Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

30 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли справлять новоселье в Рождество или в рождественскую неделю?»

– А что нам мешает отложить на денек? Зачем обязательно в Рождество? Лучше сходить в храм, а на следующий день и новоселье справить.

– Часто у людей бывают памятные дни, совпадающие или с днями поста, или с праздниками.

– По церковным правилам на двунадесятый праздник даже храм не освящают – либо до, либо после.

– Нередко бывают переносы дней памяти тех или иных святых, выпадающих, например, на родительскую субботу. И тогда мы переносим на день раньше или на день позже.

– Да, чтобы не смешивать эти два радостных события.

– Я помню, даже Сретение перенесли, когда оно выпало на воскресенье перед Великим постом.

Вопрос: «Что ждет человека, который в этой жизни не пришел к вере, не жил духовной жизнью? И все ли Бог делает, чтобы спасти человека?»

– Я думаю, да.

– Но человек не услышал Господа – или услышал, но сделал вид, что не слышал. И продолжал жить своей жизнью, той, которую он сам для себя выбрал.

– Я не знаю, о чем думает человек, который не слышит Бога. Не могу это представить.

– Разные есть ответы: «Не готов». Или: «Нас не научили». И много всего. Какова судьба такого человека в вечности?

– Я не знаю. Кто не увидел Бога в этой жизни, не увидит и в той.

– Кто не уверует, тот осужден.

– К сожалению, да. Но суд заключается в том, что он не узнает Бога. И этот суд человек сам над собой творит своей жизнью.

– Не Господь потом будет определять для человека его состояние.

– Человек пьет «горькую», а потом у него на этой почве возникает какое-то заболевание, которое приводит его к преждевременной кончине. Это что, Бог его наказал? Нет, конечно.

– Бога называют праведным Судией. Все-таки Господь над человеком творит какой-то суд?

– Это условно. Дело в том, что все разговоры о судах, о возмездии – это притчевый язык. Просто, чтобы человеку объяснить, избирается такая понятная форма, как суд. Но никакого суда как процесса не будет.

– Он уже совершается.

– Да, он совершенно не нужен. Богу все ясно, ангелам тоже, человеку станет ясно.

– Да, только человеку неясно, он живет в надежде…

– Если он живет в темноте, как ему может быть ясно?

– Как обычно: чтоб все было хорошо. И всё, люди на этом успокаиваются в надежде, что действительно каким-то таинственным, от них не зависящим образом все будет хорошо.

– А что? Ад – это плохо, что ли? Ад – это очень хорошо. То есть как ты жил, так и продолжаешь жить. В аду жил и в ад плавно переходишь. Просто ад – это тоже притчевая форма.

– Но тот ад, в котором человек избрал себе земную жизнь, его вполне устраивает: он может удовлетворять свои страсти. Но там он этого делать не сможет?

– Там – никак. С удовлетворением страстей дело обстоит туго.

– Вот тут-то мука и начнется. Когда хочешь, а – нет.

Вопрос телезрителя: «Я – инвалид первой группы, колясочник, можно ли креститься лежа или сидя? И можно ли креститься голым в бане, в душе или в ванне? И можно ли снимать нательный крестик?»

(Диалог с телезрителем.)

– А что значит креститься?

– Голым, например, когда помылся; благословляю Господа Бога нашего за то, что помыли меня.

– Можно.

– А крестик снимать можно?

– Если он не жжет, тогда не нужно снимать. А то некоторые носят золотые, а они в бане очень накаляются, можно ожог получить, тогда крест обычно в тряпочку завязывают.

(Окончание диалога с телезрителем.)

– Вопрос: «Есть такое выражение: "духовный стаж". Важен ли такой стаж для духовной жизни?»

– Вообще, слово «стаж» – советское. Что значит советское? Недавнего происхождения. Святые отцы не знали про духовный стаж, у них нет про это учения. Поэтому считаем этот термин несуществующим.

– Это уже люди внесли собственную терминологию?

– Ну да. «Доброе дело с занесением в личное дело», так и пойдет.

– Доска почета.

Вопрос: «Как мне развить силу воли, чтобы поститься чаще, чем один раз в месяц?»

– Для этого не надо силы воли. Для этого надо только помнить о том, что вся Церковь постится и среду, и пяток, и еще четыре больших поста. А также в особые дни, например, в день кончины Иоанна Предтечи или Воздвижения Креста Господня.

– Я думаю, человек об этом знает.

– По-моему, это просто лень. Какая тут нужна воля? Я не представляю.

– Часто бывает, человек просыпается с намерением что-то сделать для Бога, но это намерение реализовать не может.

– Не может – значит, такая у него любовь к Богу.

– Это определяется именно степенью любви человека к Богу?

– Да, ведь все потуги человека совершаются во славу Божию по любви человека к Богу. А человек только «дай-дай», в одни ворота пытается.

– Но часто – «не могу».

– Есть такое выражение: а через «не могу»?

– Когда человеку что-то нужно, лично ему – через «не могу» получается, и достаточно успешно. Но что касается отношений с Богом, здесь так получается редко.

– Потому что человек часто не осознает, с Кем он вступает в отношения.

– То есть ему не ценны эти отношения, он их не хочет.

– Он об этом не думает. Он хочет, чтобы ему было хорошо и комфортно.

– Большинство прошений человека к Богу связаны с его земной жизнью. Только в рамках того, что есть сейчас. Хотя те молитвы, которые человек читает утром и вечером, составлены людьми духовными, там есть прошения и о спасении.

– Но дело в том, что многие люди читают их как-то автоматически. Как наши оперные певцы поют по-итальянски – слова выучили, а смысл полностью не понимают. Надо же учить язык, а это уже сложнее.

– Но молитвы достаточно просты в понимании. Хотя есть некоторые выражения…

– Это тебе так просто, но не всем, кто читает. Поэтому и делают такие странные ошибки, которые указывают на то, что человек не понимает ничего из того, что читает.

– А от чего зависит это понимание? От желания человека понять или от дарования ему от Бога этого понимания?

– Все вместе, без Бога ничего не получается.

– То есть желание человека будет исполнено Богом?

– Если человек будет обращаться.

– «Ищите и обрящете».

– Да, надо искать. В этом все дело.

– Потому что очень часто люди говорят, что молитва для них – очень тяжкий труд. И рассеянность, и непонимание – много всяких проблем связано у человека именно с молитвой. Отчего эти проблемы? От того, что человек не ищет?

– Нет, это следствие падшей человеческой природы.

– То, что общение со своим Творцом так тяжело дается человеку.

– Да, потому что человек был в раю. Что такое рай? Это непрестанное общение с Богом, хождение перед Ним. А что такое ад, в котором мы живем? Когда это общение прерывается.

– Человек, прерывая общение с Богом, попадает в ад.

– Да.

– Вопрос телезрителя: «Здравствуйте, Христос воскресе!»

(Диалог с телезрителем.)

– Вы немножко перепутали.

Я просто хотел поприветствовать словами Серафима Саровского.

– Вы-то пока не Серафим Саровский? Зачем Вы присваиваете себе прерогативу такого замечательного святого?

Так сказал Господь: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».

– Это не Господь сказал.

– Это апостол сказал слова Господа Христа, которые Он заповедовал возвестить во благо всего человечества.

– Ну хорошо, поздравляю Вас со Сретением.

– Как правильно провести наше Рождество? И скажите, пожалуйста, как нам, христианам, правильно, со всей силой чтить родителей? Как заповедано, чтобы мы к родителям всегда относились бережно, и как сказано: «Слушайтесь родителей в Господе». Я думаю, это самая главная заповедь, которая только может быть для человека.

– Я не понимаю, зачем нужны силы для почитания родителей? Если, допустим, мама просит принести с базара мешок картошки, тут еще сила нужна. А во всем остальном – я не совсем представляю, что имеется в виду.

(Окончание диалога с телезрителем.)

– Батюшка, тогда вопрос как раз по этой теме: «У меня очень сложные отношения с мамой: часто ссоримся, она терпеть не может моего мужа. И как мне кажется, меня тоже. Порой так и говорит, что ненавидит меня. Но в силу обстоятельств мы не можем разъехаться, живем вместе. У меня порой не хватает сил промолчать. Я назвала ее хамкой в ответ на ее хамство. Считается ли это с моей стороны непочтением родителя? И как вообще быть, когда такое отношение матери к моей семье?»

– Я не понимаю, что могут быть за обстоятельства, когда нельзя разъехаться или разойтись. Вообще не понимаю. Взял, оделся и ушел. Тут очень важно знать эти обстоятельства, потому что в такой атмосфере может жить либо человек совершенный, либо тот, которого туда поместили насильно. Ну, где-то в тюрьме. В тюрьме человек может попросить дать другую камеру, но не всегда пойдут навстречу. И как бы хуже не было. Надо смиряться и терпеть. И тоже странный вопрос: «Я называла мать хамкой – это непочтение?» Что я должен сказать? Нет, это почтение? Сама же знает, как это называется, а я должен что-то тут комментировать. Ситуация, конечно, ненормальная. И Господь предвидел такие обстоятельства и говорил, что «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину. Тайна сия велика есть».

– Очень часто люди говорят, что не могут оставить по тем или иным обстоятельствам.

– Почему? Оставил, а потом, если все утихнет, утихомирится, можно и навещать. Но уже без мужа, чтобы он не возбуждал такие чувства.

– То есть это вопрос скорее технический? Найти жилье, организовать переезд, обосноваться на новом месте, найти работу рядом.

– Можно пройти прямо в тот квадрат, где находится работа, и там искать жилье, чтобы у тебя было в чем-то преимущество.

– Батюшка, те вопросы, которые наш предыдущий вопрошающий нам задал. Как правильно провести человеку Рождество?

– Самое правильное – провести его в храме.

– Накануне, в навечерие Рождества, такая особенная служба, когда мы после литургии служим еще праздничную вечерню.

– Провести воскресенье перед Рождеством, потом неделю после Рождества. Рождество празднуется, потом святки – это все входит в празднование Рождества.

– Как человеку правильно вести себя на святках? Вроде пост уже закончился, и в то же время…

– Есть же у нас Крещенский сочельник, и попостимся.

То есть в этот период лучше всего почаще быть в храме.

– Да. И во все такие важные дни. Например, великий праздник – Обрезание Господне, день памяти Василия Великого, когда совершается его служба.

– Вопрос: «Не так давно в передаче Вы сказали, что человек должен служить Богу своими талантами. А какие бывают таланты, которыми можно послужить Богу? Расскажите поподробнее, приведите примеры, чтобы мы могли их в себе развить».

– Например, человек имеет две ноги. И эти две ноги у него действуют. Это не у всех людей. И это – два таланта. А лучше сказать – комплекс. Потому что именно две ноги дают возможность этот талант использовать. Не только чтоб в футбол играть, а чтобы, например, взять и навестить больного.

Еще у нас есть талант – две руки. Мы можем кому-то помочь при переезде на новую квартиру. Или перевезти многодетную семью на дачу на летний отдых. Для этого Бог дал человеку две руки. Он будет тюки таскать, может быть, детскую кроватку и так далее. Самому предложить и этим талантом послужить Богу, который сказал: «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне».

Потом, есть такие люди, которые одарены музыкальными способностями. Мне сегодня рассказали про одну девочку с нашего прихода, она еще маленькая, но чрезвычайно музыкальная. И она хочет учиться, чтобы петь в церковном хоре. Это тоже талант. Она будет, если встанет на этот путь, очень полезна людям и Церкви, что тоже есть служение Богу. И так все.

– Любое умение человек должен направить на службу Богу.

– Да. То есть качество исполнения должно быть таким, как для Господа Бога.

– Чтобы люди, видя ваши добрые дела…

– …прославляли Отца, который на Небесах. Все у нас – данные нам от Бога таланты. И ум, и образование, и физическая сила, и какие-то ресурсы. Есть две теплые куртки – можно отдать тому, кто нуждается. Зачем тебе две? Все равно не сносишь за всю жизнь.

– А если сносишь, то уже размер поменяется.

Вопрос: «Дорогой отец Димитрий. Посоветуйте, пожалуйста, как противостоять всеобщей истерии по поводу веры в Деда Мороза. Все взрослые считают, что Дед Мороз – неотъемлемая часть счастливого детства. Как быть? Может, действительно ничего страшного в этом нет? А если есть, то что?»

– Любая истерия, по любому поводу, это дело болезненное, неполезное, которое разрушает психику, и печень может треснуть. Это очень опасная вещь. Дед Мороз – это, опять же, изобретение позднего времени. Просто для большинства советских людей Рождество – это явление непонятное. Хотя многие уже знают, что это Рождество Христово. Но слово Христово, Христос не вызывают у людей никаких ассоциаций. Потому что не находят в себе сил и любопытства хотя бы прочитать Евангелие. Когда они читают, то удивляются, не могут поверить, что это все реально было и есть. Потому что уже две тысячи лет все люди празднуют Рождество Христово.

Но так как большевички приняли григорианский календарь, у нас Новый год по времени вылез на первое место и стал все вытеснять. Появилась какая-то странная новогодняя елка, которой на Руси никогда не было. Эта елка, которую мы празднуем, пришла к нам из Германии уже в XVIII веке. Очень красивые праздники, ничего плохого в этом нет. Это хороший обычай, как Вербное воскресенье, – замечательно. Церковь всегда как-то старалась это воспринять.

Путаница произошла по техническим причинам, потому что сначала с елками боролись. Мне мама рассказывала, что ее отец проносил елку в их подвал под пальто. А когда ее ставил – закрывал окна, потому что могли в полуподвальное окно заглянуть. Тогда это называлось «мракобесие». Разные бывали эпохи. И там уже истерия могла кончиться плохо. Чем для моего дедушки однажды и кончилась: на Лубянке целый год – и убили. Не за елку – за другие слова, которые он произнес.

Тут нет, как это называется юридически, события преступления. Один человек отстаивает свою советскость, а другой – свою церковную грамотность. Но это два совершенно разных мира. У нас в стране вообще все симпатично: Церковь отделена от государства. Конечно, пересекаются… Вот я бы хотел перед Рождеством набраться сил, но меня ждут канонады из петард. То есть придется не спать ночами несколько дней. Раньше, в моем детстве и в юности, такого не было. Это вообще какое-то такое китайское изобретение. И я не могу не думать о сотнях травмированных людей, которые в результате этого новшества у нас появятся.

Так что я даже не знаю, что тут сказать. Ясно, что Дед Мороз – это просто персонаж. Ну, допустим, в стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос». Но вообще-то подарки всегда приносил святитель Николай.

– Вопрос телезрительницы: «При рождении моего отца мой дедушка в свидетельстве о рождении записал его как Алексея, а моя бабушка всю жизнь его называет Сергеем. И мы предполагаем, что крестили его тоже Сергеем, точной информации у нас нет. И так получилось, что все родственники, и мы, моего папу называем Сергеем и молимся о нем как о Сергии. Но не знаем, правильно это или нет. Может быть, нужно молиться о нем так, как написано у него в паспорте? Бабушка сейчас уже умерла, и мы не можем узнать, под каким именем его крестили».

– Очень печально, что пока человек жил, никто даже не поинтересовался, был ли он крещеным и какое имя дали ему при крещении. Но это же совершенно неважно. Вот, например, равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, крестили с именем Василий. А кто из русских людей об этом знает? Я думаю, одного процента не наберется из тех, кто знает, что он Василий. А равноапостольную Ольгу крестили как Елену. Тут второй процент добавляется, один процент это знает. Может, те, кто услышит сейчас, запомнят, но я уверен, что через месяц забудут. Это совершенно неважно. Когда Вы молитесь за Сергия или Петра, имея в виду вашего папу, то Бог-то знает, о ком вы молитесь. Правильно – неправильно…

Неправильность в другом – что родственники и потомки никак не интересуются духовной жизнью тех людей, которые им дали жизнь. И если бы он сам ходил в церковь, причащался Святых Христовых Таин, почитал день преподобного Сергия или, наоборот, святителя Алексия, то мы бы знали. Но он был занят совершенно другим.

Какая разница, как вы за него молитесь? Я рад, что вы вообще молитесь. Вы даже можете молиться так: «Господи, спаси и помилуй моего дедушку, и очисти его от всех грехов, и не вмени ему те грехи, которые он совершил». Что, Господь не знает, кто он есть? Имя играет большую роль, но не в этом случае. Не надо создавать проблему там, где ее нет. Проблема в безбожии – вот это большая проблема. Но ее уже не исправишь. Поэтому сами в своей жизни наверстывайте. Чтобы детки ваши знали, чтобы эти праздники почитались дома. И не только для себя, но и для мужа, и для деточек, и для будущих внуков, и так далее.

– Вы сказали, что имя играет большую роль. А в каких случаях?

– Если человек это имя почитает, если он знает житие человека, в честь которого его назвали. Например, внучку говорят: «Мы тебя назвали в честь деда». Он спрашивает: «А кто мой дед?» – «А твой дед был металлург. Он выплавлял сталь, трудился на очень тяжелой работе. Это был высокооплачиваемый труд, и на то, что он зарабатывал, содержал всю семью. Он наш благодетель, мы никогда его не забудем». И мальчик говорит: «И я хочу». Эти слова проникают в душу ребенка, и имя начинает воздействовать на него.

– Он осознает некую ответственность.

– И желает подражать. Маленькие детки любят подражать, потому что это для них учение. Они все повторяют – начиная со звуков, из которых они пытаются складывать слова, и кончая действиями.

– А когда мы молимся и не знаем, например, имя нашего благодетеля, то Господь знает.

– Да. «Господи, имена, которые Ты Сам веси, помяни во Царствии Твоем за их святую доброту. И не оставь их без награды».

– А если хочется церковного поминовения благодетеля, а не знаешь его имени?

– Тогда на молебне.

– Но только уже сам.

– Ну да. Мы молимся, поем тропарь, и вкладываем в нашу молитву память об этом человеке. Но в России именно Сергий, Алексий – это такие имена замечательные. Это два современника, великих святых нашей Церкви. Может, человек поинтересуется: а кто был митрополит Алексий? Он и Русь спас. А преподобный Сергий еще в большей степени спас Русь. Он вообще благодетель, самый великий в Московской Руси. Если удосужится хотя бы прочесть одну из версий жития, может, подумает: «О, в честь какого человека меня назвали», – и это встрепенет душу.

– Но если люди даже не интересуется, чье Рождество сейчас грядет и что они будут праздновать…

– Так бывает, но все-таки через имя есть некая сопричастность этому. Это же не просто набор звуков, это совсем другое.

– У людей частенько магическое отношение и к имени тоже. И оно как-то больше людей интересует: «А что будет, если назвать вот так?» Прямо теории существуют.

– Что будет? Заболеет и умрет. А некоторые даже не успеют заболеть – умирают сразу.

– Вопрос: «Что такое проклятие? Кто может его накладывать? И каковы могут быть последствия?»

– Проклятие – это когда некий человек сделал другому какую-то гадость, и тот начинает его проклинать. Последствия могут быть разные. Если человек уверовал в это проклятие, то он может даже умереть. А если еще подвернется какая-нибудь цыганка и его в этом утвердит, то он вообще может умереть в течение месяца.

Но Господь нам сказал: «Благословляйте проклинающих вас». Если мы будем такого человека благословлять и желать ему всяческого блага, добра и успокоения, то это проклятие не будет действовать никаким образом, но, наоборот, в дальнейшем мы приобретем этого человека как друга. Люди очень доверчивы (в том смысле, что все люди – грешники). Поэтому, допустим, если я какому-то человеку скажу: «Вася про тебя вот такие-то гадости говорит!» – он тут же поверит.

– А какие последствия могут быть для того, кто это проклятие налагает на другого?

– Очень даже печальные. Если человек такое зло впустил в свое сердце, оно отравит его душу. Это очень большая травма для души человека.

– Частенько человек свидетельствует о том, что в гневе кого-то проклял. Потом сожалеет об этом или даже со страхом говорит: «Как теперь быть?»

– Надо идти на исповедь и каяться.

– Люди боятся за того, на кого они наложили это проклятие.

– Бог сильнее всех. Надо принести Ему покаяние.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «У меня даже не вопрос, а пожелание. Мы почитаем наших святых, которые были десять, семнадцать веков назад, праотцев. Но, к сожалению, забываем про святых, практически наших современников. И я считаю, что недостаточно много о них говорят. Может быть, даже они и «несвятые святые» (есть книга митрополита Тихона). Такое пожелание – чтобы о них рассказывали больше. Меньше негатива и больше о них. Например, мне посчастливилось быть в Симферополе и приложиться к мощам святителя Луки. О нем мало рассказывается, а это практически наш современник».

– На самом деле владыка Лука, святитель Крымский, очень популярен. Его рака одна не стоит. Всегда народ прикладывается, многие специально приезжают в Крым. И там совершается масса чудес. В каждом – например, в моем – храме икона висит, даже с частичкой мощей. Все знают, как выглядит святой, где висит икона. Никто не спрашивает: «А это кто?» Уже даже лик известен.

– Во многих московских храмах сейчас говорят о святых людях, которые служили в этих храмах в революционные годы и пострадали за Церковь. И их имена становятся все более и более известными, им пишутся и совершаются службы, такое почитание есть.

Кто сейчас ходит в храм? Это комсомол семидесятых годов. Что они, бедные, знают, кроме Павки Корчагина? Очень долго не было книг. А сейчас есть любые книги, но уже навык к чтению стал пропадать. По телевизору и то показывают. К сожалению, в позднее время. И про владыку Луку много показывали, и про Елизавету Федоровну, и про Царскую семью. Конечно, у нас тысячи новых мучеников. И они нуждаются в прославлении, все большем и большем. Но, глядя на то, сколько храмов в честь новомучеников Российских даже в Москве …

Сердца очень многих людей отзываются, они строят в их честь храмы. Не один какой-нибудь большой – нет, много храмов. Я не знаю сколько, у меня со статистикой не очень большая дружба. Но то, что их несколько, – это замечательно. Но я тоже считаю, что недостаточно. Святейший Патриарх обратился к епархиальному собранию с тем, чтобы на каждом храме, где служили наши мученики, висела мемориальная доска. И пока еще не все настоятели храмов это сделали. Но Москва не сразу строилась, и мы надеемся, что со временем все это придет…

– Эти имена будут все более известны людям. Потому что, конечно, их жизнь – образец для подражания.

– Да. И потом, это наши спасители. Такая безбожность – и она отступила без единого выстрела. Все, что не давало Церкви жить, рассыпалось само.

– За их молитвы.

– Да. Только за их молитвы. И причем, если кто-то начинает духовное общение со святыми мучениками, они вообще каждый день всякие чудеса являют. Они сами являются.

– Спасибо, батюшка, за передачу, за Ваши ответы. Пора нам прощаться.

– Пожалуйста. С наступающим вас всех, дорогие братья и сестры, Новым годом и Рождеством Христовым, всеми праздниками, которые в это время. Желаю и святки провести благоговейно, молитвенно. Всего вам доброго, милости Божией всем вам, чтущим Господа нашего Иисуса Христа.

Ведущий протоиерей Александр Березовский

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать