Беседы с батюшкой. Священник Артемий Владимиров. 28 апреля 2024

28 апреля 2024 г.

Сегодня в гостях протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря (г. Москва).

– Мы вспоминаем события Входа Господня в Иерусалим. Христа встречают, кричат: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» Постилают вайи. Восторг. Но можно ли сказать, что Господь в этот момент печален? Чем это обусловлено?

– Он Сердцеведец и знает мысли наперед. Ему открыта человеческая душа. Сказано: Весь город пришел в движение. Речь идет о жителях Иерусалима и многочисленных паломниках. Распространилась весть о воскрешении Иисусом Лазаря. Мертвец восстал и явился живым. В Иерусалим пришло около миллиона человек.

Мысли и сердца людей были прикованы к Иисусу, однако на Него по-прежнему взирали как на непонятного, загадочного, удивительного Человека, Которому все подвластно. Не Он ли Мессия?

Сегодня в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх очень выразительно говорил о том, что чувствовали люди того времени. Они тотчас соединялись со Христом во исполнение своих земных чаяний. Кто-то вспоминал, как Он чудесно насыщал хлебами людей в пустыне. Кто-то видел в Нем Того, Кому дано сокрушить ненавистную власть язычников. Его воспринимали в земном аспекте.

Христос был печален потому, что Его слова о Царствии Небесном, о дарах Святого Духа, о победе над духовной смертью оставались неуслышанными большинством людей. Господь свергнет иго, но иго греха, даст людям долгожданное освобождение. Древний пророк говорил: Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное. Таких сокрушенных сердец было совсем немного.

Многие оставляют это чудо для себя незамеченным: годовалые младенцы, не имеющие способности еще к членораздельной речи, увидев Христа, вдруг запели стройную песню: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» Находившиеся там законоучители мрачно говорили: «Что они поют? Они признают в Тебе достоинство Мессии? Скажи им, чтобы замолчали». Если они умолкнут, то камни возопиют, – говорил Спаситель, свидетельствуя о том, что именно устами младенцев глаголет истина. Из уст младенцев и кормящихся от материнской груди Бог принял хвалу.

Однако большинство осталось глухо. Меня это всегда поражает. Не та же ли самая толпа несколько дней спустя в исступлении будет кричать, подхватив от первосвященников, самопроклятие: кровь Его на нас и на детях наших? Объясните мне такую метаморфозу, такой контраст. Возникает вопрос: «А сознательно ли, от полноты ли сердца люди приветствовали Спасителя?» Может быть, они кричали что-то под общим воодушевлением. Так и несколько дней спустя произнесут страшные слова, которые лягут проклятием на иудейский род. Вот почему Христос скажет: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст.

Может быть, Спаситель плакал потому, что Ему было открыто, как через некоторое время (пусть это несколько десятилетий) Иерусалим со всех сторон будет окружен и подожжен. Римляне сровняют его с землей. По всем дорогам, ведущим к Иерусалиму, будут стоять сотни тысяч крестов с распятыми несчастными иудеями. Эта трагедия описана в деталях иудейским историком Иосифом Флавием. И некоторые отождествляют слова Христа –тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне – именно с тем 70 годом по Рождеству Христову, когда свершилась эта ужасная трагедия гибели Иерусалима как возмездие за богоубийство.

– Это действительно было возмездие за богоубийство?

– Закон духовного возмездия имел место. В деталях описано и римскими историками, и Иосифом Флавием, как задолго до этого над Иерусалимом появлялись непонятные знамения, какие-то зловещие тени, кометы, время от времени вспыхивали восстания: Бар-Кохба и другие иудейские личности пытались свергнуть иго римлян.

История свидетельствует, что уверовавших по апостольской проповеди христиан было уже достаточно много. Они получили знамения и заблаговременно покинули Иерусалим, обреченный на заклание. Божья благодать вывела из столицы Иудейского царства всех Христовых учеников.

Это был и прообраз кончины мира. Ефрем Сирин, описывая ужасы последнего времени, говорит о том, что Божья благодать отведет в укромные, безопасные места тех, кто искренне держится веры в Иисуса Христа и сохраняет молитвенное общение с Ним. Иерусалим действительно знаменовал собою гибель перед Вторым Пришествием Господа Иисуса.

– Можно ли сказать, исходя из событий, которые сейчас происходят в мире, что Иерусалим до сих пор остается…

– …центром внимания глобалистских сил? Вы совершенно правы. Невольно начинаешь размышлять об этом, когда слышишь, как потомки тех, кто когда-то вознес Христа на Крест, чают уничтожить мечеть Аль-Акса. По святоотеческому толкованию, будет воздвигнут храм антихриста. И это напряжение на Ближнем Востоке, которое сегодня приковывает внимание многих, несомненно, имеет духовную подоплеку.

Но хотелось бы верить, что Бог еще дает нам время для того, чтобы мы взрастили наших детей в вере и благочестии, чтобы темные силы отступили на время силы Божьей, которая дышит в лоне Вселенской Православной Церкви.

Сейчас мы ждем страстей Господних, Великой Пятницы, Великой преблагословенной Субботы, светозарной Пасхальной ночной службы и, наконец, таинства Воскресения Иисуса Христа, когда Божья благодать распространяется по всему лицу земли. И пусть эта Пасха будет победная.

– Действительно, хочется, чтобы эта Пасха была победной. Сейчас многие зачитываются Апокалипсисом и пророчествами, присылают вопросы. Мы живем в ужаснейшем информационном поле, можно сказать, в помойке информационной. Что же надо делать православным, чтобы по-настоящему войти в Страстную седмицу? На самом деле мы в нее уже вошли: сегодня была утреня Великого Понедельника.

– Христос дарует нам Царство неколебимое, как говорит апостол Павел. Оно внутри нас есть. И наша задача предоставить Ему, Господу, обитель в нашем сердце, чтобы Спаситель жил и действовал в нас и через нас. А значит, бесконечно смиряться пред Ним, Всемогущим и Всеблагим; молитвою и постом устремляться к Нему как источнику жизни; не позволять своему уму прыгать по бесконечным информационным носителям и мучить себя сумятицей внешних новостей, меняющихся как калейдоскоп, но утвердить ум и сердце в Иисусе Христе.

В эти дни нам нужно следовать за Спасителем, Который под тяжестью крестного древа говорит дщерям иерусалимским: Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. И вот этот внутренний плач о своей душе («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас») та золотая ниточка, то молитвенное весеннее дыхание, которое нужно нам во что бы то ни стало удерживать посреди информационного хаоса. Удерживать это тихое дыхание в глубинах своей души, чувствовать, что нас ведет Христос, мы идем за Ним этим узким, Via Dolorosa, скорбным путем, дабы и к нам отнеслись те слова, которые Спаситель обратил к ученикам на Тайной Вечере: вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство.

 Будем готовиться к участию в Тайной Вечере в Великий Четверток, чтобы, вкусив от этой Божественной трапезы, приобщившись с чистой совестью Святых Христовых Таин, услышать 12 Евангелий, быть со Христом на горе Голгофе, внимать церковному благовестию и на Великий Пяток склониться над плащаницей с изображением бездыханного Спасителя, услышать плач Богородицы, творения Симеона Логофета, замечательного древнего гимнографа. В этом плаче весть о Воскресении. Пречистая Дева обращается к Своему Божественному Сыну, чтобы Он восстал из мертвых. Благодать Святого Духа открыла Матери Божией, что Ее непостижимое горе сменится радостью. И Спаситель благовествовал Ей в ответ: «Ныне воскресну, глаголет Господь».

И действительно, в Великую Субботу мы почувствуем, как распространяется неземной покой по лицу земли. Христос вкушает ради нас смерть на кресте и снимает проклятие, тяготевшее над человеческим родом, отчужденным от Небесного Отца. Он закрывает Собою пропасть, разделявшую Небесного Бога и грешное человечество.

Кстати, не все наши телезрители знают, что в Великую Субботу служат Божественную литургию Василия Великого. Усердные стремятся причаститься Святых Христовых Таин не только в Четверток, день установления Тайной Вечери, но и в Великую Субботу, чтобы постичь на опыте, как Христос нисходит в глубины человеческой души, словно в подземные пропасти, и освещает их Своим присутствием.

Как всегда, отрадно видеть метаморфозу, происходящую в храме. Приходят в темных платочках девушки, женщины, бабушки. И покуда читается апостольское чтение, звучат псалмы, батюшки в алтаре снимают темные ризы и являются в светоносных, белоснежных одеждах. Раскрываются царские врата, и вдруг из алтаря мы видим море белых, розовых, светлых платочков и одежд. Это знающие прихожанки подготовились. Они солидарны с духовенством и тоже снимают свои постовые, скорбные верхние покровы. Это всегда производит неизгладимое впечатление не только на детей, но и на батюшек.

– Откуда эта традиция?

– Наша русская традиция. Не думаю, что она локальная...

– Может быть, какая-то старомосковская.

– Что-то старомосковское, да. Это участие народа в светлой и преблагословенной Субботе. В этот день батюшки до вечера занимаются окроплением пасхальной снеди. Каждое мгновение как будто застывает, такая благость! Вы чувствуете, физически ощущаете Божью благодать. Вас пытаются дергать, нужно куда-то спешить, окропить чью-то машину, кого-то исповедовать, а вы, как блаженный, ходите и всем улыбаетесь. А ваши карманы наполняются пасхальными яйцами, которые несет народ. Жду не дождусь Великой Субботы, когда «и верится, и плачется, и так легко…»

– А что для Вас Страстная неделя? Что Вы ощущаете в эти дни? Для меня, например, как для человека, который проведет их на клиросе, это служебные песнопения Турчанинова, Львовского. Конечно, музыка есть музыка, но пытаешься донести до всех и слова.

– Хороший клирос – это всегда не меньшая половина богослужения, которое, как река, выводит христиан из пространства и времени под знак вечности.

Мне Страстная седмица представляется притчей о мудрых девах. Службы часто заканчиваются уже в сумерках. В Четверток вечером мы зажигаем лампадки, свечки и расходимся. Кто-то идет по кельям, кто-то спешит в метро. Для меня Страстная седмица – это шествие в ночи мудрых дев навстречу жениху. Сохранить огонь сердечной молитвы, не рассеяться, не устать настолько, чтобы забыться. «Господи, помилуй. Господи, прости. Помоги лампадку до Пасхи донести».

И ближе к Пасхе у священника особая стезя: народ не безмолвствует, он идет с исповедью. Это благодатное время, когда священники трудятся до седьмого пота, чтобы все услышали правду «Слова Иоанна Златоуста на Пасху»: «Пусть никто не уйдет не насытясь: все насладитесь пиром веры... Воскрес Христос, и пали демоны… Воскрес Христос, и ни единого мертвого нет во гробах». И ради этих пасхальных ночных часов стоит потрудиться еще в пять, в десять раз больше. Поэтому и церковные, скромные труженики, и миряне – все на одной галере. Еще чуть-чуть. «Последний бой – он трудный самый».

– Я старался поститься, но недавно был в командировке там, за ленточкой, скажем так. Мы пели на освящении храма, и в конце была трапеза. Солдаты позвали нас поесть. Гречка с тушенкой в Великий пост. Смотрю по сторонам – как народ реагирует. Все едят, и я поел. Много таких историй.

– Среди вас тогда присутствовал святитель Спиридон Тримифунтский, который однажды, нося в душе пасхальную радость, на Страстной седмице принимал гостей, а съедобного ничего не было, кроме мясного на Пасху. И святой Спиридон это благословил.

На войне не до изысков, не до постного меню. Солдаты, встречая гостей, делятся своим братским пайком. Здесь Христова любовь, чувство братского единства.

– У нас у всех сейчас война. У кого-то настоящая, а у кого-то с самим собой. Кто-то, может, тоже оступился, как я.

– Не в еде счастье, а исповедоваться всегда хорошо. Самое главное – как дитя за подол матери, держаться за ризу Христову. Главное – устремленность к Спасителю. Давайте не будем подменять нашу веру и любовь к Воскресшему параграфами, правилами, уставами, табу и запретами. У нас есть живой Господь, перед Которым мы покаемся в наших несовершенствах и согрешениях. Он нас обнимет и даст свечу веры. Будем двигаться к Пасхе Христовой с молитвой к Богу и любовью к людям.

– Пользуясь случаем, хотел бы Вас поздравить с очередной церковной наградой. Сегодня Вы сослужили вместе со Святейшим Патриархом в Храме Христа Спасителя. Награда на право служения при открытых царских вратах до «Отче наш». Правильно?

– Я был не один. Нас было около 20 московских протоиереев. А награда чудесная. Она относится не лично к нам, но к нашим прихожанам. Суть ее в том, что по благословению Святейшего нам дано благое право не закрывать царские врата во время службы. Литургия превращается в Пасхальную. Где бы ни служил священник с такой преференцией, если является гостем прихода, он докладывает настоятелю, и царские врата раскрываются, народ с благоговением созерцает Божий престол, Чашу, дискос, священство в облачении. Конечно, это символ того, что Божья благодать рекой изливается от Престола; что народ призывается к участию в Тайной Вечере; что не скудеет Божественная любовь; что сердце священника должно быть всегда открыто навстречу человеческим душам; что объятия Христа всегда приглашают нас к единству с Ним и в Нем, к единству с Отцом.

Пользуясь случаем, благодарю Святейшего Патриарха Кирилла за его отцовское внимание и любовь и поздравляю прихожан Алексеевской обители. Справедливости ради хочу сказать, что это ставропигиальный монастырь, то есть учрежден Патриархом. У нас врата на литургии открыты в течение всего года.

– Вопрос от телезрителя: «А в чем, собственно, суть этой награды? Откуда взялась эта традиция? Почему служение с открытыми вратами – это награда? Для кого царские врата бывают закрыты на литургии? Для священника, для народа или для самого таинства?»

– Ответ на этот вопрос прост и ясен, если разбираться в символическом значении священнодействий на Божественной литургии. В глубокой древности иконостаса и врат не было. И поныне в маленьких афонских скитах и в каких-то небольших церквушках могут отсутствовать все эти элементы церковного интерьера.

– Сейчас даже строят такие храмы.

– Пещерные храмы. Но в течение столетий возникали различные толкования Божественной литургии. В частности, когда совершается Великий вход и Дары переносятся с жертвенника на престол, то перед Символом веры закрываются царские врата в знак того, что тело Христова было погребено в пещере Иосифа Аримафейского и камень привален к двери гроба. Вот царские врата и завеса символизируют эту сокровенность Господа, снятого с креста, в пещере Иосифа Аримафейского.

Но звучит Символ веры, и раскрывается завеса, это уже символ Христова воскресения. Священники воздух приводят в движение над Дарами. Это уже символ землетрясения, вследствие которого камень от гроба был отвален. И затем уже наступает время евхаристического канона. Если вы изучите литургические учебники и проникнетесь символикой богослужения, вам будет много говорить каждое движение священнослужителей. На малом входе в начале литургии сначала свещеносец со свечой, потом священник. Свещеносец собой являет проповедь Иоанна Предтечи: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. А диакон с Евангелием или священник с Евангелием знаменует Самого Христа, Который вышел на общественную проповедь.

Повторяю, можно не быть посвященным в эти очень интересные детали и смыслы Божественной литургии, но мне вот эта награда, отверстие царских врат, очень мила по сердцу. Я уже объяснил. Христос обымает все человечество. Он заключает в объятия наш маленький земной шар. Он приглашает всех стать участниками Божественной трапезы. Напомню нашим телезрителям, что первые три дня Страстной седмицы мы прощаемся с литургией Преждеосвященных Даров. И можно каждый раз быть участником Святой Евхаристии, приобщаться Даров, которые освящены в этот воскресный день, сегодня утром.

В четверг Тайная Вечеря, ее учреждение, Великий Четверток… Сейчас, слава Тебе, Господи, наши храмы наполнены людьми без всякого побуждения со стороны духовенства. А может быть, благодаря телеканалу «Союз», который просвещает народы, все стремятся обновиться, очиститься Божественной благодатью и уже готовиться к литургии Великой Субботы после Великой Пятницы.

Действительно, Великий Четверг – воспоминание Тайной Вечери. Но когда мы причащаемся, например, даже в будний день, в любой день в году, ведь мы тоже, получается, присутствуем на Тайной Вечере. Как это объяснить?

 – Очень просто. Где просто, там ангелов со сто. Тайная Вечеря совершается одна в вечности. А Божественная литургия каждый раз нас, находящихся в потоке времени и пространства, делает участниками одной-единственной Тайной Вечери.

И мы возвращаемся на тысячи лет назад. Так можно объяснить?

– Тут не действует машина времени, а отходит время и пространство, и мы вместе с апостолами подходим к Самому Христу. Ведь через руки священнослужителей Сам Спаситель преподает нам Святые Таины, Тело и Кровь Христовы. Это категории вышерациональные. Но это чудо Матери Церкви, которая действительно полог земной временной жизни отводит и вводит нас в общение со Христом воскресшим, а через Него с Отцом и Святым Духом. Спаситель устраивает обитель в нашем сердце.

Таким образом, Церковь  это не комбинат духовных услуг, не лавка древности, не исторический музей, но это первый круг рая, посредством которого мы приступаем к Живому Богу, Который вне времени и пространства в лоне Матери Церкви прижимает нас к Себе, как отец детей к своей груди. Желающих отсылаю к своим мемуарам, книжице «С высоты птичьего полета». Я вспоминаю себя в юности, первую исповедь.

А сколько лет Вам было?

– Мне было 17 лет. Я был студентом университета, филологического факультета. Но это первое причастие меня совершенно переродило, просветило. И вот я здесь с вами на телеканале «Союз» благодаря тому незабвенному причастию, причащению в храме пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке, неподалеку от Храма Христа Спасителя.

Вот как раз вопрос телезрителя есть: «Мне 13 лет. С чего начать путь к Господу?»

 – Путь к Господу начать с того, чтобы обнять мамочку свою, сказать: «В эти предпасхальные дни что еще могу сделать полезного и приятного для тебя? Как я могу разделить твои хлопоты и труды по приготовлению к Пасхе?» И мама скажет: «Ну что же, сделай влажную уборку в своей детской комнате, это будет прекрасно…»

Вопрос телезрительницы Елены: «Когда-то очень давно одна бабулечка во время службы сказала, когда читали «Отче наш» и все кланялись: зачем вы кланяетесь? Там же говорят о лукавом. Вопрос, надо ли кланяться в конце молитвы «Отче наш»?

 Когда, видимо, поют на литургии: но избави нас от лукавого.

 – Один профессор филологии, уже почивший, тоже меня озадачил сходным вопросом: «Почему Господня молитва, перечисляющая главные духовные нужды христианского сердца, такую честь отдает лукавому, что завершается словами о лукавом? Не слишком ли ему много чести?» Справедливости ради молитва Господня заканчивается словословием Отца и Сына и Святого Духа: «Яко Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков».

С другой стороны, Христос Спаситель знает: мы «вси есмы в бедах» (все мы находимся в беде). На войне как на войне. Мы с вами рядовые Матери Церкви, против которых ведутся боевые действия со стороны падших духов. Поэтому просьба избави нас от лукавого весьма насущная, ибо он хитер и пронырлив и так и старается, чтобы подмешать нам тщеславие, гордыньку, раздражительность, нечистое что-то. Поэтому мы, как ратоборцы, крестом и молитвой ограждаем себя от воздействия злого духа.

 А кланяемся мы совсем не лукавому. Бабушка пусть читает внимательнее Евангелия. Темный дух, приступив к Иисусу Христу, говорил: «Отдам Тебе все царства этого мира, только поклонись мне». – «Богу надлежит служить и Ему поклоняться. Отойди от Меня, сатана». Поэтому мы с вами слышим молитву «Отче наш», благоговейно осеняем себя крестом, а поклоняемся Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников ищет Бог.

Недавно встретил на просторах Интернета такую интересную традицию. Например, в западных странах, особенно у католиков, у греко-католиков: они отмечают первое причастие. И в одном храме у детей, которые достигли 7-летнего возраста, была первая исповедь. И это как-то было отмечено всем приходом; соответственно, и причастие.

– Это неплохо и совсем не в угоду каким-нибудь греко-католикам…

– Не то чтобы в угоду, просто у них это как-то возведено в праздник, а у нас таких праздников нет. Ну, в семь лет первая исповедь – и все.

– Родители, которые заботятся о духовном воспитании детей, действительно могут подготовить малышню ко встрече со священником, подготовить батюшку к встрече с юными созданиями, чтобы батюшка исповедовал хорошенько малыша, хотя на практике сегодня и пятилетние, и трехлетние приходит и рассказывает батюшке о своих «подвигах». Но как хорошо такому ребеночку подарить какие-то подарки, книжку, пасхальную шоколадку, как-то его ободрить, и в его сознании это событие действительно отложится. Я могу только (как педагог) поощрить родителей и прихожан, которые потом, может быть, за трапезой еще раз поздравят ребенка с данным жизненным экзаменом. А тот, впоследствии достигнув возраста Юрия Зельдина, напишет свои мемуары и вспомнит, как добрый батюшка поцеловал его в лоб, как преподнес ему какую-нибудь книжечку духовного содержания. Все это хорошие вехи, которые по жизни расставлены, ведь через добрых людей, родителей, священников, прихожан Сам Христос Спаситель являет Свою благость  юной, еще не утвержденной в добре душе.

Вопрос от телезрительницы: «Что делает душа после смерти? То есть она трудится, выполняет какие-то правила? Или просто летает, ничем не занимается на том свете?»

– Чудесный вопрос, который говорит о том, что все мы немножко дети. Но чтобы на том свете скучно не было, здесь нужно успеть полюбить Господа Иисуса Христа и вспомнить, что главное занятие нашего духа – обращенность к Нему в молитве. Собственно, «Теос» переводится как «Тот, Которому нужно внимать». Господь хочет, чтобы мы были здесь, на земле, устремлены к Нему, как цветы к солнцу. Он хочет быть предметом нашего внимания и любви. И если здесь нам Господь откроется по нашему боголюбию и жажде духовной, то за гранью земного бытия мы будем насыщаться лицезрением Его непостижимой славы, как ангелы, которые до сих пор не могут насытиться красотой, открытой непосредственно в созерцании славы Божьей.

– Батюшка, спасибо за сегодняшнюю беседу...

– И огромная благодарность нашим телезрителям за то, что участвуют в наших беседах.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать