Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

15 июля 2023 г.

– Мы решили посвятить еще одну программу Федору Михайловичу Достоевскому, и, думаю, это вполне справедливо, потому как Федор Михайлович сейчас актуален как никогда. Он опередил свое время.

– У него, кстати, есть мысли о войне. Когда началась освободительная война на Балканах, русские в нее ввязались. Все русское общество поддерживало эту освободительную войну. И Федор Михайлович говорил потрясающие вещи. Когда я сейчас беседую с воинами, ссылаюсь на его мысли. Мысли такие: на войну идут не убивать, на войну идут отдавать свою жизнь, а это уже совсем другое. И у него есть пророчество. Относительно войны на Балканах он говорил: русские не могут оставить братьев по вере, мы ввяжемся в эту войну и их освободим, но, думается, сразу после этого они испугаются нашего имперского духа и скажут, что еще немножко и сами бы справились, и, скорее всего, прогнутся под Европу, чем объединятся с нами.

В те времена он так пророчествовал. Великая Отечественная война: за одну только Польшу мы потеряли триста тысяч русских солдат. А теперь сносят памятники. У вас мало людей сжигали в Освенциме? Вы забыли про польское гетто?..

– А как вела себя Болгария во время Второй мировой войны?..

– Достоевский об этом и говорил, что они лучше поклонятся перед Европой и забудут все то, что для них сделали русские солдаты.

Еще есть потрясающая мысль: большие деньги внутри себя уже заключают войну. Когда добьются необходимого, захотят достаточного; получив достаточное, захотят изысканного; получив изысканное, захотят извращенного; добившись извращенного, станут предателями и трусами и захотят защищать свои деньги даже тогда, когда и никакой прямой угрозы нет.

 Кто угрожает Америке? Кто мешает вашим долларам? Огромные деньги внутри себя уже заключают войну. Рано или поздно это случилось бы. Добившись извращенного, захотят защищать деньги, когда и прямой угрозы никакой нет. Это взгляд в корень. Вот причина. Всем движет только одно – нажива, доллар и его безопасность, всемирное господство. Только деньги, экономика – основа всех войн.

Как говорил Достоевский, не кисни: человек – существо привыкающее. Он пережил четыре года каторги, потом был простым солдатом. Ему присылали сочувствующие письма, мол, какой несчастный человек: болезни, вши, каторжная жизнь. Он писал: «Я только на каторге понял себя, душу русского человека и Бога; и уверен, сколько человеку надо в жизни счастья, столько же надо и несчастья, потому что он и счастья-то своего не поймет». Он писал: хватит считать свои несчастья, считайте свои радости.

Кстати, у него было религиозное воспитание, и это заслуга матери. Французский язык ему преподавал француз, а «Закон Божий» преподавал диакон из соседнего храма. И Достоевский писал, что даже маменька оставляла свою работу и заслушивалась, потому что диакон (имени его он не приводит) был выдающимся рассказчиком. Федор Михайлович учился по книге «Священные истории Ветхого и Нового Завета».

Раз в три месяца они ездили в Троице-Сергиеву лавру, это занимало у них 2–3 дня. Каждый вечер они в семье целый час читали книги. К 17 годам, когда Достоевский поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге, он прочитал всю зарубежную и русскую литературу. Сервантес, Гете, Гомер, Дюма, Бальзак, Гоголь, Пушкин. И это потом сказалось: учась в Инженерном училище (оно находилось в Михайловском замке, где был убит Павел I), Достоевский снискал большое уважение, потому что был не по годам начитан и образован.

Знаете, какое прозвище было у Федора Михайловича в училище? Монах Фотий. Однокурсники писали, что, когда все ложились спать, Достоевский сидел, как они выражались, возле амбразуры. Что такое амбразура? Это узкое окно, через которое падал свет. Достоевский продолжал читать, пользуясь еще каким-то светом, проникавшим через окно. Когда все просыпались, он уже был с книгой. За это ему дали прозвище монах Фотий. Когда были какие-то инциденты (а таковые были, потому что в училище учились немцы, поляки и русские), третейским судьей выбирали Достоевского, он имел талант мирить людей, приводя аргументы к миру. Его мысль: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия человечества».

Все это было заложено отцом, матерью, воспитанием. Еще у него есть потрясающая мысль, которая прослеживается в романе «Братья Карамазовы» в главе «Мальчики»: из детства человек должен вынести положительные детские впечатления, которые потом могут сыграть огромную роль в жизни. Стоя перед каким-то порогом пропасти, человек сможет вспомнить, как он был честен, благороден, добр и правдив, и эти детские впечатления могут остановить его от злодейства.

Однажды мы разговаривали с отцом Алексием Сысоевым (отцом убиенного Даниила Сысоева), который служит в нашем храме Петра и Павла в Ясенево. Когда в 1997 году я был командирован из Оптиной пустыни в Москву, то заметил, что в переходном возрасте многие дети оставляют церковь. И помню, отец Алексий, будучи тогда директором гимназии «Радонеж», сказал мне, что не многие, а почти все. Тогда я его спросил: «А зачем мы тогда всем этим занимаемся? Гимназии, воскресные школы, беседы, лагеря, поездки, паломничества. Зачем все это?» И он сказал потрясающую мысль: «Когда они будут возвращаться, путь у них будет гораздо короче».

Федор Михайлович говорил, что жизнь без нравственной идеи задыхается. Жизнь без веры в бессмертие души бессмысленна, бесцельна и пуста. Кто-то из мудрых людей сказал: если цели не простираются дальше смерти, то все ваши мечты, планы, идеи обрушит смерть. Что может быть дальше смерти? Только мысль о бессмертии. И Достоевский говорит, что только мысль о бессмертии дает ценность этой жизни, каждому слову, мысли и поступку. Не копите в своем уме злых и безнравственных воспоминаний и впечатлений, иначе у вас не останется места для светлых мыслей.

– Я всегда размышляла о том, почему Федора Михайловича – такого умного, образованного, начитанного, выросшего в такой семье – вдруг занесло в революционеры. С таким русским сердцем, умом, близостью к Церкви...

– Головокружительный успех и гордыня. В 23 года он написал роман «Бедные люди». Когда Некрасов прочитал этот роман, сказал Белинскому: новый Гоголь. Белинский за ночь прочитал роман «Бедные люди» и сказал потом Достоевскому: «Сохраните в себе эту непосредственность, честность и глубину и будете великим писателем». Он был потрясен, как Достоевский в 23 года описывает внутренний мир человека.

Успех, взлет, слава. Федор Михайлович писал брату: «Я в одночасье стал великим». Потом писал о том, как милы, но как дороги эти Жаннетки, Анночки и Дарьюшки... То есть человек пал. Но он и встал. У него все было в жизни, и отступление от Бога через гордыню привело его в революционеры. Это моя мысль. И тем дороже его последние слова, которые он сказал своей жене Анне Григорьевне: «Анна, я не изменял тебе даже в мыслях». Это сказал человек, который в своей жизни ангелочком-то не был. Биография его бурная. И тем ценнее его последние слова. Амвросий Оптинский говорил о Достоевском, что он кающийся.

– Не совсем я уловила мысль: ну, гордыня, успех. И это сразу привело его в революционеры?

– Борьба за справедливость. Пылкие юноши готовы на все ради высокой мысли, высокой идеи. Но его всегда коробило, что петрашевцы собирались по пятницам и обязательно со свиными котлетами. Белинский говорил о Достоевском: мол, посмотрите, как он бледнеет, когда я что-нибудь не то начинаю говорить о Христе.

Федора Михайловича уже тогда пугало в революционерах безбожие... Совесть без Бога может дойти до самого безнравственного. То есть до революции. И в его знаменитом романе «Бесы» об этом: любой ценой «осчастливим» человечество, несмотря ни на какие жертвы. Свобода, равенство и братство. Это только поначалу красивая идея. Как он говорил, они сначала упьются вином, а потом упьются и кровью. Это его пророчество о всяких революциях.

– Он считал свое наказание справедливым.

– Абсолютно.

– Находясь на каторге, он не считал, что несправедливо осужден.

– В конце концов он стал одним из монархически мыслящих писателей; он потом был за монарха, а не за какие-то республики, которые были модны тогда. Все жили французскими мыслителями и революциями. Он говорил, что у нас революционеры пойдут и дальше. Маркс только о равенстве заговорил, а мы и жен уравняли. В конце концов наша революция в это и вылилась.

Если бы знала наша сегодняшняя молодежь потрясающие мысли Достоевского... «Во всем есть определенная черта, переступив которую уже невозможно возвратиться назад».

Поэтому подумай, надо ли все попробовать. Когда я бываю в школах или институтах, всегда это говорю. Сейчас же девизы такие: возьми от жизни все; надо все попробовать. Так и сказала мне однажды девочка с последней парты. На последней парте обычно сидят самые смелые и двоечники, потому что тот, кто хочет действительно образовывать голову и душу, сидит впереди, чтобы ничего не пропустить. Она сказала: «Мы хотим всё попробовать». На что я сказал: «А вы попробуйте не попробовать».

– И что она ответила?

– Выражение лица было очень кислым... Попробуйте остаться самим собой. Федор Михайлович говорил, что трех вещей боятся люди: говорить правду, доверять и оставаться самим собой. Попробуйте не растерять по дороге жизни целомудрие, доброту, возвышенность, доверчивость, чистоту, честность, прямолинейность. Если бы у современной молодежи были в жизни хоть какие-то ориентиры...

Достоевский ведь не только писатель, он и выдающийся мыслитель и публицист. Мое личное мнение, что публицист он даже больше, чем писатель. Не все, что он выразил как мыслитель, философ и публицист, вошло в его романы. Больше, глубже, сильнее он высказался в своих дневниках и переписке.

– Мне кажется, некоторые его публицистические мысли, письма надо издавать отдельными маленькими книжечками. В свое время были такие тоненькие, маленькие книжечки, что называется, для чтения в метро...

– Наверное, пришло время этим заняться. Для читающей публики, думаю, это было бы очень ценно. Некий дайджест.

– Тридцать томов его произведений – это, конечно, хорошо. Но легкую книжечку всегда можно взять с собой и читать.

Большое спасибо! Думаю, это не последняя наша беседа о Федоре Михайловиче Достоевском...

– Кто-то сказал, что Достоевский – хранитель православия.

– Это писатель, который требует разговора. Чем больше мы о нем говорим, тем у большего количества зрителей появится желание его почитать.

– Перестающий читать перестает мыслить. Читайте Достоевского. Кто-то сказал: читать Достоевского – это наказание, но не читать Достоевского – это преступление.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 03:00
  • Суббота, 04 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать