Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В этот раз гость студии - детский поэт из Перми Игорь Дмитриевич Ипполитов. Поговорим о его творческом пути, о том, как воспитывать детей в вере и почему важно с раннего возраста давать четкие определения добра и зла. Поэт прочитает несколько своих стихотворений, написанных в лучших традициях отечественной детской поэзии.
− Наша новая рубрика «Пишу для детей», надеюсь, когда-нибудь станет постоянной. Пока Вы первый детский поэт в гостях в нашей студии. Мне бы хотелось начать со знакомства. Ваши стихи детские, простые, милые, и мне бы хотелось, чтобы Вы что-нибудь нам прочли.
– Стихотворение называется «Шарик на рыбалке»:
На рыбалку поутру
Мы с хозяином шагаем.
Тишина стоит вокруг.
Тишину мы не пугаем.
Всем давно уже известно:
Он поэт и я поэт.
Романтично, поэтично
На реке встречать рассвет.
На реке шуметь негоже.
Мы немеем от красы.
Солнце утром так похоже
На кружочек колбасы!
– Прекрасно! Такие простые детские стихи. Кажется, таких стихов очень много в русской культуре, но как только у тебя появляются дети и ты начинаешь их воспитывать, оказывается, что круг русских, советских поэтов, которые писали для детей, не так уж велик. Он ограничен, хотя стихи их прекрасные, замечательные. А когда мы обращаемся к новой детской поэзии, выясняется, что там очень много назидательного, нравоучительного, развивающего. У поэзии появляется какая-то сверхзадача, которая почти всегда назидательная.
– Зачастую политизированная даже.
– К счастью, мне такие стихи не попадалась. Но обучающих очень много. Получается, что из чистого искусства мы превращаем поэзию в инструмент обучения.
Давайте поговорим вообще о том, как Вы стали поэтом. Вы человек православный, но почему-то у Вас как будто нет ничего о вере и Боге. Но зато есть о любви к природе. Мне кажется, что так и нужно воспитывать детей: в любви к Богу и окружающему тварному миру. Это классика русской детской поэзии. Когда Вы начали писать? И почему именно для детей?
– Основная причина – это моя дочь. В 1991 году у меня родилась дочь Катя. Я начал писать достаточно давно. Сам я не профессиональный литератор, а инженер-теплоэнергетик по профессии. Закончил в 1988 году в Свердловске теплоэнергетический факультет Уральского политехнического института. По распределению я попал в город Добрянка (Пермский край) на Пермскую ГРЭС и начал там работать.
Как я начал писать стихи? Через какие-то внутренние переживания, сомнения. На меня повлияло то, что я начал читать духовную литературу, увлекаться православием. Я увидел разницу между миром добра и всем остальным. Тогда я и понял, что у нас очень мало добрых, смешных, веселых сказок для детей. Мне в детстве мама, папа, бабушка читали сказки, которые до сих пор остались у меня в сердце, в памяти. Как сейчас, помню стихотворение «Ертель-Тертель» писателя Доктора Сьюза. В стихе прежде всего должна быть смешная история, персонажи должны быть милыми, добрыми. И мне показалось, что эту основную задачу я уловил.
Первое стихотворение получилось, как ни странно, про таракана. Такой таракан-ветеран, очень добрый, совершенно героический. За год (1996−1997) родился небольшой цикл: 10 стихов про домашних животных, прежде всего про котов и собак. Я очень люблю домашних животных. У меня всегда в доме были коты, собаки. Дочка приносила нам котят, мы искали им хозяев, пристраивали их. Когда смотришь на них, видишь, что это действительно Божьи создания: у каждого свой характер, и все настолько интересные. Я смотрел на животных, и мне хотелось про них написать. Так и получилось. У меня была собака и три кота (не считая тех, которых мы раздавали), и от каждого я что-то брал для творчества.
– Это достаточно распространенный вариант, когда поэт пишет для своих. Корней Чуковский писал для своей дочери Мурочки. Она персонаж многих его стихотворений. Детская добрая поэзия может стать и своеобразным выходом из кризиса. Дочка Корнея Чуковского была тяжело больна (в итоге она умерла), но он ее и себя поддерживал своими добрыми, простыми стихами, которые мы все до сих пор любим и ценим. У Вас, как я понимаю, похожая история.
– Да, наверное, похожая. Мы все помним 1990-е годы: надо было как-то выживать. Это увлечение помогло мне сформироваться как православному человеку. Тогда еще не было на экранах телевизоров такого засилья пошлости. Сейчас два православных канала борются с несколькими сотнями каналов, которые вещают что попало. Самое страшное, что в детскую душу западает первая информация, которую ребенок впитал в себя. А если она злая, нехорошая? Стих, какая-то история тоже остаются в сердце ребенка, и важно, чтобы они были добрые.
Когда я начал интересоваться этим, специально покупал детские книги и читал. Есть прекрасные детские поэты. Например, Борис Заходер. Помню его стихи с детства: они простые, добрые, интересные, веселые, смешные. Дети должны посмеяться над героем. Но в то же время это не должно превращаться в сарказм. Нехорошо, если в стихах есть какой-то двойной смысл.
– Прочтите еще что-нибудь.
– «О котах и искусстве»:
Люди кошек уважают,
Гладят, кормят вкусно,
Но они не понимают
В оперном искусстве.
Как же можно обожать
Разодетых франтов,
Но в упор не замечать
Истинных талантов?
Восхищаться, как поет
Соловей и кенар,
И не видеть, что их кот
Лучший в мире тенор?
Если ночью запоет
Кот случайно арию,
Скажут все, что он орет
Будто бы ошпаренный.
Потому с ночных гастролей
Кот бредет на всех обиженный
И с досады рвет обои
Как вчерашние афиши.
– Прекрасно.
– Есть одно из моих первых стихотворений для малышей «Маленький герой». Дочка была маленькая, ей очень нравилось. И ее друзьям, и мне тоже.
Маленький котенок –
Маленький герой.
Просто мы не знаем
Этого порой.
Мы его на дачу
Брали в воскресенье,
Наш храбрец в корзинке
Охранял варенье.
Он в геройском деле
Показал свой дух:
Отогнал от банки
Двух нахальных мух.
– Прекрасно. Мне очень нравятся Ваши стихи. Это совершенно искренне.
Хотелось бы узнать, кто были Ваши слушатели, читатели? Только Ваша дочка? Вы уже упомянули ее друзей…
– Да, и ее друзья. Как-то она в класс принесла стихотворения. У меня были публикации. Мне помогли опубликоваться в районной газете. А потом быт задавил мои творческие порывы. Нужно было выживать. Были карьерные устремления, и я надолго забросил это дело. Но в то же время я тогда увлекся православной литературой. Это было начало 2000-х годов, начали выходить хорошие книги. Некоторые произвели на меня огромное впечатление. Это Иван Александрович Ильин, Иоанн (Шаховской). Я стал покупать их философские книги, читать. У Ильина есть короткие циклы, эссе: «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований». Великолепные у него есть рассуждения: «Воспитать – не означает сделать из ребенка преуспевающего мошенника, а сделать добросердечного, цельного человека».
А что сейчас? Маленький человек смотрит телевизор, а для нынешнего телевидения характерно мелькание кадров, шумовой эффект, взрывы; остановить взгляд не на чем. В стихе же должен быть ритм, история.
− То есть Вы считаете, что надо проводить выборку того, что мы предоставляем своим детям? А стихи тоже могут стать воспитательным инструментом?
− Да. Сейчас это, конечно, непопулярно, но, мне кажется, должен быть какой-то православный фильтр. Ребенку хотя бы нужно показать, по словам Маяковского, «что такое хорошо, а что такое плохо».
− Как Вам кажется, современные дети вообще читают стихи? Кажется, что стихи очень легко доходят до детского сознания.
− Если в стихе есть ритм, он простой и там хорошие герои, он должен легко запоминаться. А если его еще прочитает очень хороший артист, то стих зазвучит. И книги тоже воспринимаются прекрасно. Уйти полностью от детских книг нельзя ни в коем случае.
− Может быть, еще прочтете что-нибудь?
− Да. «Почему так дорог хвост?»:
Почему так дорог хвост
Для порядочной собаки?
Хвост не прибавляет рост,
Хвост не помогает в драке.
Он цепляется в репейник,
Он вреднее, чем ошейник.
Если пес стащил котлету
И хозяйка ищет вора,
То, конечно, как примета
Хвост торчит из-под забора.
Но зато хвостом виляя,
Я бегу встречать хозяев.
− Эти стихи очень похожи не по содержанию и не по ритму, а по настроению на армянскую народную поэзию. У меня в советское время был такой сборник. Там тоже персонажи – птички, собачки и котики. Я эти стихи помню до сих пор, цитирую их, и мои дети их знают. Мне кажется, что иногда такие простые, милые детские стихи действительно становятся фундаментом, который цементирует представления о добре в человеке. И можно через всю жизнь пронести это представление о добре. Скажите, пожалуйста, кроме добра, что Вы еще хотите взрастить своими стихами в детях? Может быть, это любовь к природе?
− Любовь к природе – это прекрасно. Но как-то у меня получилось, что в цикле «Домашние животные» животные дворовые. Кого вижу, о том и пишу. Я вспомнил еще одну цитату Паисия Святогорца о том, что если заложить в ребенке добро и он отойдет от него, то когда у него будут какие-нибудь испытания, он вернется к добру. Понятно, что у него будут какие-то испытания, он будет страдать. Не бывает жизнь гладкой. И оступиться где-то может человек, сбиться с пути. Важно, чтобы ребенок читал те книги, какие нужно.
Кто-то сказал, нужно отделять сигналы от шумов. Сейчас шумы давят сильно не только на детей, но и на взрослых. Информационный коллапс очень тяжело переживать взрослым, а детям, наверное, еще тяжелее. Ребенка учат предметам, из него делают специалиста, профессионала. Высший пилотаж, если он станет менеджером, коммерсантом. Как выразился, конечно, сурово, но сильно Ильин, мошенником. А нужно сначала воспитать из ребенка цельного, хорошего человека, а потом уже можно из него делать профессионала какого-то дела. А иначе, как сказал Достоевский: «Если негодяю дать высшее образование, то из него получится утонченный негодяй». К сожалению, образование может даже вред принести.
Детская литература, поэзия очень сейчас актуальны. Как бы ни ругали советскую действительность, тогда были великолепные писатели и поэты: Заходер, Владислав Крапивин, Лев Давыдычев. Это как надо любить детей, чтобы такое написать! Там действительное есть история, сюжет, доброта, юмор, любовь к детям. Неописуемое удовольствие получаешь, когда читаешь эти книги.
− Еще очень хочется узнать, откуда это все берется. Меня, например, всегда поражали Хармс и Введенский. Они работали в детских журналах «Чиж» и «Еж», писали детские стихи. Потом они были оба сосланы, один умер в тюрьме. У нас осталось их наследие. Это в большинстве своем тоже очень простые, радостные, добрые стихи с яркими образами. Меня поражает, как человек находит в себе силы для того, чтобы становиться на один уровень с ребенком, который еще не видел горя, и разговаривать с ним на языке добра. Человек как будто отбрасывает свой тяжелый груз, отрекается от своего горя и оставляет только доброе и светлое. Может быть, я ошибаюсь, мне так это видится. Как Вам это видится изнутри?
− Как приходят стихи, я не знаю. Присутствует какое-то озарение, настрой души на доброту.
Душа у ребенка очень чистая. Мне нравится очень у Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки». Там в третьей главе Джордж рассуждает, какой скарб грузить в лодку, чтобы она не потонула. Действительно, не надо брать с собой лишнее. Не надо захламлять свою жизнь ненужными вещами. И детей тоже надо учить ставить на первое место добро.
Молодежь, в общем-то, хорошая. Я наслаждаюсь, общаясь с ней. Некоторые дети замечательные, несмотря на информационную агрессию, на шум, который создают средства массовой информации.
− Прочтите на прощание еще коротенькое стихотворение.
− «Кот и приказы»:
Кот всегда ухитрится стянуть со стола
Из-под носа хозяйки сосиску.
И поверьте, что он не сгорит от стыда,
Сунув морду в соседскую миску.
Как гимнаст, он повиснет на шторе,
Скинет с вешалки плащ в коридоре,
Но при этом любой самый вежливый кот
По команде «Ко мне!» ни за что не придет.
И неважно, какой кот породы
И какого он племени, роду.
Полосатый, серый ли рыжий,
Совестливый или бесстыжий,
Из котов ни один никогда и нигде
Не исполнит военной команды «Ко мне!»
И коты просят все для себя уяснить:
Приказать им нельзя, можно лишь попросить.
Подманить, только если колбаской,
Приучить к себе лестью и лаской.
Ведущая Марина Ланская
Записали Анна Вострокнутова и Наталья Богданова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!