– Отец Иоанн, «История государства Российского» (первые восемь томов после выхода в свет в 1818-м небывалым тогда тиражом 3 000 экземпляров) сразу стала пользоваться невероятной популярностью, в том числе и у светских женщин. На Ваш взгляд, в чем секрет успеха?
– Даже сегодня, когда мы говорим о Карамзине и его великом творении «История государства Российского», у любого человека (пожилого, молодого, школьника, студента) возникает ассоциация с великим трудом, который был проделан в то время, с каким-то эталоном (как надо работать с документами, особенно с такой непростой тематикой, как история нашего Отечества). Говоря о том, что это было, почему у людей возник такой интерес, надо задуматься о самом главном. На дворе начало ХIX века, уже много сделано для того, чтобы Россия (тогда Российская империя) стала одним из могущественных и важнейших государств на политической арене во всем мире, которое решает огромное количество вопросов, в том числе и геополитических.
И, естественно, большое количество европейских народов знало историю нашего государства, а наш народ свою историю не знал. Это уже начало ХIX века. И становится даже немного не по себе, когда мы с сегодняшнего ракурса смотрим на тогдашнее невежество. Хотя уже был прогресс и в техническом плане, и в перевооружении армии, были наши постоянные достижения на всех фронтах. И тут – незнание собственной истории. Это большое невежество и упущение, и это связано с тем, что различные хранители документов, летописей, важнейших архивных данных не делились этим с государством. Это касалось, к сожалению, и Церкви, и монастырей.
– Может, задача была – умолчать, чтобы люди не знали?
– Наверное, с одной стороны, этим никто не занимался и об этом не думал. Потому что мы видим, насколько сильно отреагировал император Александр I на предложение Николая Карамзина написать историю нашего государства. На его воодушевление этой темой вообще. Ведь этот вопрос он мог поднимать и при Павле I, и при великой Екатерине II. Она была одним из самых прогрессивных правителей России. Тем не менее эти вопросы не поднимались. Только в начале ХIX века вопрос был поднят. Как писалось это великое творение? Николай Карамзин на несколько лет ушел в заточение, можно сказать, удалился в свое поместье в Остафьево и там проводил огромное количество времени, не контактируя со светскими людьми, обществом, полностью погружаясь в материал, архивные данные. Конечно, нужно сказать, что он назначением императора, его указом, стал первым историографом.
– Единственным.
– Да. Это позволило ему войти во все архивные библиотеки, монастыри и остальные заведения, где находилась ценнейшая, важнейшая информация, чтобы составить единообразное и точечное произведение, которое будет отражать всю нашу историю. После первых томов успех был ошеломляющий. Но это колоссальный труд, он был закончен уже после смерти Карамзина.
– Двенадцатый том издавали уже после.
– Да. И это дань его гению, полной отдаче и самопожертвованию, чтобы сделать наше государство и людей, которые там жили, более осведомленными.
– Как Вы верно отметили, он действительно боролся за достоверность в изложении фактов, боролся с идеалистической пропагандой и был, конечно, новатором.
– Даже в XX веке, наверное, ничего подобного, масштабного не писалось, хотя, конечно, эти тома заканчивались Смутным временем, но они в дальнейшем дополнялись. Он преподнес стиль, вкус, который сам, можно сказать, сотворил. Отразил дальнейшее желание историков и людей, которые этим занимались, работать именно в этом ключе. Почему? Ответом служат первые строки «Истории государства Российского», где сам Карамзин пишет о том, что это труд, который поможет любому читающему человеку, особенно русскому, в самые трудные для него времена обратиться к истории своих предков, увидеть, что им тоже было тяжело. (Они тоже десятки, сотни раз сталкивались с различными препятствиями: войнами, голодом, погромами, какими-то ужаснейшими трагедиями, катаклизмами. И с честью, гордостью, мужеством, с желанием победить зло все это преодолевали.) Чтобы читающий человек черпал оттуда воодушевление.
Ведь если обратиться к истории уже XX века, к самой трагичной главе этого времени в нашей стране – Великой Отечественной войне, мы вспомним, как товарищ Сталин, когда обращался к людям, вспоминал о великих полководцах Кутузове, Александре Невском, Димитрии Донском. Тут уже прослеживается яркий показатель того, что люди понимали, о ком идет речь. Они понимали, что именно эти имена им дают силы, мужество.
– Символы эпохи.
– Да. Это имена тех, кто боролся со злом, насилием, вражеской интервенцией. При воспоминании о них в те годы, наверное, людям становилось немного легче, хотя было время тяжелейших испытаний. Мы знаем, как жители блокадного Ленинграда, находясь в истощенном, полуобморочном состоянии, даже умирая от голода в подвалах, квартирах, постоянно подвергаясь бомбежкам, с упоением читали. Причем читали очень часто книги по истории нашего Отечества, чтобы проследить, увидеть что-то знакомое в истории. Чтобы как-то этими примерами воодушевиться и помочь самим себе преодолеть неминуемый ужас, депрессию и уныние. И в этом заслуга Карамзина. Это он создал не только эти замечательные тома, это творение, но еще и дал мощный импульс к тому, как надо излагать историю Отечества, в каком направлении действовать. Конечно, нужно еще сказать, что он был новатором в плане составления текста. Это уже не Нестор Летописец…
– Стилистика современная, да?
– Да. Это новый стиль, новые слова. Он стал автором огромного количества новых слов, в том числе слов «этика», «мораль». Это очень важные термины, которые мы и сейчас используем.
– А в XX веке кого из историков можно было отнести к последователям Карамзина? Может быть, в точности изложения материала? Или сложно так сейчас поименно сказать?
– Да сложно говорить, потому что все философы (Ильин, Ключевский, Бердяев) обращались к истории нашего Отечества того периода, пытаясь понять, в какие потрясения входит Российская империя. В дальнейшем много советских исследователей пытались мыслить в этом направлении, дополнять то, что уже было написано в Новейшей истории ХIX и XX столетий. Здесь можно, чтобы никого не обидеть, не называть имена всех, но достойных людей много. Самое главное, что на различных факультетах изучалась история, и на сегодняшний день «История государства Российского» является неотъемлемо важнейшим источником, документом, памятником изучения нашей истории, историографии. И уже современные исследователи в своих новых статьях, исследованиях на всевозможных конференциях постоянно обращаются именно к этому труду.
– Даже два века спустя?
– Да. Смотрим сначала, как у него было написано (если мы говорим о той эпохе, о тех временах), ну а потом уже то, что там еще было, какое дополнение. Чтобы была ясная, точная картина.
– Давайте поговорим о современной истории. На основе того, что сейчас происходит, кто-то уже создает какие-то серьезные исследовательские труды?
– Недавно был представлен всей нашей стране новый и, самое важное, единый учебник по истории нашего Отечества для старших классов. Это очень удачно, потому что самое главное – он единый. Нет разных учебников, которые раньше были рекомендованы…
– Программы разнились в разных школах…
– Да, программы разнились, а все-таки единый госэкзамен требует единого знания, комплекса связанных между собой тем. Соответственно, школьники могут узнать о вопросах, которые будут перед ними, из этого учебника. А дополнительные материалы, которые в том числе могут включать в себя различные памятники истории, которые наши учителя пытаются детям не только представить, но и приобщить их к чтению этих памятников, их изучению, тоже, несомненно, важны. Есть определенный костяк, стержень. Но то, что было создано, сделано, не предается забвению, об этом уже было сказано, и не только в вузах, но еще и школьникам. Со школьной скамьи надо детям дать возможность почувствовать важность и необходимость знания собственной истории. Чтобы мы не возвратились опять в ХIX век, когда нашу историю извращали, над ней глумились, над нами смеялись, а мы были как Иваны, не помнящие своего родства. Карамзину удалось это упразднить, и то, что он сделал, нельзя предавать забвению.
– Ведь сейчас в невероятно сложное, но тоже интересное время мы живем. История создается буквально на наших глазах, и все мы в некотором смысле являемся ее свидетелями.
– Это правда. Мы не только свидетели, но и создатели этой истории.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Ольга Смирнова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Временная выставка «Сотворение мира». Часть 2
Плод веры. Директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ Алексей Капустин. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!