– Отец Владимир, согласно Писанию, именно в дни Страстной седмицы Христос переживал все муки людские: был предан и распят за грехи человеческие. Нам всем следует, конечно же, об этом помнить. И считается, что Церковь и все верующие в этот период вспоминают именно последний период жизни Спасителя. Каждый из дней имеет свой духовный смысл.
– Действительно, так. Страстная седмица называется так потому, что мы вспоминаем страсти (в смысле страдания) Господа Иисуса Христа, которые подробно описаны в Священном Писании. И ввиду того, что мы так акцентируем свое внимание на этих событиях, и в богослужении преобладает этот мотив страдания Господня. И действительно, как Вы верно отметили, каждый день мы воспоминаем событие, так или иначе связанное с последними днями земной жизни Господа Иисуса Христа. Вот только что накануне крики, восторженные приветствия, и Он входит в Иерусалим как царь. А уже на следующий день мы видим, как постепенно все начинает изменяться. С понедельника мы начинаем размышлять… То есть начало – притча о смоковнице, а далее уже все идет согласно последним главам Священного Писания – предательство, Тайная Вечеря, арест, неправедный суд в несколько приемов, и Страстная пятница – крестная смерть Господа; тишина субботы и радость воскресения. Вот так и проходит предпасхальная Страстная неделя в контексте Священного Писания.
И точно такие же акценты мы расставляем в богослужении, песнопениях, молитвословиях. Прежде всего обращаемся именно к этим образам, заново духовно переживая все эти события. Во-вторых, пытаемся настроиться на некий умиротворенный и покаянный лад – найти в себе силы к преодолению своих слабостей, завершить все то, что было намечено в Великий пост и, может, по какой-то причине не удалось. Вот такая попытка хотя бы в последние дни потрудиться в полную силу, когда пост прошел. Всякое же бывает. У кого-то, может быть, не было поста. Может, он не проявлялся в каком-то аскетическом упражнении или в молитве. А в Страстную неделю все-таки можно даже вокруг себя посмотреть: в беседе с близкими людьми, со знакомыми. Так или иначе всякий христианин, даже не очень религиозный человек, в жизни которого не всегда, к сожалению, находится время для храмового богослужения, стремится к осмысленному проведению этого времени, участию в богослужении, ну и, конечно, к некой подготовке к Пасхе.
– А ведь церковные службы в дни Страстной седмицы считаются чуть ли не самыми торжественными и величественными в году. Почему?
– Это обусловлено самим смыслом богослужения и прочитываемыми в храме текстами, потому что воспоминается не самое веселое событие. И потому внимание, с которым человек относится к этому событию, естественным образом выражается и в некой строгости. Как Вы отметили, в строгой торжественности богослужений Страстной седмицы. Прочитываемые тексты наполнены глубоким покаянным чувством, эмоционально мы сопереживаем участникам этих событий и ощущаем духовно себя некими соучастниками того, что происходит. И потому проявляется некая торжественность. Может быть, эти службы и нельзя называть самыми помпезными, хор не гремит, не так много светильников храмовых зажжено, облачение достаточно аскетичное, темное, но торжественность проявляется именно в такой холодной сосредоточенности, в четкости и осмыслении того, что происходит. Эта торжественность действительно не менее «яркая» (в кавычках), чем торжественность Пасхального богослужения. Но Пасхальное богослужение проявляется в контексте радости, поэтому оно яркое, эффектное, торжественное, с радостными песнопениями, наполненное ликованием хора, с яркими богослужебными одеждами, украшенным храмом, зажженными светильниками. То есть это торжественность одного порядка. Но мы видим, что в богослужении Страстной пятницы, минорной, света практически нет, читаются тексты аскетической направленности, одеяние священнослужителей очень скромно выглядит, но это никоим образом не уменьшает торжественности, потому что здесь торжество внутренне сосредоточенное и очень аскетичное.
– Самая длинная служба недели, как известно, приходится на Великий Четверг. Какому событию она посвящена?
– Что касается длины богослужения, это не вполне верно, потому что в одном храме скорость чтения одна, в другом – другая. В одном храме хор медленно поет, в другом, наоборот, быстрее. Тут идея не в длине богослужения, а в осмысленности того, что происходит. Действительно, в четверг утром мы встречаемся за Божественной литургией и причащаемся Святых Христовых Таин, вспоминая события Тайной Вечери, а в четверг вечером встречаемся за богослужением в храме, когда происходит чтение 12 Страстных Евангелий. Это действительно достаточно долгое богослужение. Мы читаем Евангелие чувственно, со вниманием. Читаем о событиях страстей Христовых и как бы соучаствуем и в неправедном осуждении, и в страдании Господа, как бы являемся свидетелями описываемых событий. И действительно, это богослужение можно назвать одним из самых сосредоточенных, когда вся суть богослужения строится на внимательном отношении к прочитанному евангельскому тексту: в центре всего богослужения чтение Священного Писания. И мы подготавливаем себя к тому, чтобы быть незримыми свидетелями этих событий, как бы переживая эту ночь вместе с учениками Господа. И таким образом формируем в своем сердце покаянное чувство, еще раз переживая это событие, которое произошло за много веков до нашего рождения, но мы являемся полноценными его участниками, потому что Господь взошел на Крест не ради современников, не ради учеников, но ради всех людей, живших и живущих.
– Отец Владимир, кроме желательного посещения всех богослужений в период Страстной недели, каким еще образом православному человеку следует духовно вести себя в этот период? От каких-то мирских радостей, возможно, стоит отказаться?
– Во время поста у нас достаточно ограничен круг каких-то мероприятий, в которых мы должны были бы участвовать. Очевидно, что мы должны работать, учиться, трудиться. Но следовало бы, если в течение поста не удалось воздержаться от каких-то развлечений, скоромной пищи, хотя бы в эти последние дни соблюсти пост в такой малой мере. Что же касается человека, который соблюдает посты, регулярно участвует в богослужениях, то в последнюю неделю Великого поста, в Страстную седмицу, мы пытаемся усилить свою меру поста. Если мы, например, воздерживались лишь от развлекательных телепередач или использовали Интернет не только по работе, то хотя бы в дни Страстной седмицы могли бы абсолютно воздержаться от просмотра телепередач или посещения развлекательных сайтов, социальных сетей и это выделенное время, которое у нас остается, посвятить себе, своей душе, общению с Богом, молитве, размышлению над страницами Священного Писания.
– Но ведь и гастрономические ограничения, если не ошибаюсь, в этот период времени гораздо более строгие?
– У нас есть устав поста. Это монашеская традиция, и не все миряне способны ее соблюдать. Потому следует то, что касается гастрономических издержек и воздержания от определенных продуктов, человеку обсудить с духовником. Но в целом, если человек не болен, если он хотя бы потенциально здоров и диагнозов никаких не имеет, то хотя бы эту неделю нужно воздержаться от животного белка, ограничившись лишь растительной пищей. Что касается устава, то он предполагает, что в пятницу мы воздерживаемся от еды полностью. Во всяком случае, хотя бы до выноса плащаницы, к которой мы можем приложиться. В четверг и субботу есть некоторое послабление – мы едим горячую пищу. А так действительно все дни Страстной седмицы у нас дни строгого поста, проявляющиеся в сухоядении. Под сухоядением мы подразумеваем сырые овощи, может быть, компот, какой-то чай, хлеб.
– Как в этом году в храмах епархии готовятся к торжеству Светлой Пасхи?
– Как и во все годы. Праздник Пасхи самый важный, самый любимый, самый долгожданный, к которому всякий человек, всякий христианин стремится подготовить самое лучшее. Как мы украшаем свои дома, себя, стараясь выбрать что-то наиболее торжественное, наиболее праздничное, точно так же и в храме длительная подготовка. Храмы благоукрашенные, чистые и светлые, еще больше внимания уделяется приведению в порядок прихрамовой территории, украшению самого храма, это большое количество светильников, хор всегда готовит что-нибудь новенькое – торжественное песнопение. То есть на всех уровнях подготовка идет полным ходом. С точки зрения богослужения готовятся и священнослужители, и хор. С точки зрения технического состояния все приводится в идеальный порядок, украшается – вокруг храма действительно все сверкает и сияет. И точно так же и наши дома. Мы все готовимся к празднику Пасхи, готовим какую-то праздничную снедь и ожидаем праздник Светлого Христова Воскресения уже во всеоружии, что называется. Так было и, даст Бог, будет всегда. К этому празднику мы готовим самое лучшее.
– С нетерпением будем ждать светлой и праздничной службы!
Ведущая программы Маргарита Рекко
Записала Елена Чурина
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 85. Священник Константин Корепанов
Божественная литургия 17 февраля 2025 года
У книжной полки. Митрополит Антоний Сурожский. Духовное путешествие. Размышление перед Великим постом
Этот день в истории. 17 февраля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!