Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

29 ноября 2023 г.

Через несколько дней начинается длинный Рождественский пост. Что будем делать?

Радоваться! Мы уже говорили об этом в наших передачах. Я уверен, что люди, которые интересуются темой поста (хотя бы просто из статей в Интернете), прочитали для себя, что это такое. Мы очень часто сталкиваемся с неверным и неправильным пониманием. На фразу, которую священник обязательно произносит в каждом храме, напоминая своим прихожанам, что впереди наступает время поста, мы слышим горестный вздох. Он, конечно, выражает наше человеческое состояние, потому что в таком ключе жизнерадостности мы прекращаем какое-то время получать удовольствие от земной жизни. А мы же привыкли к этому!

Жизнь взрослого человека очень редко строится на удовольствиях. Возможно, ребенок, или подросток, или молодой человек может иногда пожить в свое удовольствие, наевшись ерунды, насмотревшись всего... И то потом тяжело! А взрослый человек постоянно трудится. У него много проблем, скорбей это тяжелая работа, большая семья, какие-то трудности со здоровьем... И вот когда выпадает такое небольшое, легонькое время (полдня, денечек, два), мы, конечно, стараемся посвятить его всему тому, чего нам так не хватает: полежать, поспать в свое удовольствие, посмотреть любимый сериал, сходить с друзьями погулять, поехать на дачу... Это все замечательно! Это то, когда мы разрешили своему немощному, слабому человеку чуть-чуть почувствовать отдохновение.

Для христианина чрезвычайно важно помнить, что он не только плотское существо. Он сотворен по образу и подобию Божию. В нас живет живая душа, которая составляет нас самих. Когда мы говорим, что у нас заболела нога, это понятно (тело). А когда мы говорим, что что-то душа болит, что-то не по себе, что-то грустно мне, это есть те самые мы. Наша душа тоже требует отдохновения.

Мы знаем, что в окружающем нас пространстве есть понятие «душевности», какой-то внутренней культуры, не связанной с материальным. То, о чем мы говорим, это вовсе не походы в музеи и не какие-то практики по «убаюкиванию» взрослых людей… Наш дух когда-то был в тесной связи с Богом. От этого человек пребывал в состоянии гармонии, счастья, потому что он выполнял то, что Богом было о нем задумано и предначертано. Он находился в тесном контакте с Источником всех благ и жизни. И поэтому сам был цветущей, плодовитой лозой.

Когда мы говорим о грехопадении, всегда вспоминаем о том, что люди получили одежды, были изгнаны из рая, устроили катастрофу для всей земли. Все, что не должно было умирать, стало умирать. Но надо вспомнить о том, что эта связь с Богом, о которой мы уже не раз говорили в наших передачах, была утеряна. Теперь задача человека состоит в том, чтобы наладить, воссоздать эту связь человека с Богом.

Одно из значений толкования слова «религия» с латинского языка (religare)восстановление связи. Мы стараемся с помощью культа, духовных упражнений, изучения Священного Писания непостижимым нам, по земным меркам, путем, достичь этой тесной связи с Богом.

Пост одно из таких классических упражнений, важных событий в жизни человека. Наверное, каждый из нас сталкивался в своей жизни с понятием самоограничения. Ребенок абсолютно не понимает, зачем это нужно. Когда ребенок сидит с телефоном, планшетом или перед телевизором, мы ему говорим, хватит, у него возникает абсолютно искреннее недоумение и возмущение: почему хватит-то? Это всего десятый мультик. «Я хочу!» Почему хватит всего лишь третье мороженое за день? Даже не двадцатое! Для взрослого человека это искреннее недоумение выглядит смешным, потому что мы понимаем, что он маленький, глупенький. Не он будет лечить себя от ангины, укачивать себя, потому что не сможет заснуть после страшных мультиков, будет лечить себе зубы после лишней съеденной конфеты.

Мы сами превращаемся в таких же маленьких детей, когда вопрос касается духовной жизни, говорим: «Ну, пост-то начался... Только что был Петров. И еще 40 дней! Давайте неделю!» Надо разобраться. Мы вырастаем и сталкиваемся с понятием самоограничения, в котором кроется истинное понятие свободы. Свободный человек не имеет возможности делать все, что душа пожелает.  Мало ли что душа пожелает! Человек может броситься под машину, может навредить себе. Он это сделал свободно.

Свобода не должна навредить человеку. Любое важное в жизни дело сопряжено с лишением себя какой-то части благ. Это начинается уже с детства.

В первом или во втором классе ребенку уже начинают задавать домашние задания. Он уже вынужден отодвигать свой привычный ритм жизни, чтобы написать эти «несчастные» два или три предложения. Он делает это с такой нелюбовью, с таким трудом... Ему так не хочется садиться за эту тетрадку, ведь он ограничивает этой тетрадкой границы своего бытия. Он не видит в этом никакой пользы. Это взрослый человек понимает, что сейчас, пока он рисует закорючки, он формирует правильный почерк, научаясь писать отдельные элементы букв. Это залог будущего красивого письма. А ребенок видит крючочки и палочки. Конца и края нет его расстройству, что его любимая мама, которая так радостно с ним проводила время, сама сажает его за эту парту, и он вынужден рисовать эти крючки.

Пройдет время, ребенок будет учиться в старших классах, будет сдавать ЕГЭ и сам, наверное, будет ограничивать себя в прогулках и развлечениях, потому что будет понимать, что количество баллов, что он наберет на экзамене, напрямую повлияет на его поступление в ВУЗ. Пройдет еще много времени, и уже взрослый человек, на работе, будет расставлять приоритеты, в том числе и в личной жизни, понимая, что от него зависит какой-то проект или, допустим, судьба других людей.

Это жизнь. Так уж все устроено. Как жаловались многие литературные герои детских сказок и рассказов: почему нужно раздеваться и одеваться, заправлять и расправлять кровать? Почему все полезное невкусное, а вкусное неполезное? Так и в нашей жизни: мы сталкиваемся с тем, что для того, чтобы достичь какого-то блага для себя, мы сначала должны ущемить себя в чем-то. Конечно, когда человек понимает, для чего ущемление происходит, это как-то примиряет его с действительностью.

Когда мы говорим о полосе препятствий и в конце видим приз, конечно, полосу препятствий проходить проще. Когда не видишь ничего в конце полосы препятствий, конечно, возникает возмущение: «Зачем я должен бегать, прыгать, как горный козел, если мне даже не объяснили, зачем это нужно?» Как Вы понимаете, я веду к посту.

Батюшка, как поститься и как выбрать меру поста для себя?

 Надо вспомнить, зачем мы это делаем. Когда я бегу, надо вспомнить: куда и для чего?

– Ответы могут быть разные. Для пользы здоровья (похудеть).

– Вы предлагаете житейские ответы от людей, которые пытаются познакомиться с практикой поста. Церковь не приемлет таких ответов. Мы не можем человеку запретить. Но тем, чем человек занимается, это не является соблюдением поста. Человек пытается совместить приятное с полезным. Я сразу скажу, что похудеть постом нужно еще очень умудриться. Дело в том, что зачастую, в силу определенных продуктов (пост именно так действует на организм) за пост запросто можно еще и набрать.

Я не раз встречался с такими людьми, которые уверены, что это полезно для здоровья. Действительно, в посте есть определенная, чисто биологическая, черта. Любой врач-профессионал, безусловно, скажет, что не есть мясо весь год подряд организму совершенно неполезно. Должны быть какие-то перерывы, когда организм будет перестраиваться на растительную пищу. Наши далекие предки не имели возможности есть каждый день мясо, как мы. Это тоже важный момент. Этот пост был невольным в плане воздержания от мясной пищи.

Пост можно назвать, конечно, полезным делом, тем более если человек прекрасно понимает, что он заботится о своем теле. Правда, у многих христиан есть иная привычка: наоборот, держать свое тело в узде, чтобы не расслаблять его, не впадать в искушение. Они стараются с такой утроенной ненавистью поставить свой организм на какое-то место. Вот это самое страшное, когда человек не понимает, что пост не должен вредить здоровью.

Когда человек хочет начать поститься, но имеет какие-то ограничения (у него есть хроническая болезнь в острой стадии, какая-то слабость, он знает ее за собой), здесь надо не со священником консультироваться («можно ли мне, батюшка, попить молочка?»), а идти к врачу и консультироваться с ним: мол, хотел бы 40 дней воздерживаться от того-то и того-то; можно ли это делать… Если врач скажет, без проблем, пей кефир-пьем кефир. Если врач сказал, нет, Вам нельзя, но мы пришли к батюшке и не сказали, что мы больны, а батюшка уже рукой махнул, и мы сравниваем, кто главнее, садимся на пост, как говорят люди, сел на пост, а потом, через 2 недели, уехал на скорой, никакого добра (мы даже не говорим о духовном) это организму не принесет. Поэтому прежде всего нужно начинать с адекватности.

Если человек хочет попробовать поститься, он должен выяснить, что такое пост, понять, как правильно поститься, даже чисто физиологически, очень аккуратно в этот пост входить и выходить из него.

По продолжительности и строгости посты бывают разные. Рождественский пост продолжительный, но не очень строгий. По традиции мы стараемся не вкушать мясо, но позволяются продукты рыбного происхождения. Здесь есть самые разные традиции. Человек спрашивает, когда можно есть рыбу, и с трех сторон ему отвечают совершенно разные вещи.   

– Календарик есть, на котором написано про масло, масло зачеркнуто, икра, рыба…

– Все эти календари базируются на церковном Уставе, который называется Типикон. Он написан для монахов. Если Вы монах, то, конечно, нужно открывать календарь и смотреть. Если Вы не монах, то Вам не стоит слепо доверять монашеской традиции, тем более не самой современной. Если там написано «без масла», хорошо, но на другой странице написано: «едим финики». Вы видели, сколько стоят финики в магазине? А еще, допустим, сказано: «едим икру, по три онгии». Онгия это такой сосуд. В него входило примерно 33 грамма. Сто граммов икры для одного брата хороший пост!

Тут надо быть честным. Мы не можем поститься, как монахи. Мы можем попробовать взять на себя этот подвиг, но в современном мире такая строгость не дает той пользы, какая была, когда этот Типикон писался. Допустим, пища без масла. Кого сейчас удивишь этим маслом? И так всё с маслом. Мы сейчас ничего не делаем без масла (в салат добавляем, жарим на масле). Но тут надо понимать, пост не должен быть для нас наказанием, и мы не должны встречать каждый новый день поста как несчастные заключенные в тюрьме, которые в календарике, о котором мы уже говорили, зачеркивают каждый день с невероятным ожиданием, когда уже это закончится.

Пост должен приносить человеку духовную радость. Да, это тяжело физически. Может быть, действительно постараюсь следить за своими калориями, лишу себя того, что больше всего люблю: сладкого, семечек, кофе с молоком по утрам (буду пить кофе без молока, например).

Зачем это должно приносить радость? Я в святой уверенности, что я в плохом настроении, потому что не выпил кофе с молоком, иду на работу. Что я несу миру? Зачем я делаю это? Идем от обратного: не будем смотреть на пост, будем смотреть, чем закончится пост. Великим Господским двунадесятым праздником Рождества нашего Спасителя. Это день, в который родился наш Господь. На день рождения принято дарить подарки. Хорошо, если человек состоятельный. Он старается принести богатый, дорогой подарок. А если человек бедный, он будет приносить что-то по силам, по средствам. У нас, даже в быту, принято дарить ужасные безделушки, лишь бы были: набор белья, который не подойдет, книгу, которую никто не будет читать… Ну нельзя с пустыми руками прийти! Коль в нашей традиции до сих пор есть эта мысль, что нельзя прийти с пустыми руками, то мы и к этой пещере Рождества не можем прийти с пустыми руками. Есть только одна загвоздка: что мы можем подарить Тому, Кто создал этот мир? Даже на Божественной литургии, когда мы приносим хлеб и вино для претворения в Тело и Кровь, мы произносим фразу: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся…», то есть за всех мужчин и за всех женщин. О чем мы говорим? Мы Тебе принесли Твое же, потому что больше у нас ничего нет.

Если мы не в состоянии принести родившемуся Богомладенцу ничего физического и материального, мы можем принести ему что-то в другом плане. Мы можем Ему пообещать стать лучше, можем сказать: «Знаешь, Господи, я вижу, что в своей жизни уделяю Тебе очень мало времени. Когда у меня появляется свободное время, я начинаю заниматься чем угодно, но только не общением с Тобой. Я сплю, смотрю сериалы, ем очень много вкусной, неполезной еды, ленюсь, трачу время на безделье, пустое пролистывание новостей или видеороликов в Интернете. Я хочу научиться делать это в меньшей степени, чтобы у меня в жизни появилось время на общение с Тобой. Я хочу стать лучше. Поэтому, Господи, я заранее готовлюсь ко дню Твоего рождения».

За 40 дней пытаюсь взять себя в руки, заставить себя встать, когда хочу и могу поспать, отложить телефон и побольше пообщаться с близкими и родными, перестать есть вредную пищу, вместо объедения съедать полпорции. Я это делаю не потому, что меня заставила Церковь, а потому, что искренне хочу поменяться, потому, что чувствую себя рабом хот-дога, кровати, длиннющего сериала в девять сезонов… А я раб Божий! И если раб Божий, то меня должна радовать сама мысль о Боге. Следовательно, я должен стремиться говорить: «Я помолюсь. Я сделаю доброе дело». Но какими бы мы ни были христианами, мы в жизни, наверное, это исполняем слабо, по своей земной немощи. Полежал, почувствовал, как  отдохнул. А после молитвы человек очень редко чувствует какой-то моментальный результат на душе…

Мы не видим обратного эффекта. И вроде как не надо на это тратить время. Но вся наша вера это игра вдолгую. И есть так называемый низший уровень любви делать что-то из боязни, что Бог накажет, или за то, что Бог наградит. Есть еще уровень сыновней любви, когда мы очень хотим не расстроить Бога, хотим порадовать Его своим поведением. Мы всей душой очень хотим не расстроить Его на Рождество. В древних манускриптах, рукописях, где показывали рождение Спасителя, встречаются зарисовочки: вот идут волхвы, вот пастухи, вот все животные приходят ко Христу и несут Ему свои дары.

В одной из книг нарисованы три кота, которые несут Ему в зубах мышей. Вот подумать: Христу, родившемуся Богомладенцу, зачем скользкие серые мыши? У котов нет больше ничего. Коты несут нам, своим хозяевам, этих мышей, на самое важное место кладут: кровать, стол. Они «говорят»: вот я поймал, похвали меня! А мы говорим: «Фу! Убери эту гадость!»

Как тонко показано, что Христос, с такой улыбкой, снисходительно принимает у котов этих мышей. Так, возможно, и наши поступки будут смотреться тоже очень наивно. Когда ребенок нас поздравляет с днем рождения, он же делает какую-то жуть на какой-то бумажке, причем губной помадой мамы, и говорит: «Мам, это ты!» И мама рада! Она рада вниманию, рада, что ребенок вложил в это любовь!

Что мы можем представить Богу, кроме вечной души, которую мы постоянно погружаем в жир житейской жизни? Мы говорим: сейчас дела, заботы, работа… «Выйду на пенсию, буду молиться, буду святым». Но есть шанс до этого не дожить. И пост это уникальная пора радости!

Когда спортсмены слышат, что наступают спортивные состязания, соревнования, олимпиады, у них загораются глаза! Это новая возможность показать, доказать и всем остальным, и, прежде всего, самому себе, на что ты способен.

Я был бы очень рад, если бы у нас, православных христиан, вместо горестного вздоха на службе вырывался бы вздох радости: «Наконец-то! Мы столько ждали! Вот сейчас я наступлю на горло собственной песне».

Очень часто в соцсетях встречаем статусы: «Я такая, какая есть! Я не изменюсь!» Но для христианина это страшный статус! Для нас должно быть страшно кичиться тем, какие мы есть, потому что мы в основном греховные. Мы должны найти в себе эту низменную слабость, которую будем вычеркивать этим постом. Мы должны поставить себе задачу: «Я хочу стать лучше, не буду делать того, того, того… Господи, помоги мне! Я хочу навести порядок не только в своей квартире, но и в своей душе».

–  Пост может навредить? Я знаю историю человека, который очень осознанно постился Великим постом, строго его соблюдал, ходил на службы, не вкушал всей запретной еды, а после поста нажарил шашлыков и сказал: «Я больше никогда не буду поститься!»

– Наши святые говорили, что если бы все дело было только в мясе, то коровы были бы святыми. Дело все-таки не в мясе. Дело в духовной работе над собой… Если человек раздраженный, злой, голодный, ругает других, какая польза от этого поста? Как он встретит праздник Рождества? С радостью или облегчением? И у него даже не хватит моральных сил вспомнить, ради чего все это происходило?

Будем помнить постом каждый день, для чего нам это нужно! Будем держать себя в узде, чтобы потом, когда пост закончится, не вернуться к прежнему! Будем хранить этот уровень, на который мы вышли, чтобы следующим постом забраться на еще одну, следующую, ступеньку совершенства, которая ведет нас к этой искренней встрече в обителях рая с Тем, Кто сегодня предлагает нам все шансы для спасения на этой грешной земле.

–  Батюшка, пост продолжительный. Как мы уже сказали, он продолжается весь декабрь, начало января. У нас еще будет время поговорить о нем. Давайте продолжим эту тему в следующей программе!

С огромной благодарностью и радостью! Для меня это будет очень важно. Я надеюсь, это будет интересно и нашим телезрителям. Хотелось бы нам всем пожелать сил на несение этого непростого подвига поста и, как мы сегодня уже говорили, помнить, зачем нам это нужно, держать себя так, чтобы все остальные, как заповедовал Христос, не замечали, что у нас пост.

Ведущая Инесса Титова

Записала Ирина Овчинникова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 мая: 05:30
  • Суббота, 01 июня: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать