О земном и о небесном (Пятигорск). Вера и спорт

24 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, очень интересная у нас сегодня тема; думаю, она соберет немало зрителей. Если позволите, расскажу анекдот, и, наверное, всем станет все понятно. Еще в июне он начал ходить в Интернете. Думаю, Вы его видели. Батюшку спрашивают: «Отче, можно ли в Петров пост смотреть чемпионат России по футболу?» Батюшка говорит: «Когда играет сборная России, можно – это же скорбь».

Конечно, к середине чемпионата стало понятно, что анекдот не столь актуален –наши показали очень классную игру. Но думаю, что Вам приходилось отвечать на этот вопрос: как все-таки сочетать Петров пост и чувство патриотизма? Как стоило быть болельщикам в этой ситуации?

– Может быть, я кого-то удивлю своим ответом, но мне кажется, что чувство патриотизма должно быть не с криками и какими-то бокалами, танцами, плясками до утра, вывалившимися из окон людьми и прочее. Чувство патриотизма, конечно, проявляется совершенно в другом. Да, весь этот накал очень честно был подан. Я смотрел разные билборды: едешь в машине и видишь рекламу. «Страсть» – это слово очень часто употреблялось: «футбольные страсти», «разыгрались спортивные страсти». Само слово ведь честно отвечает на вопрос, что является в корне и в сути всех этих переживаний. Здесь бы и задуматься: но это же страсть!

Что такое страсть для любого здравомыслящего человека, совершенно понятно – это все то, что пусть на какое-то время, но заслоняет человека от некой правды, подменяет человека, если так можно сказать. Некоторые люди говорят: «Во мне вскипела страсть». Или: «Я не знаю, что я делал, я был в состоянии какого-то переживания, такая страсть на меня нахлынула, напала!» То есть все к этому слову относятся как к инородному явлению, то есть это то, что нападает на человека, вымещает в человеке его собственный мир, заменяя собой. И вот в этом смысле нужно быть очень осторожным – страсть впускать в себя никак нельзя, потому что она очень быстро входит, но очень долго покидает сознание.

И потом, как все, я наблюдал за разной реакцией – от совершенно негативной до мгновенно, быстро меняющейся совершенно восхитительной. Все это вызывает лишь только страстные эмоции.

Дай Бог, чтобы в том числе прошедший чемпионат открыл другие вещи: заразил, если так можно сказать, нашу детвору желанием играть в футбол, чтобы у нас появились дворовые площадки, чтобы вместо каких-то нычек и закопок, которые сейчас очень часто во дворах закапывают одни для других, появились такие пространства, где уже ничего не закопаешь, где ребята гоняют в мяч, где появляются спортивные площадки, чтобы им отдавали приоритет. Чтобы не очередной ларек появлялся в доме, а именно такие вещи. Вот это действительно принесло бы большую пользу. Вот это было бы патриотично.

Поэтому я весь этот период «болел» именно за это – за наши дворовые площадки, за дворовые команды. И каждый раз кто-то мне говорил: «Вы смотрели, какой счет? Как играли?» – Нет, я не смотрел. Какой счет, конечно, знаю из новостей, утром видел в новостях. Но вот бы здорово, чтобы эту победу отметили не какими-то сбритыми или отпущенными усами, а построенной новой дворовой площадкой. Вот это было бы патриотично.

– Получается, все болельщики грешили?

– Я не могу за всех отвечать. Я могу говорить только о себе. Я изо всех сил удерживал себя.

– Именно потому, что страсть – частый спутник спорта, возникает столько вопросов. Когда дело касается веры и спорта, многие считают их несовместимыми.

– Мотивация, что тобою движет – это очень важно. Одно дело, когда человек занимается (даже и профессионально) спортом для преодоления и развития своих собственных волевых качеств, когда он может собрать себя в кулак. Ну а что дальше? Это возможность прославлять свое собственное имя? Или это возможность благодаря известному имени собирать вокруг себя (опять вернусь к той же проблематике) девчонок, ребят и заниматься с ними спортом, говорить им об этом?

Могу привести в пример одного известного нашего русского чемпиона, героя Федора Емельяненко. Человек с очень глубоким духовным миром, человек – профессионал в спорте. Но вместе с этим на спортивный олимп он взошел не для того, чтобы там самому остаться, а для того, чтобы с высоты своего имени привлечь в нормальную, правильную жизнь с правильными отношениями (не понятиями, а именно правилами) большое количество людей. Ведь сколько людей на него смотрит с восхищением! И когда он говорит, что его сила – это его вера, что его вера дает ему силы, это вдохновляет. Не ненависть к сопернику, не презрение к другим, не «давай мы им всем покажем, кто мы», а совсем другое желание, совсем другая мотивация – моя вера, мое твердое упование на Бога и показывает мои результаты. Я продолжаю преодолевать себя, и это приносит настоящие результаты. Вот такие победы, прежде всего над собой, являются настоящими победами.

– Даже Патриарх призвал перед началом чемпионата молиться за сборную. Это значит, что даже такие события могут стать духовной ступенькой в жизни человека?

– Поводом задуматься, что мы живем не случайными обстоятельствами. Знаете, когда говорят: «повезло» (или «не повезло»), я не понимаю этого слова. Вот как раз призыв Патриарха к молитве говорит о том, что мы не живем волей некоего случая, а живем последовательностью определенных обстоятельств, и эта последовательность очень хорошо прописана в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, он сам о себе позаботится». Почему? Там же в Евангелии продолжается: «Ибо сегодня достаточно забот об этом дне». Сегодня тебе нужно совладать со своими страстями, со своими накалами, со своими совершенно чуждыми здравому образу жизни переживаниями. А завтра, Бог даст, если ты сегодня это сделаешь, твоя жизнь станет спокойнее. И не благодаря какому-то случаю, а благодаря тому, что ты сегодня с этим совладал. А молитва никогда не приносила вреда. И в Писании есть такие слова: «Благословение Божие печали не приносит».

– Спортсмены в большом спорте истязают себя тренировками. Монахи в монастыре тоже ведут аскетический образ жизни, дух ставят на первое место, а тело – на второе. А у современного обычного человека должна идти борьба между духом и телом? И что человек должен ставить на первое место?

– А как же она не идет? Она с каждым приключается, даже с сегодняшними нашими собеседниками. Когда ты вольно или невольно повторяешь слова апостола Павла: «Бедный я человек: что хочу доброе делать, не делаю, а злое творю». Это как раз и есть борьба ветхого и нового человека; если хотите, духа и наших привычек, нашего опыта, нередко неправильного опыта. Эта борьба происходит постоянно. Но только мы должны понимать, к какому конечному результату мы стремимся. Конечно, сегодня много разных мотиваций. Некоторые люди говорят, мол, если я постройнею, то сразу вся моя жизнь наладится. Я думаю, многие люди приведут массу свидетельств, когда это не является взаимосвязанными вещами: что, оказывается, не стройность тела, а стройность души привлекает внимание к человеку. И, оказывается, правильные человеческие поступки всегда ценятся выше и больше объема мышц, и мы это прекрасно понимаем рано или поздно.

Мы людей разделяем. Некоторые говорят: «Вот на него (или на нее) приятно посмотреть». А когда начинается разговор о самом главном, мы с удивлением говорим: «Знаешь, вот эта замечательная девушка действительно очень удивительный человек! Оказалось, у нее очень богатый внутренний духовный мир, она и много читает, и очень интересно говорит, и вообще потрясающий собеседник». Вот такое удивление рождается именно тогда, когда мотивацией к тому, о чем мы с вами говорим, является самое главное – быть человеком независимо ни от чего. Ну и чтобы понудить себя к каким-то духовным упражнениям, никак не избежать физических упражнений. Мы знаем, что пост является неотъемлемой частью хорошей молитвы. Никогда не достигнет человек высот в молитве, или искусства в молитве, если он не будет знать о воздержании. И наоборот.

– Владыка, а бывает, что всё вместе соединяется, и перед нами пример священника-спортсмена?

– Вы знаете, у нас таких примеров немало. Я не так давно был на очередных казачьих играх, соревнованиях, которые устраивает наша епархия. И когда я увидел священника, который лихо вскочил на коня, взял шашку и пошел сносить какие-то условные мишени, конечно, это вызвало у меня и удивление, и восторг. Не скрою, я подумал, что надо и мне на лошадь садиться, это поможет физически себя лучше чувствовать. Но самый главный результат был в другом. Я смотрел на ребят из детского дома, которые занимаются в нашем спортивном клубе, – как они смотрели на человека, которому они доверяют! Вот такому священнику верят не только в том, что он очень здорово может держаться в седле, но и верят, что он действительно живет тем, о чем говорит. Я немножко пообщался с этими ребятами. Очень интересные воспитанники: они все очень здорово, правильно и серьезно рассуждают на достаточно глубокие духовные темы. Вот ради этого, конечно, стоило бы этим заниматься. Но батюшка делал это не для того, чтобы кого-то привлечь, просто он так правильно живет и правильно верит. И учит этому других. И люди ему верят.

– А есть виды спорта, которыми Вы не рекомендуете заниматься никому?

– Прежде всего, теми, которые очевидно являются хождением на грани между жизнью и смертью. Иногда некоторые доходят до какой-то крайности и переступают эту грань: настолько рискуют своей собственной жизнью ради, как им кажется, каких-то определенных успехов! Такой риск очень близок к тому, что называется хулой на Духа Святого. Мы не должны, что называется, понапрасну рисковать жизнью ради медалей. Другое дело, когда ты своей жизнью рискуешь ради другого человека, когда ты идешь в огонь, чтобы оттуда кого-то вынести. И совсем другое дело, когда ты это делаешь только ради хороших кадров или ради того, чтобы показать, что ты самый быстрый, самый смелый, самый умелый. Это нужно понимать. Любой экстремальный вид состязаний всегда очень близок к вещам, когда человек уже просто начинает забавляться с жизнью, когда он уже не чувствует этой грани, когда он как бы играет со смертью, если так можно сказать. Кстати, многие спортсмены, которые занимаются такими экстремальными видами спорта, в этом признавались.

– Мы каждый день соревнуемся в той или иной степени в разных обстоятельствах. Как Вы думаете, жажда победы должна в человеке оставаться? Это помогает?

– Конечно, победить себя самого прежде всего. Если ты живешь только жаждой победить соседа, то можно бесконечно бороться, потому что всегда будешь находить новые барьеры: то цвет забора не тот, то не так ответили, то еще что-то. А когда ты в себе побеждаешь ветхого человека, пожалуй, это самое правильное употребление жажды победы. Мы так созданы – чтобы постоянно совершенствоваться, это вложено в нас Создателем – постоянно побеждать. Еще и потому, что Сам Христос показал нам эту победу – Он победил смерть, и эту победу подарил нам, и призвал нас быть наследниками этой победы. Поэтому мы и стремимся к победам, и дай Бог, чтобы это увенчалось успехом.

– Последний вопрос: Вы играли в детстве и юности в футбол?

– Играл, стоял в защите. И мне кажется, что у меня неплохо получается.

– Спасибо большое! На такой позитивной ноте – Ваше слово.

– Спасибо за нашу сегодняшнюю беседу.

Дорогие братья и сестры, я хочу пожелать всем нам побед. Мы знаем, с чем бороться, мы знаем, к каким успехам мы должны прийти. И дай Бог, чтобы этим успехом была наша настоящая жизнь и радость тех людей, которые рядом с нами. Храни вас всех Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать