– Христос воскресе!
– Воистину воскресе!
– Отец Владимир, Пасха, как известно, торжество победы жизни над смертью, отмечал ее и Сам Господь вместе со Своими учениками. Какие важные для христиан слова были произнесены тогда?
– Действительно, Господь явился прежде всего не каким-либо реформатором нравственных или религиозных идей, как иногда мы можем слышать. Нет. Во-первых, Он пришел исполнить закон. И Он очень внимательно относился к данному закону и исполнял уставы и традиции Своего народа согласно тому, как они были сформированы и переданы от Бога через пророка Моисея для исполнения в народе. Более того, Он исполнял их и относился к ним серьезно, можно даже сказать, что более серьезно и взвешенно, чем относились к этому религиозные лидеры Его времени. То есть нельзя сказать, что фарисеи были плохие или необразованные. Нет, если с социальной точки зрения посмотреть на этих людей, на то, что они делали и как, это были выдающиеся люди – учителя, образованные исследователи закона, которые чаще всего организовывали на собственные деньги школы. При этих школах давали бесплатное образование молодежи, детям и подросткам и действительно внимательно относились к закону. Однако со временем эта идея и тяга к изучению закона и комментированию его естественным образом превратилась в это: все, что заповедано моим учителем, абсолютно верно и непогрешимо, мы должны идти след в след за ним и ничего не изменять.
Таким образом, к I веку в раввинистической культуре появилось очень много странных вещей, когда в стремлении не нарушить закон человек уходил настолько далеко, что нередко начинал противоречить самой букве закона или хотя бы его содержанию. Именно с этим Господь спорил, когда разговаривал с фарисеями и называл их в этом смысле лицемерами. И потому, исходя из Своего ревностного отношения к закону, Он отмечал религиозные праздники в соответствии с духом заповеданного учения Моисея. И, как мы читаем, последний праздничный ужин как раз выпадал на праздник пасхи, важный и знаковый для иудейской культуры день, ведь именно тогда и зародился иудейский народ как богоизбранный, возглавляемый Самим Богом. То есть Господь вывел людей из египетского плена и в воспоминание вот этих сверхъестественных событий, страшных событий, но столь важных для народа, всякий почитатель закона должен был исполнить этот праздник независимо от того, есть у него средства и сколько их. Хотя бы минимум, но он должен был исполнить.
Господь со Своими учениками проводит Тайную Вечерю. Последний ужин с учениками – это не просто дружеские посиделки, это не просто вечер перед грядущими событиями, когда Он желает поговорить с ними. Нет, они действительно отмечают религиозный праздник Песах, праздник Исхода, вспоминают именно то событие. Но то, что начиналось как ритуальное исполнение, предписание, празднование, превратилось в установление важнейшего для Церкви таинства – Евхаристии. Таинства, в котором мы все вместе приносим единственную доступную нам сегодня форму жертвы – бескровную жертву в воспоминание Господа по Его Слову. Он Сам сказал Своим ученикам: «Это творите в Мое воспоминание». Когда Он, взяв Чашу и прочитав над ней особую молитву благословения, ее изменяет. Там нужно было прочитать определенные слова, которые знал всякий совершеннолетний иудей того времени, но Он изменяет их. И говорит о том, что это Чаша завета Крови, и предлагает испить из этой Чаши Своим ученикам вино, называя его собственной Кровью. А когда Он берет хлеб и благословляет его, опять-таки вместо благословения хлеба и благодарения Богу за предложенный хлеб прочитывает другие слова. Он, обращаясь к Своим ученикам, называет этот хлеб Своим Телом, которое истязаемо будет за них, и приглашает их к тому, чтобы они этого Тела вкусили.
Точно так же и сегодня мы в каждом храме за каждым богослужением вкушаем от хлеба и вина благословленных, но под видом хлеба и вина мы все вместе причащаемся Святых Христовых Таин, истинных Тела и Крови Христовых. Поэтому для нас вот этот последний ужин, Тайная Вечеря, которую Господь отмечает со Своими учениками, – не просто событие, не просто воспоминание, не просто подтверждение того, что Господь внимательно относился к ритуальным предписаниям, а это очень важный день, потому что именно во время этого события строится наша литургическая практика, литургическая практика Церкви. И поэтому для нас Пасха Господня и возможность причаститься Святых Тела и Крови Господа – ключевые события. Пасха Христова вообще для нас – суть нашей жизни, Воскресение Христово, а возможность причащаться Его Тела и Крови всем вместе от единой Чаши – это прямое исполнение Его прямого для нас повеления.
– Почему праздник называется именно Пасха? Откуда происходит название?
– По-еврейски – Песах, а в арамейской традиции слово звучит как «Пасха». И поэтому мы восприняли его, что называется, не переводя. Действительно, историческое событие Песах лежит в основе. Но в контексте христианства и в контексте Воскресения мы уже говорим совсем о другом. Песах – это «исход», «выходить» (еще иногда переводят как «проходить мимо»). Евреи вышли из египетского плена. Также проводилась и некая параллель: в домах евреев, где совершалось ритуальное жертвоприношение и вкушение от ритуального агнца, а косяки дверей были помазаны, окроплены жертвенной кровью этого агнца, не произошло того страшного несчастья, которое произошло по всему Египту, когда всякий первенец (от первенца фараона до первенца находящегося в темнице заключенного) был умерщвлен. В домах евреев, совершивших те религиозные предписания, которые дал им Господь через Моисея, такого страшного события не произошло. И они вкушали эту пасху, вкушали жертвенную пищу одетые в дорожную одежду и стоя. То есть они должны были быть готовыми сразу покинуть Египет. Так происходил Исход. И в иудейской традиции это событие воспоминалось каждый год, всякий правоверный обязан был вспоминать его, как и еще несколько других важных дней.
Господь отмечает это событие, но уже в христианском контексте мы тоже говорим о выходе, о выходе из рабства, и тоже говорим о жертве. Но контекст сильно меняется. Агнцем пасхальным становится Сам Христос. Кровью, с помощью которой были избавлены люди от смерти, стала кровь Самого Христа, распятого за нас на Кресте. Посредством этой жертвы мы стали свободными выйти из рабства, но уже рабства не политического, а духовного, из рабства греха и смерти.
– Как раз в этой трансформации прослеживается это движение – в переходе?
– Слово «Пасха» остается для нас важным и несет примерно тот же смысл, но уже в обновленном христианском контексте.
– С каких пор символами праздника стали крашеные яйца и куличи? И как это связано с Марией Магдалиной?
– Начнем с того, что существует предание о Марии Магдалине и ее встрече с римским императором Тиберием, когда она не могла прийти с пустыми руками к императору. У бедной проповедницы не было ничего, кроме яйца, которое она и предложила к трапезе императора и приветствовала его словами: «Христос воскресе!» На что тот ответил, что это звучит как глупость, воскресение так же невозможно, как то, что яйцо из белого не станет красным. И оно таковым стало. Да, это очень красивое предание.
Не стоит полагать, что мы, воспоминая Пасху Христову и подготавливая праздничную трапезу, именно этим событием вдохновляемся, когда красим яйца. Есть некий символ, и этот символ приобретает значение только тогда, когда есть некий контекст. Символы могут быть тождественными, но в зависимости от контекстов или от культур они будут разными, и только в определенном контексте символ будет что-то означать. Так примерно и здесь. Наш символ Воскресения Христова – крашеное красное яйцо. Символ, исходящий из нашего христианского контекста. Или же яйцо как образ пещеры, горы, где заточена жизнь.
– Или же символ жизни.
– Да, и нужно же открыть эту пещеру, то есть эту скорлупу разломить. Может быть и такое значение. Но главным здесь является сам символ Воскресения Христова, то, что мы говорим о Христовом Воскресении. Что же касается кулича, квасного хлеба, то это как раз воспоминание артоса. Когда ученики встречались, апостолы встречались и ранняя Церковь собиралась за одним столом, всегда оставляли одно место для Господа, ожидая Его. И во главу этого стола, у этого почетного места поставлялся квасной хлеб как альтернатива, замена тому пресному хлебу, который ели в праздник Песах. А сейчас у нас новое значение.
– Но традиции, гастрономические предпочтения все же не главное, основное – духовный смысл праздника. Пасху, как известно, отмечают 40 дней. О чем важно помнить в этот период?
– Из Евангелия мы знаем, что Господь являлся Своим ученикам в течение 40 дней до Своего Вознесения. И поэтому все эти дни мы отмечаем Пасху Христову, Его Воскресение, приветствуя друг друга пасхальным приветствием. И отмечаем Пасху не только за столом или встречаясь с друзьями, но прежде всего в молитве, в богослужении и в совершении дел милосердия и любви.
Ведущая программы Маргарита Рекко
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!