На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.
– Вопрос телезрителя: «Как правильно понимать то, что Бог определил каждому человеку разное время, место и религиозную среду земной жизни? Получается, что если ребенок родился, скажем, в Саудовской Аравии в XIX веке, то ему практически невозможно узнать о Христе, но он может стать правоверным мусульманином. Значит ли это, что Богу не угодно, чтобы все были христианами и православными?»
– Нет, не значит, потому что любой человек может из Саудовской Аравии выехать или уйти пешком (или отправиться на верблюде) и оказаться в христианской среде, которая всегда присутствовала на территории Северной Африки.
– То есть каждому человеку, где бы и когда бы он ни родился, Господь дает возможность узнать о Христе, христианстве, спасении?
– Конечно, и потом в Писании сказано, что в каждом народе делающий правду приятен Господу. Независимо от того, мусульманин человек или язычник, душа у него христианская. «Имже вся быша, что начало быть», поэтому христианство – это то, что лежит в основе существа человека, и, действуя по совести, он будет действовать по-христиански.
– Даже если принадлежит к какой-то другой религии по рождению?
– Да, конечно.
– Но при этом человек не принимает святое крещение…
– Он просто этого не знает. Нельзя поставить ему в вину, что он, допустим, не знает микробиологии или о существовании пенициллина. В XIX веке и раньше до половины населения умирало от каких-то болезней, моровых поветрий, а спасение было рядом. Господь смотрит на внутреннее состояние человека.
– Потому Он и запретил нам судить о другом человеке.
– Конечно. Просто христианский путь прямой и ясный. В любой религии, любой христианской конфессии человек может, в силу своей христианской природы, действовать как христианин. Я даже встречал таких мусульман, которые фору дадут большинству христиан по своему внутреннему духовному устроению.
– Кстати, есть такой вопрос: «Кто такой воцерковленный человек и всегда ли он является христианином?»
– Совсем не всегда. Это тот человек, который вошел в систему церковных правил.
– Знает – что, когда, как…
– Конечно. Он знает, как устроено молитвенное правило, знает систему праздников, как и чем живет Церковь, чего большинство населения не знает и даже не интересуется, а он интересуется и знает. Он может быть знатоком Устава или церковного пения, вообще быть профессионалом в этом деле, но не быть христианином по сути. Эти знания могут способствовать тому, чтобы человек стал христианином.
– Интересно: один человек и не думает об этом, а ведет себя по-христиански, а другому, казалось бы, все дано, а он от христианства отходит все дальше и дальше.
– Да.
– Получается как бы несправедливо по отношению к людям: одним все и без их ведома, а другим…
– Господь Сам знает, как распределять Свои дары. Разве апостолу Иуде Искариоту не все было дано?
– Ничем не был умален перед другими…
– Ну вот, но он все-таки выбрал свой собственный путь. Он же сам сделал такой выбор. Каждый человек выбирает, и этот выбор влияет на взаимоотношения человека и Бога.
– Вопрос: «Может ли что-то внешнее стать между человеком и Богом и навсегда отделить человека от Бога?»
– Навсегда невозможно, потому что пока человек жив, есть покаяние.
– Многие люди говорят, что те или иные препятствия ему мешали или мешают.
– Мне это неведомо…
– … как это может случиться?
– Да. Могут быть такие препятствия для нехождения в храм: например, до ближайшего храма 350 км, но молитва пронизывает любые пространства. Космонавты на орбите молятся Богу и икону с собой берут.
– Вопрос телезрителя: «У нас с женой нет своих детей, и чтобы послужить Христу, мы взяли мальчика-сироту 1,3 года. Мы хотим вырастить из него христианина, но нас пугают плохими генами малышей-сирот. Скажите, насколько сильны эти плохие гены и насколько они могут нам помешать?»
– Это мифы. Дело в том, что всякие предполагаемые гены совершенно не могут препятствовать воспитанию.
– То есть наследственность может быть преодолена воспитанием?
– Да, конечно. Мой многолетний опыт показывает, что дети, изъятые из плохой среды, которую им устроили собственные родители, в течение двух лет преодолевают родительский уровень и становятся совершенно другими. А вот препятствует детям больше память: те скверные слова, которых они успели наслушаться, живут в их уме пока без понимания, но потом будут отравлять их жизнь. Антивоспитание больше мешает, чем гены.
– То есть гены со временем, потихоньку, в процессе воспитания можно пригасить.
– Конечно.
– Вопрос телезрительницы: «10 января 2016 года исполнится год после смерти моего мужа, как раз получаются святочные дни, четвертый день после Рождества Христова. Можно ли поминать мужа в этот день?»
– Смотря что Вы понимаете под словом «поминать», потому что все люди вкладывают в это слово что-то свое. Что такое «поминать» по-Вашему?
– Телезрительница: «Читать молитвы по усопшему…»
– А почему нельзя-то?
– Телезрительница: «Я думала, в святочные дни нельзя, это же праздничные, рождественские дни».
– А разве вспомнить усопшего – это не праздник?
– Телезрительница: «Вот я и хотела узнать».
– А что тут узнавать? Что тут такого?
– Телезрительница: «Значит можно, слава Тебе, Господи».
– А почему нельзя? Я никак не могу понять, что такого ужасного в том, чтобы помолиться, съездить на могилу, собрать родственников в этот день?
– По аналогии со Светлой седмицей, когда нет церковного поминовения усопших, вот и здесь, наверное, есть сомнения.
– Так дома же человек хочет поминать. Кто может воспрепятствовать? Где это написано? Если бы человек сказал: «Я хочу на святках устроить попойку с плясками, песнями и дракой в конце. Можно ли? Или отложить это на период после Богоявления?», тогда я бы ответил: «Отложить вообще навсегда» – и еще заповедовал бы, чтобы не устраивали попойку с дракой на моих похоронах. Это понятно. А тут что? Собрались люди, помолились, вспомнили человека…
– Это пример зависимости человека от неких правил.
– Но нет же таких правил.
– Причем эти правила придуманы самими же людьми.
– Сами сочиняют и сами от них зависят.
– Вопрос: «Понимаю, что смирение – это ключевое понятие православия. Объясните, пожалуйста, его смысл. Как нужно вести себя? Ведь ситуации бывают разные».
– В разных ситуациях нужно вести себя со смирением. Неужели когда Александр Ярославович разрубал до седла псов-рыцарей и они тонули, он терял в этот момент свое смирение? Как оно в нем было, так и осталось.
– Современному человеку трудно отличить смирение от несмирения.
– Если трудно, тогда чего об этом рассуждать?
– Хочется инструкцию: это смиренно, это нет – и так далее по полочкам разложить.
– Смирение – это состояние души. В отдельных случаях, бывает, наглядно можно использовать как иллюстрацию. Конечно, битва Александра Невского – это не очень яркий пример смирения, в данном случае его трудно разглядеть, можно взять другие примеры из его жизни. Например, когда новгородцы выгоняли его, а потом звали обратно, он смиренно их прощал и опять начинал защищать. Несмиренный человек сказал бы: «Да пошли вы… защищайтесь сами». Но они смиренно просили у него прощения, и он их прощал со смирением. Конечно, это более наглядный пример, но я уверен, что когда он топил псов-рыцарей, то тоже делал это со смирением. Это было качество его души, и он с этим качеством жил и осуществлял свою деятельность князя, который есть полководец.
– Он укрощал бунт своих людей и ездил на поклонение в Орду…
– Тоже со смирением.
– …спасти Русь.
– Конечно, потому что он видел дальше собственного носа. В кухонных разговорах всегда осуждают командующих. Любая тетка в переднике считает, что она лучше разбирается в политике, чем министры и прочие специалисты по данным регионам.
– Вопрос телезрительницы: «Какой святой является покровителем работников органов госбезопасности?»
– Трудно сказать, по-моему, такого нет. Сейчас некоторые рода войск имеют своего покровителя, но это по их просьбе. При мне таких запросов не было, но если Вы очень хотите узнать, напишите в ФСБ, Вам быстро ответят, потому что народ там очень вежливый, образованный.
– Вопрос в тему: «Что такое образованный человек? Какие дисциплины нужно для этого изучить? И изучение каких дисциплин может быть вредным?»
– Оккультные дисциплины изучать вредно, а все остальные – полезно, наиболее – гуманитарные. Философия, история, литература – это то, что формирует личность человека. Хорошее влияние на человеческий ум оказывает математика: организует мышление, учит ставить задачу, видеть перспективу, это весьма полезно. От математики можно сделать шаг к музыке. Очень многие музыканты – математики, и наоборот – очень многие математики тяготеют к музыке, они чувствуют ее структуру. Если обычный человек воспринимает музыку только эмоционально, то математики очень часто хорошо разбираются в музыке. Я знал много математиков и сейчас знаю, которые хорошо разбираются в музыке и играют, в основном на фортепиано. Это очень интересный феномен, и когда я был молодой, этому удивлялся. А потом как-то это увиделось.
– Вопрос: «Скажите, когда сложилась практика причащаться натощак и с чем это связано?»
– Довольно рано. Даже есть какое-то соборное постановление, это III – IV век, если не ошибаюсь. На телеканале «Спас» у нас будет передача с очень хорошим человеком отцом Михаилом Желтовым. Он знаток, у него прекрасная память, а я уже многое забыл.
– Этот евхаристический пост сложился первым из всех существующих постов, уже потом появились и многодневные посты, и посты в среду и пятницу, а именно евхаристический пост был началом всего.
– Я думаю, это связано с тем, что Церковь получила возможность служить литургию ранним утром. Трудно было понять, когда пост начинать, если служили ночью, часов-то не было. Поэтому приходили и молились и вкушали что Бог послал. В древности, когда христиане прятались от своих преследователей, это было невозможно, но постепенно ситуация смягчалась, и уже к началу IV века, после Миланского эдикта, появился этот пост.
– Вопрос телезрительницы: «Что означает чин двенадцати псалмов, и почему в полунощницу читается пять дней семнадцатая кафизма, в субботу – девятая, а в воскресенье – канон Пресвятой Троице?»
– Я не знаю, с чем связан такой перечень, но в Интернете наверняка можно найти ответ. Чин двенадцати псалмов – это очень древнее молитвенное правило, которое возникло в древних монастырях. Этот чин составляют избранные псалмы, он возник в то время, когда никаких молитвословов еще не было, а монахи и миряне молились, используя Псалтирь Давида. Выбрали двенадцать псалмов для постоянного чтения в качестве молитвенного правила. Это один из древнейших чинов, который используется Церковью, он дошел до нашего времени, и некоторые монашествующие (реже миряне) используют его как дополнение к ежедневному правилу.
– Вопрос телезрительницы: «Обратила внимание, что в городах, где демонтировали памятники Ленину, переименовали улицы его имени, люди стали меняться: больше людей ходят в храмы, раньше была одна воскресная литургия, а теперь три – и яблоку негде упасть. Недавно увидела результаты исследования: в городах, где улицам Ленина дали новые названия, стала повышаться рождаемость. Очень интересно услышать Ваше мнение по этому поводу».
– Я вполне это допускаю, я сторонник того, чтобы это имя было изъято из поминовения, чтобы оно вообще нигде не звучало: это имя самого главного «террориста всех времен и народов», оно просто олицетворение бесовской силы. Один депутат Владимирского горсовета, который участвовал в акте отречения государя-императора (не помню сейчас его фамилию), прожил до ста лет, сидел в тюрьме при советской власти, называл Ленина «думающей гильотиной». Ленину воздаются божественные почести языческого плана. Понятно, что это религиозный акт, поэтому вся эта бесовщина отражается на жизни народа, а если это изъять, то атмосфера с духовной точки зрения, конечно, станет чище.
– А то, что его имя остается еще во многих городах, говорит о том, что люди скорее язычники, чем христиане?
– Это же очевидно. Наши центральные телевизионные каналы проповедуют оккультизм и астрологию, а это есть самое халдейское оккультное язычество. А когда речь идет о христианских праздниках, показывают то, что не имеет к празднику отношения: купание и погружение в холодную воду, что можно есть, а что нельзя, как будто это влияет на праздник, то есть рассказывают о каких-то внешних вещах и событиях, не связанных с праздником. Это чисто языческий, внешний подход и говорит о том, что и руководство каналов, и дикторы, и все участники – натуральные язычники.
– Как-то все это массово… Люди живут на улице Ленина, ходят по проспекту Маркса…
– Так в них же еще дело Ленина живет и побеждает. Главным делом Ленина было первое в мире разрешение абортов в нашей стране. И все население страны (и мужчины, и женщины) участвует в убийстве собственных детей. Самое страшное язычество в том и заключалось: для того чтобы благополучно жить, люди приносили в жертву своих детей, убивали их. Убийства происходили по-разному, но это была жертва, чтобы умилостивить богов. И современные люди убивают детей для того, чтобы получше, попросторнее жить, чтобы дети не претендовали на лишние 1,5 метра их жилплощади, на несколько тысяч рублей на еду в месяц. Они их убивают, чтобы хорошо жилось им самим, всячески отстаивают эту возможность для своих языческих жертвоприношений. А кому? Ясно кому – Ильичу. Он же главный террорист, бессовестный и безжалостный. Самое любимое слово в его собрании сочинений – это «расстрелять».
– «Террор», я помню…
– Это такой злодей! Если сравнить его с Гитлером, то последний гораздо более гуманная фигура, потому что Гитлер в основном убивал вполне определенных людей, которых он за людей не считал: евреев, цыган, психически больных людей. У нас тоже даже журналисты такие есть, которые выступают на телевидении в свободном доступе и отстаивают идеи, что вообще всех инвалидов надо убить. Это же и есть фашизм. То есть фашистскую армию мы победили, а идеологию очень многие люди впитали, потому что ленинизм и фашизм одинаковы по глубокой сущности человеконенавистничества и демагогии. Ленин и Гитлер были ужасными демагогами и оба ненавидели русских. Ленин ненавидел русских органично, он восхищался некоторыми другими национальностями, но о русских никогда ничего доброго не сказал, так же и основоположники этого учения Маркс и Энгельс. А у нас Карл Маркс красуется на Театральной площади. Сам памятник хороший, интересный, я бы не стал его молотком разбивать, а переместил бы куда-нибудь в музей под открытым небом. Я не знаю, что он делает на Театральной площади: ненавистник русского народа, и какую пользу он принес? Или Энгельс напротив Храма Христа Спасителя «сидит» – он тоже ненавидел русских.
В те времена люди были откровенны, писали и не стеснялись, сейчас существует политкорректность: ненавидят, но как-то про себя, всякие другие формулировки используют, но ненависть-то все равно осталась, а наш народ тоже это поддерживает. Даже сама система: все время речь идет о демократии, как будто мы живем не в великой России, а на острове Мэн, где родился парламент. Это совершенно заимствованная форма правления, весь народ плюется и ее не приемлет. Спросите у любого на троллейбусной остановке, как он относится к демократии, к институтам власти. Большинство людей ответят, что совершенно не приемлют, что люди бездельники, хотя они совсем не бездельники. Эта система во многом уже освоена, но ничего прекрасного в ней нет. Почему мы должны следовать за Черчиллем, который вообще называл это все мерзостью и тоже ненавидел русских? Он хотел подвергнуть атомной бомбардировке примерно 29 самых главных русских городов. И мы следуем за ним в строительстве этой демократии. Это же не демократия, а демагогия.
Зачем нам это надо, я вообще не понимаю как обыватель, потому что политика – не мое дело, мы люди церковные, нас интересует больше сердечная часть. Поэтому, заботясь о сердечной части, я считаю, что страна должна быть покрыта церквями, куполами, крестами, наполнена колокольным звоном – это будет действовать благотворно, это есть оповещение народа об ином мире. Надо, чтобы этому послужили и телевидение, и радио, какие-то интернет-проекты. Неооккультизм давно уже на помойке истории, а у нас он все время вдалбливается, и астрологию люди хоть и с некоторой иронией, но все равно обязательно помянут. Астрологам дается прямо прайм-тайм: пожалуйста – говори. А чтобы священник изложил основы православной веры – такого вообще не найдешь, все спрятано. И даже есть хорошая передача для мусульман, небольшая, получасовая – но о чем они говорят? Только о внешних обрядах, совершенно не говорится об исламе, Коране, о толковании, только о том, что покушать, куда встать, куда сходить – все чисто внешнее, а самой сути ислама это не касается.
– А людей внешняя сторона больше интересует, чем внутренняя.
– А мальчиков и девочек интересуют только компьютерные игры. Езжу на автомобиле очень много и часто наблюдаю такое явление: едет юная леди в автомобиле, всегда с замедленной скоростью, потому что все время смотрит в свой гаджет разных модификаций: один глаз на дорогу, а второй – туда; лицо у нее освещено и видно, что она все время там. Что ее интересует? Ее не интересует дорога, штрафы у нас за это не берут – бейся куда хочешь и так далее. Но каких мы хотим вырастить детей? Чтобы их интересовало не то, как разрисовывать дома, подъезды и плевать окурки, мы хотим, чтобы они заинтересовались биологией, правом, экономикой, физикой. Мы все время противостоим их интересам. Ведь телевидение – это мощнейший инструмент воздействия на человека, очень активный, гораздо мощнее, чем литература, поэзия, поэтому нужно его использовать для развития человека, а не для превращения его в быдло. Конечно, очень обидно, что насаждается дрянь, как бы сказал Войнович – вторичный продукт.
– Вопрос телезрительницы: «Что нужно делать, чтобы не ставить ребенку прививки, потому что я знаю, что там содержатся ртуть, формалин, которые очень вредны. Я слушала лекции Червонской Галины Петровны. Что делать?»
– Во-первых, если с Червонской поговорить, она не против вообще всех прививок как таковых, хотя она специалист по этому делу. Просто прививки врачи должны делать профессионально: их должна предварять информация для родителей (что содержится, какая возможна реакция), нужны пробы, ребенок должен быть готов к этому по состоянию здоровья, чтобы не было каких-то аномалий. К сожалению, у нас это все проводится как некая кампания, потому что Минздрав заботится не о пациенте, а об охвате населения и оказании платных медицинских услуг. Интересуют только деньги, они там бьются за каждую копейку, поэтому прививки для них – выгодное дело. Прививки оплачиваются из бюджета, а это деньги. Червонская выступает против этого, чтобы все было по-честному. Слава Богу, у нас в стране теперь вопрос прививок – дело добровольное. Но существуют разные способы. Родители отдают детей в детский сад, а туда без прививок просто не возьмут, и человек вынужден соглашаться. Как Вы будете это обходить – думайте сами, надо голову свою подключать, думать, договариваться, требовать, тогда Вы будете в какой-то степени застрахованы от некачественных прививок.
– Вопрос телезрительницы: «У меня в жизни все хорошо: муж, двое детей, хорошая, по меркам нашего города, работа. Это меня почему-то и смущает. Может, мне надо оставить эту работу и пойти работать в детский центр для брошенных детей? Так я смогу лучше Богу послужить».
– А Богу послужить можно на любой работе.
– Одно дело, когда человек, например, занимается бумагами или деньгами, а другое – живыми людьми.
– Богу интересно, какие качества души человек приобретает. Например, такие качества, как трудолюбие, обязательность, пунктуальность, честность, можно приобрести на любой работе. Эти качества будут очень приятны Богу. В таком хорошем месте, как больница для детей, работала одна медсестра. Включила лампу, накрыла абажуром младенца и ушла. Возник пожар, ребенок полностью обгорел, стал инвалидом. Вот она работала в таком месте, а что она себе приобрела? На всю жизнь искалечила человека. Ее место в тюрьме. Можно работать в любом месте и быть причиной инвалидности или смертности других людей. Само место человека не красит. Человек красит то место, где он служит или работает.
– То есть Богу приятно не то, где человек работает, а как…
– Только – как, только его качества.
– Вопрос: «Понятно, что сокровища на небесах не портятся и не воруются, а вот заканчиваются ли они?»
– Они не заканчиваются, они исчезают как дым. Если человек останавливается в их приобретении, они мгновенно улетучиваются.
– Собирал человек, собирал, а потом говорит: «Всё, мне хватит»…
– Да, можно растерять буквально…
– …одним словом.
– Одним словом все-таки вряд ли, но если поупражняться в этих словах, можно все разорить. Как печка: если открыть заслонку, то весь жар улетит в трубу, или если не топить – сутки пройдут, печь станет холодной, а еще через сутки изба будет холодная, как будто и не топил. Постоянное усилие должно быть.
– А каким образом человек потом может воспользоваться этими сокровищами и сможет ли?
– Никак, если улетучились, то – всё.
– Нет, если он их собирает в земной жизни…
– Ведь это образ. Просто человек собирает эти качества для того, чтобы они позволили ему войти в общение с Богом, ради этого общения. Потому что Господь одним скажет: «Придите ко Мне, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам свыше» – и они наследуют общение с Богом. А другим скажет: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный» – и они наследуют вечный огонь, который будет жечь. Эти качества дают возможность войти в общение с Богом. Если ты добрый – такое качество способствует этому, если ты злой – нет. Потому что не может злой человек войти в Царство Небесное, будь он справедливый, воцерковленный, образованный, умный, красивый, богатый, успешный, на хорошей работе, на хорошем счету, полная грудь орденов – это вообще не играет никакой роли.
– Пышно похоронят – и всё.
– Ну да.
Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Елена Кузоро
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!