Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

25 марта 2023 г.

– Очень многих приводит в недоумение такое выражение: приобретайте себе друзей богатством неправедным. Что это значит? Каких друзей и каким неправедным богатством? Пойти разбойничать?

– Священное Писание надо прочитывать до конца, не урезая части текста. Иначе может получиться казус, как получилось в одной из областных Дум, где вынесли на обсуждение тезис: «Народ должен жить хорошо». Во втором чтении сократили, и осталась фраза: «Народ должен жить». А в третьем чтении получилось так: «Народ должен».

Нельзя урезать часть текста. Недоумение возникает тогда, когда эта притча читается не до конца. Это притча о неверном управителе, который, узнав, что скоро будет уволен от управления, призвал должников своего господина и сказал им: кто должен сто мер масла, пиши пятьдесят, кто должен сто мер пшеницы, пиши восемьдесят. И в Писании сказано, что похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил... приобретайте себе друзей богатством неправедным...

На этом многие ставят точку, но притча имеет продолжение: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Лк. 16, 10–12).

Как здесь разобраться? Любителей глубокого чтения Священного Писания я отсылаю к толкованию святителя Феофана Затворника, у которого есть маленькая брошюрка, где разбирается эта притча о неправедном управителе. Вывод у него такой: все материальное – неправедное по сравнению с самым главным богатством. Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Неправедное богатство – не в том смысле, что оно приобретено ложью, неправдой, обманом, спекуляцией. Просто в сравнении с небом, душой, вечностью это не богатство.

Дела милосердия осуществляются не только сердцем, но еще и деньгами. Построены больницы, дома престарелых. Мы посылаем денежные средства в фонды или друг другу. Это и есть приобретение друзей богатством неправедным. Неправедным – не значит неправедно заработанным. В притче сказано: если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

Поэтому надо прочитывать притчу до конца. И использовать материальные средства в служении друг другу. Есть такое выражение у апостола Павла: страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам.

Примерно двадцать три года назад к нам на подворье Оптиной пустыни приходили люди без определенного места жительства и просили денег: или на работе не заплатили, или дом сгорел, или на лекарства надо, или на билет (причем ближе Читы или Красноярска никто не ехал). Приходили по пять, даже по десять человек в день. И мы всегда понемножку деньгами помогали (и сейчас продолжаем это делать). Я поинтересовался у них, почему они именно к нам в таком количестве приходят, будто храм Петра и Павла в Ясенево один на всю Москву. Оказалось, это милиционеры (тогда еще была милиция) на Ярославском вокзале давали им такую бумажку, в которой написано, где можно получить помощь. Было обозначено пятнадцать храмов и напротив каждого храма отмечено, что можно получить: одежду, еду, работу, деньги. Напротив нашего храма стояло четыре плюсика. Вот милиция помогала нам приобретать друзей богатством неправедным.

Но финансы наши начали подтаивать. Помню, я ездил в лавру к ныне покойному отцу Лаврентию (очень знаменитый был духовник, старец, я его очень уважал) и рассказывал: мол, батюшка, вот такая история. Он меня спросил: «А есть возможность помогать по чуть-чуть?» Я сказал: «Есть». На что он сказал: «Тогда помогай всем, чтобы не пропустить Христа». Вот так мы и давали по 100–200 рублей...

Когда в конце года мы составляли финансовый отчет, вышла такая интересная закономерность. В то время мы ходили по организациям и тоже просили средства на восстановление подворья. И так оказалось, что за год мы раздали нуждающимся, к примеру, триста тысяч рублей, а нам пришло три миллиона. Один к десяти: рубль милостыни вернулся в десятикратном размере. Говорю это из своего личного опыта.

Поэтому никогда не жалейте средств. Большие суммы мы, конечно, не можем давать, но потихонечку. Господь все устроит. Вот это и есть богатство неправедное, потому что это не твое; и это не богатство.

Кто-то думает, что неправедным путем заработает, потом даст на храм, больницу, детский дом и так далее, чтобы этим оправдать свою аферу. Ничего подобного! Неверный в малом неверен и во многом. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Если хотите творить дела милосердия, делайте это на честно заработанные деньги.

Если кто-то так до конца и не понял смысла этой притчи, рекомендую прочитать толкование Феофана Затворника.

– Следующий вопрос: «Я совсем недавно начала воцерковляться. Собираюсь креститься. Имеет ли смысл мне поститься, будучи некрещеной? Очень грустно понимать, что пост, наверное, я пропущу. И не превратится ли пост в диету, если я некрещеная?»

– Пост полезен любому человеку: и крещеному, и некрещеному. В Древней Церкви было два больших периода оглашения: от Пасхи до Рождества и от Рождества до Пасхи. Вы попали в этот период, впереди еще целый месяц до Пасхи, и его можно посвятить подготовке к крещению. На Страстной седмице на субботней утренней службе читаются пятнадцать паремий, в этот момент крестили всех тех, кто готовился к крещению. И на богослужении в субботу уже поют: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Поэтому надо с тем батюшкой, который будет Вами заниматься, обсудить все эти моменты. Если такого батюшки еще нет, приезжайте к нам в храм, меня найдете, мы Вас подготовим.

– Некоторые спрашивают, крестят ли Великим постом.

– Конечно.

– Почему-то все думают, что постом не крестят.

– Постом не венчают. Все таинства постом совершаются, кроме таинства Венчания. Поэтому приезжайте к нам либо в любой другой храм. В нашем храме, что примечательно, есть нижний крестильный храм Архангела Михаила, где имеется купель для взрослых, и таинство Крещения совершается с полным погружением. Поэтому приглашаю.

Поститься надо, и к Пасхе подготовиться надо, чтобы праздник Светлого Христова Воскресения не прошел мимо вас. В наше время, когда мы живем одним днем, откладывать что-то на дальний срок не стоит.

– Вопрос: «Я новоначальный, у меня пока нет духовника. Если мне по состоянию здоровья прописана врачом диета с обязательным вкушением мяса, как я могу поститься? Что я могу еще делать в пост, чтобы хоть чуть-чуть очистить свою душу?»

– Ограничить просмотр телевизора, кроме каналов «Союз», «Спас». Сейчас вреда от просмотра новостей гораздо больше. Если у человека анемия, кровопотери, какое-либо другое заболевание, мясо в таком случае уже как лекарство, а не как наслаждение. А вот от просмотра телевизора и новостей в социальных сетях нужно воздержаться, и это будет гораздо важнее.

И нужно правильно подходить к выбору духовника. Расскажу историю. Это было лет двадцать назад. Был у нас такой замечательный батюшка – отец Зосима; он был строгий, но избирательно. Помню, одна женщина однажды прибегает в храм и говорит: «Где у вас батюшка с длинной бородой, седой, здоровый такой?» Спрашиваю: «А что такое?» Она говорит: «Он мне в прошлый раз по голове так ударил!..» Я успел подумать о том, что теперь начнутся разборки, напишут в Патриархию, с ним будут разбираться. Спрашиваю: «И что же случилось?» Она говорит: «Он меня по голове ударил, потом перекрестил – и я курить бросила». Спрашиваю: «А сейчас зачем его ищете?» Отвечает: «Может быть, он меня еще раз по голове ударит, и я матом перестану ругаться». Я осенил себя крестным знамением и подумал: «Слава Богу, хоть добрые намерения у человека»...

Когда приходите в храм, нужно быть такими же рассудительными, как в поликлинике. В поликлинику мы приходим и читаем надписи на кабинетах: педиатр, терапевт, хирург, травматолог. Вам нужен был терапевт, а вы попали сразу к травматологу. Как говорил Маяковский, все профессии нужны, все профессии важны. Просто в следующий раз, когда придете в храм, смотрите, разбирайтесь...

– Помню, была в каком-то храме на исповеди, что-то батюшке сказала, а он мне говорит: «Любовь Сергеевна, езжайте к отцу Мелхиседеку на подворье Оптиной пустыни, я с этим вопросом разбираться не буду»...

– Есть батюшки, которые общаются с детьми; есть батюшки, которые общаются с военными; есть батюшки – специалисты по страшным грешникам. У каждого свой опыт. Как выбрать духовника? Старец Лев давал такой совет: крепко молитесь, а свой свояка увидит издалека.

Господь пошлет духовника, только не надо торопиться. Присмотритесь. Надо иметь доверие к священнику, отклик. Обязательно найдется добрый, внимательный священник.

– Вопрос: «Что такое благословение? Это совет или приказ?»

– Конечно, совет. Я занимался изданием трудов Оптинских старцев. Например, свои письма старцы Лев и Макарий подписывали вдвоем и писали в конце: «Мы даем такой совет; впрочем, как изволите, как хотите». То есть воля человека – последовать этому совету или нет. И отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что благословение – это совет. И писал, что благословение приходит на обдуманное и вымоленное решение человека.

Человек может прийти к священнику за благословением на что-то конкретное, священник может благословить и добавить к этому свой совет. Или когда у человека несколько вариантов решения какой-то проблемы, он может обратиться к батюшке за советом, как ему все-таки поступить, с батюшкой вместе помолиться, и тот подскажет, даст совет. Но человек к этому совету должен быть подготовлен рассуждением и вымоленным решением. Он должен прийти к решению, донести это до священника, и от батюшки получит или одобрение, или совет, или, может быть, отрицание (потому что будет воля Божия).

Владыка Феогност мне однажды сказал, что через людей мы получаем малые сигналы. И рассказал интересный пример. В лавре возникла ситуация, связанная с восстановлением гостиницы. Средств никаких не было, хотели пойти на крайнюю меру – взять кредит. Все документы уже были готовы, но вдруг какой-то человек посоветовал, что брать кредит не надо. И владыка не стал брать кредит. Прошло три месяца, гостиница стояла без ремонта, но потом нашелся во власти человек или группа людей, которые помогли восстановить гостиницу. И владыка говорил: «За шумом и суетой не пропускайте малых сигналов от неба через людей».

Отцы говорили: «Кто сам себе советчик, тот сам себе враг». «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – погибель» (см. Притч. 14, 12). Совет, данный вовремя, дороже серебра и золота. Поэтому надо советоваться: мужу – с женой, жене – с мужем, детям – с родителями, родителям – с детьми. Иногда и дети могут подсказать. Ты можешь поступить по-всякому, но совет будет отправной точкой.

Когда я поехал на подворье, отец Леонтий мне сказал: «Слушай всех, а делай то, что Бог велит». Слушать совета надо, мнения собирать надо. Не надо быть мудрым в своих собственных глазах. «Спасение – во многом совете». И авва Дорофей поправляет: не в совете со многими, а во многом совете. Это разные вещи.

Обсуди свой вопрос с человеком, который в этом разбирается, обговори все нюансы. Например, когда дело касается операции, можно обойти трех специалистов, всех выслушать и прийти к единому решению. Ведь у врачей тоже собирается консилиум, выслушиваются мнения многих врачей. Истина – посредине; края – бесовские, как говорили Оптинские старцы. Чтобы не попасть в крайности, нужно найти золотую середину.

– Пожелание нашим зрителям.

– Кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Слушайте всех, а делайте то, что Бог велит, – и будет у вас в жизни все благополучно, свято и мирно.

– Большое спасибо! До новых встреч!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать