм в честь преподобного Сергия. Это самый первый храм монастыря.  

В Московской области очень много храмов, построенных Дмитрием Донским по обету. Князь давал обеты: если победит – построит храм.

 – Потому что он делал все по благословению. Тем более такой великий угодник Божий, как преподобный Сергий, благословил, да еще предсказал победу в войне.

Надо ставить здесь памятник Дмитрию Донскому и Сергию Радонежскому, такую историю нельзя забывать. Храм Сергия Радонежского, по сути,  духовный памятник Дмитрию Донскому.

– Храм перестраивался, в 1806 году был возведен в камне, были устроены теплые подвалы, которые сейчас засыпаны. Потому что в старые времена Ока сильно разливалась и затопляла весь монастырь, подвалы, даже в алтаре была вода.

Несмотря на то, что это возвышенность…

– На самом деле – нет: если смотреть со стороны Каширы, то мы находимся в лощине; у нас до сих пор бывают разливы. Вода близко подходит, но у нас сделана специальная насыпь, хотя иногда вода поднимается до четырех метров от земли. Мы даже с сестрами плавали на лодках в 2013 году, собирали вербу. А в те времена, пока не построили дамбы, монастырь затапливало очень серьезно. Поэтому в Сергиевском храме подвалы засыпаны землей. Мы пытались однажды найти хотя бы вход, но, видимо, нужны специальные археологические раскопки.

Четвертый храм у нас Иоанновский, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, XIX век. По своей архитектуре он более просторный, мы там совершаем службы на престольные праздники. Он очень красивый, двухъярусный, в нем два престола; на втором ярусе был престол Воскресения Христова, надеемся, что когда-нибудь мы восстановим его. Пока там у нас один престол.  

Какова была судьба монастыря после кончины его основателя преподобного Владимира Белопесоцкого?

– В XIIXVI веках монастырь процветал, много было жертвователей, князей, которые вкладывали свои средства в монастырь. В 1680 году монастырь пришел в упадок, его передали Коломенскому ведомству, потом приписали Троице-Сергиевой лавре, никак не могли поделить его, кому он будет принадлежать.

Почему такое происходит? Я не в первый раз слышу, что небольшие монастыри начинают приписывать то туда, то сюда. С чем это связано?

– При императрице Екатерине II много пострадало церквей и монастырей, и они приходили в запустение. Любой монастырь должен кем-то поддерживаться. Сейчас, например, нам помогает наша администрация. Если нет своих средств, то очень тяжело содержать монастырь. Те времена тоже были не из легких.

В то время центрами культуры, образования и воспитания были монастыри.  В них обучали деревенских детей.

– У нас тоже есть церковноприходская школа, потом появилось училище.

По сути, монастыри брали на себя государственные функции, где не только обучали, но и оказывали врачебную помощь.

– В монастырях много трудилось крестьян с окрестных поселений, много было земли, которую надо было обрабатывать. Были свои озера, где разводили рыбу и отсылали в Московское княжество. Хотелось бы узнать более глубокую информацию о монастыре. Мы издали книгу с имеющейся на сегодня информацией, она достаточно интересная. Наши экскурсоводы проводят интересные экскурсии, людям очень нравится; приезжают специально, чтобы их послушать.

Монастырь всегда был небольшой, прикровенный…

– Многое менялось после игумена Владимира, менялись настоятели. Мы поставили памятник игуменам Белопесоцкого монастыря, это 69 игуменов. Он же был мужским и только в 1993 году стал женским. Он всегда был незаметным, тихим.

Название Белопесоцкий, наверное, связано с местом возникновения?

– Здесь всегда были белые пески. Даже сейчас, где ни копни, – везде белый песок.

Если обращаться к истории монастыря, ко времени Екатерины, то, увы, происходила секуляризация церковных земель во многих монастырях (не только в вашем), они понижались классом, отнимались государственные дотации, много монастырей пришло в упадок. Что еще происходило в то время?

– Это были времена старчества. В нашей обители тоже были старцы, это известные имена: Феодосий (Ковеля), иеромонах Виссарион, они окормляли женский Никитский монастырь. Но поправил положение митрополит Платон (Левшин), он возрождал многие монастыри,  наш в том числе.

– Митрополит Московский и Коломенский Платон.

– Он очень помогал. Тогда монастырь начал свою новую историю, пришло процветание.

Веком русского старчества называют XIX век.  С чем связано это возрождение? Казалось бы, атеизм набирает обороты, масоны, восстание декабристов, революционеры, разночинцы, отход русских людей от православия, а с другой стороны – неожиданный взрыв появления института старчества…

– Христианство не может долго находиться в упадке, Господь начинает через какое-то время просвещать людей, приводить к Себе через какие-то события. Была такая духовная потребность людей в старчестве, чтобы получить совет, как дальше жить. Потому что время было сложное, нужна была какая-то опора в жизни. В Церкви это всегда происходит волнообразно: то возрождение, то упадок. Если есть духовная необходимость, то Господь всегда укрепляет по-своему.

Вы не изучали, кто приезжал сюда из светских людей к старцам?

– Приезжали знатные люди, даже великие князья приезжали за советом к игумену Виссариону, который обладал духовной силой.

Расцвет продолжался до 1918 года, потом монастырь был официально закрыт, но богослужения продолжались до 1933 года. Последние монахи здесь были расстреляны около монастырской стены, им поставлен памятный Крест.

Об этом мы поговорим в следующей программе.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать