– Первый вопрос у меня вызвал легкое недоумение: «Нужно ли называть на исповеди грех, если ты не уверен, совершил ли его?»
– Мне вспоминается одна исповедь, это было лет двадцать назад. Девочке было семь лет, она перечисляла грехи, свойственные возрасту. И дальше было то, что я буду помнить всю жизнь, пока не будет склероза. Кстати, кто-то сказал, что склероз – нормальная болезнь: ничего не болит и каждый день новости. Надо просить склероза на все плохое, чтобы забывать, на кого обиделся, и начинать с чистого листа, как будто не было ничего плохого... Так вот, у девочки было написано на листочке с грехами: «Каюсь, обижала кошку». И дальше в скобках была приписка: «Но кошки у меня нет». Я спрашиваю: «Детка, что же это за грех такой?» Она говорит: «Да это я у Таньки списала». То есть девочка этим грехом не согрешила, но на всякий случай написала.
Если появилась мысль, что сделали что-то не то, – это голос совести. Мы свою совесть заглушили, зацементировали, иногда она чуть-чуть пробивается, подает свой голосочек. Если возникло сомнение, грех это или не грех, помолитесь Богу и сравните свою жизнь с евангельскими заповедями, с жизнью святых отцов. Особенно что касается греха блуда. Многие считают: мол, подумаешь, на сайте что-то посмотрел; до дела-то ведь не дошло. И начинает человек крутиться вокруг да около.
Старец Амвросий говорил, что на исповеди нельзя округлять: мол, согрешил блудом, прелюбодеянием. Допустим, человек смотрел какой-то сайт – и вдруг выскочила какая-то реклама нехорошего содержания, картинка, вас приглашают. И, нажимая на кнопочку, вы на это приглашение отвечаете. Воспользоваться этой ссылкой или нет – зависит от вас, вы делаете шаг. Многие говорят, что случайно посмотрели. Не надо обманывать – не случайно, потому что всегда есть секунда времени, чтобы подумать, нажимать на ссылку или нет. Поэтому надо быть честными.
Вернемся к любимому Федору Михайловичу Достоевскому. Святых отцов мы слушаем, читаем и любим, но и у Достоевского пронзительные мысли. Он говорил: главное, самому себе не лгать. Не надо оправдывать грех, скажи по-честному.
В песнопении мы поем: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». То есть не надо оправдывать свои грехи. Лучше переборщить в покаянии, чем оправдать грех. В покаянии ошибиться невозможно, а в беспечности ошибиться можно, если мы всё округляем, припудриваем, себя оправдываем и прощаем.
Вот бы мы так поступали по отношению к другим! Люди делятся на две категории: адвокаты и прокуроры. В духовной жизни надо быть адвокатом, стараться другого человека оправдать, как оправдываешь себя. А мы по отношению к другим – прокуроры, а по отношению к себе – адвокаты. Надо все поменять в духовной жизни: по отношению к себе быть прокурором, а по отношению к другим людям – адвокатом. Так мы будем иметь гораздо больше в духовном плане, чем когда выискиваем, кого бы осудить.
Святитель Феофан Затворник говорит замечательную мысль, что на Страшном Суде Бог не будет искать, за что осудить человека, а будет искать, за что оправдать. Только нашлось бы что-то доброе, чистое и светлое в жизни человека... Понятно, что надо жить по вере, по евангельским заповедям. Но если ты даже по-человечески не живешь, тогда какая надежда?
Мне кажется, на Страшном Суде будет достаточно для спасения уже того, что люди жили нормальной человеческой жизнью: имели семью, детей, законный брак, заботились о родителях. Это уже прекрасно, хотя бы это есть. Если к этому еще и вера имеется, тогда это совсем уже спасительно...
Слава Богу, мы родились совсем в другое время, когда евангельские заповеди не декларировались, но были сущностью жизни простого советского человека, который старался жить по правде, для других, движимый каким-то энтузиазмом, самоотдачей. Были какие-то искания, но все было довольно искренне...
– Искания были в пользу Родины.
– Конечно. Ради светлого будущего. А сейчас я не знаю, с какими мыслями и взглядами люди живут. Сейчас белое – это черное, черное – это белое. Но мы про это говорить не будем. У нас как было белое, так и осталось: Евангелие, жизнь по вере, святое православие. Это дороже всего.
– Вопрос: «Соглашаться ли быть крестной ребенка своей сестры, если ее семья не воцерковлена, и они с мужем не расписаны. Живу от них далеко, в лучшем случае раз в год буду видеть ребеночка».
– Безусловно, соглашаться. А к кому еще может обратиться неверующая, невоцерковленная сестра? К своей подруге по работе, которая находится еще в худшем состоянии, чем она? Естественно, она обратилась к своей родной сестре, потому что обычно крестными были дяди и тети, то есть братья и сестры родителей ребенка.
Не так важно, что будете редко видеться, но будет сердечная молитва за ребенка на литургии, в домашних молитвах. Будете звонить иногда, напоминать о себе, общаться. Пусть ребенок называет Вас не тетей, а крестной. Сначала дети думают, что крестный – это имя. А крестный – это положение, состояние.
Например, раньше в деревне было принято называть крестных – «кока». Когда я был маленький, я думал, что Кока – это имя, что моего дядю так зовут – Кока. Хотя на самом деле его звали Слава. И мне, маленькому ребенку, объясняли, кто такой крестный, что совершается в храме, что такое вообще Церковь. В 5–6 лет я понял, кто такой крестный. Духовные отношения были важнее имени человека, потому что крестник называл своего крестного не по имени, а именно так: крестный (или крестная). Это ценилось и сохранялось.
Поэтому обязательно соглашайтесь быть крестной. Кто еще будет хранить святое православие и продолжать эти традиции, как не мы?
– Вопрос: «У меня погиб сын. Сейчас один из его лучших друзей отправляется на передовую. Он мусульманин. Можно ли в православном храме молиться за него и подавать записки о здравии? Если можно, то кому молиться лучше?»
– Записки не подаем. Когда мы в храме стоим на молитве, небеса отверсты. Мы знаем, что особое присутствие милости Божией в храме, о котором Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». В уме Вы можете держать его имя.
У меня в детстве был любимый друг – Олег Башмаков. Мы с ним дружили с детского сада, и только в 8-м классе я узнал, что он татарин и звали его не Олег Сергеевич, и Али Саярович. Но это не имело абсолютно никакого значения. Он отслужил в армии, потом внезапно почил. Молился ли я о нем? Конечно, молился. Где? В храме. Мысленно перебираешь в голове имена всех родных и близких. Говоришь: «Господи, приведи к вере маму, родных, близких». И о нем я вспоминал в храме...
Поэтому записок не подаем, но в душе молимся за всех людей, с которыми нас свел Господь.
– Вопрос: «Переехала в новую квартиру, хочу установить свой иконостас. Знаю, что надо на восток, но не получается. И второй вопрос: в молитвословах все молитвы от мужского лица, можно ли изменять окончания?»
– Что касается иконостаса, то не всегда возможно установить его на восток. Господь – везде. Например, храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован на юг, в сторону Иерусалима.
– Несколько храмов я снимала, которые ориентированы на другие части света. Крайне редко, но такое бывает.
– Поэтому дома расположите иконостас там, где есть возможность. Где будете молиться, там Господь и будет. Окончания молитв, конечно, можно изменять.
– Помню, покойный патриарх Алексий, когда выходил с Чашей, произносил в молитве: «…причастника (причастницу) мя прими...» Мне несколько раз посчастливилось причащаться на его службах, он всегда говорил именно так.
Следующий вопрос: «Когда освящали квартиру, священник приклеил над дверью и над окнами наклейки. Сейчас планируется сделать в квартире ремонт, старые обои будут сняты. Как поступить с наклейками?»
– Крест отрезаем с этого места, потому что он был помазан освященным маслом, над ним читалась особая молитва на освящение дома. Потом сжигаем (можно на даче). После ремонта снова приглашаете батюшку и вновь испрашиваете благословения на свой дом.
Кстати, дом надо освящать. Много раз слышал, люди говорят, что после освящения дома совсем по-другому дышится. Я, например, когда освящал квартиры, не чувствовал разницы до освящения, после освящения...
– Батюшка, Вы все время в благодати.
– Наверное, я ее отсутствия не замечаю. Но многие люди говорят, что совсем по-другому дышится: атмосфера благодати. Одна женщина говорила, что мужа не узнает (потише стал).
– Вопрос: «Раньше увлекалась гаданиями. Потом раскаялась, решила, что это мне не нужно. Исповедуюсь, причащаюсь, но этот грех будто преследует меня как искушение. Сегодня не смогла удержаться, теперь плохо и тяжело на душе. Как избавиться от искушения?»
– С дьяволом нельзя так заигрывать: два шага вперед, три шага назад. Можно так заиграться, что потом и возврата не будет.
– То есть гадания – это не так безобидно.
– Конечно. Когда мы не знаем, как поступить, отцы дают такой совет. Нужно сотворить троекратную молитву (молитва может быть любая, например, три раза «Господи, помилуй», три раза «Отче наш» и три раза акафист) и, когда нет возможности с кем-то посоветоваться, открыть Евангелие с запросом: «Господи, вразуми». И читать текст Евангелия. К чему ситуация склоняется: делать или не делать? ехать или не ехать? говорить или не говорить? просить или не просить?.. Господь подскажет, но ты искренне должен принять то, что услышишь. Тогда это все живо и действенно.
У епископа Игнатия есть такое выражение: «Ищите Христа в Евангелии». В каком смысле? Искать Его волю, Его слова. Хочешь услышать слова о жизни, о смерти, о добродетели, о грехе? Слова Того, Кто ради нас распялся? Если хочешь, обязательно услышишь относящееся конкретно к тебе.
Я все время говорю на проповеди, что читаемые каждый день маленькие отрывки Евангелия обязательно относятся к каждому из нас. Это не просто история о блудном сыне, например, или о прокаженном, или о кровоточивой женщине. Помимо того, что это исторические события, они еще и вне истории. Под прокаженным подразумевай себя. История старшего сына из притчи о блудном сыне, который был недоволен, мол, ему отец и ягненка не дал, а тут теленка заколол, относится конкретно к тебе, это не какая-то история, которая произошла две тысячи лет назад.
Каждая строчка Евангелия или апостольских посланий обращена конкретно к тебе. Когда ты читаешь какой-то евангельский отрывок, Господь через ту конкретную историю, которая была, хочет сказать что-то тебе сегодняшнему, в XXI веке. Вот такое в кавычках «гадание» позволительно.
Я далек от всяких гаданий. Раньше на картах гадали. Сейчас на чем?
– На кофейной гуще гадали.
– По-моему, это чушь. Что ты хочешь узнать?
– Это как игромания, какая-то привычка.
– Непонятно, какой в этом смысл. Гадают ради того, чтобы узнать будущее. Какое у нас будущее? Будешь жить по заповедям – будешь с Богом. Будешь жить вне правды, вне Евангелия, вне человечности – будешь в ауте; тут все понятно, даже и гадать не надо.
– Вопрос: «Грех уныния и подавленное настроение – это одно и то же?»
– Уныние начинается с плохого настроения: все не так, все не эдак. Серафим Саровский говорил, что уныние – самый страшный грех. Начинается с уныния, а потом не хочется ни молиться, ни Евангелие читать, ни делать что-то для ближних; руки опускаются. Человек обрастает пессимизмом, не хочет ни учиться, ни работать, ни в семье что-то делать. И пошло... Дьявольское искушение.
Даже у отцов такое встречалось, когда нападал полуденный бес уныния. Но у отцов всегда было рукоделие. То есть выходить из состояния уныния нужно каким-то трудом. Хоть что-то начни делать руками. Люди на исповеди мне говорили, что нет сил и желания даже зубы почистить. Потом люди даже мыться перестают. Вот такая депрессия.
Поэтому этого надо бояться на подходе, на первых стадиях и обязательно говорить об этом духовнику. Один мудрый человек сказал: «Все большие проблемы начинаются из-за вовремя несделанных маленьких дел».
Почему люди грязью обрастают? Почему горы посуды? Как так? Позавтракали – помыли, пообедали – помыли, поужинали – помыли. А если грязную посуду накопить, то потом смотришь на эту гору – и она пугает. Белье нестиранное и неглаженое пугает. Ты делай маленькие дела вовремя.
Кто-то говорил: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». Это касается всего: и работы, и обещаний, и всяких дел. Это маленькие правила жизни. Если ты их исполняешь – все в порядке. Если один раз что-то не сделал, второй, то потом это копится – как снежный ком.
Поэтому исполняем заведенный порядок душевный и телесный. Ходим в школу, на работу, умываемся, чистим зубы, моемся, стираем, гладим и так далее. Хотим или не хотим, есть настроение или нет – всё делаем.
Что касается храма, то если бы ориентировались только настроением и состоянием здоровья, то половина людей в храм не пришли бы.
– И священники бы не пришли на службу.
– У батюшек и свои дети, своя жизнь, и духовные дети. Никакой мирской начальник не знает о своих подчиненных, что у них на душе. А священнику все несут свои проблемы.
– Большое спасибо! Всегда извиняюсь перед нашими зрителями, что не на все вопросы успеваем отвечать, но стараемся...
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!