Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

8 апреля 2023 г.

Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

– Первый вопрос у меня вызвал легкое недоумение: «Нужно ли называть на исповеди грех, если ты не уверен, совершил ли его?»

– Мне вспоминается одна исповедь, это было лет двадцать назад. Девочке было семь лет, она перечисляла грехи, свойственные возрасту. И дальше было то, что я буду помнить всю жизнь, пока не будет склероза. Кстати, кто-то сказал, что склероз – нормальная болезнь: ничего не болит и каждый день новости. Надо просить склероза на все плохое, чтобы забывать, на кого обиделся, и начинать с чистого листа, как будто не было ничего плохого... Так вот, у девочки было написано на листочке с грехами: «Каюсь, обижала кошку». И дальше в скобках была приписка: «Но кошки у меня нет». Я спрашиваю: «Детка, что же это за грех такой?» Она говорит: «Да это я у Таньки списала». То есть девочка этим грехом не согрешила, но на всякий случай написала.

Если появилась мысль, что сделали что-то не то, – это голос совести. Мы свою совесть заглушили, зацементировали, иногда она чуть-чуть пробивается, подает свой голосочек. Если возникло сомнение, грех это или не грех, помолитесь Богу и сравните свою жизнь с евангельскими заповедями, с жизнью святых отцов. Особенно что касается греха блуда. Многие считают: мол, подумаешь, на сайте что-то посмотрел; до дела-то ведь не дошло. И начинает человек крутиться вокруг да около.

Старец Амвросий говорил, что на исповеди нельзя округлять: мол, согрешил блудом, прелюбодеянием. Допустим, человек смотрел какой-то сайт – и вдруг выскочила какая-то реклама нехорошего содержания, картинка, вас приглашают. И, нажимая на кнопочку, вы на это приглашение отвечаете. Воспользоваться этой ссылкой или нет – зависит от вас, вы делаете шаг. Многие говорят, что случайно посмотрели. Не надо обманывать – не случайно, потому что всегда есть секунда времени, чтобы подумать, нажимать на ссылку или нет. Поэтому надо быть честными.

Вернемся к любимому Федору Михайловичу Достоевскому. Святых отцов мы слушаем, читаем и любим, но и у Достоевского пронзительные мысли. Он говорил: главное, самому себе не лгать. Не надо оправдывать грех, скажи по-честному.

В песнопении мы поем: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». То есть не надо оправдывать свои грехи. Лучше переборщить в покаянии, чем оправдать грех. В покаянии ошибиться невозможно, а в беспечности ошибиться можно, если мы всё округляем, припудриваем, себя оправдываем и прощаем.

Вот бы мы так поступали по отношению к другим! Люди делятся на две категории: адвокаты и прокуроры. В духовной жизни надо быть адвокатом, стараться другого человека оправдать, как оправдываешь себя. А мы по отношению к другим – прокуроры, а по отношению к себе – адвокаты. Надо все поменять в духовной жизни: по отношению к себе быть прокурором, а по отношению к другим людям – адвокатом. Так мы будем иметь гораздо больше в духовном плане, чем когда выискиваем, кого бы осудить.

Святитель Феофан Затворник говорит замечательную мысль, что на Страшном Суде Бог не будет искать, за что осудить человека, а будет искать, за что оправдать. Только нашлось бы что-то доброе, чистое и светлое в жизни человека... Понятно, что надо жить по вере, по евангельским заповедям. Но если ты даже по-человечески не живешь, тогда какая надежда?

Мне кажется, на Страшном Суде будет достаточно для спасения уже того, что люди жили нормальной человеческой жизнью: имели семью, детей, законный брак, заботились о родителях. Это уже прекрасно, хотя бы это есть. Если к этому еще и вера имеется, тогда это совсем уже спасительно...

Слава Богу, мы родились совсем в другое время, когда евангельские заповеди не декларировались, но были сущностью жизни простого советского человека, который старался жить по правде, для других, движимый каким-то энтузиазмом, самоотдачей. Были какие-то искания, но все было довольно искренне...

– Искания были в пользу Родины.

– Конечно. Ради светлого будущего. А сейчас я не знаю, с какими мыслями и взглядами люди живут. Сейчас белое – это черное, черное – это белое. Но мы про это говорить не будем. У нас как было белое, так и осталось: Евангелие, жизнь по вере, святое православие. Это дороже всего.

– Вопрос: «Соглашаться ли быть крестной ребенка своей сестры, если ее семья не воцерковлена, и они с мужем не расписаны. Живу от них далеко, в лучшем случае раз в год буду видеть ребеночка».

– Безусловно, соглашаться. А к кому еще может обратиться неверующая, невоцерковленная сестра? К своей подруге по работе, которая находится еще в худшем состоянии, чем она? Естественно, она обратилась к своей родной сестре, потому что обычно крестными были дяди и тети, то есть братья и сестры родителей ребенка.

Не так важно, что будете редко видеться, но будет сердечная молитва за ребенка на литургии, в домашних молитвах. Будете звонить иногда, напоминать о себе, общаться. Пусть ребенок называет Вас не тетей, а крестной. Сначала дети думают, что крестный – это имя. А крестный – это положение, состояние.

Например, раньше в деревне было принято называть крестных – «кока». Когда я был маленький, я думал, что Кока – это имя, что моего дядю так зовут – Кока. Хотя на самом деле его звали Слава. И мне, маленькому ребенку, объясняли, кто такой крестный, что совершается в храме, что такое вообще Церковь. В 5–6 лет я понял, кто такой крестный. Духовные отношения были важнее имени человека, потому что крестник называл своего крестного не по имени, а именно так: крестный (или крестная). Это ценилось и сохранялось.

Поэтому обязательно соглашайтесь быть крестной. Кто еще будет хранить святое православие и продолжать эти традиции, как не мы?

– Вопрос: «У меня погиб сын. Сейчас один из его лучших друзей отправляется на передовую. Он мусульманин. Можно ли в православном храме молиться за него и подавать записки о здравии? Если можно, то кому молиться лучше?»

– Записки не подаем. Когда мы в храме стоим на молитве, небеса отверсты. Мы знаем, что особое присутствие милости Божией в храме, о котором Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». В уме Вы можете держать его имя.

У меня в детстве был любимый друг – Олег Башмаков. Мы с ним дружили с детского сада, и только в 8-м классе я узнал, что он татарин и звали его не Олег Сергеевич, и Али Саярович. Но это не имело абсолютно никакого значения. Он отслужил в армии, потом внезапно почил. Молился ли я о нем? Конечно, молился. Где? В храме. Мысленно перебираешь в голове имена всех родных и близких. Говоришь: «Господи, приведи к вере маму, родных, близких». И о нем я вспоминал в храме...

Поэтому записок не подаем, но в душе молимся за всех людей, с которыми нас свел Господь.

– Вопрос: «Переехала в новую квартиру, хочу установить свой иконостас. Знаю, что надо на восток, но не получается. И второй вопрос: в молитвословах все молитвы от мужского лица, можно ли изменять окончания?»

– Что касается иконостаса, то не всегда возможно установить его на восток. Господь – везде. Например, храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован на юг, в сторону Иерусалима.

– Несколько храмов я снимала, которые ориентированы на другие части света. Крайне редко, но такое бывает.

– Поэтому дома расположите иконостас там, где есть возможность. Где будете молиться, там Господь и будет. Окончания молитв, конечно, можно изменять.

– Помню, покойный патриарх Алексий, когда выходил с Чашей, произносил в молитве: «…причастника (причастницу) мя прими...» Мне несколько раз посчастливилось причащаться на его службах, он всегда говорил именно так.

Следующий вопрос: «Когда освящали квартиру, священник приклеил над дверью и над окнами наклейки. Сейчас планируется сделать в квартире ремонт, старые обои будут сняты. Как поступить с наклейками?»

– Крест отрезаем с этого места, потому что он был помазан освященным маслом, над ним читалась особая молитва на освящение дома. Потом сжигаем (можно на даче). После ремонта снова приглашаете батюшку и вновь испрашиваете благословения на свой дом.

Кстати, дом надо освящать. Много раз слышал, люди говорят, что после освящения дома совсем по-другому дышится. Я, например, когда освящал квартиры, не чувствовал разницы до освящения, после освящения...

– Батюшка, Вы все время в благодати.

– Наверное, я ее отсутствия не замечаю. Но многие люди говорят, что совсем по-другому дышится: атмосфера благодати. Одна женщина говорила, что мужа не узнает (потише стал).

– Вопрос: «Раньше увлекалась гаданиями. Потом раскаялась, решила, что это мне не нужно. Исповедуюсь, причащаюсь, но этот грех будто преследует меня как искушение. Сегодня не смогла удержаться, теперь плохо и тяжело на душе. Как избавиться от искушения?»

– С дьяволом нельзя так заигрывать: два шага вперед, три шага назад. Можно так заиграться, что потом и возврата не будет.

– То есть гадания – это не так безобидно.

– Конечно. Когда мы не знаем, как поступить, отцы дают такой совет. Нужно сотворить троекратную молитву (молитва может быть любая, например, три раза «Господи, помилуй», три раза «Отче наш» и три раза акафист) и, когда нет возможности с кем-то посоветоваться, открыть Евангелие с запросом: «Господи, вразуми». И читать текст Евангелия. К чему ситуация склоняется: делать или не делать? ехать или не ехать? говорить или не говорить? просить или не просить?.. Господь подскажет, но ты искренне должен принять то, что услышишь. Тогда это все живо и действенно.

У епископа Игнатия есть такое выражение: «Ищите Христа в Евангелии». В каком смысле? Искать Его волю, Его слова. Хочешь услышать слова о жизни, о смерти, о добродетели, о грехе? Слова Того, Кто ради нас распялся? Если хочешь, обязательно услышишь относящееся конкретно к тебе.

Я все время говорю на проповеди, что читаемые каждый день маленькие отрывки Евангелия обязательно относятся к каждому из нас. Это не просто история о блудном сыне, например, или о прокаженном, или о кровоточивой женщине. Помимо того, что это исторические события, они еще и вне истории. Под прокаженным подразумевай себя. История старшего сына из притчи о блудном сыне, который был недоволен, мол, ему отец и ягненка не дал, а тут теленка заколол, относится конкретно к тебе, это не какая-то история, которая произошла две тысячи лет назад.

Каждая строчка Евангелия или апостольских посланий обращена конкретно к тебе. Когда ты читаешь какой-то евангельский отрывок, Господь через ту конкретную историю, которая была, хочет сказать что-то тебе сегодняшнему, в XXI веке. Вот такое в кавычках «гадание» позволительно.

Я далек от всяких гаданий. Раньше на картах гадали. Сейчас на чем?

– На кофейной гуще гадали.

– По-моему, это чушь. Что ты хочешь узнать?

– Это как игромания, какая-то привычка.

– Непонятно, какой в этом смысл. Гадают ради того, чтобы узнать будущее. Какое у нас будущее? Будешь жить по заповедям – будешь с Богом. Будешь жить вне правды, вне Евангелия, вне человечности – будешь в ауте; тут все понятно, даже и гадать не надо.

– Вопрос: «Грех уныния и подавленное настроение – это одно и то же?»

– Уныние начинается с плохого настроения: все не так, все не эдак. Серафим Саровский говорил, что уныние – самый страшный грех. Начинается с уныния, а потом не хочется ни молиться, ни Евангелие читать, ни делать что-то для ближних; руки опускаются. Человек обрастает пессимизмом, не хочет ни учиться, ни работать, ни в семье что-то делать. И пошло... Дьявольское искушение.

Даже у отцов такое встречалось, когда нападал полуденный бес уныния. Но у отцов всегда было рукоделие. То есть выходить из состояния уныния нужно каким-то трудом. Хоть что-то начни делать руками. Люди на исповеди мне говорили, что нет сил и желания даже зубы почистить. Потом люди даже мыться перестают. Вот такая депрессия.

Поэтому этого надо бояться на подходе, на первых стадиях и обязательно говорить об этом духовнику. Один мудрый человек сказал: «Все большие проблемы начинаются из-за вовремя несделанных маленьких дел».

Почему люди грязью обрастают? Почему горы посуды? Как так? Позавтракали – помыли, пообедали – помыли, поужинали – помыли. А если грязную посуду накопить, то потом смотришь на эту гору – и она пугает. Белье нестиранное и неглаженое пугает. Ты делай маленькие дела вовремя.

Кто-то говорил: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». Это касается всего: и работы, и обещаний, и всяких дел. Это маленькие правила жизни. Если ты их исполняешь – все в порядке. Если один раз что-то не сделал, второй, то потом это копится – как снежный ком.

Поэтому исполняем заведенный порядок душевный и телесный. Ходим в школу, на работу, умываемся, чистим зубы, моемся, стираем, гладим и так далее. Хотим или не хотим, есть настроение или нет – всё делаем.

Что касается храма, то если бы ориентировались только настроением и состоянием здоровья, то половина людей в храм не пришли бы.

– И священники бы не пришли на службу.

– У батюшек и свои дети, своя жизнь, и духовные дети. Никакой мирской начальник не знает о своих подчиненных, что у них на душе. А священнику все несут свои проблемы.

– Большое спасибо! Всегда извиняюсь перед нашими зрителями, что не на все вопросы успеваем отвечать, но стараемся...

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать