Учимся растить любовью. Живые уроки истории для детей

29 октября 2020 г.

Потрогать настоящее военное орудие, услышать истории боевого прошлого наших предков, преодолеть полосу препятствий – так может выглядеть урок истории. Живой и наглядный. Например, такие уроки проходят под Петербургом в музее «Сестрорецкий рубеж». Его знают даже не все петербуржцы, а ведь музей появился 11 лет назад. Побывать в нем вместе с нами и поразмышлять, зачем современным детям нужно снова и снова рассказывать о войне, предлагаем в этом выпуске. 

Сегодня мы предлагаем вам отправиться вместе с нами в музей «Сестрорецкий рубеж». Для того, чтобы снова поговорить на тему, зачем нужны детям живые уроки истории и почему они незаменимы.

Олег Николаевич Бушко, председатель молодежного клуба «Сестрорецкий рубеж»:

– Можете полюбоваться, как выглядел пулеметный станок начала войны. Солдат садился, ногами отталкивался от земли вправо-влево и вверх-вниз. Пулеметом управляют два человека. Второй будет крутить вот эти маховички. Это вентилятор, который высасывает весь дым на улицу, и чистый воздух с улицы гоним сюда.

Потрогать настоящее военное орудие, услышать истории боевого прошлого наших предков, преодолеть полосу препятствий – так может выглядеть урок истории, живой и наглядный. Такие уроки проходят, например, под Петербургом в музее «Сестрорецкий рубеж». Его знают даже не все петербуржцы, а ведь музей появился 11 лет назад.

Олег Николаевич Бушко:

– В далекие времена уже был музей. Он находился на Петровском проспекте, за стадионом «Петровский». Завод доживал последние годы, и надо было искать место. А товарищи-афганцы Курортного района сказали, что есть замечательное сооружение и совместить одно со вторым будет просто прекрасно. Тут все-таки 210 кв. м площадей. Я считаю, что музей получился что надо.

 Дети и родители с удовольствием поделились впечатлениями.

Дарья Гречкина, посетительница музея «Сестрорецкий рубеж»:

– Здесь очень много чего интересного, даже есть носилки. Тут можно вкусно поесть. Тут можно бегать, так как есть большое пространство. Даже пострелять можно. Здесь очень интересно, и я всем советую сюда прийти.

Егор Жмовка, посетитель музея «Сестрорецкий рубеж»:

– Здесь есть оружие: большие бомбы. Я узнал, как они называются.

Анна Парухова, посетительница музея «Сестрорецкий рубеж»:

– Больше всего мне запомнилось, как мы проходили полосу препятствий. Мы там и падали, поэтому мы помогали друг другу. У кого-то не получалось, у кого-то получалось. Мы друг друга поддерживали и учились работать в команде. Если кто-то отстает или у кого-то что-то не получается, тогда команда не победит.

Ольга Валентиновна Киселева, посетительница музея «Сестрорецкий рубеж», многодетная мама:

– Была полоса препятствий. Для меня это была возможность показать детям, как себя чувствовали солдаты, когда нужно не забыть присесть вовремя, когда нужно попасть штыком, когда бронежилет тяжелый, каска тяжелая, оружие тоже тяжелое, то есть немножечко почувствовать это на себе… Когда дети на уроках или еще где-нибудь про это услышат, они телом вспомнят алгоритм действий при метании гранаты, без винтовки, без бронежилета и каски.

На лицах детей я сегодня видела улыбки, когда у них что-то получалось. Я видела, как они расстраивались, когда что-то не получается. Они сегодня испытывали сильные эмоции, когда видели оружие, о котором, может быть, читали или слышали. Я знаю, что мальчики интересуются оружием, и мои сыновья – тоже. Они встречают оружие в каких-то играх, а сегодня увидели его вживую. Олег даже развенчивал некоторые мифы по поводу, например, минометов. Я уверена, что они запомнят это, потому что эмоции сегодня испытали очень сильные.

Музей «Сестрорецкий рубеж» создавался не для того, чтобы консервировать историю, а в первую очередь с воспитательной целью.

Олег Николаевич Бушко:

– В первую очередь мы – молодежный клуб. Так, вчера была прогулка по ДОТам Сестрорецка. Мы прогулялись с детьми, которые уже готовы идти в школу, и я рассказал все, что знаю про оборону Сестрорецка.

Дети – наше будущее; значит, историю они знать должны.

Ольга Валентиновна Киселева:

– Здесь мне вспоминаются стихи Воронова. Они, правда, написаны о блокаде, но я думаю, что то же самое можно сказать и о войне.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили как мы!

Эти стихи написаны поэтом-блокадником. Мы все-таки блокадники, а я уже третье поколение, но в нас крепко вбили ту память, которую смогли до нас донести. В отличие от современных детей мы помним, когда война началась, когда закончилась, сколько длилась блокада. Современные дети этого не знают, не запоминают. Хотя, конечно, это уже рассказывалось, но для них это уже менее актуально, чем для нас. А важно, чтобы они помнили, чтобы не было повторения этого.

Олег Николаевич Бушко:

– Без истории нет будущего. Это обязательно надо знать, чтобы не наступать на одни и те же грабли. История постоянно повторяется. Можно привести огромное количество примеров с теми же самыми войнами. То, что было 100 лет назад, оценили и забыли. Именно из-за того, что это забыли, это снова повторилось. Если постоянно не твердить, не напоминать, как было плохо, всегда будет плохо. Свою историю надо обязательно знать, а тем более хранить память о предках. Потому что без уважения к старшим, без памяти будущего тоже не будет.

Не стоит думать, что школьная история восполнит все пробелы. Современная культура предлагает детям новые альтернативы. Но они не расширяют границы знаний детей, а сужают их.

Олег Николаевич Бушко:

– Еще лет пять назад, показывая на пистолет-пулемет с круглым магазином, мне говорили: «Это ППШ». Теперь говорят, что это пистолет-пулемет Томпсона. Всё, американские игры победили. Теперь дети не знают танки. Они не играют даже в отечественную игру World of Tanks. Они играют чисто в американские игры. Они знают, что такое базука, но совершенно не знают русское оружие, с которым мы воевали. К сожалению, пока вот такой пример могу привести.

Если Америка побеждает в играх и дети играют в американские игры, то через эти игры страна вероятного противника может навязывать и свое мнение, и она выиграет. Из детей вырастает будущее. Если они воспитываются на принципах американского строя, нечего потом в будущем удивляться. Надо делать что-то свое. Если мы не можем запретить игры, надо сделать абсолютно правильные игры. Как мультфильмы и фильмы Советского Союза, моего детства. К сожалению, сейчас никто не играет в Тимура и его команду. Сейчас играют в американские «убивалки».

Если дети с удовольствием увлекаются иностранными военными играми, значит, нужна достойная альтернатива. Есть ли она у нас?

Олег Николаевич Бушко:

– Опять же надо вспомнить историю Советского Союза, того же самого Тимура и его команду. Мы забыли свою историю и можем весьма сильно об этом пожалеть в будущем. Детей нельзя воспитывать только на компьютерных играх-стрелялках. Надо искать хорошее. Игры же не учат бабушку через дорогу переводить. Мы растим потребителей. Они не готовы что-то отдать, они могут только брать или стрелять по другим в качестве развлечения.

Священник Димитрий Киселев, клирик храма святых Бориса и Глеба (Агалатово):

– Новое поколение, которое появляется из раза в раз, – особенное. Оно немножко по-другому мыслит. Мы можем показать им эти примеры более ярко, более детально, рассказать им что-то уже с помощью каких-то компьютерных технологий или игр. Но все равно остаются старые методы: физическое воспитание, которое из века в век одно и то же, воспитание духовное, воспитание информационное, когда мы что-то рассказываем, объясняем детям. Эти позиции остаются незыблемыми.

«Патриотизм» – слово, которым спекулируют чаще остальных. Но настоящую любовь к Родине прививать своим детям нужно с самого младенчества.

Олег Николаевич Бушко:

– Патриотизм подразумевает, что ребенок с рождения должен слышать, что это здорово, что он родился здесь, что он живет в этой стране. Он должен гордиться тем, что живет в этой стране, чтобы у него совсем не было мысли, что он вырастет, отучится за границей и там и останется. Как только ребенок родился, он должен гордиться тем, что мы выиграли самую кошмарную войну, которая была единственной во всей истории, но мы победили. Не американцы победили, мы! В конце концов, мы взяли Берлин. Прячась от нас, Гитлер уничтожил сам себя. Это и есть патриотизм, а не флагами размахивать, не шарики пускать на 9 Мая.

Ребенок должен знать, где похоронены его предки. Он должен приезжать и ухаживать за могилами своих предков. Он должен знать про дедушку, если это, конечно, возможно. А сейчас очень много возможностей, потому что Интернет – всемогущ. Если есть желание, найти информацию можно. Многие ищут по сайтам Министерства обороны судьбу своих предков, находят, изучают, опять же этим гордятся. Это все надо делать с детства. По-другому ничего не получится.

Священник Димитрий Киселев:

– Дети должны любить свою Родину, любить свое Отечество и показывать это на деле. Нет важнее такого служения, как защита своей Родины. Как сказано в Евангелии: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Это как раз про воинов, которые защищали Отечество, не щадя своей жизни. Это главная задача, долг, и с этим связано множество добродетелей: любовь, мужество, терпение, смелость, отвага и многие другие лучшие качества, которые просто должны быть в детях. На примере прошедших эпох, когда страна всегда защищала свои границы, мы и детей воспитываем так же защищать страну, стараемся вкладывать в них лучшие качества и добродетели.

Есть родители, которые предпочитают ограждать детей от путешествий назад, в нашу историю, не желая окунать их в травматическое прошлое.

Ольга Валентиновна Киселева:

– Я вижу, что очень многие ограждают детей от фильмов о войне. Олег сегодня рассказывал, что современные фильмы о войне во многом романтизированы: форма с иголочки, показаны совершенно другие чувства. А те фильмы, которые снимались в послевоенное время, все-таки ближе к реальности, но их современным детям не показывают. Я тоже это делаю с осторожностью и всегда смотрю вместе с ними, что-то обсуждаем. Допустим, недавно мы смотрели «В бой идут одни “старики”», и ребятам было очень грустно, когда герои умирали. Но там это очень аккуратно, очень деликатно показано. Зато было что обсудить. Мне кажется, что лучше все-таки аккуратно, но показывать.

Кроме того, наша история, история нашей семьи тоже связана с войной. Мы не случайно сейчас здесь. Именно в этих местах воевал мой дед. Он был химинструктором в том самом батальоне, который был на этой границе. Здесь же рядышком похоронен. Здесь он до конца жизни жил после войны. Эти земли для меня священные. Поэтому я привожу сюда детей, чтобы они знали, что это все действительно было, что это не сказки и это  страшно.

В мемуарах моего дедушки, а это тетрадь в 96 листов, войне посвящено всего две или три страницы. Бабушка и дедушка мне подробно ничего не рассказывали. Все, что я знаю, я знаю по фильмам, книгам, рассказам в школе. Им было страшно, неприятно, и они хотели нас оградить от всех этих ужасов. Их можно понять…

У современных молодых родителей уже может не быть того багажа знаний родной истории, который был у поколения раньше. Значит, работать нужно и с ними.

Олег Николаевич Бушко:

– У сегодняшних детей родители – это те, кто вырос в лихие 90-е. Я еще пионерскую организацию и комсомол застал, а современных родителей надо же постараться вернуть на путь истинный, чтобы они тоже хоть что-то узнали… Говорят, что войны с финнами не было, потому что финны просто возвращали земли, которые «проклятые большевики» у них забрали в Зимнюю войну. Но это абсолютная неправда.

Я рассказываю только о том, что могу документально подтвердить, в том числе какая война была в Сестрорецке. Несмотря на крайне серьезную оборону, финнам удалось перейти старую границу на одну ночь. Они атаковали, захватили передовые траншеи, но к утру были выбиты нашим народным ополчением. Пусть на одну ночь, но все же границу с Россией они перешли.

В среде православных есть немало людей, которые считают, что чествование героев войны может войти в конфликт с христианским учением о любви к врагу. В спорах на эту тему родители поломали много копий.

Священник Димитрий Киселев:

− Миролюбие уместно, когда оно помогает погасить конфликт через любовь, незлобие. Именно это имеет в виду Господь, когда учит подставлять другую щеку. Но когда речь идет о защите Отечества, то действует другой закон: кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Есть еще русская поговорка: «Сам погибай, а товарища выручай». Господь призывает нас к жертвенной любви. Мы обязаны защищать свое Отечество.

Ольга Валентиновна Киселева:

− Память о войне призвана не повторить войну. Да, мы стремимся к миролюбию, но мы помним об агрессии со стороны фашистов. Когда мы сегодня ехали сюда, меня дети спросили, кто такие фашисты. Я рассказала им то, что сама знаю и как это понимаю: каково было кредо фашистов, как они учили своих юных солдат жестокости.

Размышляя о нашей сегодняшней встрече, как она пройдет, я немного опасалась. Например, я очень аккуратно отношусь к идее одевать детей в форму военных лет. Бывает, на параде маленькие девочки идут в пилотках, гимнастерках, юбках образца военного времени. Мне это не нравится: мне бы не хотелось, чтобы мои дети носили эту форму в реальности. Конечно, она уместна, если дети участвуют в спектакле о войне, но на параде − нет.

Я опасалась, что здесь будет подобная романтизация: костюмы, мы – советские бойцы, это фашисты − бей их штыком! Но наш экскурсовод Олег очень аккуратно нам все рассказывал, приводил достойные примеры, избегая ореола романтичности. Я крайне благодарна ему, что он сегодня обратил внимание на то, как некоторые считают: победили бы финны, мы бы сейчас жили в Финляндии, немцы − жили бы в Германии. Даже от своего старшего сына я слышала эту мысль. Нет, это не так − это обман. Мы сегодня в музее видели небольшие листовки с агитацией русских солдат переходить на сторону немцев. За это им обещали питание, медобслуживание, работу по профессии. Но мы же понимаем, что те, кто верил, обещанного не получали. Это была просто уловка. Об этом тоже важно говорить: обо всей серьезности проблемы, а не о романтике военного времени.

Священник Димитрий Киселев:

− У нас при храме есть военно-патриотический клуб «Радонеж». Там инструкторы по специально разработанной программе обучают ребят. Это очень хорошая подготовка к армии для молодых людей. Но и девушки охотно участвуют в деятельности клуба. Участникам преподают теорию, осваивают ее на практике.

Такие клубы есть во многих приходах, и, думаю, их будет еще больше. Особенно если настоятель сам посещает воинские части или является священником от епархиального военного отдела и в его обязанности входит духовно-нравственное воспитание детей. Поэтому военно-патриотическое направление будет расширяться: Церковь это благословляет. Священники всегда по мере своих возможностей участвовали в военном деле: наставляли, благословляли на защиту Отчества. Церковь всегда молилась за победу, и сейчас она благословляет и организует военно-патриотические группы.

Почти все школьные предметы (начиная со счета) детям преподают через дидактический материал. У истории также есть свои наглядные пособия: те военные предметы, которые сохранило для нас время.

Олег Николаевич Бушко:

− Экспонаты нашей коллекции живые: они свидетельствуют о том, как все было на самом деле, каким был тот или иной бой. У меня за спиной стоит финская башня; 9 июня 1944 года в бою на том месте, где стояла эта башня, русские потеряли 1178 человек, четыре  танка были подбиты, уничтожены два расчета орудий. Башня была свидетелем этого боя. Или дорога, на которой мы стоим, ведущая в Финляндию, тоже имеет  собственную историю. На ней происходили и плохие, и героические события. Именно по ней финны атаковали Сестрорецк 13 сентября, когда перешли старую границу. Рассказывая о технике, я делаю акцент не на том, какая она была, а что она сделала в бою. Все можно рассмотреть с точки зрения патриотизма − я стараюсь все совмещать.

Я не пытаюсь поставить на финнов клеймо плохих людей. Я лишь рассказываю правду. А правда в том, что финны атаковали наши войска, перешли границу, двигались в сторону Ленинграда и хотели встретиться с немцами. Планировалось второе кольцо окружения Ленинграда вокруг Ладожского озера, финны захватили Подпорожье, форсировали реку Свирь – это все не финские земли. Они двигались навстречу немецкой армии, и если бы мы не остановили их возле Волхова, не освободили Тихвин, то город бы умер.

Можно надеяться, что математику или иностранный язык ребенок выучит за школьной партой, но патриотизму нужно учиться в первую очередь дома.

Олег Николаевич Бушко:

− Патриотизм должен воспитываться в семье, а школа лишь укрепляет это чувство. Очень важным школьным предметом я считаю историю. Многое в современном образовании мне непонятно, но я точно знаю, что уроки истории должны быть и их должно быть много. Хорошо было бы даже уменьшить количество часов, отведенных на изучение истории Древнего мира, и увеличить количество уроков по истории России. Разговор о древних людях – это хорошо, но не нужно сокращать уроки по истории нашей страны, особенно истории Великой Отечественной войны − самой кошмарной, за счет истории других веков и стран. Чтобы гордиться своей страной, надо в первую очередь знать ее историю.

Ольга Валентиновна Киселева:

− У нас всегда в семье звучит тема защиты Отечества, а 9 Мая мы идем на парад.  Возлагаем цветы, заходим на могилу к дедушке, служим панихиду. Это память, которая всегда живет в семье. На стенах висят портреты бабушки и дедушки. Я считаю, что воспитание патриотизма – это определенные отношения в семье, которые в первую очередь проявляются у родителей, а дети берут с них пример.

Священник Димитрий Киселев:

− Мы были сегодня в музее «Сестрорецкий рубеж», где нам рассказывали об экспонатах. Дети должны чувствовать сопричастность к тем временам, когда люди, не щадя своей жизни, отдавали свой последний долг. Важно не только знакомство с историей, но и участие самих детей. Например, сегодня у них была «Зарница»: они поучаствовали в спортивных мероприятиях, постреляли. И все это должно служить для них назидательным примером.

Каждое следующее поколение не хуже предыдущего: оно способно усваивать уроки истории так же, как и предшественники. Но форма этих уроков может меняться. Мы должны предлагать разные варианты − игра стоит свеч: так мы закладываем основы собственного будущего, будущего наших детей и нашей страны.

Записали Таисия Зыкова и Наталья Богданова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 00:30
  • Пятница, 10 мая: 05:30
  • Суббота, 11 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать