Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Село Поярково Солнечногорского района Московской области. В небольшом отдалении от столицы есть этот уголок первозданной природы, тишины и, конечно, молитвы.
Протоиерей Андрей Юревич (фрагмент Божественной литургии):
– «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз...»
В храме Рождества Пресвятой Богородицы воскресная литургия – теплая, душевная, камерная, практически семейная. Впрочем, так и есть. И потому, что приход действительно духовная семья, и потому, что служат сегодня два священника – представители большой православной семьи, протоиерей Андрей Юревич и иерей Александр Насибулин – тесть и зять.
Семья отца Андрея и матушки Ольги Юревичей стала родной даже не десяткам, а сотням тысяч верующих России и зарубежья благодаря документальному фильму «Свидетельство любви». Свидетельством любви к Господу стала их жизнь, отношение к вере, к людям и, конечно, к своим детям – сыну и шести дочерям. С одной из них мы сегодня и познакомимся.
Матушка Анастасия – регент церковного хора здесь, в храме Рождества Пресвятой Богородицы, в котором с недавнего времени настоятелем служит ее муж – отец Александр Насибулин. Каждая служба – обязательное обращение к Евангелию, слова которого необходимы как воздух, если мы хотим прозреть от духовной слепоты.
Иерей Александр Насибулин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы:
– Если бы мы были духовно зрячими, то видели бы адское пламя, которое просто разверзается вокруг нас в эти моменты. Мы бы видели ту духовную битву, духовную войну, в которой каждый день принимаем участие, когда боремся с этими бесовскими наваждениями, искушениями. И самое главное, мы бы видели перед собой Христа, Который вдохновляет нас на свершения, на подвиги, Который зовет нас за Собой каждый день нашей жизни.
Вся жизнь священнической семьи – своего рода проповедь, а в ее основе – собственный жизненный опыт, обретенный и теорией, и практикой. Теория и практика четы Насибулиных начиналась за тысячи километров от Москвы, в городе Лесосибирске Красноярского края. Туда из столицы переехала семья Юревичей, там появилась на свет и приняла крещение дочь Ася.
Матушка Анастасия Насибулина:
– Никаких купелей тогда еще не было, была какая-то огромная металлическая бочка. Помню, что я очень боялась... А когда все уже произошло, мама отнесла меня в другой придел на какой-то старинный сундук (он был с какими-то церковными предметами), и на нем меня вытирали, переодевали. Я говорила: «Мама, я еще хочу». Мама говорит: «Нет, больше нельзя». Я это хорошо помню.
Ася – вторая из детей в семье. В Лесосибирске у Аси появились еще четыре сестры и брат. Придя к вере, отец Андрей организовал в Лесосибирске первую православную гимназию. Ася вспоминает свои гимназические годы с благодарностью, потому что всегда там чувствовала любовь. Даже когда ее вызывали на ковер.
Матушка Анастасия Насибулина:
– Я хорошо училась, и где-то в средней, наверное, школе возникла идея (наш класс был первым выпуском), чтобы я попыталась пойти на медаль. Соответственно, каждый раз, когда меня вызывали в директорскую, я прекрасно понимала, что должна сделать. И для меня это было совсем не обидно, меня это очень хорошо подстегивало в здоровом плане.
Ася Юревич стала первой золотой медалисткой гимназии. После выпуска уехала учиться в Москву в Российский государственный православный университет имени Иоанна Богослова. В Лесосибирск приезжала на каникулы, еще не зная, какой подарок подготовил для нее город детства.
Иерей Александр Насибулин:
– С отцом Андреем и матушкой Ольгой мы познакомились даже раньше, чем с Асей, потому что матушка Ольга преподавала у меня в гимназии, с отцом Андреем мы общались. У нас были уроки жизни в одиннадцатом классе, отец Андрей приходил, преподавал. То есть мы были знакомы с ними...
Матушка Анастасия Насибулина:
– Ну и на каком-то спектакле (по-моему, «Ромео и Джульетта»), хотя мы с ним и до этого виделись, у нас с ним вспыхнули чувства.
Иерей Александр Насибулин:
– Почему люди так влюбляются друг в друга? Потому, что действует Господь. Вдруг из огромного количества других девушек я увидел ее и больше не смог забыть.
Александр тоже после окончания православной гимназии уехал вслед за Асей в Москву, поступил в Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Влюбленные были рядом, два года встречались. И решили: еще примерно через год поженятся.
Матушка Анастасия Насибулина:
– И вдруг звонят мои родители и говорят: «Асенька, мы тут помолились и поняли, что вам надо жениться этим летом». Я говорю (это был май): «Да? Вы знаете, если вы так этого хотите, то сами сходите к Сашиным родителям, потому что мы, конечно же, не будем им это говорить». Мама говорит: «Хорошо».
Родители Александра и Анастасии воспитывали своих детей в любви и вере, причем понимая, что сакральная встреча с Христом у каждого должна быть только своя. Так случилось и в жизни Аси, хотя Божественное присутствие она ощутила рано.
Матушка Анастасия Насибулина:
– Оно было очень проникновенное и детское, то есть когда ты радуешься всему: красным яичкам, причастию... Я бы не сказала, что это было что-то потребительское, плохое. Это было детское. И чтобы в этом детском не остаться, надо идти на следующий уровень.
Асе было восемнадцать, когда у нее возникло искреннее и уже не детское желание раскрыть сердце для Христа. Были долгие разговоры с мамой, вопросы и ответы, новые ощущения, молитвенная благодать...
Матушка Анастасия Насибулина:
– Слезы (у меня всегда градом слезы), спокойствие внутри, прямо мир, мир, мир...
Иерей Александр Насибулин:
– Нам всегда нужно стремиться следовать за Ним и взывать: «Господи Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня! Открой мои духовные очи, дай мне прозреть, чтобы видеть Тебя, видеть окружающих людей. Чтобы видеть этот мир таким, какой он есть: в том великолепии, в той радости, в которой Ты его сотворил».
Учась на пятом курсе миссионерского факультета Свято-Тихоновского университета, Александр Насибулин стал алтарником в храме, а вскоре настоятель предложил ему рукополагаться. На тот момент молодому человеку было всего двадцать пять лет.
Матушка Анастасия Насибулина:
– Мы пошли к папе, понимая прекрасно, что сейчас папа скажет «нет» – и мы успокоимся: ну, батюшка сказал... Мы к нему приходим, он сначала за голову схватился, потом поговорили-поговорили, и он: «Ну да». Мы так: ничего себе! Спрашиваем: «А можете позвонить отцу Геннадию и потом нам трубочку дать? Мы еще у него спросим». Думаю: отец Геннадий точно скажет «нет». Трубочку нам так и не дали, потому что отец Геннадий сказал: «Конечно, надо срочно рукополагаться».
Было такое опасение: ты стал священником, а это значит, ты должен стать другим человеком. И он боялся, что не сможет стать другим человеком, потому что батюшка веселый, радостный. Он любит прыгать, а не ходить, идти вприпрыжку, еще что-то (ну, элементарно: какие-то увлечения – музыкальные, спортивные)... Есть священники, которые действительно это все обрубают.
Иерей Александр Насибулин:
– Всю эту радость принес нам Христос. Читая Евангелие, по-моему, невозможно не радоваться, потому что все оно пропитано любовью к тебе. Господь пришел и напрямую говорит к твоему сердцу, поэтому ты, читая Евангелие, радуешься. И, конечно, как священник с матушкой стараешься эту радость нести на тот приход, на котором находишься.
Матушка Анастасия Насибулина:
– Только в Великий пост неудобно, а в остальное время нормально. А в Великий пост мне все время хочется как-то переживать страдания Христовы, плакать. Там идет служба четыре часа, такая скорбная. Вдруг выскакивает мой батюшка и говорит: «Как хорошо, дорогие!» Я говорю: «Ну, ты бы сказал что-нибудь скорбное». Он говорит: «Я не могу, я даже в этот момент радуюсь».
Иерей Александр Насибулин:
– Помню, я жил на подворье Троице-Сергиевой лавры. Представляете, монахи ходят строгие – тоже Великий пост. И я… такой выбежал. У меня совершенно нет мысли, чтобы кого-то искусить. Игумен меня встретил и говорит: «Что это ты бегаешь, радуешься? Ведь Великий пост на дворе». Я говорю: «Та это же духовная весна!»
Матушка Анастасия Насибулина:
– Я очень люблю проводить аналогию с супружескими отношениями. Для этого тоже нужно усилие. Ведь очень часто надо через себя переступить, промолчать, когда хочется «о-го-го» сказать. И это – усилие: ты постоянно что-то меняешь внутри, как-то себя понуждаешь (такое хорошее славянское слово). То же самое в отношениях с Богом: если не будешь стараться идти к Нему и в то же время не будешь открыта для ответа, то ничего и не будет.
На самом деле трудно постоянно и во всем держать высокую планку: и в вере, и в семье. Бывают моменты привыкания, если не сказать охлаждения. Но эти кризисные точки бесценны, если увидеть в них Божии подсказки.
Матушка Анастасия Насибулина:
– В первое время, когда батюшка только стал священником, он мне очень помогал. Если у меня внутри начинались какие-то нестроения по отношению к моему мужу, я тут же шла в храм на его службу, чтобы он служил. И у меня сразу мозги на место вставали. Я даже не знаю, с чем это связано, но когда ты видишь, что твой муж, к которому у тебя какие-то претензии, служит Богу, мне кажется, никаких претензий не должно быть.
Пока Насибулиных пятеро: папа, мама, дочь Оля, сыновья Даниил и Стефан. Они стараются всегда быть вместе: в храме, дома, на отдыхе. Часто инициатором семейных развлечений выступает легкий на подъем отец Александр.
Матушка Анастасия Насибулина:
– Он может приехать со службы домой безумно уставший, сказать: «Пять минут на сборы, мы едем купаться». Мне это нравится.
Если в семье радость, то и на приходе все складывается хорошо. Отец Александр и матушка Анастасия и это знают на своем опыте. А радость, любовь – духовное топливо, благодаря которому ярко и тепло горит их семейный очаг.
Иерей Александр Насибулин:
– Ездим на свидания. Матушку вывожу, бывает, на какие-то экстремальные вещи… Какие-то совместные эмоции все-таки скрашивают отношения супругов.
«И будут двое как плоть одна», – гласит Святое Писание. А там, где двое во имя Господне, там Христос и есть, и будет. Только надо (матушка Ася это точно знает) однажды очень захотеть открыть Ему свое сердце и пойти по жизни, держась за Его руку.
Матушка Анастасия Насибулина:
– Мой духовник и я за то, чтобы на каждой литургии, на которой присутствуешь, причащаться. Люди говорят: «Ну как же так? Я не подготовился. Если я буду каждый раз причащаться, это замылится». Может быть, для кого-то замылится. Для меня это то, что держит меня на плаву.
Иерей Александр Насибулин:
– Хорошо рассказать человеку, как Христос меня преобразил, – это может зажечь человеческое сердце. Этой надежды на Христа хочу пожелать всем нам, дорогие братья и сестры. И пусть любящий Господь, исцеляющий и милующий нас, всех благословит во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!