Беседы с батюшкой. Учение - свет

15 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии священник Константин Мальцев.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Тема нашей сегодняшней программы «Учение – свет». Уважаемые зрители, мы поговорим о православном религиозном образовании для взрослых.

Отец Константин, первый вопрос. Давайте вспомним напутствие Христа Своим ученикам-апостолам: Идите, научите все народы. Почему «научите»? Почему, например, не «крестите»? Почему Господь придает такое большое значение именно научению?

– Этот вопрос пояснил нам святой апостол Павел, который сказал так: …вера от слышания, а слышание от слова Божия. То есть у каждого человека есть уже некий фундамент, основание для веры, которое ему необходимо использовать для того, чтобы потом построить на нем некое здание. Это задача для каждого человека; это призвание, как Вы сейчас сказали, от Самого Господа. Мы можем заложить этот фундамент на различной вере; у каждого своя вера, которая складывается из полученных представлений, из воспитания, полученного образования и так далее. Но выстраивать это здание придется каждому лично. Церковь предлагает каждому верующему, да и вообще каждому человеку, выстраивать это здание на основании церковного Предания. Конечно, в основание нужно положить драгоценный краеугольный камень, который есть Господь наш Иисус Христос. А  вырастает уже это здание с помощью того научения и слышания, которые человек будет воспринимать внутри Церкви, в тех централизованных местах, которые посвящены как раз научению веры, просвещению.

Я думаю, фраза «научите все народы» открывает для нас, во-первых, несовершенство нашего состояния до просвещения верой. Во-вторых, открывает какие-то глубины человеческого духа и показывает открытость человека к тому, к чему он предназначен. Здесь как раз можно и обозначить, собственно, несколько ключевых моментов, из которых состоит образование, научение человека.

Само слово «образование» – глубокое, емкое – содержит в себе слово «образ». «Образ» – это многогранное слово, и мы можем сказать, что образование – это некий процесс созидания образа. Можно сказать, что образование познается также и в антониме, который у этого слова есть: «безобразие». То есть если мы образовываем, значит, подчиняем это какому-то порядку, структурируем, доводим до гармонии и так далее.

Наверное, Господь имел в виду как раз исцеление под тем, что значит «научить». А крещение, которое должно следовать за научением, – это средство для исцеления (как некий подарок от Господа), необходимое тому, кто уже готов полноценно воспринимать это средство.

Если мы будем говорить о составляющих процесса созидания образа в человеке, то это, собственно, задача строительства (о которой мы сказали) того величественного храма, здания для конкретной личности: не только величественного и красивого, но уютного, полезного, нужного, в котором душа человеческая, личность человеческая будут полностью реализовываться и чувствовать себя как дома. Понятно, что не может человек жить с разбитыми стеклами или, например, с протекающей крышей; ему нужна обстановка для того, чтобы он мог созидать, творить  и просто существовать.

Но для строительства нам нужны материалы, если уж мы применяем эту аналогию. И не всякие материалы являются пригодными для строительства такого величественного здания, которое должно послужить спасению человеческой личности. Поэтому мы можем вспомнить еще одно выражение, еще один призыв Господа: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен». Здесь тоже открывается какая-то неисчерпаемость человеческого духа, потенциал человеческого духа, возможности, которые в нем заложены. То есть мы можем уподобить образование, образованность некоему средству для открытия или добывания полезных ископаемых, богатств, чтобы созидать этот дом.

Чтобы реализовать свой потенциал, чтобы узнать вообще самого себя, чтобы открыть правду о самом себе, человеку нужно учиться. И открыть эту правду необходимо, в общем-то, как и открыть правду о Боге. Чтобы узнать Бога, чтобы извлечь ту глубокую энергию слова Божия, Откровения Божия, заложенного в нем, необходимо научиться читать, проникать в смысл того, что там написано. Вот это вторая, так скажем, открывающая функция образования, добывающая.

Можно еще сказать о том, что образование позволяет человеку ориентироваться и в пространстве своего «дома», который он созидает (в пространстве своей личности), и во внешней среде обитания, если так можно назвать. И не только ориентироваться, но и защищать свое жилище. Если мы продолжаем эту аналогию, то построенное здание подвергается различному воздействию внешней среды. Из того же Евангелия мы знаем, что дом, который будет построен, непременно подвергнется натиску воды, ветра и так далее. Кроме того, есть такие явления, как плесень, грибок, превращающие хорошие, здоровые, крепкие материалы в гниль, пыль, труху. Поэтому образование позволяет, особенно в наш век информации, информационного воздействия, и иногда подсознательного воздействия на личность, оберегать свое «здание», свою душу, свою личность и ориентироваться в этом, отсекая то вредное, те предрассудки и суеверия, которые всегда как бы напластываются на истины веры, на здоровое, чистое мировоззрение человека.

Кроме того, если мы говорим о православных христианах, в основе мировоззрения которых заложена Евангельская Весть, то мы не должны забывать о призвании человека по примеру Спасителя служить Богу и людям, то есть служить ближним, служить Церкви. Человек не спасается сам по себе, в одиночку, он спасается через служение. И здесь уже можно вспомнить о другом уподоблении, употребленном апостолом, что Церковь – это Тело, богочеловеческий организм, в котором все должно быть стройно расположено и правильно функционировать. Если какой-то член болеет, он просто закупоривает доступ питания для других членов. И если человек не исполняет функцию, не исполняет того предназначения, на которое он определен в этом организме, то он себе вредит, сам не получая необходимого и здорового, и не дает возможности другим членам Церкви полноценно развиваться.

Поэтому учиться необходимо. Вера от слышания, но слышание бывает разным. И обучение бывает разным. Поэтому мы можем уже, в общем-то, поговорить о форме и содержании обучения, которое предлагает на сегодняшний день Церковь (например, в нашей епархии).

– Да, если взрослый человек решил образовываться, только ли в семинарию ему идти?

– Многие имеют представление  (и часто это представление неверное), что в семинарии как-то независимо от человека, от его духовных усилий, от его работы над собой, духовного напряжения, внешним образом, как в каком-то светском учреждении, из него сделают священнослужителя; что это получится  само собой, нужно просто ходить на занятия – и все. Нет. Семинария – это отдельная структура, как некая среда, как некий, если можно так сказать, раствор, в который человек погружается для того, чтобы в ускоренном режиме, в сконцентрированном виде открыть и самого себя, и реалии Церкви, и проверить свое православие. Проверить именно на церковное Предание, на святоотеческое Предание, на ту практику Церкви, которая уже устоялась за много веков. Поэтому в семинарию должны идти люди, которые никак не представляют для себя другого пути. То есть мы говорим о призвании, решительности человека на все те испытания, которые предстоят.

А человеку, который просто хотел бы получить стройное, систематическое образование, заложить все элементы цельной конструкции (богословской, культурологической, исторической, связанной с православием), не погружаясь в практику церковного служения, священнослужения, как раз можно предложить обучение на епархиальных курсах религиозного образования и катехизации. На сегодняшний день они представлены перед Синодальным отделом как Центр подготовки церковных специалистов при духовной академии.

– Мы сейчас в первую очередь говорим о санкт-петербургских курсах. Подобные курсы (может быть, с другим названием) есть и в других регионах. Человеку, видимо, надо просто искать, если у него есть желание.

– Да, на сегодняшний день Церковь активизировалась и уделяет особое внимание стороне просвещения мирян, членов Церкви, да и просто тех, кто интересуется, жаждет открыть для себя какие-то горизонты своей веры. И предлагает различные формы. Это организовывается и при приходах. Но не каждый приход может позволить себе пригласить ведущих специалистов по той или иной сфере православного образования. Конечно, любой приход все равно занимается образованием через богослужение, через проповедь, через встречи в общинах с прихожанами, через катехизацию. Но полноценное религиозное образование подразумевает под собой все-таки регулярные, систематические (еженедельные; и не раз в неделю) встречи с педагогами, преподавателями, которые имеют достаточную компетенцию.

– На самом деле для людей,  не глубоко церковных, может быть, это открытие – что преподавательской деятельностью в Церкви могут заниматься не только священнослужители. Кроме желания систематизировать или получить знания, чем еще может руководствоваться человек, чтобы решить, что ему надо идти учиться?

– В первую очередь должно быть желание, некое понимание того, что без ученичества, без научения невозможно достигать каких-то духовных высот, двигаться вверх. Это первое. Человек не должен быть самоуспокоенным, самодовольным в Церкви. Мы сейчас уже привели несколько цитат из Евангелия: по отношению к спасению каждый из нас находится в положении постоянных учеников, на какой бы степени духовного развития каждый ни находился. То есть желание, жажда знаний – это первое.

В общем-то, этого и достаточно для начала, чтобы пойти учиться. Если мы говорим о наших курсах, то не случайно мы предлагаем трехгодичное обучение, то есть это не какие-то краткосрочные субкурсы (полугодовые или двух-, трехмесячные), которые сейчас очень популярны. У нас обучение длится три года. Почему? Потому что невозможно комплексно, систематически сформировать каноническое догматическое сознание, понять церковное учение, Предание Церкви за три месяца, за полгода. У нас даже есть подготовительное отделение для людей, которые только пришли к вере. Или даже, может быть, некрещеных, которые просто заинтересовались. Потому что православие сейчас проникает в различные слои общества, люди все больше и больше понимают, что именно православие сформировало тот глубокий менталитет русского человека, то наследие, которое мы сами в себе носим, и, конечно, некоторые просто интересуются как бы со стороны. И мы можем предложить им подготовительное отделение, в котором будет в течение года обзор различных церковных дисциплин, некое постепенное погружение в церковное Предание, чтобы человек сам заинтересовался, чтобы пробудить в нем дальнейшее желание обучаться.

А дальше начинаются, в общем-то, систематические курсы. Обучение у нас проходит три раза в неделю, по вечерам, в течение всего года. Конечно, наши курсы церковные, они подчинены церковному календарю, праздникам, общему ритму жизни Церкви. Образование – это же ведь не только обучение, это же и какое-то воспитание духа, что является, может быть, даже и первостепенным. Поэтому наши группы уподобляются общинам, в которых люди вместе не только занимаются, но и приходят в храм на богослужения (у нас открылся свой храм при курсах), несут какие-то церковные послушания, которые позволяют им сориентироваться в практической жизни Церкви, чтобы понять, как мы пытаемся созидать свою душу (через борьбу с грехами); какими-то добродетелями: послушанием, чуткостью и так далее.

Поэтому обучение три года. И как показывает опыт, большинство наших абитуриентов, студентов через какое-то время благодарны и Церкви, и тем советам, которые способствовали им поступить на эти куры и обучаться. У них просыпается интерес к дальнейшему обучению; где-то на втором или третьем курсе появляется уже та самая необходимая для христианина составляющая – служение близким и Церкви. Люди начинают задумываться, в каком качестве они могли бы поделиться этими знаниями, которые они получили; в каком качестве они могли бы, служа другим, и для себя открывать все новые и новые радости православной веры.

Поэтому на основании этого опыта мы призываем всех попробовать себя: либо это будет подготовительное отделение, либо это будет уже сразу первый курс, когда человек достаточно воцерковлен. А в процессе обучения для человека откроются новые горизонты. Это уже как некое правило для большинства.

Что касается служения мирян в Церкви в качестве катехизаторов, педагогов, психологов, людей, которые могли бы заниматься культурологическими вопросами, историческими церковными вопросами, то здесь я не вижу никаких противоречий: почему нет? Наоборот, если мы обратимся к дореволюционным членам Церкви, к дореволюционным писателям, увидим, что многие русские мыслители прославились своими писаниями о православной вере, Церкви как раз в качестве простых мирян, членов Церкви, не носящих сан, не состоящих в клире. Поэтому все это уже история нам доказала, здесь нужно просто довериться ее авторитету.

– Получается, если есть желание, надо искать возможности учиться.

– Да. Очень хорошо, что на сегодняшний день Церковь может предложить такую возможность. Еще лет двадцать назад (мы это помним) даже небольшое слово о Боге,  православной вере, о Священном Писании, каких-то других дисциплинах было недоступно для людей. Они как-то доставали печатные издания (самиздат), и никто даже не мог представить, что будет такое доступное систематическое полноценное религиозное православное образование в нашем городе, которое постоянно совершенствуется. Курсы имеют представление на аккредитацию выдачи дипломов установленного образца, чтобы это были действительно церковные специалисты, востребованные в нашей Церкви, и как бы имели некий знак качества. Чтобы человек, который окончил наши курсы, приходя на любой приход, мог быть задействован в тех многочисленных служениях, которые на сегодня нам предъявляет современная реальность. Так что приглашаем на наши курсы.

– На подготовительное отделение не опоздали еще люди?

– На сегодняшний день сроки поступления уже прошли. Но, понимая ситуацию,  в которой находятся люди (отпуска, школы, прочие дела, которые не позволяют достаточно организоваться), мы рассматриваем в индивидуальном порядке те обращения, которые будут. Поэтому каждый имеет возможность до конца сентября прийти к нам на курсы (их реквизиты, я думаю, доступны на сайте Отдела религиозного образования eoro.ru), и по результатам индивидуальной беседы будем принимать решение.

– А что преподается?

– Если это полноценное систематическое религиозное образование, то, конечно, преподается весь спектр самых главных дисциплин. Как мы можем представить человека не обладающим знаниями Библейской истории, то есть Ветхого и Нового Заветов? Конечно, это самое главное. Конечно, мы не можем представить будущего педагога воскресной школы, например, или катехизатора, без знания богослужебного устава Церкви (многовекового, сложившегося), который как бы является формой для выражения истин православной веры. Мы не можем представить себе церковного специалиста без знаний хода церковной истории (уже более чем двухтысячелетней), в которой были разные периоды, влияющие на внешний вид и церковного богослужения, и на формы донесения истин. А значит, невозможно представить себе человека без знания догматов Церкви, истории создания догматов: как они были принимаемы в Церкви, какой смысл в них заложен, имеют ли они какие-то вечные и временные рамки.

Все это, конечно, нужно различать, чтобы уметь отделить то вечное и то временное, то содержание и ту форму, которые всегда принадлежат тому или иному явлению. Есть обряды, которые могут меняться в течение времени, а есть догмат, который неизменен с самого начала, но форма выражения догмата может улучшаться с развитием языка, науки и прочее. Само слово – это же тоже форма донесения мысли, и слово тоже меняется. Для более ясного раскрытия сути догмата вполне могут быть применены новые формулировки на современном языке. Это очень тонкие, сложные вещи, которые нужно спокойно  и систематически изучать. Например, в процессе самообразования освоить догматическое богословие дано не каждому; должен быть какой-то человек, который помог бы разобраться в перипетиях формирования этих догматов и в развитии того церковного Предания, которое их содержит неизменными, и так далее.

Вспомним еще одно изречение Господа в Евангелии, что Богу нужно поклоняться в духе и истине. То есть молитва – это основное дело христианина, без молитвы невозможна духовная жизнь, это кровеносная система, если так можно сказать, духовной жизни. Но истина нам открывается как раз в изучении, то есть в передаче ее («предание» – это передача чего-то) от тех людей, которые уже получили эту истину. Мы говорим, что у нас Церковь апостольская, значит, у нас от апостолов идет передача этой истины. И задача каждого поколения христиан в том, чтобы и принять это предание без искажений, и передать его тем, которые будут жить потом. Вот этой задаче подчинено систематическое обучение религии.

Я уже сказал о церковном Уставе, об истории Церкви, мы можем говорить о тщательном изучении современного периода Церкви, сложного XX века. Мне кажется, это необходимо каждому гражданину нашей страны, тем более людям, которые призваны защищать ее в стенах Церкви. Потому что очень сложно все было в начале века: перелом, революция. Скрупулезно нужно разбираться по тому огромному объему архивных данных, которые на сегодняшний день есть.

Есть практические дисциплины: научение чтению в храме в качестве чтецов, псаломщиков, служению в алтаре, что на сегодняшний день тоже очень востребовано. Хорошее чтение за богослужением – это отрада для каждого присутствующего на богослужении. И так далее. Ознакомиться с полным списком дисциплин, которые есть, можно на сайте нашего отдела и, в общем-то, удовлетвориться тем, что там будет написано.

– Один из преподавателей курсов Сергей Анатольевич Наумов (преподаватель церковнославянского языка) ведет на нашем канале свою авторскую программу и знакомит зрителей с церковнославянским языком и тем курсом, который он преподает. И, знаете, церковнославянский язык, его использование в богослужении – наверно, один из самых показательных моментов, вызывающих споры. Что, может быть, проще церковную жизнь, церковные правила упрощать, чем нам, простым людям, к ним стремиться… Какое Ваше мнение как священника?

– Я тоже ведь когда-то был просто членом Церкви, мирянином, и этот вопрос вставал передо мной, особенно в начале, когда я только крестился (а крестился и начинал воцерковляться я во взрослом возрасте), и большая часть того, что я слышал за богослужением, казалась для меня непонятной. Скажем, чтение Апостола во время литургии: и сейчас, в общем-то, для большинства людей, не прочитавших накануне текст на русском языке, он закрыт. То есть человек стоит и не может иногда уловить смысл того послания, того обращения апостола конкретно к нему. И, в общем-то, люди скучают.

Но мы можем сказать о том, что эксперимент, который был проведен Церковью в некоторых храмах – чтение только на русском языке, упрощенный вариант чтения канонов, миней и других богослужебных книг, – не привел к какому-то глубокому воцерковлению людей, и это факт. То есть вроде бы все понятно, но уходит какая-то глубина, сакральность. Все равно есть в церковнославянском языке какая-то чистота, глубина, высота донесения до человеческого духа, пусть даже иногда на подсознательном уровне, Предания Церкви. Ведь очень важно еще состояние человека, в котором он находится во время богослужения, важно благоговение, важны внутренние переживания, те мысли, откровения для человека во время богослужения, которые он в другом месте не получит. Сколько людей во время богослужения вдруг умиляются или начинают сокрушаться сердцем под воздействием, казалось бы, непонятных церковнославянских текстов!.. Мы не можем этого отрицать.

Поэтому церковнославянский язык нужно изучать; слова церковнославянского языка многозначны, они более глубокие, чем на русском, освящены Преданием. Это ведь даже и интересно. То есть если преподаватель обладает и методиками, и любовью к этому языку, то он может заинтересовать человека, и человек откроет для себя грани, стороны и Священного Писания, и наших замечательных богослужебных текстов, молитвословий, которые мы слышим за богослужением. Поймет, что не выразить их никак, только как этим церковнославянским словом, что это только единственное слово, которое можно употреблять. И тогда для него богослужение откроется в еще более привлекательном, глубоком свете.

– Надо, надо подтягиваться.

– Конечно. Мы призываем. Тем более сегодня доступно обучение церковнославянскому языку с помощью тех материалов, методик, которые размещаются и в Интернете. И, к слову сказать, на наших курсах для абитуриентов, проживающих в других епархиях (скажем, за пределами Санкт-Петербургской епархии), будет введена дистанционная программа для того, чтобы они могли получить те знания, которые недоступны в тех местах, где они живут. Но все-таки нужно сразу оговориться, что это, конечно, не заменяет собой личное присутствие на лекциях и личное общение с педагогом. Потому что обучение на наших курсах – это, как я уже сказал, некий строй жизни, живая передача опыта носителей того или иного знания, того или иного опыта. Поэтому общение с преподавателем созидается не только через видимый и вербальный контакт, но даже и в личном общении.

– Да, отец Константин, я очень хорошо понимаю, о чем Вы говорите. Приведу пример из своей жизни. В десятом или одиннадцатом классе много лет назад, когда в Свердловской области еще не было развития образовательных структур, я из своей маленькой деревушки регулярно ездил в Екатеринбург на курсы преподавателей церковных воскресных школ Галины Семеновны Ващенко. И, уважаемые зрители, много лет уже прошло с тех пор, а этот дух общения с преподавателями курса, с теми, кто приезжал, общение друг с другом – все это на самом деле незаменимо и очень укрепляет в вере…

– Да. Человек вообще не может жить без авторитетов. Человек, который живет без авторитета, без какого-то духовного наставника, наподобие слепого котенка: он сам везде все пытается пройти, открыть. А проще и правильнее получить духовные советы от людей, которые прошли это до тебя, которые уже обладают необходимыми знаниями и опытом. На курсах, опять же по откликам слушателей, мы видим, как у человека складывается какой-то личный контакт, личное общение с тем или иным преподавателем, то есть он открывает для себя либо духовного руководителя, либо авторитетного специалиста, наставника и так далее. Поэтому люди, которые по роду своей деятельности, по роду своей жизни совсем замкнуты в информационной среде, могут открыть для себя новый мир общения с удивительными носителями церковного Предания.

– Расскажите еще о слушателях курсов (не одно десятилетие они уже существуют). Как складывается их судьба?

– Я всего третий год преподаю на курсах и, конечно, не обладаю знаниями о том, что было раньше. Тем не менее я уже много слышал о предыдущих реалиях курсов, о тех легендарных преподавателях, которые были. Сформировалось уже какое-то свое представление и яркие образы слушателей курсов, некие истории, когда люди, уже как бы совершенно ушедшие из памяти, через год-два находят тебя на переменках, в каких-то местах и горячо благодарят за то, что когда-то ты посоветовал поступать на эти курсы. Человек, может быть, мимоходом услышал (или ты мимоходом это говорил где-то), а для него это послужило мотивацией для того, чтобы поступить. И вот проходит два-три года, и у него вдруг просыпается эта благодарность, то есть он понимает, что через тебя он сюда пришел, через тебя он открыл совершенно новый мир в жизни, открыл самого себя. Такие случаи достаточно часты.

Интересно наблюдать трансформацию сознания, состояния людей, которые приходят сначала на подготовительное отделение, потом переходят на первый, второй, третий курс. Они сначала посещение занятий на подготовительных курсах ставят, скажем, на десятое место среди всех своих обязанностей в жизни. И по мере продвижения начинают предпочитать занятия на курсах всем другим. Иногда даже приходится вразумлять обучающихся: что он, дескать, забыл о семье, может быть, даже стал мало уделять времени работе. Настолько он увлекся, открыл для себя эту грань…

Действительно, обучение на курсах, особенно когда это связано с передачей живого предания, можно уподобить некоему наслаждению этой жизнью в потоке Божьего благословения, если так можно сказать, радости от православной веры. Даже если у человека, по внешним светским меркам, нет счастья (то есть, может быть, он находится в трудных жизненных обстоятельствах; или у него какие-то проблемы со здоровьем и так далее), тем не менее он ощущает себя полноценно живущей личностью, которая и воспринимает окружающий мир полноценно, и ощущает себя творческой единицей этого мира, находящейся теперь на своем месте, гармонично созидающей этот мир и внутри себя, и вокруг.

Поэтому все это общие последствия обучения на курсах, следствие того, что люди учатся. Но есть какие-то индивидуальные, особенные истории, у каждого свои, интересные. Наблюдая эти трансформации человеческого сознания, человеческой личности, лучше даже сказать – преображения, мы тоже в хорошем смысле испытываем радость, что занимаемся этим делом.

– Отец Константин, практический вопрос: что-то должно останавливать человека, если у него появилось желание поступить к вам?

– Я уже упомянул о том, что обучение на курсах не должно входить в противоречие с теми обязанностями, которые человек несет на себе в том или ином качестве: например, как глава семьи, как родитель, который должен заниматься воспитанием своих детей, и так далее. Здесь нужно очень хорошо взвесить свои возможности, свои силы, определить свое время. Потому что эпизодическое посещение занятий – это тоже нехорошо, это не способствует развитию того самого интереса к созданию комплексного, основательного строения православного мировоззрения. Поэтому иногда, может быть, лучше отложить поступление на курсы на следующий год или на какое-то время. Конечно, нужно помолиться, это должно стать предметом молитвы. На молитве вполне можно вопрошать Господа сделать обстоятельства жизни способствующими для обучения на этих курсах; это проверенный способ, и это тоже одни из тех историй, которые люди рассказывают. Сначала даже подумать человек не мог, как выделить время для посещения этих занятий, но постепенно, если он начинает об этом просить Господа, как-то так получается, что через год, может быть, через два вдруг появляется возможность, и он может полноценно заниматься.

– И использовать образование как некую лестницу для того, чтобы приближаться к Богу.

– Конечно. Мы можем подытожить эту необходимость учиться, полноценно образовываться: для того, чтобы получить теоретические и практические знания и навыки для жизни в Церкви; для того, чтобы открыть в себе глубокие потенциалы, которые есть в каждом человеке, заложены в каждой личности; для того, чтобы полноценно научиться служить своему ближнему, служить Церкви. И, в общем, для того, чтобы спасать свою душу, нужно обязательно образовываться.

– Батюшка, спасибо Вам за советы, за интереснейшую программу. Я думаю, мы для многих людей сегодня открыли, может быть, какую-то новую грань того, как они могут проводить свое время, чтобы приближаться к Господу.

– Спасибо вам! Уважаемые телезрители, приглашаем всех к нам на курсы. И пусть Божие благословение пребывает со всеми вами.

– Спасибо, отец Константин!

Уважаемые зрители, я могу только повторить, что в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре надо искать Отдел образования, приходить, интересоваться, как можно поступить на епархиальные курсы имени преподобного Иоанна Кронштадтского, искать информацию в Интернете и не упускать время. Сентябрь пролетит быстро, нужно успеть за это время подать заявку на поступление. Желаю вам не упустить эту возможность. Всего доброго!

Ведущий Антон Пепеляев

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать