О земном и о небесном (Пятигорск). Пенсионная реформа

31 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, хочу Вас попросить: расскажите, пожалуйста, эту интересную историю, когда Вы одним предложением смогли после службы оставить почти всех прихожан на беседу. Как такое получилось?

– Каждое воскресенье уже по традиции в нашем кафедральном соборе встречи за чашкой чая, когда мы говорим на разные-разные темы. А сама тема, в общем-то, до сих пор очень напряженно висит в воздухе. Мы так и сказали: «Знаете, впереди пенсионная реформа. Что же делать? И как дожить до пенсии? Давайте об этом поговорим». Народ остался поговорить. И да, помню, в тот день собралось очень много людей, даже не хватило привычных мест для нашей встречи.

– Если Вы не против, давайте сегодня тоже поговорим о пенсиях – настолько актуальная тема!.. Первый мой вопрос – Ваша личная реакция, когда Вы услышали о том, что планируется повысить пенсионный возраст?

– Очень тяжелая реакция. Недоумение. Я понимаю, конечно, что есть обстоятельства, диктующие какие-то решения, которые сейчас называют непопулярными решениями. Но ведь за этими словами «непопулярные решения», «дискуссии», «кстати, некстати» – люди! Прежде всего я даже не себя представил пенсионером (вряд ли пока я могу это сделать), а представил тех людей, которых очень много среди наших прихожан. И я знаю, как часто мне приходится говорить с ними об одной проблеме – «вот бы доработать». Даже сейчас, в этом своем возрасте, они говорят о том, что очень трудно найти работу. И сколько раз я принимал участие, когда люди обращались с просьбой: «Владыка, никак не дают доработать. Пожалуйста, поговорите. Может быть, у Вас получится. Мне бы хоть до пенсии доработать. Еще полгода не хватает...»

И вдруг услышать это! Я могу себе представить, какое переживание это вызвало у большинства населения нашей страны. И теперь это не только можно представить, это видно: дискуссия открылась на разных фронтах. Ведь речь идет на самом деле о людях, даже не о деньгах. И хотя есть тому экономические обоснования, но речь идет о людях. Мне кажется, когда мы говорим о людях, я в этом уверен – нельзя говорить в измерении денежных единиц; это нечто большее, это вообще несоразмерно. И когда дискуссия касается очень трепещущих человеческих тем, здесь нужно искать совсем другую мотивацию и обоснование для принятия решений.

– Владыка, а как у священников обстоят дела с пенсией? Выходят они на пенсию?

– Как все граждане России. Пенсионный возраст – момент, когда начинается пенсионное обеспечение, наступает в тот же возраст, как и у всех граждан России, но священник продолжает трудиться. По сложившейся сегодня практике до 75 лет священник продолжает трудиться, и уже после этого возраста он пишет прошение священноначалию освободить его от послушаний (речь идет прежде всего об архиереях, о настоятелях храмов), дав возможность дальше совершать богослужения, но уже без административной нагрузки и высокой ответственности.

– Но в храмах можно встретить батюшек, которым далеко за семьдесят пять. Что у них с пенсионным возрастом?

– Да. Знаете, у нас таких людей (и не только священников, кстати) всегда очень трепетно называют «старец». Заходит такой благообразного вида пожилой человек – и говорят: «Как старец». И ведь за этим словом скрывается очень многое: перед тобой человек с очень большим личным богатым жизненным опытом. То есть этот человек не будет вспоминать чьи-то слова, которые кто-то когда-то в связи с чем-то сказал, а скорее расскажет что-то из своей собственной жизни. Потому что его жизнь богата разными примерами, этот человек пережил очень многое. И к таким людям так и относятся.

В особенности в нашей епархии (и я так этому радуюсь!) в силу многих обстоятельств (в том числе того, что она находится в регионе Кавказских Минеральных Вод) очень много священнослужителей в преклонном возрасте. Многие священники из большой епархии, которая сейчас разукрупнена, перебирались сюда, чтобы вместе с тем и как-то поддержать свое физическое здоровье. У нас, слава Богу, таких священнослужителей в возрасте старцев очень много. И я искренне радуюсь тому, что они продолжают нести свое послушание. Как правило, у них одно послушание – они становятся духовниками, общаются с людьми. И знаете, когда такой батюшка заходит в алтарь после исповеди, конечно, он физически устает, может присесть на стульчик, но внутренне столько эмоций, столько переживаний! И он еще продолжает общаться с теми людьми, которые рассказывали ему о своих жизненных обстоятельствах. И уж точно ты знаешь, что этот человек нам очень нужен, нам никак без него. Такие люди нам очень нужны, потому что они, повторюсь еще раз, не вспоминают что-то из чужих историй, они рассказывают это из собственных историй, и это очень большая поддержка.

– А с материальной точки зрения? Кто платит священникам пенсии?

– У священника существует, как я уже сказал, государственная пенсия. Как гражданин России, он так же, как и все граждане, вносит определенные налоги в Пенсионный фонд и по достижении пенсионного возраста получает пенсионное довольствие в соответствии с гражданским законодательством. Но вместе с этим в нашей епархии (да и во многих других епархиях, но у нас особенно) распространена традиция (и она существует уже более семи лет) поддержания таких священнослужителей еще епархиальными пенсиями. Такие епархиальные пенсии выплачиваются престарелым священникам, в том числе и тем, которые уже не могут совершать богослужения. В силу их физического состояния им просто не хватает сил совершать богослужения, и мы их поддерживаем. А также поддерживаем вдов – матушек, которые распрощались со своими священниками, похоронили их. Хотя, конечно же, их поддерживают дети, но для них такая общецерковная поддержка является продолжающейся любовью и благодарностью к их почившим священникам, мужьям. А для нас это долг сыновней чести.

– Если вернуться к людям светским, скажите, пожалуйста, задавали Вам такой вопрос – стоит ли бороться? Если подойдут и спросят: «Можно я пойду на митинг протеста?»

– Высказать свое мнение обязательно нужно. Конечно, нужно выбирать форму высказывания этого мнения. Мы должны понимать, что сегодня нередко наше содержание начинают, если так можно сказать, форматировать; и в этой связи, конечно, открывается большая дискуссия, потому что примеров тому большое множество. Но то, что сегодня свое мнение, свое отношение человек просто не может не выразить – это правильно; он должен выражать свое мнение, свое отношение.

Вообще, мне кажется, зрелость общества заключается как раз таки не в том, что все мы на кухнях можем смело о чем-то говорить. Зрелость общества заключается в том, что сами люди – представители государственной власти должны быть участниками этих дискуссий. Хорошо, когда я сегодня вижу депутатов, которые открывают спортивные площадки, посещают дома культуры, посещают очень важные и значимые социальные учреждения, медицинские, образовательные. Это хорошо. Но было бы еще лучше, если бы особенно теперь, когда ведется такая острая дискуссия, что же делать и как к этому относиться, такие встречи были бы на избирательных участках, на тех участках, где избирали наших депутатов. Потому что выражение народного мнения заключается в том, что прежде всего такая встреча должна быть инициирована. И если каждый из депутатов скажет: «Мои избиратели поручили мне сказать следующее», – это будет совершенно честно, это будет правильно; это будет естественным, собственно говоря, предусмотренным Конституцией нашей страны условием дискуссии в гражданском обществе на любые вопросы, в том числе такие болезненные.

– Я нашла очень интересное высказывание Вашего коллеги, протоиерея Алексия Чаплина. Если позволите, процитирую: «Теперь не Бог и не благословленная Богом семья являются гарантией обеспеченной старости, а Пенсионный фонд и соответствующие в него отчисления. Общество вырастило не одно поколение, которое культивирует личный комфорт, заботится не о том, чтобы создать многодетную семью, а о том, как обеспечить себя высокооплачиваемой работой, которая гарантирует соответствующую пенсию. И вот сегодня наступает время расплаты». Как Вы считаете, действительно наступает время расплаты?

– Я не считаю так. Это одно из мнений. И меня, если так можно сказать, удовлетворяет в этой дискуссии то, что она подняла очень много пластов. Повторюсь еще раз, что это вопрос не денег, это вопрос отношений между людьми: отношения государства к обществу, отношений внутри семьи. Эта проблема подняла очень большой пласт, в том числе и вопросы нравственного характера.

Если мы посмотрим вообще на историю возникновения пенсионного обеспечения или гарантированных денежных пособий тогда, когда человек уже просто не может зарабатывать деньги, то мы столкнемся с основополагающей заповедью пенсионного обеспечения. Одна из заповедей так и говорит: «Почитай отца твоего и мать твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». И речь идет не только о том, что отношение к родителям должно складываться на авторитете родителей, речь идет еще о заботе: почитать родителей – это в том числе заботиться о них, продолжать свою благодарную любовь по отношению к ним. Ты должен понимать, что твоя семья и те, кого ты поддерживаешь и кормишь, это не только твоя жена и твои дети, но еще и твои родители. Это категория нравственной ответственности. Отказаться от нее, списав на то, что кто-то позаботится – государство или кто-то другой, – это тоже большое преступление.

Я не так давно был в геронтологическом центре и не могу понять, как живые здравствующие дети отказываются от своих родителей, потому что они мешают им в доме, но при этом приезжают к ним в дом престарелых в день получения пенсии раз в месяц. Не на какой-то праздник, а раз в месяц в день получения пенсии. «Папа (мама), тебе-то деньги здесь не нужны, а у нас то и то. Может, ты нам поможешь?» И родители, конечно, помогают.

Я помню, разговаривал с одной женщиной, она сказала: «Знаете, я так рада этой пенсии, потому что если бы не было пенсии, я вообще не видела бы своего сына». Горько слышать такие слова, очень горько... И ты понимаешь, что за этим скрывается очень глубокий нравственный пласт. И дай Бог, чтобы сегодняшний разговор о пенсионной реформе, о пенсионном возрасте и вообще о «пенсии» как таковом понятии вызвал еще более глубокую реакцию. Чтобы мы не просто заговорили о возрасте (60, 65 или какие-то другие цифры), а заговорили о принципе: что означает поддерживать своих пожилых родителей, поддерживать тех людей, которые хотели бы продолжить работу, и тех людей, которые просто больше не могут физически работать, потому что у них нет здоровья. Они не относятся ни к какой категории специальных людей, но они уже не могут работать. И о таких нужно подумать, и таким нужно дать возможность стать старцем и старицей, чтобы они приносили пользу своим жизненным опытом. Но при этом дать им возможность никогда не думать о том, что им есть и что пить.

– Вот Вы и ответили на мой последний вопрос – зачем старость человеку... А как бы Вы ответили на такой вопрос: когда у человека наступает старость? Если мы не берем цифры, которые предлагает нам государство.

– Спасибо за этот вопрос. Знаете, думаю, на него однозначно не ответишь ни возрастом, ни состоянием. Я бы хотел сказать, что понятие старость вовсе не значит: «Все, конец, точка. Списан». Уж простите за такое сравнение, но старые предметы, старые книги, старая музыка, старые произведения не означают, что больше их нет, – наоборот, они приобретают ценность. Наверное, старость в понятии «старчество» наступает именно тогда, когда человек, что называется, состоялся с опытом своего правильного выбора. Проще говоря, он научился не только вставать, но научился не падать. По-настоящему старость – это тогда, когда ты не падаешь, когда ты стоишь ровно. И дай Бог дожить нам именно до такой старости, чтобы не падать и чтобы нас поддерживали те, кто рядом с нами.

– Владыка, большое спасибо за такую искреннюю, такую понятную во многих вещах беседу. И, конечно, Ваше слово поддержки тем, кто, наверное, уже отчаялся, что же делать, и не может разобраться в этой теме.

– Дорогие братья и сестры, я хочу просто попросить – особенно обращаюсь к молодым людям, у кого, слава Богу, живы родители, – сказать своим родителям: «Мама (папа), ты не бойся. Мы никогда тебя не оставим. Мы всегда тебе поможем, всегда тебя поддержим». Просто сказать именно сейчас самые дорогие слова: «Ты нам нужна всегда, и – как никогда – особенно сейчас». Мне кажется, с такой уверенностью, с таким обещанием и с такой настоящей любовью можно пережить любые испытания. И дай Бог, чтобы в том числе и сегодняшняя дискуссия послужила к тому, чтобы к принятию решения отнеслись с очень глубокой личной ответственностью те, кому предстоит принимать это решение.

Храни вас всех Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать