Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Магнитогорск Челябинской области – сердце Магнитогорской епархии. Сегодня мы начинаем знакомство с теми, кто здесь несет служение, – священниками и их вторыми половинами. С семьей протоиерея Андрея Иващука мы встречаемся не дома, но и не в храме. Отец Андрей – благочинный Нагайбакского церковного округа и настоятель четырех приходов, ближайший из которых – в семидесяти километрах от города, Свято-Покровский, в селе Фершампенуаз. В течение недели батюшка служит в каждом из приходов и возвращается в Магнитогорск к семье.
Мы договорились увидеться с матушкой отца Андрея Натальей не где-нибудь, а в «Вифлееме». Так в епархии решили назвать новую пекарню. Здесь тепло, уютно и ароматно – как дома, куда хочется вернуться после напряженного рабочего дня, а мы встречаемся как раз в это время. Матушка по профессии бухгалтер.
Матушка Наталья:
– Проводишь документы, считаешь зарплату, налоги, составляешь декларации – обычная работа бухгалтера.
Рабочий день – с восьми до семнадцати. А дома четверо детей, хлопоты, заботы, которые хозяйка и многодетная работающая мама делит пополам с мужем.
Протоиерей Андрей:
– Дома за одним и тем же занятием очень сложно в течение многих лет. Хочется общения с другими людьми. Почему нет?
Матушка Наталья:
– У нас в семье так сложилось, что справляемся всегда вдвоем с мужем; наверное, потому, что мы живем далеко от родителей, помогать некому.
Их детство и юность прошли во Львове. До сих пор все в этом западноукраинском городе для матушки Натальи родное и любимое: каждая улочка, каждый двор, парк, храм и монастырь…
– На Западной Украине, наверное, сложно встретить неверующего человека, потому что советская власть там была не так сильна, как здесь, на Урале. Люди у нас всегда ходили в храм, тайно венчались и крестили детей.
Каждые выходные Наташа вместе с родителями и сестрой отправлялась из Львова в деревню к бабушке и в воскресенье утром шла на службу в церковь, память о которой соединяется с ностальгией.
– Маленький и уютный деревянный храм, бабушка на коленях. Мы всегда ждали престольного праздника: это праздничный стол, родственники, друзья. Это было привычно, службы не пропускали.
Протоиерей Андрей:
– Мой дедушка был пономарем в деревенском храме. Мы всегда с ним ходили на службы. Это было в порядке вещей, нормой. Но в 1990-е годы случился развал Советского Союза и раскол в Православной Церкви. Нам повезло, потому что наша деревня недалеко от Почаевской лавры – это большая святыня. Родная сестра мамы любила ездить по монастырям и все нам объяснила.
Андрей Иващук думал начать со светской профессии, но, как известно, мы только предполагаем. В вуз на бюджетное отделение поступить не получилось, тогда семья предложила ему поехать в Россию, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где жила и трудилась родственница.
– Когда я приехал, то позвонил родителям только через две недели, потому что жизнь там меня захватила (может быть, благодать коснулась), величие монастыря, длинные службы, строгость пленили.
Готовил его к поступлению в семинарию, давал рекомендацию духовник – протоиерей Андрей Ткачев, в то время служивший во Львове. Андрей Иващук поступил в семинарию с намерением принять монашество, но в один из приездов домой эти мысли оставил.
Матушка Наталья:
– Я дружила с его сестрой, моей сверстницей. Батюшка уже учился в семинарии на третьем курсе, и однажды мы разговорились. Потом стали переписываться, сотовые телефоны только-только появлялись, у нас не было. В лавре, я помню, был только стационарный телефон, семинаристам не разрешалось им пользоваться, и девушке звонить парню было неправильно. Одно письмо батюшка написал на немецком. Он углубленно изучал этот язык, и ему показалось интересным написать девушке письмо по-немецки.
Встречались семинарист Андрей и студентка Львовского университета Наталья лишь дважды в год, во время каникул. Через два года они повенчались во Львове. Медовый месяц провели в лавре. Осенью Андрея ждала Московская духовная академия, а Наталью – последний курс университета. Уже на первом курсе академии Андрей был рукоположен в священники.
– Между нами сразу установилось взаимопонимание. Со дня венчания мы живем жизнью друг друга, и, наверное, хотелось, чтобы батюшку рукоположили, потому что этого хотел он.
После окончания университета Наталья приехала в Сергиев Посад, чтобы быть рядом с мужем, и столкнулась с проблемой: до двадцати четырех лет она разговаривала только на родном украинском языке, а в русскоговорящей среде растерялась.
– Первое время я не разговаривала, приходила в магазин и просила батюшку: «Ты узнай, сколько это стоит». Акцент был очень сильный, стеснение до сих пор осталось.
Научиться говорить по-русски пришлось в больнице. Первому сыну Вадиму было шесть месяцев, когда ему поставили диагноз – гидроцефалия.
– Поставила диагноз врач-невропатолог в Сергиевом Посаде. Она так легко сказала: «Ребенок либо не будет жить, либо станет полным инвалидом». Рыдая, мы дошли до съемной квартиры, эту дорогу я хорошо запомнила. С отцом Андреем учился отец Михаил, практикующий хирург (семинария – его второе образование).
Дальнейшее развитие событий можно назвать Божьим чудом. Отец Михаил нашел возможность, чтобы Наталью с ребенком взяли в Институт педиатрии при Минздраве России под наблюдение доктора медицинских наук, профессора Галины Викторовны Яцык. Она кардинально изменила схему лечения, и хотя реабилитация не всегда проходила гладко, в отделении Вадима называли «маленьким чудом».
– Через два с половиной года нам полностью сняли этот диагноз, и на радостях мы пошли с сыном в Московский зоопарк.
Протоиерей Андрей:
– Это выздоровление настолько сильно подействовало на нее, что она стала верующим человеком больше меня. Это укрепило ее веру. А в моей жизни такие чудеса, поверьте, очень часты.
Почти пятнадцать лет отец Андрей служит на Южном Урале, куда его позвал сокурсник и друг отец Вадим Деньгин, тоже священник Магнитогорской епархии.
Матушка Наталья:
– Мы были молодые, с одним ребенком, собрались легко. Куда сказали, туда и едем, и оказались в Магнитогорске.
В Магнитогорске у отца Андрея и матушки Натальи родились Даниил, Дарья, Никита. Все роды были трудными, но и тут Божья помощь в лице замечательных врачей не оставляла. Известно, что металлургическая столица Урала не самый благоприятный город в плане экологии. Выбросы в атмосферу, говорит матушка Наталья, чувствуют сразу. Средний сын Даниил младенцем попал в реанимацию с отеком Квинке. Наталья горячо молилась, ведь в закрытое отделение родителей не пускали.
– У меня была полная уверенность в том, что Богородица меня слышит и находится рядом с моим ребенком.
Да, бывает трудно и тревожно, когда болеют дети, но именно такие моменты укрепляют веру, усиливают молитву, привлекают Божественную любовь, которая дает понять, что ни один волос не упадет с головы без Божьей воли.
– Мне кажется, мы как у Христа за пазухой живем. Болезнь сына считать тяжелым искушением, наверное, тоже не могу. Так нас Господь ведет все эти годы, что мне в радость жить, быть женой священника.
По выходным матушка Наталья отправляется, как она говорит, вслед за батюшкой. В Свято-Покровском приходе села Фершампенуаз ее послушание – социальная работа в храме. Приход тесно сотрудничает с центром социального обслуживания населения, оказывает адресную помощь малоимущим, одиноким пожилым людям, оставшимся без попечения родных. Вещи, обувь – с епархиального гуманитарного склада, продуктовые наборы – своими силами.
– У нас есть «корзина доброты», куда складывают продукты. Очень многие знакомые, прихожане из города, знают, что мы помогаем мамам, которые находятся в трудной жизненной ситуации или на грани бедности, и привозят продукты прямо к нам домой.
Протоиерей Андрей:
– Звонит мне: ты должен заехать туда-то. Или: туда, где сегодня служишь, привези то-то. В плане социальной деятельности она помощник номер один.
Матушка Наталья:
– Менять мир нужно, начиная с себя, каждую минуту, каждый день. Если не получилось сейчас изменить свое поведение, отношение к чему-то, то надо пробовать еще и еще раз.
Протоиерей Андрей:
– Мы сейчас выиграли президентский грант, а год назад – грант «Православной инициативы»; и уже пишем заявку на новый грант. Идея, отчетность – она всем занималась.
Конечно, оба скучают по Украине, куда могут приехать только по приглашению. В прошлом году встретиться с родными помешала пандемия, но их малая родина – их дом, где они общаются по-украински.
Матушка Наталья:
– Младшие понимают язык, потому что к ним обращаются на украинском, но сказать не то что не могут, а, наверное, даже не задумываются. Они отвечают на русском, не обращая на это внимания, их понимают – все замечательно.
В их доме свет, молитва и любовь, о сути которой сказано давным-давно.
Протоиерей Андрей:
– У апостола Павла сказано: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь. Господь в Евангелии говорит о любви как о жертве.
Матушка Наталья:
– Конечно, это труд. В любой семье, если человек хочет быть счастливым и сделать счастливым супруга, он где-то будет закрывать рот, где-то сдерживаться, перевоспитывать себя. Я хочу меняться, хочу быть для него самым близким человеком.
Протоиерей Андрей:
– Это не половина, а, наверное, девять десятых тебя. Это любовь.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство со священниками и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!