Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Первый вопрос: «Работница храма сделала замечание, что у меня руки в карманах, и теперь мне неприятно в храм ходить. Что посоветуете?»
– Ходить надо независимо от того, как встретили, как приветили. Это вовсе не должно стать препятствием для посещения храма. Руки в карманах можно держать, наверное, только в одном случае – скрывая свою добродетель. Потому что в храме мы имеем возможность молиться по четкам, а четки мы не должны показывать.
– Тогда только одна рука будет в кармане. В данном случае человек обе руки держал в карманах. Это просто привычка, причем не очень хорошая. Признаться, я очень резко всегда реагирую, когда люди в храме держат руки в карманах.
– Думаю, вопрос какой-то надуманный. Я никогда не видел, чтобы в храме у человека руки были в карманах.
– Я, к сожалению, видела. Такое бывает. Но это, как правило, люди, которых мы называем, может быть, несколько обидным словом «захожане».
– Надо включать добрый помысел. Может быть, руки мерзнут, поэтому человек держит их в карманах. Я бы с первого раза замечание не делал. В храмах есть священники, которые могут что-то сказать. В нашем храме, например, я всем советую от замечаний воздерживаться.
Приведу в пример такой случай. Ко мне пришли и говорят: «Батюшка, там одна женщина очень сильно плачет, ей хочется поговорить с настоятелем». Я пошел и издалека увидел просто какое-то непотребство: стоит женщина в лосинах, с открытым декольте, без платка и плачет. Я к ней подошел, стараясь держаться боком, чтобы «зайчиков» не нахвататься (есть такое выражение; такое случается, когда люди на сварку смотрят без защитной маски). Спрашиваю осторожно, что случилось. Она сквозь рыдания говорит: «Батюшка, дочка только что выбросилась из окна». Я с ней поплакал, что-то объяснил, поговорили. В конце разговора я ей сказал: «В следующий раз, когда в храм придете, немножко приоденьтесь». Она посмотрела на себя и говорит: «Ой, простите, извините». То есть она была в состоянии аффекта.
Этот пример я привел в храме на проповеди и сказал, что всем очень благодарен, что никто не сделал ей замечание по поводу одежды. Потому что она это сделала несознательно, не по умыслу, а в состоянии аффекта, в связи со сложившимися обстоятельствами.
Поэтому будьте с замечаниями аккуратнее. Когда человек придет в храм второй раз, посмотрит, как люди делают, и все встанет на свои места. Когда человек первый раз в храме – не надо ничего говорить, если, конечно, он не орет, не кричит. Конечно, храм надо защищать, потому что сейчас чего только в нашей жизни не бывает.
– Я человек строгого классического воспитания, нас в детстве учили, что держать руки в карманах неприлично ни по отношению к себе, ни по отношению к людям. Знаю, некоторые мамы зашивали мальчикам карманы. Карманы – для носового платка, не более того. Сейчас у некоторых наших дипломатов появилась манера держать руку в кармане, держаться вальяжно (делают кальку с западных). Но это не в русской традиции. У нас никто никогда не держал руки в карманах...
– И нога на ногу не сидели. Это тоже подражание американским ковбоям.
– Надо просто учиться культуре поведения, чтобы не задевать никого.
– Еще раз повторю: когда человек придет в храм второй раз и увидит, что никто так не стоит, он все поймет. У всех есть глаза, голова на плечах.
– Так что, дорогой телезритель, в храм ходить надо. Если Вам сделали такое замечание, надо поблагодарить человека...
– Просто промолчать.
– Следующий вопрос: «Как Вы относитесь к капелланам? Они же благословляют солдат на убийство».
– Давайте переведем слово на русский язык. Капеллан – это полковой священник. Когда полковой священник присутствует в военном подразделении, он исполняет свой долг и призывает солдат прежде всего к евангельской жизни. Сейчас военных действий нет, поэтому на убийство никто никого не благословляет; он благословляет на выполнение своего долга. Если кого-то отправляют в горячие точки, то они молятся о благополучном возвращении, здравии, сохранении от всяких бед и напастей, а не о том, чтобы благополучно стреляла снайперская винтовка. Прямого благословения на убийство нет. Священник молится, чтобы человек живым вернулся домой.
– То есть, если говорить о военных действиях, это благословение на защиту Отечества. Вспоминаются «Записки полкового священника» Сребрянского: там священники гибли на войне рядом с солдатами.
– Они не кричали: «Вперед!» Они кричали: «За мной!» Иногда священники подхватывали знамя, которое терялось после убитого солдата. Если бы в мое время, когда я был в армии (1982–1984 годы), был священник, это было бы счастьем. Меня из одной части выгнали и перевели в другую часть за то, что я самовольно в воскресенье отправился в храм. Это обнаружилось. А если бы были полковые священники, наверное, все было бы по-другому. Но в то время об этом можно было только мечтать. Сейчас, слава Богу, в воинских частях есть священники. Но в нашем обиходе не употребляют слово «капеллан», принято говорить: полковой (или военный) священник.
– Вопрос: «Если грустно, печаль, хочется плакать, можно ли причащаться в таком состоянии души? Сегодня причастилась, а после причастия в храме слезы потекли».
– Слезы могут быть по разным причинам: от естества, от обиды, от благодарности. Причины слез разнообразны. Причащаться в состоянии печали, уныния и слез, наверное, необходимо. Почему? Мы приходим в храм к Господу и вкушаем Хлеб Жизни для того, чтобы на душе стало иначе. Есть замечательная мысль: кем бы ты ни был, ты должен становиться лучше. К этому мы стремимся и прекрасно понимаем, что Причастие как раз и дает силы преодолеть это состояние. Господь дает укрепление и силы перенести очевидную скорбь (потерю родных, близких, какую-то серьезную болезнь, аварию), пережить временную ситуацию.
Кто-то из мудрых людей заметил, что наша жизнь – как пианино, есть черные и белые клавиши, и невозможно сыграть гармоничную музыку, не коснувшись и черных клавиш. Все должно гармонично сочетаться в нашей жизни. За черной клавишей обязательно будет белая. Самое главное, чтобы Господь застал нас в тот момент, когда у нас в жизни белая полоса.
– То есть причащаться можно?
– Да, чтобы выйти из этой ситуации. И просить у Господа вразумления и сил перенести скорбь. Кстати, не всегда скорбь бывает причинная, есть скорбь и без причины, когда лукавый вводит человека в состояние депрессии. Серафим Саровский говорил, что самый страшный грех – это грех уныния, потому что он обезоруживает человека, тогда бери его голыми руками. Потому что в этот момент молитва отсутствует, богомыслие отсутствует, Евангелие не читается, доброделание отсутствует. Делайте что угодно, только чтобы не находиться в состоянии уныния. Кстати, чрезмерные, непомерные труды тоже могут стать причиной уныния. Старец говорил, что благоразумное подкрепление себя пищей и отдыхом может помочь человеку преодолеть состояние уныния (или состояние депрессии).
Поэтому надо что-то сладенькое испечь, пригласить родных и близких и вместе попить чаю. Приближается масленица, и можно уже сейчас начать заниматься блинами, чтобы к масленице они были по проверенному рецепту.
– Вопрос: «Уже три месяца не могу исповедоваться и причаститься. Прочитываю каноны, держу пост, но всегда что-то случается в день причастия: то вызовут на работу, то со здоровьем проблемы, то еще что-то происходит. Мне кажется, Господь не допускает меня к Причастию за мои грехи».
– Наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Царство ему Небесное) говорил: уготовихся и не смутихся. Относительно работы: если ты знаешь, что такая ситуация возможна, тогда предупреди начальника, что ты заранее сделал то-то и то-то, что ключи там-то. Надо быть предусмотрительными, насколько это возможно. Что касается здоровья: если случилось какое-то состояние, что необходимо ночью или утром выпить воды или таблетку, – выпей, только не говори, что потом не будешь причащаться из-за этого. Главное – твое желание быть с Богом.
Масса может быть разных ситуаций, и на какие-то из них не надо обращать внимания, если это не конкретный грех. Например, если ты надумал завтра причащаться, а накануне поругался с кем-то из родных, тогда, конечно, нельзя причащаться. В молитве говорится: первее примирися тя опечалившим.
Если же случаются какие-то внешние обстоятельства, не греховные, не ведущие ко греху, тогда это препятствие надо преодолеть. Например, если опаздываешь в храм, возьми такси, потому что причастие дороже денег. Если даже ты опоздаешь на половину службы, это не будет являться препятствием к причащению. Вот такое искушение. Уж лучше причаститься, потому что завтрашнего дня нам никто не обещал, не гарантировал. Мы в этот день должны вложить все свое содержание. Кто-то сказал, что завтра – враг сегодня.
Скорее всего, враг уловил эту женщину на том, что она откладывает все на потом. Лукавый вмешивается в ее жизнь вот такими искушениями. А человек этот дьявольский крючок проглатывает...
– У меня тоже был случай очень давно. Приятельница меня попросила, чтобы я с ней сходила в храм. Она хотела первый раз исповедоваться, причаститься. Я ей рассказала, как нужно подготовиться. Мы пришли в храм, она подошла к батюшке, исповедовалась, взяла благословение, но так и не смогла причаститься – плакала.
– В Оптиной пустыни тоже был такой случай. Таинство Крещения – а у человека температура. Перенесли на другой день – в тот день он чем-то отравился. Снова перенесли. Он не мог доехать до храма; казалось, возникали какие-то непреодолимые препятствия. Но когда человек решил, что пойдет, несмотря ни на температуру, ни на что другое, – температура прошла.
– Такой случай был и со мной: у меня вдруг поднялась температура ни с того ни с сего. Но я твердо решила, что все-таки поеду в храм, так как готовилась. Утром проснулась – температуры нет. Это было как раз в самом начале моего воцерковления.
– Если все время руководствоваться болезнями (давление подскочило или живот заболел), то мы, наверное, с места не сдвинемся.
– Вопрос: «Десять лет ходила в одну церковь, теперь хожу в другую. Это грех?»
– Грех будет, если Вы будете ходить в другую церковь, вспоминая прежнюю недобрыми помыслами, с осуждением и недовольством. Если даже и была какая-то объективная причина, не надо вспоминать, что не нравилось в прежнем храме. Если в новом храме Вас устраивает священник, хор, обстановка – слава Богу. Грех будет, когда начнется сравнение: вот там батюшка говорил так-то и так-то, а прихожане там такие-то. Этого не надо делать. Люди обычно обсуждают: вот в этом храме батюшка добрый, а в том – строгий. Знаете, в поликлинике разные врачи нужны: и терапевт, и хирург, и травматолог. В храме – как в поликлинике.
Помню, у нас был отец Зосима, очень строгий батюшка (Царство ему Небесное). Приходит как-то одна прихожанка и спрашивает меня: «Батюшка, а где у вас вот этот священник с большой бородой?» Спрашиваю: «А зачем он Вам нужен?» Она говорит: «Знаете, когда я у него брала благословение, он мне так дал по лбу, когда осенял крестным знамением, что я курить бросила после этого!» – «Ну а сейчас зачем он Вам нужен?» – «Хочу пить бросить».
Поэтому в храме разные батюшки нужны. Нашли своего «терапевта» – и слава Богу!
– Не заканчиваются у нас вопросы по поводу того, как найти духовника. Мы уже много раз говорили об этом, но вопросы поступают и поступают. Может быть, еще раз повторим для зрителей...
– Все очень просто. Рядом с домом есть храм, куда вы ходите, исповедуетесь. Исповедовались у одного батюшки, потом у другого. Потом нашлось какое-то созвучие, когда стало комфортно исповедоваться у одного конкретного священника. Раз исповедовались, два... год, другой – и потихонечку он станет вашим лечащим врачом, духовником в полном смысле слова, который знает всю вашу жизнь. А настоящее духовное чадо слушает, что ему говорится относительно евангельских заповедей, и это исполняет. Потому что не слушатели забывчивые являются исполнителями воли Божией, а те, кто делом исполняет то, что слышит. Не время и не прозорливость того или иного священника делают его духовником, а сложившиеся добрые и искренние отношения между вами.
Например, в школе я очень любил историю. По любви к учителю истории я не мог не выучить урок. Так и в духовничестве: батюшка заботится о вашей душе, о вашем спасении, а вы чувствуете, что не можете и не должны его подвести, исполняете всё сказанное. Когда сложатся такие отношения, это будет прекрасно.
Когда корабль в море, недостаточно попутного ветра – надо, чтобы и паруса были подняты.
– Огромное спасибо! В завершение – несколько слов нашим зрителям.
– Когда идете в храм, повторяйте три раза одно и то же слово: доброжелательность, доброжелательность, доброжелательность. И по отношению к другим людям, и если в отношении вас случилась какая-то ситуация – все должно быть только доброжелательно.
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 15 мая 2024 года
Божественная литургия 14 мая 2024 года
Житие и труды составителей Литургий. Третья огласительная беседа епископа Веневского Феодорита
Житие и труды составителей Литургий. Вторая огласительная беседа епископа Веневского Феодорита
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Попранная справедливость». Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!